СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Креатив" (изобразительное искусство)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Креатив» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования. Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение.

1

0

2

Флористика.

1

5

3

Лепка.

1

10

4

Роспись Русского Севера.

1

7

5

Мозаика.

1

9

6

Бумажная пластика.

1

9

7

Нетрадиционные техники рисования.

0

23

8

Заключительное занятие.

1

0

 

 

7

63

 

Итого

70

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Креатив" (изобразительное искусство)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18» г.о. Серпухов

________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 18

___________М.С. Арсеньева

Приказ № ___

«___» __________ 20__ г.











Рабочая программа по внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Креатив»



Класс 5 А, Б, В

Учебный год 2019-2020

Количество часов 70 часов (2 часа в неделю)

Учитель Будникова Е.Ю.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Креатив» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования. Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта художественного образования приоритетной целью является развитие культуры творческой личности школьника, эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира.

Программу планируется реализовывать в 5 классе. Изучение данного курса рассчитано на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Продолжительность учебного занятия 45 минут.

Цель программы: формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; способствование развитию интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, сюжетному рисованию, нетрадиционным техникам рисования; развитие желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, конструктивных – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса;

  • расширение и углубление знаний детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов, совершенствовать навыки в овладении приёмами работы с различными материалами;

  • развитие навыков учащимися использовать различные приёмы в рисовании, развитие творческих способностей, фантазии, изобретательности, умение самостоятельно выполнять работу.

Новизна данной программы заключается в том, что творческие занятия выполняют компенсаторную и мотивационную функции, тем самым помогают выработать у учащихся способность творчески решать поставленные задачи, позитивное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Креатив»:

- прогнозируемый воспитательный результат:

    • умеют воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления;

    • умеют создавать предметы искусства своими руками;

    • ценят свой труд, уважают чужой;

    • умеют применять теоретические знания на практике;

    • умеют пользоваться различными художественными материалами.

- прогнозируемый воспитательный эффект:

    • раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности;

    • формирование и развитие личностного отношения к творчеству;

    • осознание личной сопричастности к созданию атмосферы в коллективе, в семье, в кругу друзей;

    • активная жизненная позиция.

Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:

- беседа;

- творческая деятельность;

- просмотр презентаций и видеофильмов;

- проектная деятельность;

- встречи с интересными людьми;

- этический диалог на заданную тему;

- творческий калейдоскоп;

- экскурсия.

Способы определения результативности

На каждом занятии педагог выясняет степень усвоения пройденного материала учащихся с помощью бесед и выполнения творческих заданий.

Формы подведения итогов реализации программы

В конце каждой темы для выяснения уровня знаний учащиеся выполняют творческую самостоятельную работу. В конце года проводится выставка творческих работ для родителей и педагогов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


п/п

Разделы программы

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение.

1

0

2

Флористика.

1

5

3

Лепка.

1

10

4

Роспись Русского Севера.

1

7

5

Мозаика.

1

9

6

Бумажная пластика.

1

9

7

Нетрадиционные техники рисования.

0

23

8

Заключительное занятие.

1

0



7

63


Итого

70




Содержание учебного предмета

Виды учебной деятельности учащихся

Формы деятельности учащихся

Флористика



Все о флористике. Техника Ошибана.

Выполнение работы «Флористический пейзаж».


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

Лепка



Виды и способы лепки. Особенности лепки из пластилина.

Лепка фигурок домашних животных.

Лепка фигурок диких животных

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

Роспись Русского Севера



Виды росписей Русского Севера.

Мезенская роспись. Элементы.

Выполнение росписи предмета быта.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

Мозаика



Все о мозаике. Подготовка материала.

Выполнение эскизов для мозаики.

Мозаика из яичной скорлупы

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

Бумажная пластика


Все о бумаге. Способы обработки бумаги.

Техника квиллинг. Открытка.

Техника квиллинг. Панно.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

Нетрадиционные техники рисования

Монотипия.

