СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 2 – 4 классов по нравственно – патриотическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 2 – 4 классов по нравственно – патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Перми











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 2 – 4 КЛАССОВ

ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


С чего начинается Родина…





Автор – составитель:

Воронюк Екатерина Олеговна

учитель начальных классов

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 14 г. Перми







Пермь, 2016



Оглавление

Пояснительная записка 3

Ценностные установки и планируемые результаты 7

Содержание программы 10

Календарно – тематический план 11

Методическое обеспечение программы 19

Список литературы 35





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Пояснительная записка. Современное общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создаёт определённые трудности в процессе социального вхождения ребёнка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой – либо деятельности. Приобщение ребёнка к обществу, освоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента её рождения. Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечении его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Принцип деятельностного подхода к воспитанию утверждает, что только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина). В деятельности он учится защищать себя и отстаивать своё человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. Поэтому организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности является одной из важнейших обязанностей педагога. Необходимо использовать в деятельности метод проектов, т. к. он позволяет создать естественную среду, т. е. условия деятельности, максимально приближенным к реальным для формирования компетентностей учащихся. По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.

Программа «С чего начинается Родина…» включает в себя несколько направлений в работе с младшими школьниками. Программа направлена на нравственно-патриотическое воспитание и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка с рождения. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа построена на основе проектной деятельности, которая позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, выявить метапредметные связи, сопоставить имеющийся опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Цель программы - обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Задачи программы:

- углубление и расширение знаний по истории своего родного края

  • изучение прошлого и настоящего своей родины, обычаев, традиций и духовной культуры народа

- воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о
городе и районе.

  • формирование и сохранение семейных ценностей и традиций

  • активизация поисковой деятельности учащихся и получение навыков исследовательской работы

  • развивать умения самостоятельно работать с материалом

  • развитие коммуникационных способностей

- повышение самооценки учащихся и приобщение родителей к совместной деятельности

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Формы организации внеурочной деятельности

- самостоятельная работа с информацией

- экскурсия

- исследование

- фото- и видеозарисовки

- наблюдение

- презентация

- публичное выступление

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Организация работы по программе “С чего начинается Родина…” во 2-4 классах рассчитан на 1 час в неделю. Включает в себя 7 направлений.

Направления программы:

  1. Моя семья.

Рассказ о своей семье. «Все профессии нужны, все профессии важны». Увлечения членов семьи. «Как мы отдыхаем». Выставка творческих работ детей и членов их семей. Презентация «У нас живёт…»

  1. Мои сверстники.

Рассказ о друге, фотографии, рисунке. Телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок пожелания другу. Мой день рождения. Моя записная книжка. Анкета для друзей.

  1. Мой дом, моя улица…

Адрес, индекс. Что я знаю о своей улице (путешествие в историю). Что находится на улице, рядом с домом. Красивые уголки двора, улицы «Прекрасное рядом».

  1. Моя школа.

Что я узнал школе. Школьный двор. Кт работает в школе «Профессии, люди». Школьная жизнь. Школьные традиции.

  1. Мой район.

Район, в котором мы живём. Куда можно пойти отдохнуть. Где можно заниматься спортом и творчеством. Фотоконкурс «Прекрасное рядом».

  1. Мой родной город.

Город, в котором я живу (конкурс рисунков). Что знаю о Перми (история города, исторические и легендарные места города). Фото- видеоконкурс «Прекрасное рядом». Пермь спортивная. Пермь театральная. Экскурсии по городу. Театры.

  1. Путешествие по России.

Конституция РФ, права ребёнка. Летний отдых.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы.

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Анкета «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  • Изучение самооценки личности младшего школьника;

  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  • Социометрия;

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Методики «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты


Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории своего города, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, сверстниками, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в проектах.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Уровни взаимодействия учащихся:

- исследователь – пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями;

- фотограф – делает фотозарисовки;

- художник – ведёт хронику в художественном исполнении;

-участник – выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Подготовительный этап

Сентябрь

Знакомство учащихся с предлагаемой программой. Оформление словарей, внесения слов, с которыми познакомятся в ходе реализации программы. Знакомство родителей с программой. Мотивация их на активное включение в совместную деятельность.



Календарно – тематический план


2 класс - 34ч

Время проведения

Тема

Уровень сложности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Кол-во часов

Т / Пр

Октябрь

Конкурс «»Моя семья

- рисунок

- фотография

-устный рассказ о своей семье с иллюстрацией

Выбирают уровень участия. Заполняют свою страничку в альбоме.

Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей.

1 / 2

Ноябрь

Презентация "У нас живет..." или "Я хочу, чтобы у меня был..."

