СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мой край" для 1 - 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой край" 1 - 4 классы направлена на воспитание чувства патриотизма, приобщение к опыту культуры прадедов, формированию позитивного отношения  к окружающему миру, др. людям, самому себе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой край" для 1 - 4 классов»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение


«Свердликовская средняя общеобразовательная школа













Рабочая программа

внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

«Мой край»


  1. 4 класс




Учитель: Стоянова Ольга Фёдоровна







с. Свердликово




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мой край» 1 - 4 класс разработана в соответствии с :

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

- Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

- Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Примерной программой воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

- Примерной программой внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

- УП МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Является модифицированной.

Программа ориентирована на обучающихся 1-4 классов.

Программа рассчитана на : 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

Продолжительность одного занятия:

в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут


Планируемые результаты освоения курса

   Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту культуры прадедов, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

;

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.



В сфере регулятивных универсальных учебных

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



В сфере познавательных универсальных учебных действий

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Всфере коммуникативных универсальных учебных действий

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Требования к подготовке обучающиеся

В ходе реализации программы внеурочной деятельности по духовно –нравственному направлению «Мой край» обучающиеся должны

знать:

- состав своей семьи (начало родословной);

- какие традиции существуют в семье;

- о природе родного края;

- об истории, обычаях и традициях, о культуре своего народа;

- о роли музея в жизни человека, основные социальные функции музея;

- памятные места района и области;

уметь:

- объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;

- называть государственные символы малой Родины;

- называть достопримечательности малой Родины;

- рассказывать о своей семье, друзьях, домашних животных;

- охранять природу родного края;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения, выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности обучающихся школы;

- ставить перед собой цель и достигать её самостоятельно или с помощью учителя;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ориентирования на местности;

- для учёта фенологических изменений в природе своей местности;

- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;

- для проведения самостоятельного поиска информации о своей местности из разных источников.


Предполагаемые результаты реализации программы


  1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, об ответственном отношении к судьбе своей Малой Родине.

  2. Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному краю его культуре, истории, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого.

  3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтёрской деятельности




Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой край» состоит из четырёх частей:

- 1 класс «Мир вокруг нас»: воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

- 2 класс «Моя малая Родина»: формирование понятий о малой Родине, знакомство с её историей, традициями.

- 3 класс «Суджанский район и его центр»: знакомство с городом и районом, с их достопримечательностями, историей.

- 4 класс «Курская область»: изучается природа и памятные места Курской области, дети готовят свои доклады, проекты.




Содержание


«Мир вокруг нас» 1 класс


Моя родословная

У меня есть своя история. Понятие родословной. Моя семья. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Родословное древо. Нужно ли знать свою родословную? Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

Я и моё имя Географические названия – свидетели прошлого. Знакомство с историей возникновения имён. Происхождение современных имён. Имя и прозвище. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. История возникновения фамилий и отчеств. Историческое прошлое семьи. Что могут рассказать фамилии о прошлом.

История моей семьи

Профессии. Степени родства в семье. Связь поколений. Профессии предков

Семейные обязанности и традиции Знакомство с понятием «традиции». Увлечения моей семьи. Обязанности членов семьи. Какие традиции в моей семье. Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.


Формы организации учебных занятий и основные виды деятельности

Беседа, исследование, занимательные упражнения, загадки, ролевые творческие мастерские, прослушивание музыкальных сюжетов, театрализованный диалог, проектирование

- распределить роли в семье;

- нарисовать своих близких дома, на работе;

- выяснить, кто воевал из родных, какие имеет награды.

- нарисовать свой дом; четвероногих друзей; что растет на грядке.

- экскурсия;

- фенологические наблюдения;

- знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова; загрязнение воды и воздуха; захламленность территории.




Календарно- тематическое планирование

1 класс

«Мир вокруг нас»



Дата проведения


Дата факт.проведения



Тема занятия




Моя родословная 6ч

1



Вводное занятие. Понятие о родословной.

2



Моя семья.

3



Поколение, потомки, предки.

4



Родословное древо.

5



Практическое значение родословных в прошлом.

6



Составление родословного древа семьи.




Я и моё имя 10 ч

7



«Кто я?» «Где живу?»

8



Что означают наши имена.

9



Как родители выбирают имя ребёнку.

10



Имена и прозвища в Древней Руси.

11



Откуда к нам пришли наши имена.

12



Тайны наших имён.

13



Имя и ангел – хранитель.

14



Моя фамилия. Моё отчество.

15



Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

16



«Говорящие» фамилии.




История моей семьи 8 ч

17



Профессии моих родителей.

18



Мои братья и сёстры.