Штампинг. Отпечатки подручными материалами.

Рисуем свечой. Зимний пейзаж.

Набрызг. Букет из листьев.

Граттаж.

Коллаж.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.


МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Сроки проведения


1

Личностные результаты: освоение различных художественных материалов; развитие эстетического вкуса;

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- умеют воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления;

- умеют создавать предметы искусства своими руками;

- ценят свой труд, уважают чужой;

- умеют применять теоретические знания на практике;

- умеют пользоваться различными художественными материалами.


Прогнозируемый воспитательный эффект:

- раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности;

- формирование и развитие личностного отношения к творчеству;

- осознание личной сопричастности к созданию атмосферы в коллективе, в семье, в кругу друзей;

- активная жизненная позиция.









методика Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников»

















сентябрь
















май






2


Метапредметные результаты:

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- умеют воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления;

- умеют создавать предметы искусства своими руками;

- ценят свой труд, уважают чужой;

- умеют применять теоретические знания на практике;

- умеют пользоваться различными художественными материалами.


Прогнозируемый воспитательный эффект:

- раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности;

- формирование и развитие личностного отношения к творчеству;

- осознание личной сопричастности к созданию атмосферы в коллективе, в семье, в кругу друзей;

- активная жизненная позиция.









методика Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников»


















сентябрь
















май






Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- конкурсов;

- выставки детских работ;

- итоговой выставки работ в конце года.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».


п\п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















«н» - начало года, «к» – конец года



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А. Хапилина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2014. - 199 с.

  2. Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.

  3. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 456 c.

  4. Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2015. – №4.

  5. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 5 класс. / [Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.] – М.: Просвещение, 2017.

  6. Как научиться рисовать. Простое руководство по всем техникам / А. Шимшилашвили. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 176 с.

  7. Основы живописи и рисования / пер. с англ. Л. Степановой. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 80 с.

  8. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций / А.П. Рац ; М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МГСУ, 2014. 128 с.

  9. Учимся рисовать акварелью / пер. с англ. А. Степановой, И. Сергеевой – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 96 с.

  10. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.: 5 класс: – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.

  11. Ян Вермеер. Композиция и перспектива. – СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2018. – 140 стр.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ

Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)

(автор Пищикова Н.Г.)

В игре могут принимать участие 3-5 детей.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры (картона), диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Педагог вспоминает с учащимися, что существуют следующие цвета: основные - красный, синий и желтый, и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевый, фиолетовый и зелёный.

Педагог предлагает учащимся поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры: Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра «Придумай пейзаж»

(автор Пищикова Н.Г.)

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Игровой материал: подмалевки различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми подмалевки 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила.

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены.

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень - не жалейте лето!

    Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем педагог рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

Картотека нетрадиционных способов рисования.

Монотипия. Лист белой бумаги нужно согнуть и разогнуть пополам. Поставить на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна акварели. Сложить лист пополам и провести пальцем от центра к краям. Открываем лист и получаем рисунок. После высыхания фломастером остается дорисовывать мелкие детали.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Места, защищенные шаблонами, остаются нетронутыми.

Граттаж. Лист белой бумаги раскрасить акварельными красками. Потом необходимо покрыть воском. Затем закрасить черной гуашью (если краска плохо ложиться, можно добавить в нее мыльной пены). Затем после того как лист бумаги высохнет с помощью не пишущей ручки можно выцарапать рисунок.

Рисование свечой. Восковой свечой нарисуйте на плотной бумаге рисунок. Затем с помощью кисти начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Так как рисунок, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок внезапно проявится. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем или восковым мелком.



Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

Личностные результаты:

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Формы организации деятельности учащихся

Дата проведения


Примечание

5 «А»

5 «Б»

5 «Б»

план

факт

план

факт

план

факт

Введение

Беседа








Флористика – 6 ч.

Все о флористике. Техника Ошибана.

