Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике
" Математика- удивительный мир"
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Математика- удивительный мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Математика- удивительный мир» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные :
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
умение находить в различных источниках информацию;
умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Содержание учебного курса (35 часа,1 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики» (2 ч.).История возникновения математики как науки.Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием.
2) Числа. Магия чисел. (10ч.)
Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
3) Умение планировать бюджет (4 ч.)
Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным.
4) Наглядная геометрия (10 ч.)
Изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге
вычислять площади фигур
уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли ; выполнять вычисления с реальными данными;
Изготовление многогранников. Искусство оригами .
Геометрические головоломки(танграм). Уникурсальные кривые(фигуры).
Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Задачи (6 ч.)
Задачи на движение.
Логические задачи.
Задачи со спичками.
Задачи на проценты
6)Заключение(2 ч.)
Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п )
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Сроки прохождения | Коррекция |
| Введение в «Удивительный мир математики» | 2(ч.) | | |
1. | История возникновения математики как науки. | 1 | | |
2. | Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. | 1 | | |
| Числа. Магия чисел | 10(ч.) | | |
3. | Умножение на 5 (50) | 1 | | |
4. | Деление на 5 (50) 25(250) | 1 | | |
5. | Признаки делимости | 1 | | |
6. | Умножение двузначных чисел на 11 | 1 | | |
7. | Возведение в квадрат чисел оканчивающихся на 5 | 1 | | |
8. | Способ сложения многозначных чисел | 1 | | |
9. | Умножение на 9, 99, 999 | 1 | | |
10. | Умножение на 111 | 1 | | |
11. | Умножение "крестиком" | 1 | | |
12. | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | | |
| Умение планировать бюджет | 4 (ч.) | | |
13. | Решение задач из реальной практики, с использованием калькулятора | 1 | | |
14. | Решение задач из реальной практики, с использованием калькулятора | 1 | | |
15. | Решение задач по табличным данным, и данным диаграмм | 1 | | |
16. | Решение задач по табличным данным, и данным диаграмм | 1 | | |
| Наглядная геометрия | (10ч.) | | |
17. | Построение геометрических фигур от руки и использованием инструментов | 1 | | |
18. | Решение задач на вычисление площадей | 1 | | |
19. | Изготовление многогранников. Искусство оригами. | 1 | | |
20. | Изготовление многогранников. Искусство оригами. | 1 | | |
21. | Геометрические головоломки (танграм) | 1 | | |
22. | Геометрические головоломки (танграм) | 1 | | |
23. | Шуточная геометрия | 1 | | |
24. | Шуточная геометрия | 1 | | |
25. | Геометрические иллюзии | 1 | | |
26. | Русские математики | 1 | | |
| Задачи | (6 ч.) | | |
27. | Задачи на движение | 1 | | |
28. | Задачи на движение | 1 | | |
29. | Логические задачи | 1 | | |
30. | Задачи со спичками | 1 | | |
31. | Задачи на проценты | 1 | | |
32. | Задачи на проценты | 1 | | |
| Заключение | (2ч.) | | |
33. | Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п ) | 1 | | |
34. | Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п ) | 1 | | |
| Резерв | 1ч. | | |
| Всего | 35(ч.) | | |
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
3. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
4.Введение в геометрию. 6 класс: Планирование, конспекты занятий./авт.- сост. И.В. Фотина,- Волгоград : Учитель , 2010.- 143 с.
5. Б.П.Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
6.«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.