РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
по спортивно-оздоровительному направлению
1–4 классы
(начальное общее образование)
Пояснительная записка
Программа « Азбука здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1–4 классах, составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования ПМР.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительно-му направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начиная с раннего детства. Выпускник начальной шко-лы должен знать и соблюдать определенные правила здорового и без-опасного для себя и окружающих образа жизни. В современных усло-виях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким ухудшением здоровья детей. Причиной тому является неблаго-приятная экологическая обстановка, нервно-психические нагрузки и т.д. Одной из целей, связанной с модернизацией общего образования, являет-ся его направленность на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительно-му направлению « Азбука здоровья» представляет собой комплекс зна-ний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечива-ющих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Данная программа является комплекс-ной программой по формированию здорового образа жизни учащихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребен-ка. Включает в себя как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, правил поведения, так и практическую части – организация подвижных игр, соревнований, тренингов. Благодаря обучению по дан-ной программе у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему, как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой, спортом, знакомиться с новыми под-вижными играми, проводить много времени на свежем воздухе, соблю-дать режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков для сво-его здоровья.
программу включено ознакомление с различными подвижными играми русского, молдавского, украинского народов. Игра – естествен-ный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий
2
великой воспитательной силой. Народные игры являются частью па-триотического, эстетического и физического воспитания детей. У школьников формируется устойчивое уважительное отношение к куль-туре родного края, её традициям, наследию. Подвижные игры имеют
оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укре-пление костного аппарата, мышечной системы, на формирование пра-вильной осанки детей.
Результатом реализации данной программы внеурочной деятельности является проведение Дня здоровья, спортивных праздников, соревнова-ний в классе и в параллели 1, 2, 3, 4 классов.
Цели программы:
– создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих воз-можность сохранения здоровья младших школьников;
– формирование необходимых знаний, умений и навыков, способству-ющих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использова-ние полученных знаний в практической деятельности;
– воспитание уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям народов нашего края, традициям своих семей, к себе и своему здоровью;
– приобщение к занятиям подвижными играми, формирование на их основе определенных видов двигательной активности.
Задачи программы:
– обеспечить двигательную активность младших школьников во вне-урочное время;
– ознакомить детей с разнообразием подвижных и малоподвижных игр, старинных и современных, и возможностью использовать их для организации досуга;
– осуществлять профилактику вредных привычек;
– формировать ответственное отношение к здоровому и безопасному образу жизни;
– развивать сообразительность, инициативу, быстроту реакции, лов-кость, терпение, выдержку;
– формировать навык общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективной игре;
– формировать умение ориентироваться на позицию партнера в обще-нии и игре, учитывать другое мнение;
– знать нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья школьников.
3
Формы проведения занятий:
– подвижные игры на свежем воздухе с использованием спортинвен-таря;
– беседы по воспитанию норм поведения, обеспечивающих сохране-ние и укрепление здоровья;
– практические занятия;
– спортивные праздники, викторины, конкурсы и эстафеты.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительно-му направлению « Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1–4 классов, с учетом реализации ее учителями начальных классов, за-нимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение одного часа в неделю: первый класс — 33 часа в год, 2–4 классы — 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологическо-го и социального здоровья.
70% содержания планирования направлено на активную двигатель-ную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Осталь-ное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, практикумы, оздоровительные минутки, тренинги, подготовку
Для успешной реализации программы будут использованы интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоро-лики, мультфильмы о соблюдении правил здорового образа жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительно-му направлению « Азбука здоровья» состоит из 5 разделов:
«Мое здоровье – в моих руках» включает темы личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма, профилактика нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, закаливание, иммунитет, про-стые виды доврачебной помощи, лекарственные и ядовитые растения на-шего края, «аптека» у дороги.
«Питание и здоровье» включает основы правильного питания, значение витаминов, необходимость употребления овощей и фруктов,
4
гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кули-нарные традиции современности и прошлого.
