СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике " Математика- удивительный мир"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно- воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике " Математика- удивительный мир"»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике

" Математика- удивительный мир"

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Математика- удивительный мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Математика- удивительный мир» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные:

  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные :

  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • владение навыками вычислений с натуральными числами;

  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  • усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

  • знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  • умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  • использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

  • понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

  • вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.






Содержание учебного курса (35 часа,1 ч в неделю)

1) Введение в «Удивительный мир математики» (2 ч.).История возникновения математики как науки.Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием.

2) Числа. Магия чисел. (10ч.)

Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)

  • деление на 5(50),25(250)

  • признаки делимости

  • умножение двузначных чисел на11

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

  • способ сложения многозначных чисел

  • умножение на 9,99,999

  • умножение на 111, умножение «крестиком»

  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

3) Умение планировать бюджет (4 ч.)

  • Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

  • извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

  • извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным.

4) Наглядная геометрия (10 ч.)

  • Изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге

  • вычислять площади фигур

  • уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли ; выполнять вычисления с реальными данными;

  • Изготовление многогранников. Искусство оригами .

  • Геометрические головоломки(танграм). Уникурсальные кривые(фигуры).

  • Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5) Задачи (6 ч.)

  • Задачи на движение.

  • Логические задачи.

  • Задачи со спичками.

  • Задачи на проценты

6)Заключение(2 ч.)

Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п )




Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения

Коррекция


Введение в «Удивительный мир математики»

2(ч.)



1.

История возникновения математики как науки.

1



2.

Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием.

1




Числа. Магия чисел

10(ч.)



3.

Умножение на 5 (50)

1



4.

Деление на 5 (50) 25(250)

1



5.

Признаки делимости

1



6.

Умножение двузначных чисел на 11

1



7.

Возведение в квадрат чисел оканчивающихся на 5

1



8.

Способ сложения многозначных чисел

1



9.

Умножение на 9, 99, 999

1



10.

Умножение на 111

1



11.

Умножение "крестиком"

1



12.

Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

1




Умение планировать бюджет

4 (ч.)



13.

Решение задач из реальной практики, с использованием калькулятора

1



14.

Решение задач из реальной практики, с использованием калькулятора

1



15.

Решение задач по табличным данным, и данным диаграмм

1



16.

Решение задач по табличным данным, и данным диаграмм

1




Наглядная геометрия

(10ч.)



17.

Построение геометрических фигур от руки и использованием инструментов

1



18.

Решение задач на вычисление площадей

1



19.

Изготовление многогранников. Искусство оригами.

1



20.

Изготовление многогранников. Искусство оригами.

1



21.

Геометрические головоломки (танграм)

1



22.

Геометрические головоломки (танграм)

1



23.

Шуточная геометрия

1



24.

Шуточная геометрия

1



25.

Геометрические иллюзии

1



26.

Русские математики

1




Задачи

(6 ч.)



27.

Задачи на движение

1



28.

Задачи на движение

1



29.

Логические задачи

1



30.

Задачи со спичками

1



31.

Задачи на проценты

1



32.

Задачи на проценты

1




Заключение

(2ч.)



33.

Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п )


1



34.

Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п )


1




Резерв

1ч.




Всего

35(ч.)

























Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.

2. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

3. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)

4.Введение в геометрию. 6 класс: Планирование, конспекты занятий./авт.- сост. И.В. Фотина,- Волгоград : Учитель , 2010.- 143 с.

5. Б.П.Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

6.«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.