19



Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

20-21



Кто, кому и кем доводится.

22-23



Мои прабабушка и прадедушка.

24



Профессии моих предков.




Семейные обязанности и традиции 9 ч

25 -26



Что мы знаем о традициях.

27-28



Мир семейных увлечений.

29



Семейные обязанности.

30-31



Семейные традиции.

32



Фамильный герб и фамильный девиз.

33



Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»



«Моя малая Родина»

2 класс (34ч)


История села Свердликово

Основание села. Русский быт. Торговля и промыслы в селе Свердликово. Традиции, обряды, праздники. Особо чтимые местные святыни. Трагические события. Знаменитые люди села. Свердликово в годы войны. Село в наше время.

Встречис ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, ветеранами труда, тружениками тыла

Моя улица. Экскурсии по улицам с. Свердликово. История названия моей улицы. Творческая работа « Я на улице».

Наша школа. Знакомство с историей своей школы. Традиции школы. Наши выпускники.

Природа нашей местности. Какую пользу приносят деревья?Экскурсия «Где растут деревья?»Лиственные и хвойные деревья местности.Викторина «Что это за листья?»Кустарники и травянистые растения местности Правила поведения в природе.(этические нормы, отношение к природе).Дикорастущие растения нашего р - она.Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего р-на.Лекарственные растения нашего р-на.Викторина «Зелёный мир вокруг нас».Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.Дикие и домашние животные нашего региона.Роль домашних животных в жизни человека.Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных». Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. Где зимуют птицы? Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах


Формы организации учебных занятий и основные виды деятельности

Беседа, исследование, занимательные упражнения, загадки, ролевые творческие мастерские, прослушивание музыкальных сюжетов, театрализованный диалог, проектирование, викторина, экскурсия , конкурсы, игра


- составление рисунков кормушек и домиков для птиц, насекомых, животных;

- изучение гербариев, фотографий (рисунков) растений, птиц, животных Красной книги;

- участие в работах по озеленению своей школы

- встречи со старожилами села, ветеранами

- составление проектов украшения улиц села, цветников

- сравнение хвойных и лиственных деревьев

- участие в экологических акциях и акциях по благоустройству территорий

- прослушивание аудиозаписей и видеозаписей «Орнитологические прогулки»

- подбор самостоятельно и с помощью взрослых загадок, поговорок, пословиц


Календарно- тематическое планирование

2 класс «Моя малая Родина»



Дата проведения


Дата факт.проведения



Тема занятия

1



Введение – 1 ч.




История села Свердликово (7ч)

2



Основание села.

3



Русский быт. Жилище. Одежда, Кухня

4



Обряды. Праздники.

5



Особо чтимые местные святыни.

6



Трагические события, происходившие в селе

7



Знаменитые люди села.

8



Встреча с тружениками тыла




Моя улица – 5 ч.

9-10



Экскурсии по улицам с. Свердликово

11



История названия моей улицы.

12 -13



Творческая работа « Я на улице».




Наша школа –4 ч.

14



Знакомство с историей своей школы.

15



Традиции школы.

16



Наши выпускники.

17



Встреча с ветеранами педагогического труда




Природа нашего края – 17 ч.

18



Экскурсия «Где растут деревья, кустарники, травы?»

19



Викторина «Что это за листья?»

20



Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

21



Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

22



Лекарственные растения нашего края.

23



Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

24



Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?

25



Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

26



Дикие и домашние животные нашего региона.

27



Роль домашних животных в жизни человека.

28



Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

29



Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

30



Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы.

31



Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?

32



Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.

33



Конкурс рисунков « Мой край»

34



Что мы узнали за год? Подведение итогов.


«Суджанский район и его центр»

3 класс (34ч)



Введение. Суджанский район на карте. Начало истории. О происхождении гидронима Суджа Суджа — один из старинных городов юга России. Основание его относят к 1664 году О гербе. Суджа православная. архитектурные памятники XVIII−XIX вв.: Троицкая церковь (Вознесенская, 1812); Рождественская церковь (1799—1828); церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1799—1828); близ Суджи, в с. Замостье и Заолешенка, — 5-главые церкви XIX в. в псевдорусском стиле, Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь (основан в 1671, закрыт в 1788, в 1863 вновь открыт и заново отстроен в русско-византийском стиле). святыня Курской земли чудотворная икона Богородицы «Пряжевская»; Достопримечательности. дворец князя Долгорукова (развалины, архитектор В. А. Щуко), памятник русскому актёру М. С. Щепкину (1895); Суджанский район сегодня. Население района и г. Суджа. Великие люди земли суджанской. Суджане оставили яркий след в российской науке, технике и культуре России.В Судже родились или жили в разное время художники Л. И. Соломаткин, Ф. П. Нестеров, П. К. Лихин, Богомазов В. Ф., актёр М. С. Щепкин, авиаконструктор М. И. Гуревич, композитор А. М. Абаза, князь П. Д. Долгоруков, революционер П. А. Заломов, историки д.и.н. М. В. Левченко и М. М. Клевенский, профессор, д.м.н К. И. Пикин, писатель Сергиенко, учёный-математик П. И. Котельников, учёный-изобретатель, д.т.н Б. Г. Скрамтаев, засл.худ РФ, член-кор РАХ, скульптор А. В. Тарасенко, сов. парт. деятель В. И. Поляков.