«Полезные и вредные привычки»: чередование труда и отды-
ха, режим дня, сквернословие, алкогольная зависимость, табакокурение, умение сказать «нет».
«Подвижные игры»: игры с мячом, скакалкой, прыжками, малопод-вижные игры, детские игры русского, украинского, молдавского народов.
«Я и мои друзья»: развитие познавательных процессов, настрое-ние в школе и дома; социально одобряемые нормы правильного поведе-ния, влияние здоровья на успешную учебу.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаи-мосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивая взаимное влияние ин-теллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее бла-гополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Ценностные ориентиры
проведении занятий данного внеурочного курса педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представле-ний, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведе-ния, реализацию усвоения знаний и представлений в поведении младше-го школьника. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности организма, психически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делая акцент на самостоя-тельное экспериментирование, физическую, поисковую активность детей. Необходимо особо выделить практическую направленность курса. Содер-жание занятий направлено на развитие негативного отношения к вредным привычкам и приобретение положительных привычек и черт характера, формирование положительных качеств: выносливости, силы воли, ловко-сти, сообразительности и т.д., обретение друзей и умение организовать с ними игры, коллективные мероприятия, конкурсы, досуг. Данный курс вне-урочной деятельности обеспечивает мотивацию: Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
5
Данная программа строится на принципах:
– научности – опирается на анализ статических медицинских иссле-дований по состоянию здоровья младших школьников; практические за-нятия носят обоснованный научный характер;
– доступности – содержание курса составлено в соответствии с воз-растными особенностями младших школьников;
– коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающей природой, опыт взаимодействия с окру-жающими людьми, одноклассниками;
– практической деятельности;
– патриотизма – идентификация себя со своей родиной, её культурой, традициями, наследием.
Планируемые результаты
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня – выпускник научится соблюдать пра-вила личной гигиены, составлять и соблюдать режим дня, составлять
выполнять комплекс утренней гимнастики, оказывать простейшую первую доврачебную помощь при порезах, травмах, ушибах, обморо-жении, участвовать и организовывать детей в различные подвижные игры, знать игры разных народов нашего края, научится организовы-вать самостоятельный поиск информации и коллективную творческую деятельность.
Результаты второго уровня – выпускник получит возможность на-
учиться формировать позитивное отношение к базовым ценностям на-шего общества, развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Личностные результаты:
– умение проявлять самостоятельность и творческую активность;
– умение выполнять задания точно, аккуратно, своевременно;
– умение соблюдать правила ТБ, личной гигиены;
– умение правильно организовать рабочее место, место проведения игр, мероприятий;
– умение сопереживать и прийти на помощь.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
– умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
6
– умение работать по предложенному учителем плану;
– умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
2) Познавательные УУД
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– умение анализировать под руководством учителя проведенные ме-роприятия (определять их назначение, необходимость проведения, полу-ченные навыки и результаты);
– умение создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры);
– умение ставить и решать задачи по сохранению и укреплению соб-ственного здоровья;
– формирование представления о родном крае, его природе, культуре народов, проживающих в нем;
– формирование эффективных способов организации своего свобод-ного времени;
– умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях.
3) Коммуникативные УУД
– умение слушать и понимать речь других, фиксировать ключевые слова, взаимодействовать с окружающими людьми;
– умение организовать товарищей для совместной игры, коллектив-ного дела;
– умение искать и находить компромиссы;
– умение развивать положительные навыки общения в многонацио-нальном обществе, основанном на знании истории и традиций различ-ных национальностей.
Предметные УУД
– умение составить и соблюдать режим дня;
– умение проводить гимнастику для глаз;
– умение правильно чистить зубы;
– умение составить и провести комплекс заданий для утренней гим-настики;
– умение вести себя в общественном месте, общественном транспорте;
– умение вести себя на воде;
– умение соблюдать ТБ на уроке и на территории школы;
– умение правильно вести себя, когда один дома;
– умение правильно вести себя при грозе, громе, снегопаде;
– умение организовать товарищей для подвижной игры.