Уровни сложности:

• показ фотографий и рассказ

• рисунок и рассказ по второй теме

Выбирают уровень участия, готовят устное выступление

Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступлений

1 / 2

Декабрь

Конкурс "Знакомьтесь..."

Уровни сложности:

• рисунок или фотография друга

• рассказ о друге

Готовят устный рассказ, фотографию или рисунок друга

Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся

1 / 2

Январь

Цикл практических работ"Моя записная книжка"

1.Индекс.

2.Адрес.
3. Телефон.

4. Календарь дней рождения

Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные

Знакомит с данными понятиями, их значе­нием и историей возникновения. Проводит практическое занятие

1/ 1

Февраль

Творческая работа "День рождения - день особенный" Виды работы:

приглашение другу;

поздравление другу;
пожелания другу;

пожелания мне;

в день рождения мне очень хочется...

Выполняют творческую работу на заготовлен­ных страничках альбома

Знакомит учащихся с темой и этапами работы. Заготавливает странички альбома. Организует подведение итогов в форме игры Праздник Именинников.

1 / 2

Февраль

Правила поведения в школе. Урок – игра.

Принимают участие в игре

Организация игры.

1 / 1

Февраль

Я, ты, мы. Игра.

1

Март

Эксперимент "Письмо другу".

1. "Зачем нужна почта?"

2. Из истории почты.

3. Экскурсия на почту.

4."Кому и зачем пишут письма?"

5.Письмо другу (бабушке и др.)

Продумывают адресата и содержание письма. Заготавливают конверт. Пишут письмо. Кол­лективно отправляют письма. Получивший ответ рассказывает о своих впечатлениях

Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. Организует коллективную отправку писем

2 / 2

Февраль - март

Творческая работа "Поздравляю с праздником..."

Уровни сложности:

составление индивидуальной памятки

изготовление поздравительных открыток

Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравитель­ные открытки

Знакомит учащихся с целью работы. Заго­тавливает бланки индивидуальных памяток

1/ 2

Март

Круглый стол «Праздники традиционные и семейные. Традиции моей семьи. Любимые праздники моей семьи»

Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о семейных праздниках. Принимают участие в школьных праздниках.

Знакомит учащихся с историей возникновения праздников. Рассказывает о народных праздниках.


1/ 1

Апрель

Фотография из семейного альбома.

Выбирают фотографию и готовят рассказ по ней

Индивидуальная помощь в оформлении

1 / 2

Апрель

Май

Творческая работа «Мой дом, моя улица»

Выполняют работу в свободной форме и представляют защиту

Помогает выбрать форму работы. Организует презентацию работ.

1/ 2

Май

Подведение итогов. Живая газета.

Готовятся к участию.

Сценарий праздника. Привлечение родителей.

1/ 1




ВСЕГО

34 ч.



3 класс- 34ч


Ведётся календарь знаменательных дат. Работает классный кинотеатр «Фильмы для детей об истории нашей Родины», проводится обсуждение фильмов.


Время проведения

Тема

Уровень сложности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Кол-во часов

Т / Пр

Сентябрь


Конкурс творческих работ «Как я провёл лето»

-наглядное оформление

-краткий рассказ в письменной форме

-представление своей работы

Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы.

Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушиваниеПомогает подвести итоги.

1 / 2

Октябрь


Беседа «Моя родословная»

Практическая работа «Моя родословная»

Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников.

Знакомит учащихся с понятием «родословная». Проводит практическую работу. Подводит итоги.

1/ 2

Ноябрь

Круглый стол «Все профессии важны, все профессии нужны»

- краткое сообщение с иллюстрацией

- сообщение с использованием дополнительных источников знаний о выбранной профессии

- мини-альбом о профессии одного из членов своей семьи

Выбирают уровень сложности и готовят материал по теме

Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение, помогает отобрать материал по теме.

2/ 2

Ноябрь

Исследование «Кто работает в нашей школе»

- сбор данных

- экскурсия на места работы и знакомство с сотрудниками

- наглядное оформление результатов (коллективная работа)



Организация экскурсии, помощь в оформлении результатов.

1/ 2

Декабрь

Презентация «Моя записная книжка»

Заводят свою записную книжку

Знакомит учащихся со значением записной книжки. Организует презентацию.

1 / 1

Декабрь

Практическая работа «Временная лента истории города»

Заготавливают карточки с историческими событиями. Участие в практической работе.

Выбирает исторические события. Проводит практическую работу.

