Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 с кадетскими классами»
Утверждена решением
ШМО классных руководителей
Протокол от
Программа
внеурочной деятельности
в 8 «в » классе
2018-2019 учебный год.
Возраст обучающихся : 14-15 лет
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Автор программы:
Доценко Е.М.
Кстово 2018 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с задержкой психического развития, так и обычно развивающихся сверстников.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность, организованная на основе системного психолого-педагогического сопровождения, позволяет решать следующие задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Программа внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ разработана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с особенностями развития. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основные цели внеурочной деятельности заключаются в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способности обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени на основе создания условий для творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Именно поэтому важна связь с родителями, данные диагностик. Знакомство руководителя с рекомендациями врача во избежание осложнения здоровья.
Развитие навыков общения. Коммуникативных, жизненно важных компетенций (охрана здоровья. Законопослушание. Самостоятельность. Умение трудиться и добиваться поставленной цели) развитие мышления и т.д. реализуются в рамках воспитательной системы класса, где системообразующую роль выполняет классный руководитель и родительский комитет класса. Классные часы в различных формах: устный журнал. Встречи с интересными людьми. Людьми разных профессий; конкурсы, просмотры и обсуждение фильмов, роликов и социальной рекламы; экскурсии. Посещение концертов филармонии, спортивные соревнования – необходимые компоненты внеурочной деятельности, способствующие воспитанию и развитию обучающихся, их социальному адаптированию.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания данной программы, является коррекционно-развивающая деятельность.
Содержание внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное – в соответствии с целями и задачами воспитания гармоничной личности, что соответствует требования ФГОС.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:
- создание условий для развития и пропаганды культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- воспитание позитивного отношения обучающихся с ОВЗ к урокам физической культуры и занятиям спорта;
- развития у обучающихся с ОВЗ потребности в занятиях физической культурой и спортом, в режиме правильного питания.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | ТБ «Правила поведения в школе» | Согласно перспективному плану внеурочной деятельности |
2 | Беседа по ПДД «Правила поведения на улицах, дорогах посёлка, города. |
3 | Спортивные праздники., «Зарница» |
4 | ЗОЖ. Тематические инструктажи |
5 | «Спорт в моей жизни » конкурс презентаций. |
6 | «Мы –за здоровый образ жизни» Конкурс рисунков. |
7 | «Влияние алкоголя на организм человека» кл.час |
Особое внимание уделяется таким занятиям как: коррекционные занятия с психологом, занятия в рамках программ коррекционно-р азвивающей работы классных руководителей в классах обучающихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
У обучающихся с ОВЗ появится позитивное отношение к спорту;
Обучающимися с ОВЗ будут усвоены правила личной гигиены и ведения здорового образа жизни;
Обучающиеся с ОВЗ раскроют свои спортивные возможности.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- создание условий для освоения обучающимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей с ОВЗ к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | «День знаний». Торжественная линейка | Согласно перспективному плану внеурочной деятельности |
2 | Волевые качества личности. Кл.час. |
3 | Закон и права несовершеннолетних. Беседа |
4 | Тематические концерты, уроки мужества |
5 | «Хочу – могу - надо». Кл. час по профориентац |
6 | Индивидуальные беседы с учащимися |
7 | «Я отвечаю за свои поступки!» Кл.час. |
8 | Участие в конкурсе рисунков, сочинений, стихов, поделок на военно-патриотическую тему |
Ожидаемые результаты:
Обучающимся с ОВЗ будут привиты важные гражданские качества, разовьется чувство патриотизма, уважительное отношение к истории своей страны и малой Родины в частности
обучающиеся с ОВЗ научатся быть трудолюбивыми, решать проблемы демократическим путём, преодолевать трудности;
обучающиеся с ОВЗ научатся воспитывать в себе общечеловеческие качества: доброта, вежливость, честность, взаимовыручка, чувство ответственности.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся с ОВЗ, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося с ОВЗ сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у детей с ОВЗ почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Посещение семей школьников | Согласно перспективному плану внеурочной деятельности |
2 | Анкетирование родителей по вопросам: «Трудности подростков». Родительское собрание по теме «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи" Беседа с родителями о возрастных особенностях развития детей. |
3 | Индивидуальные беседы. |
4 | Работа психолога. «Клуб общения» |
5 | Концерты,акции. | |
Ожидаемые результаты:
обучающиеся с ОВЗ научатся самостоятельности, планированию деятельности, самоанализу.
обучающиеся с ОВЗ научатся применять знания в жизни, смогут легче адаптироваться в обществе. Расширит их круг общения, способствует выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
Развитие личностных качеств; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ.
Основными задачами являются:
- формирование навыков интеллектуального труда;
- развитие культуры логического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на ступени основного общего образования.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | День знаний | Согласно перспективному плану внеурочной деятельности |
2 | «Учение – это труд». Беседа Анкетирование учащихся по выявлению досуговой сферы |
3 | Беседа «Роль знаний в жизни человека». Анкетирование. |
4 | «Удивительный мир профессий» кл час. |
5 | Кл час: «Тренировка памяти - залог будущего успеха». Беседа |
6 | Конкурсы «Ученик года» |
7 | Дифференциально- диагностический опросник. Профориентация. | |
Ожидаемые результаты:
расширение кругозора обучающихся с ОВЗ, интерес к развитию своих интеллектуальных способностей, повышение успеваемости по предметам расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;
обучающиеся с ОВЗ научатся проявлять интеллектуальные достижения как в школе, так и за её пределами.
Развитие интеллекта поможет социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в обществе.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
- развитие художественных способностей и эстетического вкуса.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | ««Победи неуверенность в себе» (час общения) | Согласно перспективному плану внеурочной деятельности |
2 | « Совесть-внутренний судья.».кл.час |
3 | Участие в концертах, фестивалях, музыкально-литературных вечерах |
4 | Уважение старших – закон жизни людей. Беседа. |
5 | Мои увлечения – шаг к будущей профессии. Самопрезентация. | |
6 | Урок мужества. Поздравление ветеранов. «Я помню…» | |
Ожидаемые результаты:
формирование у обучающихся с ОВЗ чувства эстетического вкуса, интереса и любви к искусству; формирование ценностей и чувств;
раскрытие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ.
.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь | Школьник ценит общественную жизнь | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.