Содержание курса
1 класс (33 часа)
Вводное занятие (1час). Ознакомление с особенностями заня-тий данного курса. Требования к учащимся во время проведения заня-тий. Техника безопасности во время игр на школьном дворе, спортивной площадке, в спортивном зале.
Питание и здоровье (4 часа). «Питание – необходимое условие для жизни человека». Игра «Угадай-ка». Беседа «Что разрушает здоро-вье, а что укрепляет?» Практическое занятие «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Игра «Юный кулинар».
ство». Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Пло-хо – хорошо». «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Составление ком-плекса утренней гимнастики.
Подвижные игры (15 часов). Общеразвивающие игры: «Шапка-невидимка», «Отгадай, чей голосок», «Пустое место», «Космо-навты», «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы». Украинская игра «По-доляночка», молдавские игры: «Ёжик» («Аричул»), «Лошадки» («Де-а каий»), русская игра «Аленушка и Иванушка». Игры с мячом: «Метко
цель», «Догони мяч», «Гонка мячей». Малоподвижные игры: «Колеч-ко», «Ручеек». Разучивание считалок, выбор водящего.
8
2 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 час). Знакомство с особенностями занятий данного курса на втором году обучения. Требования к учащимся во время проведения занятий. Техника безопасности во время игр на школьном дворе, спортивной площадке, в спортивном зале.
жа и самомассажа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». «Хи-лый в шубу – здоровый на мороз». Секреты закаливания. Составление памятки правильного закаливания.
вода – наши лучшие друзья». «К здоровью без лекарств», викторина «Фито-аптека».
Подвижные игры (16 часов). Игры со скакалкой: «Зеркало», «Алфавит». Игры с прыжками: «Попрыгунчики», «Петушиный бой», «Переселение лягушек». Общеразвивающие игры: «Бег сороконожек», «Цапля и лягушки», «Два Мороза», «Вызов номеров». Игры с мячом: «Перестрелка», «Два капитана», «Точно в цель». Русские игры: «Салки», «Лапта». Украинские игры: «Высокий дуб», «Колдун». Молдавские игры: «Овцы и волк» («Оиле ши лупул»), «Сбей кушму» («Де жос кушма»).
3 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 час). Ознакомление с особенностями занятий данного курса на третьем году обучения. Требования к учащимся во вре-мя проведения занятий. Техника безопасности во время игр на школьном дворе, спортивной площадке, в спортивном зале.
Мое здоровье – в моих руках (4 часа). Релаксационные упраж-
нения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Комплекс лечебной физкультуры. КВН «В здоровом теле – здоровый дух». «Мои физические возможности» – обсуждение. Защита мини-проекта «Наши питомцы». Игра «Светофор здоровья»
Питание и здоровье (4 часа). «Здоровое питание – отличное на-строение». «Эх, яблочко!» – игра. «Страна Витаминия» – викторина.
9
Практикум «Витамины нашего сада и огорода». Игра – соревнование «Кто больше знает?». «Пищевые отравления» – беседа. Игра «Можно – нельзя».
Полезные и вредные привычки (4 часа). Гигиена помещения
(проветривание, генеральная уборка, уход за цветами). Тест «Умеешь ли ты делать уроки?». Памятка «Как правильно готовить домашнее за-дание». Почему мы говорим неправду. Правда и ложь в пословицах и поговорках. Оздоровительная минутка «Деревце».
Подвижные игры (16 часов). Игры со скакалкой: «Удочка», «Люлька». Игры с прыжками: «Прыжки по кочкам», «Прыгающие во-робышки», «Здравствуй, сосед!». Общеразвивающие игры: «Секретное задание», «Юла», «Вызов номеров», «Караси и щука», «Зайцы в огоро-де», «Пирамидка», «Мяч в стену». Русские игры: «Казаки-разбойники», «Коршун». Украинские игры: «Мак», «Круглый хрещик». Молдавские игры: «Пастух и стадо» («Чобанул ши турма»), «Барашек» («Мелеуц»). Малоподвижные игры: «Фанты», «Молчанка», «Испорченный телефон», «Веревочка», «Волчок».