1/ 1

Январь

Эксперимент «Путешествие во времени»

Групповая работа. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант. Коллективно отправляют письмо. Полученный ответ обсуждается коллективно

Помогает выбрать время. Координирует действия учащихся

1/ 2

Январь

Творческая работа "Мой дом, моя улица" (путешествие в историю)

Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возмож­на групповая работа

Группирует учащихся по адресам и индиви­дуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подво­дит итоги

1 / 2

Февраль

Исследовательская работа "Что находится на моей улице":

• схема улицы

•нанесение на схему различных объектов

• уточнение незнакомых объектов

• вывод (чего не хватает на моей улице и где это находится)

Координируют свои действия с учителем

Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Подводит итоги

1/ 2

Февраль – март

Акция "От всей души"

1.Планирование праздничных мероприятий.

2.Изготовление поздравительных телеграмм.

3. Устное поздравление

Уточняют адресатов поздравлений. Изготавли­вают поздравительные открытки и телеграм­мы. Готовят устные поздравления

Координирует действия учащихся. Помога­ет в изготовлении поздравительных откры­ток и телеграмм. Организует устные по­здравления

1/ 2

Апрель

Конкурс творческих работ «Прекрасное рядом. Мой город Пермь»

-фото- видеозарисовка

Готовят творческие работы

Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итоги

1/ 2

Апрель

Выставка творческих работ


Май

Игра "Широка страна моя родная"

Готовятся к участию. Активно участвуют

Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итоги

0/ 1

Май

"Живая" газета - подведение итогов за год



0/ 1

Сентябрь май

Создание справочника «Советуем побывать»

Пермь – спортивная

Пермь театральная

(Посещение театров, экскурсии)





ВСЕГО

34 ч



4 класс - 34ч



Время проведения

Тема

Уровень сложности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Кол-во часов

Т / Пр

Сентябрь

Творческая работа «Как я провёл лето»

Готовят творческие работы

Подводит итоги обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказывали в своих работах

1/ 2

Сентябрь

Практическая работа «Генеалогическое древо моей семьи»

Собирают данные. Оформляют в виде дерева.

Оказывает индивидуальную помощь. Выставка.

1/ 2

Октябрь


Практическая работа «Лента времени» по материалам родословной.

Собирают данные. Работа картой.

Оказывает необходимую помощь.

0 / 1

Практическая работа «Где жили мои предки»

0 / 1

Ноябрь

Творческая работа «Я горжусь…»

-фотозарисовки

- рассказ

Сбор и оформление информации.

Корректирует работы учащихся. Организует прослушивание.

0 / 2

Декабрь

Исследование «Все профессии нужны, все профессии важны»

Сбор данных. Экскурсии. Оформление материалов.

Организация экскурсий. Подведение итогов.

1/ 2

Декабрь

Акция «Письмо сверстнику» с использованием ИКТ

Знакомятся с возможностями ИКТ, новыми понятиями,. Интернет-почтой. Выбирают адресата. Составляют письмо.

Обучает навыкам работы с ИКТ. Знакомит с особенностями интернет почты. Помощь в составлении письма.

2/ 2

Январь

Деловая игра «Моя страничка в записную книжку»

Художественное оформление странички

Индивидуальная помощь.

0 / 1

Январь

Конкурс творческих работ «Прекрасное рядом»

«Исторические и легендарные места города»

-фото- видеозарисовка

-рассказ о выбранном объекте

Наглядное оформление работы

Устное сообщение

Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят выступление.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Анализирует результаты. Оформляет выставку. Организует устные выступления.


Февраль

Беседа «Роль города в жизни страны»

Собирают важные события в истории города

Презентует исторические события города

2/ 2

февраль

Деловая игра «Имею право и обязан»

Подготовка игре

Разрабатывает игру

1/ 1

Март

Творческий конкурс «эмблема школы и класса»

Вносят свои предложения. Делают эскизы.

Организует конкурс.

1/ 2

Март

«Каков я в школе» - анкетирование

Принимают участие в анкетировании

Проводит анкетирование, анализирует

0 / 1

Апрель

Конкурс творческих работ учащихся и членов их семьи. Конкурс индивидуальных проектов (тему выбирают самостоятельно)

0 / 3

Май

«Живая газета» - подведение итогов

Презентация «Я…»

0 / 2

Сентябрь май

Создание справочника «Советуем побывать»

Пермь – спортивная

Пермь театральная

(Посещение театров, экскурсии)





ВСЕГО

34 ч


Методическое обеспечение программы


Анкета- опросник «Настоящий друг»  Прутченков А.С.

 

Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

 За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – 

 

по 1баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов.

1. Делится новостями о своих успехах.

 

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

 

3. Добровольно помогает в случае нужды.

 

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

 

5. Не завидует другу.

 

6. Защищает друга в его отсутствие.

 

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

 

8. Хранит доверенные ему тайны.

 

9. Не критикует друга публично.

 

10. Не ревнует друга к остальным людям.

 

11. Стремится не быть назойливым.

 

12. Не поучает, как нужно жить.

 

13. Уважает внутренний мир друга.

 

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

 

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

 

16. Не предает в трудную минуту.

 

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

 

18. Понимает состояние и настроение друга.

 

19. Уверен в своем друге.

 

20. Искренен в общении.

 

21. Первым прощает ошибки друга.

 

22. Радуется успехам и достижениям друга.

 

23. Не забывает поздравить друга.

 

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

 

25. Может сказать другу то, что думает.

 

Обработка результатов:

 

Сложите полученные очки.

 

От 0 до 14 баллов.

 

Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.


От 15 до 35 баллов.

 

У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

 

От 35 до 50 баллов.

Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же


Методика изучения самооценки личности младшего школьника

Методика изучения самооценки личности младшего школьника направлена на нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».
Инструкция. Перед вами — ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. Вот примерный образец записи:


«Идеал»

«Антиидеал»

Смелость

Хвастовство

Доброта

Грубость

Любознательность

Лень

Трудолюбие

Трусость

Вежливость

Зависть

Усидчивость

Лживость

Честность

Жадность

Правдивость

Драчливость

Настойчивость

Жестокость

Активность

Обидчивость



Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так проще находить коэффициент самооценки. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0.9 или 0.8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Самооценку школьника можно сравнить с оценкой его личностных качеств товарищами или родителями.




МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»


(Автор-разработчик Л.М. Фридман) 

 

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся раз­личными сторонами жизни коллектива.

Учащимся предлагается ознакомиться с двумя группами утверждений. В каждой группе нужно отметить номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мне­нием.

Для изучения взаимоприемлемости членов коллектива и конфликтности предлагается 1-я группа утверждений:

1.  Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.  Haш класс дружный.

3.  В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.  В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2-я группа утверждений:

1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напо­минаний.

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим дру­зьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4.   В нашем классе помогают только тогда, когда этого тре­бует учитель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.

 

Обработка результатов

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллек­тиве. В сводной таблице в ячейку, соответствующую суждению, выбранному большинством учащихся класса, ставится цифра 1, в остальные — цифра 0 (по каждой группе суждений).

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)



Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки


Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки





Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома




Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу




Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми




Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек





Оценка результатов: 5 – всегда,

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.


Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Тест «Размышляем о жизненном опыте» составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

    • а) обойду, не потревожив;

    • б) отодвину и пройду;

    • в) смотря какое будет настроение.

  2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

    • а) ничего, какое мое дело;

    • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

    • в) подойду и непременно заговорю.

  3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

    • а) тороплюсь в школу;

    • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

    • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

  4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

    • а) предложу свою помощь;

    • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

    • в) если попросят, я, конечно, помогу.

  5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

    • а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

    • б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

    • в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

  6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

    • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

    • в) вступаюсь за обиженного.

  7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

    • а) они мои, раз я их нашел;

    • б) завтра спрошу, кто их потерял;

    • в) может быть, возьму себе.

  8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

    • а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

    • б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

    • в) на свои знания.

  9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

    • а) найду что-нибудь рядом с домом;

    • б) поищу высокооплачиваемую работу;

    • в) хочу создавать нечто ценное на земле.

  10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

    • а) по России;

    • б) по экзотическим странам;

    • в) по одной из ведущих развитых стран.

  11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

    • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

    • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

    • а) соглашусь с благодарностью;

    • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

    • в) отказываюсь решительно.

  13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

    • б) выполняю, конечно;

    • в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

  14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

    • б) не знаю, как придется;

    • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

    • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

    • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

    • а) еду на дачу согласно плану;

    • б) не еду, остаюсь, конечно;

    • в) жду, что скажет мой товарищ.

  17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

    • а) бездомный щенок;

    • б) взрослый пес с известным Вам нравом;

    • в) дорогой щенок редкой породы.

  18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

    • а) напомню о праве на отдых;

    • б) делаю, раз надо;

    • в) посмотрю, что скажут остальные.

  19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

    • а) отвечаю тем же;

    • б) не замечаю, это не имеет значения;

    • в) разрываю связь.

  20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

    • а) играю, конечно;

    • б) разумеется, не играю;

    • в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

  21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

    • а) самому (самой) приготовить все блюда;

    • б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

    • в) пригласить гостей на кофе.

  22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

    • б) обеспокоен, строю планы самообразования;

    • в) буду ожидать новых сообщений.

  23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

    • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

    • в) я, как все, аплодирую.

  24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

    • б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

    • в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

  25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

    • а) о новогодних подарках;

    • б) о каникулах и свободе;

    • в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

  26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

    • а) она мне нужна для танцев;

    • б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

    • в) она мне просто не нужна.

  27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

    • а) снятся родные места;

    • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

    • в) не замечал (не замечала).

  28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

    • а) нет, если мои дела идут хорошо;

    • б) да, в настоящее время довольно часто;

    • в) не замечал (не замечала).

  29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

    • а) отбираю интересное и приношу;

    • б) ненужных мне книг у меня нет;

    • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

    • а) да, безусловно, могу;

    • б) нет, на свете много интересного;

    • в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

  31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

    • б) человеку просто повезло прославиться;

    • в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Диагностика воспитанности школьников классным руководителем


Тест “Незаконченный тезис” (Методика “свободный выбор”)

Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Учащиеся в течение 1–2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл.)

Таблица

ФИО _________________________________________________________ класс ________

Утверждение

Оценка (позитивная или

негативная)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Хорошая жизнь — это ...

Быть человеком — значит ...

Самое главное в жизни ...

Нельзя прожить жизнь ...

Чтобы иметь друзей, надо ...

В хорошей школе ...

Когда есть свободное время, я ...

Музыка нужна, так как ...

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...


Вывод:



Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности



Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл.).

Таблица


ФИО _________________________________________________________ класс ________

№ п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от 3 до 1 баллов

1

2

3

1

2

Интересное дело.

Возможность общения с разными людьми.


3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера


Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:


Выявление направленности личности

1) «Ситуация выбора»

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности. Таблица 1

ФИО класс


№ п/п

Вид деятельности или занятия

Твой выбор


1

Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы.


2

Подготовка сюрпризов для педагогов.


3

Подготовка сюрприза для своих одноклассников


4

Изготовление украшений для вечернего платья.



5

Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.


6

Проявить свои таланты.


7

Сделать приятный сюрприз для друзей.


8

Оказать помощь младшим.



9

Прославиться в школе.


10

Поиграть, весело провести время.



11

Приобрести нужные и полезные знания.



12

Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.


на себя:


на объект:


на других людей:


Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.


Ценностные ориентации личности

Методика “Что важнее?”

Цель — выявить мотивы дружбы в коллективе.

Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице.


Таблица


ФИО_________________________________________________________ класс________


I.На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

1

2

3

4

5

на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

на взаимопонимании, единстве интересов;

на доверии и откровенности;

на умении говорить правду в глаза, принципиальности;

верности и доброжелательности


II.Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?

Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной:

1

2

3

4

5

6

зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле;

обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

каждый думает в первую очередь о себе;

ребята плохо знают друг друга;

отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

нет общих интересов


Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.


1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-»).

· физическая сила и выносливость;

· умственная работоспособность;

· сила воли;

· выдержка, терпение и упорство;

· ум, сообразительность;

· память;

· объем знаний;

· внимание и наблюдательность;

· критичность и доказательность мышления;

· умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

· умение планировать работу;

· умение организовывать свой труд;

· умение беречь время;

· умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;

· умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

· чуткость и отзывчивость к людям;

· умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

· умение подчинять свои желания интересам дела;

· умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

· умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?


Методика «Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива класса.

Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний школьный возраст. Проводится в форме игры.


Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена» различными нравственными ценностями (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает и они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых в избытке.

В конце этого этапа дети обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить.

Результаты можно зафиксировать с помощью таблицы.

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Положительные качества

Отрицательные качества


1


аккуратность


грубость

2


вежливость


неряшливость



На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива.

Второй этап: игра повторяется в конце учебного года. На «аукцион» выставляются «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще остались.

В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает ребятам проанализировать результаты за учебный год.

Заполняется аналогичная таблица.

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Закрепленные положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества


1


аккуратность



2





При сравнении таблиц можно сделать вывод о динамике роста личности и коллектива.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Головей Л. А, Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. [Текст]/ Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 694 с.

5. Данилова Е. Е. Ценность младшего школьного возраста. – В кН.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./текст/ Е. Е. Данилова – М.: Академия, 2005 – 315 с.

6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

8. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

9. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

10. Лебедева Г. А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [Текст]/ 2006, 58 с.

  1. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

  2. Максимова Т. Н. Классные часы. [Текст] / сост. Т. Н. Максимова. - М.: ВАКО, 208. – 272 с.

13. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

Попова Г. П. В помощь классному руководителю. Классные часы. [Текст] / сост. Г. П. Попова. – Волгоград,2011. – 269 с.

14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

Справочник классного руководителя, 2008- № 3

15.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.