Герой России, депутат ГД В. М. Заварзин.

Герои Советского Союза: Пугачев С. А., Винниченко П. Д., Дьяконов Н. М., Крапивный Ф. А., Телевинов А. Р., Павлюченко А. П., Зубарев И. Ф., Романенко И. Г., Шпильков Г А

Герои Социалистического труда: Гуревич М. И., Михнева Н. И., Балло Н. М., Поплавский Д. Г., Ткачёва М. Д.

Природа. Метеорологические наблюдения, Особенности климата. Гидрография. Растительный и животный мир. Охраняемые объекты. Почвы

Экономика. ОАО «Суджанский завод тракторных агрегатов»,ОАО «Суджанский маслодельный комбинат», ЗАО «Суджанский мясокомбинат»,

ООО «Зерносервис» (элеватор), ОАО «Рождественский спиртзавод», ЗАО «Суджанское ДРСУ № 2», ОАО «Надежда», Комбикормовый завод,

Хладокомбинат, МАПП «Суджа» — суджанский таможенный пост, Мирный таможенный пост, Железная дорога (обход Курска, Киева)

Газоизмерительная станция «Суджа» — через ГИС «Суджа» проходит крупнейший транзитный коридор поставок российского газа в Европу, представляющий собой газопроводы диаметром 1420 мм. ГИС «Суджа» позволяет подавать на входе в ГТС Украины в 2,5 раза больше газа, чем через все остальные экспортные ГИС вместе взятые.



Формы организации учебных занятий и основные виды деятельности

Беседа, исследование, занимательные упражнения, загадки, творческие мастерские, проектирование, викторина, экскурсия , конкурсы рисунков

, игра, конкурс проектов


- знакомство со Святыней суджанской земли

- изучение фотографий (рисунков) ,статей газеты «Суджанские вести» и др источников в том числе интернет;

- участие в работах по озеленению своей школы

- встречи со старожилами села, ветеранами

- знакомство с биографиями выдающихся земляков

-работа над минипроектами

- изучение гербариев, фотографий (рисунков) растений, птиц, животных Красной книги

- подбор самостоятельно и с помощью взрослых загадок, поговорок, пословиц

- составление кроссвордов

- изучение примет народного календаря;

- знакомство с метеоприборами и работой с ними

- работа над альбомом «Суджанская марка»



Календарно - тематическое планирование

(3 класс)

«Суджанский район и его центр»



Дата проведения


Дата факт.проведения



Тема занятия

1



Введение( 1 ч). Из истории Суджанского района

2



Суджа православная.( 2 ч)

3



Святыня Курской земли чудотворная икона Богородицы «Пряжевская»

4



Достопримечательности.(1 ч) УсадьбыП.Д.Долгорукого,Тахтамировых, дом Высоцкого

5



Суджанский район сегодня (1 ч)

6



Население района и г. Суджа(1ч)

7



Великие люди земли суджанской(12ч). Художники, скульпторы

8



Актёры и композиторы

9



Учёные и конструкторы




Историки, революционеры, партийные деятели

10



Писатели и поэты

11



Герои Советского Союза: Пугачев С. А., Винниченко П. Д., Дьяконов Н. М.

12



Крапивный Ф. А., Телевинов А. Р., Павлюченко А. П

13



Зубарев И. Ф., Романенко И. Г., Шпильков Г А

14



Герои Социалистического труда: Гуревич М. И., Михнева Н. И., Балло Н. М.,

15



Поплавский Д. Г., Ткачёва М. Д.

16



Герой России, депутат ГД В. М. Заварзин

17



Викторина «Наши земляки- суджане»

18



Природа (10ч). Полезные ископаемые

19



Гидрологическое обследование местности.