Я и мои друзья (4 часа). «Правила безопасного поведения в доме» Составление памятки. «Прически мальчиков, прически девочек». Защита мини-проекта «Детские прически». «Я умею дружить» – игра «Теремок».
Итоговое занятие (1 час). Развлекательная программа – «День здо-ровья в нашем классе».
4 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 час). Ознакомление с особенностями занятий данного курса на четвертом году обучения. Требования к учащимся во время проведения занятий. Техника безопасности во время игр на школь-ном дворе, спортивной площадке, в спортивном зале.
Мое здоровье – в моих руках (4 часа). «Как оказать первую по-
мощь при порезе, ушибе, обморожении» – беседа. Опасные ситуации в жизни детей. Тренинг «Помоги себе сам». Викторина «Мама, папа, я – здоровая семья». Нарушение осанки. Разучивание кинезиологических упражнений и составление памятки для поддержания правильной осан-ки.
Питание и здоровье (4 часа). «Очень вкусная еда, но не детская
она: чипсы, жвачки, сухарики, газированные напитки». Игра «Полез-но – вредно». «Здоровая пища для всей семьи» – беседа. Игра «Све-тофор здоровья».
10
Вред от алкоголя. Токсические вещества. Релаксационные настрои. Как доставить родителям радость. Игра «Давай поговорим». Если кому-то нужна твоя помощь. Игра «Кто больше знает?», пословицы и поговорки
тягивание на пальцах», «Соломинка», «Равновесие на линии», «Солнце и месяц», «Море волнуется». Игры с мячом: «Охотник и утки», «Мяч водящему», «Зевака», «Защищай город», «Круговая лапта», «Горячая картошка», «Мяч в стену». Общеразвивающие игры: «Гуси-лебеди», «Совушка», «Разрывные цепи», «Третий лишний», «Морские фигуры», «Слушай сигнал». Русские игры: «Горелки», «Городки», «У медведя во бору». Украинские игры: «Перепёлочка», «Печка», «Хлибчик». Мол-давские игры : «Птица без гнезда», «Перешагивание через ноги».
11
Тематическое планирование
№ | | Наименование раздела | Всего | Тео- | Прак- | Форма дея- | Форма | |
п/п | | часов | рет. | тич. | тельности | контроля | |
| | |
| | | | | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Беседа | | |
2 | Моё здоровье – в моих ру- | 4 | 2 | 2 | | Состав- | |
| ках | | | | | |
| | | | | | | ление | |
| 1. | В гостях у Мойдодыра | | 1 | | Беседа | |
| | | | | | | памятки | |
| 2. | Чтобы зубы были здоро- | | | 1 | Практикум | |
| | | «Как пра- | |
| выми. Практикум | | | | | |
| | | | | вильно | |
| 3. | Глаза – главные помощ- | | 1 | | Беседа | чистить | |
| ники человека | | | | | зубы» | |
| 4. Гимнастика для глаз по оф- | | | 1 | Практиче- | | |
| тальмологической таблице | | | | ское занятие | | |
3 | Питание и здоровье | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. | Питание – необходимое | | 1 | | Беседа | | |
| условие для жизни человека | | | | | | |
| 2. | Что укрепляет здоровье | | 1 | | Беседа с | Конкурс | |
| человека, а что разрушает | | | | элементами | |
| | | | рисунков | |
| | | | | | игры | |
| | | | | | | |
| 3. | Прежде чем за стол мне | | | 1 | Практикум | | |
| сесть, я подумаю, что съесть | | | | | | |
| 4. | «Юный кулинар» | | | 1 | Игра | | |
4 | Полезные и вредные при- | 4 | 2 | 2 | | | |
| вычки | | | |
| 1. | Сон – лучшее лекарство | | 1 | | Викторина | | |
| 2. | «Здоровье в порядке – | | 1 | | Беседа | | |
