Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой край» по социальному направлению в 1-х классах направлена на социокультурную адаптацию учащихся, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
привить любовь к малой родине, уважение к необъятной и многонациональной России;
создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного края;
способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
содействовать толерантному отношению к окружающим;
развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
формировать исследовательскую культуру у младших школьников;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Общая характеристика
Программа «Мой край» позволит пробудить интерес ребят к родному краю, его истории, поможет ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Учащиеся познакомятся с историей донского казачества, обычаями и традициями донских казаков, особенностями их быта, военной службы. Младшие школьники увидят многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей региона. Неповторимые ощущения учащимся во время экскурсий доставит необычайно яркая живописная природа Донского края. В ходе реализации программы они ознакомятся с древними ремёслами и различными профессиями, с разнообразием животного мира и растений Ростовской области.
Программа реализуется в форме выездных экскурсий по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области. По итогам экскурсий учащиеся готовят творческие проекты. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях, поэтому 80% занятий проходит в активной форме.
В программу входит краеведческая работа и экскурсии по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области:
1 классы |
Название экскурсии | Содержание |
«В старой казачьей станице» г. Аксай | Экскурсия в старейшую Донскую казачью станицу. |
Лабораториум – интерактивный музей наук | Демонстрация научных законов и явлений в игровой форме. |
Кидбург | Знакомство с различными профессиями. |
Ростовский Зоопарк | Экскурсия в ростовский зоопарк — один из крупнейших зоопарков России, который является участником 38 программ по сохранению редких и исчезающих видов животных. |
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 84. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Место проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города и области (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Длительные по времени экскурсии проводятся в запланированный день, тема в журнале учёта записывается по количеству затраченного времени.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности «Мой край»: экскурсии, акций, практические и исследовательские работы, конкурсы, игры и праздники.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
К концу обучения дети должны иметь:
- представление об истории родной школы, города, области;
- повышенный познавательный интерес к краеведению;
- навыки самостоятельной работы и работы в группах;
- знание о животном мире, природе и культуре родного края;
- активную жизненную позицию;
- чувства гордости за свою семью, школу, город, край;
- чувства патриотизма.
Программа в 1-х классах рассчитана на 29 ч., 1 час в неделю.
Учебные предметы | Внеурочная деятельность |
Окружающий мир | Наблюдения, экскурсии по городам Ростовской области, история своего края. |
Физическая культура | Подвижные игры, соревнования, военно-спортивная игра «Звездочка». |
Литературное чтение | Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах) |
Русский язык | Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов. |
Музыка | Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов) |
Технология | Оформление к праздникам (проектам) |
Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Ростова-на-Дону, чувства сопричастности и гордости за свой край.
Мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы.
Эстетические чувства на основе знакомства с культурой Ростовской области.
Чувство гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
Проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
Анализировать и синтезировать необходимую информацию.
Ставить новые учебные задачи, цели в сотрудничестве с учителем.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий при работе над проектом.
Вносить необходимые изменения при создании проектов как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
Описывать достопримечательности родного края.
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о родном крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; информационных ресурсов.
У обучающегося будут сформированы умения:
Самостоятельно подбирать литературу по теме.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, Интернета;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
Ориентироваться на позицию партнера в общении.
Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
Выступать с сообщениями.
Коллективной и организаторской деятельности.
Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников).
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: викторина по итогам экскурсий, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии, поделок и т.п.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (29 ч)
№ п/п | № в четв. | Содержание занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
-
| 1 | Знакомство со школой. Экскурсия в музей школы №84 имени Героя России Дмитрия Петрова | 1 | 06.09 | |
-
| 2 | Моя малая Родина. Жизнь на Дону. | 1 | 13.09 | Виртуальная экскурсия |
-
| 3 | История Донского казачества. | 1 | 20.09 | Презентация |
-
| 4-6 | Экскурсия в старейшую Донскую казачью станицу. г. Аксай | 3 | 27.09 04.10 11.10 | |
-
|
-
|
-
| 7 | Викторина по итогам экскурсии | 1 | 18.10 | |
-
| 8 | Конкурс рисунков по итогам экскурсии | 1 | 25.10 | |
-
| 1 | Участие в городской акции для обучающихся младших классов «Листопад в нашем городе» | 1 | 15.11 | |
-
| 2 | Осенние изменения в природе. Экскурсия в парк Осенний. | 1 | 22.11 | |
-
| 3 | Творческий отчёт – Осенний букет (рисунки, поделки, рассказы). | 1 | 29.11 | |
-
| 4-6 | Лабораториум – интерактивный музей наук. | 3 | 06.12 13.12 20.12 | Демонстрация научных законов и явлений в игровой форме. |
-
|
-
|
-
| 7 | Участие в городской акции «Рождественский перезвон» | 1 | 27.12 | |
-
| 1 | Решение проблемы – как помочь птицам зимой. Что такое проект. Последовательность работы над проектом. | 1 | 17.01 | |
-
| 2 | Участие в городской акции «Рука помощи: сохраним жизнь птиц» | 1 | 24.01 | |
-
| 3 | Подготовка проекта «Опасные профессии» | 1 | 31.01 | |
-
| 4 | Защита проекта «Опасные профессии» | 1 | 07.02 | |
-
| 5-7 | Экскурсия в Кидбург | 3 | 21.02 28.02 07.03 | Знакомство с различными профессиями |
-
|
-
|
-
| 8 | Праздник «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | 1 | 14.03 | |
-
| 1 | Герб, флаг нашего города. История возникновения г. Ростова-на-Дону. | 1 | 04.04 | |
-
| 2 | Животные Донского края | 1 | 11.04 | |
-
| 3 | Создание сборника загадок о животных Донского края. | 1 | 18.04 | |
-
| 4 | Редкие и исчезающие виды растений в Ростовской области. Красная книга. | 1 | 25.04 | |
-
| 5-6 | Экскурсия в ростовский зоопарк | 2 | 16.05 23.05 | Ростовский зоопарк — один из крупнейших зоопарков России, который является участником 38 программ по сохранению редких и исчезающих видов животных. |
-
|
Список литературы
Список литературы для учителя
Астапенко, М. П. История Донского края /М.П. Астапенко,Е.М. Астапенко. – Ростов-на-Дону: ООО«Мини-Тайп», 2005.
Астапенко, М. П. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы/М.П.Астапенко, Е.Ю. Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2005.
Водолацкий, В. П. Казачий Дон /В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г.Тикиджьян: очерки истории и культуры: учебное пособие; под ред. проф. А. П. Скорика. –Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005
Наши. Фотоальбом. - Ростов-на-Дону: «ОмегаПаблишер», 2006. 8. Озеров, А. А. История современного донского казачества. Исследования и документы. Монография/А.А.Озеров, А.Г. Киблицкий. - Ростов-на-Дону:ООО «Ростиздат», 2000.
Приложение
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом.