Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению для обучающихся 4 В класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования - далее ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 с изменениями в ред. от 31.12.2015 № 1576), с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Программа «Мой край» позволит пробудить интерес ребят к родному краю, его истории, поможет ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Учащиеся познакомятся с историей донского казачества, обычаями и традициями донских казаков, особенностями их быта, военной службы. Младшие школьники увидят многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей региона. Неповторимые ощущения учащимся во время экскурсий доставит необычайно яркая живописная природа Донского края. В ходе реализации программы они ознакомятся с древними ремёслами и различными профессиями, с разнообразием животного мира и растений Ростовской области.
В соответствии годовым календарным учебным графиком и расписанием внеурочных занятий рабочая программа курса «Мой край» в 4 В классе рассчитана на 31 час (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Ростова-на-Дону, чувства сопричастности и гордости за свой край.
Мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы.
Эстетические чувства на основе знакомства с культурой Ростовской области.
Чувство гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
Проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
Анализировать и синтезировать необходимую информацию.
Ставить новые учебные задачи, цели в сотрудничестве с учителем.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий при работе над проектом.
Вносить необходимые изменения при создании проектов как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
Описывать достопримечательности родного края.
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о родном крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; информационных ресурсов.
У обучающегося будут сформированы умения:
Самостоятельно подбирать литературу по теме.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, Интернета;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
Ориентироваться на позицию партнера в общении.
Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
Выступать с сообщениями.
Коллективной и организаторской деятельности.
Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников).
К концу обучения дети должны иметь:
- представление об истории родной школы, города, области;
- повышенный познавательный интерес к краеведению;
- навыки самостоятельной работы и работы в группах;
- знание о животном мире, природе и культуре родного края;
- активную жизненную позицию;
- чувства гордости за свою семью, школу, город, край;
- чувства патриотизма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программу входит краеведческая работа и экскурсии по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области:
4 классы |
Этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». х. Пухляковский | Знакомство с основными историческими вехами хутора, хозяйственным и бытовым укладом жизни хуторян, с обычаями и традициями донских казаков. |
Мировые религии | Экскурсия познакомит учащихся с местом религии в жизни человека, в структуре общества. Во время экскурсии учащиеся получат полное представление о четырёх основных существующих религиях мира: иудаизме, исламе, буддизме, христианстве. |
Посещение Ростовского областного Краеведческого музея. | Осмотр уникальной археологической коллекции скифского золота: оружие, конская упряжь, чаши для вина, украшения, представляющие культуру народов, населявших в древности донской край. |
Героическое прошлое Азова | Посещение Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. |
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 84». В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Место проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города и области (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Длительные по времени экскурсии проводятся в запланированный день, тема в журнале учёта записывается по количеству затраченного времени.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности «Мой край»: экскурсии, акции, практические и исследовательские работы, конкурсы, игры и праздники.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей, использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые.
Программа реализуется в форме выездных экскурсий по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области. По итогам экскурсий учащиеся готовят творческие проекты. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях, поэтому 80% занятий проходит в активной форме.
Связь урочной и внеурочной деятельности при реализации курса.
Учебные предметы | Внеурочная деятельность |
Окружающий мир | Наблюдения, экскурсии по городам Ростовской области, история своего края. |
Физическая культура | Подвижные игры, соревнования, военно-спортивная игра «Звездочка». |
Литературное чтение | Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах) |
Русский язык | Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов. |
Музыка | Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов) |
Технология | Оформление к праздникам (проектам) |
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: викторина по итогам экскурсий, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии, поделок и т.п. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- работа с картой России, Ростовской области, родного города;
- работа с архивом школьного музея;
- сообщение учащихся на различные темы;
-встречи с интересными людьми;
-компьютерные презентации и др.
К концу обучения курса программы «Мой край» дети должны иметь:
- представление об истории родной школы, города, области;
- повышенный познавательный интерес к краеведению;
- навыки самостоятельной работы и работы в группах;
- знание о животном мире, природе и культуре родного края;
- активную жизненную позицию;
- чувства гордости за свою семью, школу, город, край;
- чувства патриотизма.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 Б класс (31 ч)
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Мой край на карте Родины. Символика Ростовской области: флаг, герб, гимн. | 02.09 |
2 | Посещение детской библиотеки имени К. Чуковского. Книги о Донском крае. | 09.09 |
3 | Заочное путешествие по крупным городам нашей области. | 16.09 |
4 | Участие в городской акции для обучающихся младших классов «Листопад в нашем городе» | 23.09 |
5 | Экскурсия. Этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». х. Пухляковский | 30.09 |
6 | Экскурсия. Этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». х. Пухляковский | 07.10 |
7 | Экскурсия. Этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». х. Пухляковский | 14.10 |
8 | Донская легенда. Сказки, предания, сказы. | 21.10 |
9 | Проект. Последовательность работы над проектом. | 28.10 |
10 | Творческое задание. Вместе со старшими членами семьи составить «Родовое дерево», написание истории рода. | 11.11 |
11 | Семейное творчество. Место творчества в жизни каждого человека. | 18.11 |
12 | Экскурсия. Мировые религии | 25.11 |
13 | Экскурсия. Мировые религии | 02.12 |
14 | Экскурсия. Мировые религии | 09.12 |
15 | Участие в городской акции «Рождественский перезвон» | 16.12 |
16 | Участие в городской акции «Рука помощи: сохраним жизнь птиц» | 23.12 |
17 | Памятники природы Ростовской области. | 13.01 |
18 | Посещение Ростовского областного Краеведческого музея. | 20.01 |
19 | Посещение Ростовского областного Краеведческого музея. | 27.01 |
20 | Посещение Ростовского областного Краеведческого музея. | 03.02 |
21 | Защитники Отечества. Встреча с ветеранами. | 1.02 |
22 | Герои России. Дмитрий Петров | 17.02 |
23 | Наши великие земляки. М.А.Шолохов – певец донской земли. | 03.03 |
24 | Основные занятия у населения нашей области. | 17.03 |
25 | Экскурсия. Героическое прошлое Азова | 07.04 |
26 | Экскурсия. Героическое прошлое Азова | 14.04 |
27 | Экскурсия. Героическое прошлое Азова | 21.04 |
28 | Подготовка проекта по итогам экскурсии (альбом, газета, фотоальбом, презентация, макет и др.) | 05.05 |
29 | Защита проекта «Героическое прошлое Азова» | 12.0 |
30 | Викторина по итогам экскурсии. | 19.05 |
31 | Итоговое занятие: праздник (проект) | 26.05 |