| спасибо зарядке» | | | | | Защита | |
| 3. Оздоровительная минутка | | | 1 | Оздорови- | проекта | |
| «Хождение по камушкам» | | | | тельная ми- | | |
| | | | | | нутка | | |
| 4. | Составление и разучива- | | | 1 | Практикум | | |
| ние комплекса утренней за- | | | | | | |
| рядки | | | | | | |
5 | Подвижные игры | 15 | | 15 | Разучивание | | |
| | | | | | подвижных | | |
| | | | | | и малопод- | | |
| | | | | | вижных игр, | | |
| | | | | | считалок | | |
12
6 | Я и мои друзья | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. Настроение в школе и | | 1 | | Анкетирова- | | |
| после школы | | | | ние | | |
| 2. «Знаешь ли ты правила | | 1 | | Беседа | Состав- | |
| школьной жизни?» | | | | | ление | |
| | | | | | памятка | |
| 3. Оздоровительная минут- | | | 1 | Оздоро- | |
| ка «Сотвори солнце в себе» | | | | вительная | «Правила | |
| | | | | минутка с | школьной | |
| | | | | элементами | жизни» | |
| | | | | игры | | |
| 4. Составление свода пра- | | | 1 | Практикум, | | |
| вил школьной жизни | | | | игра | | |
7 | Итоговое занятие – спор- | 1 | | 1 | Спортивный | | |
| тивный праздник «Бы- | | | | праздник | | |
| стрее, выше, сильнее» | | | | | | |
| Всего | 33 | 9 | 24 | | | |
№ | Наименование раздела | Всего | Тео- | Прак- | Форма дея- | Форма | |
п/п | часов | рет. | тич. | тельности | контроля | |
| |
| | | | | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Беседа | | |
2 | Моё здоровье – в моих руках | 4 | 2 | 2 | | Состав- | |
| 1. Учимся приемам массажа | | | 1 | Беседа | |
| и самомассажа | | | | | ление | |
| | | | | | памятки | |
| 2. Оздоровительная минут- | | | 1 | Практикум | |
| ка. Самомассаж | | | | | «Секре- | |
| | | | | | ты зака- | |
| 3. Хилый в шубу – здоровый | | 1 | | Беседа с | |
| | | ливания» | |
| на мороз». Секреты закали- | | | | элементами | |
| вания | | | | игры | | |
| 4. Составление памятки | | 1 | | | | |
3 | Питание и здоровье | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. О пользе завтрака | | 1 | | Беседа | | |
| 2. «Кто сколько жует – тот | | 1 | | Беседа с | Памятка. | |
| столько живет» | | | | элементами | |
| | | | | игры | Фото- | |
| 3. Овощи и фркуты на твоем | | | 1 | Практикум | альбом | |
| столе | | | | | | |
| 4. Памятка «Правила пита- | | | 1 | | | |
| ния» | | | | | | |
13
4 | Полезные и вредные при- | | | | | | |
| вычки | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. «Солнце, воздух и вода – | | 1 | | Беседа | | |
| наши лучшие друзья» | | | | | Защита | |
| 2. К здоровью без лекарств | | 1 | | Прогулка | |
| | | | | | проекта | |
| 3. Викторина «Фитоаптека» | | | 1 | Беседа с | |
| | | | | элементами | | |
| | | | | игры | | |
| 4. Травяные чаи. Заварива- | | | 1 | Практикум | | |
| ние чая | | | | | | |
5 | Подвижные игры | 16 | | 16 | Разучивание | | |
| | | | | подвижных | | |
| | | | | и малопод- | | |
| | | | | вижных игр | | |
6 | Я и мои друзья | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. Человек и его младшие | | 1 | | Мини- | | |
| друзья | | | | проекты | | |
| 2. Оздоровительная минут- | | | 1 | Оздоро- | Защита | |
| ка «Упражнения животных» | | | | вительная | |
| | | | мини- | |
| | | | | минутка с | |
| | | | | проекта | |
| | | | | элементами | |
| | | | | | |
| | | | | игры | Памятка | |