20



Водные объекты района. Озеро ( Клюквенник)

21



Местные признаки и прогноз погоды

22



Изучение метеорологических приборов и работа с ними

23



Почвы

24



Растительный мир. Охрана

25



Животный мир. Охраняемые животные

26



Викторина«Мой край»

27



Экскурсия

28



Экономика (5 ч) ОАО «Суджанский завод тракторных агрегатов»

29



ОАО «Суджанский маслодельный комбинат»

30



ЗАО «Суджанский мясокомбинат»,

31



Газоизмерительная станция «Суджа»

32



ЗАО «Суджанское ДРСУ № 2»,

33



Конкурс проектов « Мой край»

34



Что мы узнали за год? Подведение итогов.



«Курская область» - 4 класс (34ч)



Введение. Курская область на карте. Начало истории. О происхождении топонима Курск.Курск — один из старинных городов юга России. Основание его относят к 988 году О гербах. Православная курская земля.Святыня земли – чудотворная икона «Знамение Божьей Матери Курско- коренная».Достопримечательности. Памятники истории и архитектуры. Памятники культуры. Великие люди земли курской. Куряне оставили яркий след в российской науке, технике и культуре. На курской земле родились или жили в разное время великие люди: Феодосий Печерский, Серафим Саровский, Абросимов П.В., Андросов П.И., Алехин В.В. Асеев Н.Н., Бабкин Б.П., Байков А.А., Боровых А.Е., Бочаров В.М., Брежнев Д.Д., Букреев Б.Я., Булгаков Ф.И.., Ветчинкин В.П., Волгин В.П., Воробьев К.Д., Вронский К.Д., Гайдар А.П.,т Голиков И.Ию, Дейнека А.А., Иванов И.И., Колосов М.Н., Коротков Н.С., Максимов П.Д., Носов Е.И., Оськин В.С, .Плевицкая Н.В., Свиридов Г.В., Семенов Ф.А., Сергеев А.С. Трутовский К.А., Уфимцев А.Г., Чепцов Е.М., Чистяков И.И., Шварц В.Г., Шелихов Г.И., и др.

Население области и г. Курска. Природа. Рельеф, Полезные ископаемые. Жемчужина КМА – Михайловское месторождение. Особенности климата. Гидрография. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники природы . Центрально-Черноземный биосферный заповедник имВ.А.Алехина

Экономика. Основные предприятия горно-добывающей промышленности, энергетики, машиностроения, химической и пищевой промышленности, стройиндустрии.


Формы организации учебных занятий и основные виды деятельности

Беседа, исследование, занимательные упражнения, загадки, творческие мастерские, проектирование, викторина, экскурсия , конкурсы рисунков

, игра, конкурс проектов


- знакомство со Святыней курской земли

- изучение фотографий (рисунков), статей газеты «Курская правда» и др источников в том числе интернет;

- знакомство с биографиями выдающихся земляков

- знакомство с детскими произведениями курских писателей

- работа над минипроектами

- подбор самостоятельно и с помощью взрослых материалов для минипроектов

- составление кроссвордов

- изучение коллекций горных пород,

- изучение гербариев, фотографий (рисунков) растений, птиц, животных Красной книги и Центрально-Черноземного заповедника имВ.А.Алехина

- проведение фенологических наблюдений

- изучение примет народного календаря;

- работа над альбомом «Курская марка»

Календарно - тематическое планирование (4 класс)

«Курская область и город Курск»


Дата проведения


Дата факт.проведения



Тема занятия

1



Введение 1 ч. Из истории курского края

2



Курская православнаяземля (2 ч.)

3



Чудотворная икона «Знамение Божьей Матери Курско- коренная»

4



Достопримечательности (2 ч). Памятники истории и архитектуры

5



Памятники культуры

6



Великие люди земли курской (11 ч ) Ученые

7



Писатели земли курской.

8



Знакомство с детскими произведениями Константина Воробьева

9



Знакомство с детскими произведениями Евгения Носова

10



Знакомство с детскими произведениями Николая Зыбина

11



Поэты земли курской

12



Музыкальная жизнь курского края. Старинные песни и хороводы

13



Композиторы

14



Исполнители

15



Художники земли курской

16



Викторина «Наши земляки»

17



Население области и г. Курска (1ч)

18



Природа (11 ч) .Рельеф

19



Полезные ископаемые

20



Жемчужина КМА – Михайловское месторождение

21



Особенности климата

22



Гидрография

23



Почвы

24



Растительный мир.

25



Животный мир.

26



Памятники природы

27



Викторина «Природа соловьиного края»

28



Экскурсия

29



Экономика (6 ч).Горно-добывающая промышленность

30



Энергетика края

31



Машиностроение края

32



Химическая и лекарственная промышленность края

33



С\Х и пищевая промышленность

34



Конкурс рисунков « Мой край», Что мы узнали за год? Подведение итогов.


41