СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике "Удивительный мир математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цеь изучения курса- формирование всесторонне образованной личности, умеющий ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать  результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике "Удивительный мир математики"»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Удивительный мир математики» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.



Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

  • развитие математических способностей и логического мышления;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики

  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;


Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 68 часов, из расчета – 2 учебного часа в неделю.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими

Метапредметные результаты

  • понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;

  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.



Основное содержание учебного курса

1) Введение в «Удивительный мир математики»(3 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

2) Магия чисел. (18ч.). Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)

  • деление на 5(50),25(250)

  • признаки делимости

  • умножение двузначных чисел на11

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

  • способ сложения многозначных чисел

  • умножение на 9,99,999

  • умножение на 111, умножение «крестиком»

  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

3) Математическая логика.(10 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4) Первые шаги в геометрии (15 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5) Математические игры.(10 ч.) Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

6)Математика на каждый день ( 12 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

В результате изучения курса пятиклассник научится:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

  • решать задачи из реальной практики

  • применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами

  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;

  • строить речевые конструкции;

  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их

  • выполнять вычисления с реальными данными;

  • выполнять проекты по всем разделам данного курса;


Учебно-методический комплект

  • Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012

  • Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:

  • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

  • Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)

  • Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)

  • Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

  • 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

  • 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.



Календарно-тематическое планирование



Тема

Количество часов


Введение в «Удивительный мир математики

3

1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1

2

Старинные меры, решение задач с их использованием

1

3

Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

1


Магия чисел 

18

4

  • Умножение на 5(50)

1

5

  • Деление на 5(50),25(250)

1

6

  • Признаки делимости

1

7

  • Умножение двузначных чисел на11

1

8

  • Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

1

9

  • Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

1

10

  • Способ сложения многозначных чисел

  • умножение на 9,99,999

1

11

  • Умножение на 111, умножение «крестиком»

1

12

  • Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

1

13

  • Умножение однозначного или двузначного числа на 37

1

14

Простые числа. Интересные свойсва чисел

1

15

Мир больших чисел (степени).

1

16-18

Обучение проектной деятельности.

3

19-21

Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

3


Математическая логика

10

22

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.


23

Решение логических задач матричным способом.

1

24

Решение олимпиадных задач

1

25

Решение олимпиадных задач

1

26

Решение олимпиадных задач

1

27

Логическая задача «Обманутый хозяин”, «Возраст и математика»,...

1

28

Задачи со спичками.

1

29

Задачи со спичками.

1

30

Задачи со спичками.

1

31

Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер



Первые шаги в геометрии

15

32

Пространство и плоскость..

1

33

Геометрические фигуры

1

34

Разрезание и складывание фигур.

1

35

Изготовление многогранников

1

36

Изготовление многогранников

1

37

Искусство оригами

1

38

Искусство оригами

1

39

Геометрические головоломки(танграм)

1

40

Геометрические головоломки(танграм)

1

41

Уникурсальные кривые(фигуры).

1

42

Шуточная геометрия.

1

43

Шуточная геометрия. Решение задач

1

44

Геометрические иллюзии

1

45

Русские математики

1

46

Русские математики

1


Математические игры

10

47

Как играть, чтобы не проиграть?

1

48

Задачи – фокусы

1

49

Задачи - шутки.

1

50

Математическая игра «Не собьюсь».

1

51

Игра «Перекладывание карточек»

1

52

Игра «Кубики».

1

53

Игра «Кубики».

1

54

Игра «Математическая Абака»

1

55

Игра «Математический бой».

1

56

Математический КВН

1


Математика на каждый день

12

57

 Сравнение понятий.

1

58

Установление сходства и различий.

1

59

Решение сюжетных задач

1

60

Решение логических задач с помощью таблиц

1

61

Элементы теории графов

1

62

Применение графов к решению логических задач

1

63

Решение задач на графы

1

64

Решение задач на проценты.

1

65

Решение задач на проценты.

1

66

Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

1

67

Правила произведения и суммы.

1

68

Перестановки. Размещения. Сочетания

1







 

 








Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса"В мире чисел"

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие    познавательных    процессов: мышления, восприятия,  внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности,  освоение  рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­

  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.

»

Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, являет­ся значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но неред­ко учитель слишком облегчает ученикам осуществление это­го процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики за­поминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоми­нают). Опасность заключается в том, что сам ученик не об­ращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а ме­ханически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на позна­ние, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма, подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный мате­риал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и до­рабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирова­ния общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требова­ния к результатам освоения обучающимися основной образо­вательной программы. При этом очень важная роль отводит­ся ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, обще­ственно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и инте­ресов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным уме­ниям и способам деятельности, т. е. формированию универ­сальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий про­является в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ре­бёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой дея­тельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетент­ности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред­метных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личност­ного морального выбора.

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.



Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Математические забавы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –

это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Математические забавы» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.

Основным методом реализации Программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Занятия по Программе проходят один час в неделю (35 часов в год) в форме:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)

  • выступление перед другими учащимися школы;

  • экскурсии, организации и проведении КТД..

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.

В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математические забавы» предполагается достичь следующих результатов:



Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления,их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.





Метапредметными результаты:



  1. Регулятивные универсальные учебные действия:



  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать информацию.





2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.



Предметные результаты:



  • Первый уровень результатов – учащиеся должны правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение проти­воречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и пред­ставления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и ис­следований; правила сохранения информации, приёмы запомина­ния.



  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб­щать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, работать с источниками информации, представлять информацию в раз­личных видах (табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и про­водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.





Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

  1. Выставки продуктов детского творчества по каждому разделу.

  2. Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;

  3. Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.

  4. Анкетирование;

  5. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

  • Школьная математическая олимпиада (октябрь)

  • «Предметная неделя по математике» (январь);

  • «Конкурс Кенгуру» (март);

  • «Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс проектных работ учащихся – май).












ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Математические забавы»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)



История возникновения чисел (7 часов) История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.

Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.

Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».

Математика на каждый день ( 7 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Проекты учащихся (5 часов) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.



Подготовка и защита проектных работ на общешкольной конференции и перед учащимися МКОУ СОШ № 2 на предметной неделе.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математические забавы»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)



Тема занятия

Общая характеристика деятельности

Количество часов

Из них

теория

практика

История возникновения чисел.


7



1.


История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

участвует в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

2.

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами»

измеряет шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения

2

1

1

3.

Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная

подбирает из разных источников интересный материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

4.

Действия в двоичной системе счисления

участвует командной эстафете

1

0

1

Математика вокруг нас


8



5.

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

решает геометрические задачи с помощью разрезания бумаги

2

0,5

1,5

6.

Математические софизмы

составляет софизмы

1

0,5

0,5

7.

Секреты некоторых математических фокусов

воспроизводит действия

1

0

1

8.

Решение задач с помощью максимального предположения

составляет алгоритмы для своей команды

2

0,5

1,5

9.

Решение задач методом с «конца»

составляет алгоритмы решения и кроссворды

1

0,5

0,5

10.

Решение задач методом ложного положения

составляет головоломки и ребусы

1

0,5

0,5

Дробные числа


4



11.

Обыкновенные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

12.

Десятичные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

13.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

составляет таблицы, диаграммы для задач

2

0,5

1,5

Геометрия в нашей жизни


5



14.

Угол

находит в окружающей обстановке углы

1

0

1

15.

Треугольник

находит в окружающей обстановке треугольники

1

0

1

16.

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов

выполняет каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда

1

0

1

17.

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки»

делает необходимые измерения и вычисления

1

0

1

18.

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»

делает необходимые измерения и вычисления

1

0

1

Математика на каждый день


7



19.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

сравнивает, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах

1

0

1

20.

Решение сюжетных задач

понимает текст задания

1

0,5

0,5

21.

Решение логических задач с помощью таблиц

строит таблицы по предложенному тексту

1

0,5

0,5

22.

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач

Находит применение графов в жизненных ситуациях

1

1

0

23.

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

выполняет расчеты затрат своей семьи на электроэнергию

1

0

1

24.

Правила произведения и суммы

составляет задания из практической жизни

1

0,5

0,5

25.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

разгадывает кроссворды, ребусы

1

0,5

0,5

Проекты учащихся


4



26.

Разработка и создание проектов.

оформляет материал по выбранной теме

3

1

2

27.

Защита проектов по выбранной теме

выступает перед учащимися класса, школы

1

0

1


Итого


35

11

24





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ФГОС ООО

8 А,Б КЛАССЫ










Составитель программы:

Костромина О.А.,

учитель математики

высшей квалификационной

категории






















г. Нижний Тагил

2018 г.







Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Рабочей программой по математике для 5—9 классов.

Форма обучения – очно – заочная.

Нормативная база:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями).

  2. Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области " от 15.07.2013 № 78-ОЗ (с изменениями)

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

  2. Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильской вечерней школы № 1» на 2018/2019 учебный год

  3. Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской вечерней школы № 1» на 2018/2019 учебный год

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.

Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 На изучение курса «Занимательная математика» отводится всего 35 часов (1 урок в неделю).

Планируемые результаты освоения курса.

 Изучение курса «Занимательная математика» в 8 классах направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:

  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

  3. Формирование качеств мышления;

  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении:

  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;

  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

  • в предметном направлении:

  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;

  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.

  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.

  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.

  4. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.

  5. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.

  6. Анализировать полученную информацию.

  7.  Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

  8. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.

  9. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.

  10. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

  11. Решать числовые и геометрические головоломки.

  12. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов (параллелей).




Тема урока

Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

Нулевой срез Занимательные задачи.

Решение логических задач. Задачи-таблицы.

Круги Эйлера.

Волшебные квадраты. Числовые ребусы.

Зашифрованные действия.

Задачи, решаемые без вычислений.

Некоторые старинные задачи.

Решение задач из теории вероятностей.

Разбор заданий областной математической олимпиады.

Математический КВН.

Переливания. Взвешивания.

Контрольный срез Проценты. Решение задач на проценты.

Пятое математическое действие. Действия со степенями.

Математические высказывания.

Математические софизмы.

Задачи на планирование.

Применение графов к решению логических задач.

Математическая сказка.

Дроби. Десятичные и обыкновенные.

Комбинаторика.

Принцип Дирихле.

Ромб и трапеция. Решение задач.

Геометрические головоломки

Головоломки со спичками.

Разрезание на части

Вычерчивание фигур одним росчерком

Задачи на построения

Решение практических задач.

Замечательные кривые.

Итоговый срез Решение геометрических задач

Решение логических задач.

Геометрические софизмы.

Геометрическая викторина.

Итоговое занятие. Повторение основных способов решения задач.

Учебно-методическое обеспечение курса.

    1. А.А.Мазаник, «Реши сам», Минск, 1980г.

    2. Диск «Занимательная математика» по книге Я.И.Перельмана.

    3. Е.И.Игнатьев, «В царстве смекалки», Москва, 1984 г.

    4. Кенгуру «Задачи прошлых лет», http://mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-let

    5. С.А. Генкин, И.В.Итенберг, Д.В.Фомин, «Ленинградские математические кружки», Киров, 1994г.

    6. С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К. Потапов, «Старинные занимательные задачи», Москва, 1994г.

    7. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин, «Математическая шкатулка», «Просвещение», Москва, 1988г.

    8. ЦОРы по математике;

    9. Я.И.Перельман «Занимательная алгебра», Чебоксары, 1994г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!