| 3. Рассказы о домашних жи- | | 1 | | | |
| | | | | |
| вотных | | | | | | |
| 4. Памятка «Правила обще- | | | 1 | Практикум | | |
| ния с животными» | | | | | | |
7 | Итоговое занятие – празд- | 1 | | 1 | Праздник | | |
| ник «Будем делать хорошо | | | | | | |
| и не будем плохо» | | | | | | |
| Всего | 34 | 9 | 25 | | | |
№ | Наименование раздела | Всего | Тео- | Прак- | Форма дея- | Форма | |
п/п | часов | рет. | тич. | тельности | контроля | |
| |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Беседа | | |
2 | Моё здоровье – в моих ру- | 4 | 2 | 2 | | Защита | |
| ках | | | | | |
| | | | | | мини- | |
| 1. КВН «В здоровом теле – | | 1 | | КВН с | |
| здоровый дух» | | | | элементами | проекта» | |
| | | | | игры | | |
| 2. Комплекс лечебной физ- | | | 1 | Практикум | | |
| культуры | | | | | | |
14
| 3. | «Мои физические воз- | | 1 | | Мини- | | |
| можности» – мини-проект | | | | проект | | |
| 4. Игра «Светофор здоровья» | | | 1 | Игра | | |
3 | Питание и здоровье | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. | «Здоровое питание – от- | | 1 | | Беседа | | |
| личное настроение» | | | | | | |
| 2. Викторина «Эх, яблочко!» | | | 1 | Беседа с | Коллек- | |
| | | | | | элементами | тивная | |
| | | | | | игры | газета | |
| 3. «Витамины нашего сада и | | | 1 | Практикум | | |
| огорода» | | | | | | |
| 4. | Пищевые отравления | | 1 | | Беседа | | |
4 | Полезные и вредные при- | | | | | | |
| вычки | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. | Гигиена помещения | | 1 | | Практикум | | |
| 2. | Тест «Умеешь ли ты де- | | | 1 | Составление | | |
| лать уроки?» | | | | памятки | Защита | |
| 3. | Оздоровительная минут- | | | 1 | Оздоро- | |
| ка «Деревце»» | | | | вительная | проекта | |
| | | | | | минутка с | | |
| | | | | | элементами | | |
| | | | | | игры | | |
| 4. Диспут «Почему мы гово- | | 1 | | Конкурс по- | | |
| рим неправду? | | | | словиц | | |
5 | Подвижные игры | 16 | | 16 | Разучивание | | |
| | | | | | подвижных | | |
| | | | | | и малопод- | | |
| | | | | | вижных игр | | |
6 | Я и мои друзья | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. | Правила безопасного по- | | 1 | | Беседа | | |
| ведения в доме | | | | | Защита | |
| 2. | Составление памятки | | | 1 | Составление | |
| | | мини- | |
| «Один дома» | | | | памятки | |
| | | | проекта | |
| 3. Прически мальчиков и де- | | 1 | | Защита ми- | |
| | | | |
| вочек | | | | ни-проекта | | |
| 4. | «Я умею дружить». Игра | | | 1 | Игра | | |
| «Теремок» | | | | | | |
7 | Итоговое занятие – «День | 1 | | 1 | Праздник | | |
| здоровья в нашем классе» | | | | | | |
| Всего | 34 | 9 | 25 | | | |
15
№ | | Наименование раздела | Всего | Тео- | Прак- | Форма дея- | Форма | |
п/п | | часов | рет. | тич. | тельности | контроля | |
| | |
| | | | | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Беседа | | |
2 | Моё здоровье – в моих ру- | 4 | 2 | 2 | | | |
| ках | | | | | Коллек- | |
| 1. Первая помощь при уши- | | | 1 | Практикум | тивная | |
| бах, порезах | | | | | работа | |
| 2. Викторина «Мама, папа, | | 1 | | Викторина с | | |
| я – здоровая семья» | | | | элементами | | |
| | | | | | игры | | |
| 3. | Обсуждение ситуаций | | 1 | | Практиче- | | |
| «Помоги себе сам» | | | | ские упраж- | | |