Беседа








Все о флористике. Техника Ошибана.

Практическая работа








Выполнение работы «Флористический пейзаж»

Практическая работа








Выполнение работы «Флористический пейзаж»

Практическая работа








Выполнение работы «Флористический пейзаж»

Практическая работа








Выполнение работы «Флористический пейзаж»

Практическая работа








Лепка – 11 ч.

Виды и способы лепки. Особенности лепки из пластилина.

Беседа








Виды и способы лепки. Особенности лепки из пластилина.

Практическая работа








Лепка фигурок домашних животных.

Практическая работа








Лепка фигурок домашних животных.

Практическая работа








Лепка фигурок домашних животных.

Практическая работа








Лепка фигурок диких животных.

Практическая работа








Лепка фигурок диких животных.

Практическая работа








Лепка фигурок птиц.

Практическая работа








Лепка фигурок птиц.

Практическая работа








Лепка фигурок на свободную тему.

Практическая работа








Лепка фигурок на свободную тему.

Практическая работа








Роспись Русского Севера – 8 ч.

Виды росписей Русского Севера.

Беседа








Виды росписей Русского Севера.

Практическая работа








Мезенская роспись. Элементы.

Практическая работа








Мезенская роспись. Элементы.

Практическая работа








Мезенская роспись. Выполнение эскиза росписи предмета быта.

Практическая работа








Мезенская роспись. Выполнение эскиза росписи предмета быта.

Практическая работа








Выполнение росписи предмета быта.

Практическая работа








Выполнение росписи предмета быта.

Практическая работа








Мозаика – 10 ч.

Все о мозаике. Подготовка материала.

Беседа








Все о мозаике. Подготовка материала.

Практическая работа








Выполнение эскизов для мозаики.

Практическая работа








Выполнение эскизов для мозаики.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Мозаика из яичной скорлупы.

Практическая работа








Бумажная пластика – 10 ч.

Все о бумаге. Способы обработки бумаги.

Беседа








Все о бумаге. Способы обработки бумаги.

Практическая работа








Техника квиллинг. Открытка.

Практическая работа








Техника квиллинг. Открытка.

Практическая работа








Техника квиллинг. Открытка.

Практическая работа








Техника квиллинг. Открытка.

Практическая работа








Техника квиллинг. Панно.

Практическая работа








Техника квиллинг. Панно.

Практическая работа








Техника квиллинг. Панно.

Практическая работа








Техника квиллинг. Панно.

Практическая работа








Нетрадиционные техники рисования – 24 ч.

Монотипия.

Практическая работа








Монотипия.

Практическая работа








Монотипия. Пейзаж.

Практическая работа








Монотипия. Пейзаж.

Практическая работа








Штампинг. Отпечатки подручными материалами.

Практическая работа








Штампинг. Отпечатки подручными материалами.

Практическая работа








Штампинг. Отпечатки подручными материалами.

Практическая работа








Рисуем свечой. Зимний пейзаж.

Практическая работа








Рисуем свечой. Свободная тема.

Практическая работа








Набрызг. Букет из листьев.

Практическая работа








Набрызг. Снежинки.

Практическая работа








Граттаж.

Практическая работа








Граттаж.

Практическая работа








Граттаж.

Практическая работа








Граттаж.

Практическая работа








Граттаж.

Практическая работа








Коллаж. Техника выполнения коллажа.

Практическая работа








Коллаж на тему: «Любимый фильм»

Практическая работа








Коллаж на тему: «Любимый фильм»

Практическая работа








Коллаж на свободную тему.

Практическая работа








Коллаж на свободную тему.

Практическая работа








Коллаж на свободную тему.

Практическая работа








Коллаж на свободную тему.

Практическая работа








Заключительное занятие.

Выставка работ учащихся.

Выставка.









Итого

70










СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________/_________________

Протокол №____

«___» ________ 2019г.




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/ ________________

«___» ________ 2019г.

24