| | | | | | нения | | |
| 4. | Комплекс упражнений | | | 1 | Составление | | |
| для поддержания осанки | | | | комплекса | | |
| | | | | | упражнений | | |
3 | Питание и здоровье | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. «Очень вкусная еда, но не | | 1 | | Диспут | | |
| детская она» | | | | | Состав- | |
| 2. Игра «Полезно – вредно» | | | 1 | Игра | |
| | | ление | |
| 3. Здоровая пища для всей | | 1 | | Мини-про- | |
| | | буклета | |
| семьи | | | | ект | |
| | | | | |
| 4. Игра «Светофор здоро- | | | 1 | Игра | | |
| вья» | | | | | | |
4 | Полезные и вредные при- | | | | | | |
| вычки | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. Курение, алкоголь, токси- | | 1 | | Диспут. | Защита | |
| ческие вещества – это вред | | | | Обсуждение | |
| | | | иссле- | |
| 2. Релаксационные настрои» | | | 1 | Прослуши- | дова- | |
| | | | | | вание му- | тельских | |
| | | | | | зыки | |
| | | | | | проектов | |
| 3. Как доставить родителям | | | 1 | Обсужде- | |
| | | о вреде | |
| радость? | | | | ние, игра. | алкоголя, | |
| | | | | | Конкурс по- | |
| | | | | | курения | |
| | | | | | словиц | |
| | | | | | | |
| 4. Если кому-то нужна твоя | | 1 | | Практиче- | | |
| помощь | | | | ские советы | | |
5 | Подвижные игры | 16 | | 16 | Разучивание | | |
| | | | | | подвижных | | |
| | | | | | и малопод- | | |
| | | | | | вижных игр | | |
16
6 | Я и мои друзья | 4 | 2 | 2 | | | |
| 1. «Я – уникальный чело- | | 1 | | Анкетирова- | | |
| век» | | | | ние, диагно- | | |
| | | | | стика | Состав- | |
| 2. «Учусь находить себе | | | 1 | Тренинг | |
| | | ление | |
| друзей и интересные заня- | | | | | |
| тия» | | | | | Дерева | |
| 3. «Я познаю мир, мои ощу- | | | 1 | Психораз- | дружбы | |
| щения» | | | | вивающие | | |
| | | | | упражнения | | |
| 4. «Почему родители и дети | | 1 | | Диспут | | |
| не всегда понимают друг | | | | | | |
| друга» | | | | | | |
7 | Итоговое занятие – «День | 1 | | 1 | Спортивный | | |
| здоровья в нашем классе» | | | | праздник | | |
| Всего | 34 | 9 | 25 | | | |
Материально-техническое обеспечение
Нормативное и программно-методическое обеспечение.
Спортинвентарь (мячи, скакалки, обручи, кегли, кубики).
Средства личной гигиены (зубные щетки, паста, расчески).
Офтальмологическая таблица.
Жесткие коврики и камешки.
Модель светофора, макеты дорожных знаков, таблицы.
Раздаточный материал для проведения викторин.
17
Библиографический список
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберега-ющих технологий // Начальная школа. 2005. № 11. – С. 75–78.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1–4 классы – М.: Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1–11 классы): Практиче-ские разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвиж-ных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
Невдахина З.И. Дополнительное образование: Сборник автор-ских программ /Ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное об-разование. 2007. – 134 с.
– 176 с.
18
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Тематическое планирование
1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Материально-техническое обеспечение . . . . . . . . . . . 17 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
19