| Муниципальное бюджетное о бщеобразовательное учреждение Лицей №12 г. Химки | |
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Лицей №12
_________________ Иванова Л.Н.
приказ от «28» августа 2022г. №174-о
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Химия вокруг нас»
Составила Мурашова Ольга Васильевна
учитель химии
первой квалификационной категории
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» разработана для 9 класса в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, на основе программы элективного курса автора О.С.Габриеляна «Экспериментальное решение задач по химии», издательство: Дрофа, Москва, 2017.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.)
Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Предлагаемый курс позволяет расширить представление учащихся о свойствах веществ и результатах их взаимодействий, закрепить и развить навыки работы в лаборатории и решения количественных и качественных задач. Школьники не только исследуют свойства и качественный состав соединений, но и проведут количественную оценку эксперимента, т.е. осуществят экспериментальное решение типовых расчетных задач.
Программа предусматривает теоретическое решение задач, практическое их выполнение и экспериментальную проверку результатов вычислений. Для решения одних задач четко заданы значения масс и объемы реактивов, для решения других требуется вначале конкретизировать условия задачи, проведя необходимые измерения, а лишь потом производить расчет.
Цели курса: расширение представлений о химическом эксперименте, закрепление знаний о свойствах неорганических соединений разных классов, о качественных реакциях на ионы.
Задачи курса: повторение материала, рассмотренного на уроках химии;
совершенствование практических навыков и умения решения расчетных задач;
развитие самостоятельности, активности, логического мышления, интереса к профессии, связанной с курсом химии.
Технологии обучения: развивающее обучение, интеграционная, исследовательская, личностно-ориентированная, проблемная.
Методы обучения: проблемный, словесно-логический, наглядно-иллюстративный, исследовательский, личностно-деятельностный подход, обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Средства обучения: печатные пособия, таблицы, лабораторное оборудование, реактивы.
Контроль: текущий на основе посещения, активность на занятиях, тестирование, результат участия в олимпиадах.
Курс поможет учащимся 9 класса выбрать профиль дальнейшего обучения более осознанно, подготовит их к учебе в профильном классе естественнонаучного направления. Учащиеся осознают роль химии в жизни человека, народном хозяйстве страны, природе в целом.
Требования к результатам обучения.
На занятиях по данному курсу учащиеся должны строго выполнять требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.
После изучения предлагаемого курса учащиеся должны:
уметь производить измерения (массы твёрдого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять массовую долю растворенного вещества (%) для растворов кислот и щелочей по табличным значениям их плотностей; планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанные с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, промыванием и сушкой осадков; получением и взаимодействием веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; определением неорганических веществ в индивидуальных растворах этих веществ; осуществлением цепочки превращений неорганических соединений;
решать типовые расчетные задачи: определение массы и массовой доли растворенного вещества в растворе, полученным разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации, разбавлением и концентрированием раствора); определение массы продукта реакции или объёма газа по известной массе одного из реагирующих веществ; определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного ; определение массы (объема газа) продукта реакции по известной массе (объему) одного из реагирующих веществ, содержащего определённую долю примесей; определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке ; определение состава двухкомпонентных смесей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Химический эксперимент |
| Введение | 2 час | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. |
1 | Тема 1. Химическая посуда | 1 час | Л.о. № 1 «Измерение объемов воды с помощью мерной посуды». |
2 | Тема 2. Растворы и способы их приготовления | 4 часа | Л.о. № 2 «Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах». Л.о. № 3«Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе». Л.о. № 4 «Определение объема хлорида натрия с помощью ареометра». Л.о. № 5 «Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворённого вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 0С». Л.о. № 6 «Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе». |
3 | Тема 3. Определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагирующих веществ | 3 часа | Л.о. № 7 «Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии раствора, содержащего известную массу гидроксида натрия с избытком соляной кислоты». |
4 | Тема 4. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного | 4 часа | Л.о. № 8 «Растворение навески цинка в соляной кислоте и определение выхода выделившегося водорода». Л.о. № 9 «Прокаливание навески перманганата калия и определение объема выделившегося кислорода». |
5 | Тема 5. Расчет примесей в реагирующих веществах | 2 часа | Л.о. № 10 «Растворение порошка мела, загрязненного речным песком, в разбавленной азотной кислоте». |
6 | Тема 6. Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке | 3 часа | Л.о. № 11 «Взаимодействие растворов соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащих известные массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора». |
7 | Тема 7. Определение состава смесей | 2 часа | |
8 | Тема 8. Решение качественных задач | 5 часов | Л.о. № 12 «Идентификация растворов нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата цинка без использования дополнительных реактивов». |
9 | Презентации обучающихся на тему «Химия и жизнь». | 8 часов | П/р №1, П/р №2. |
| ИТОГО | 34 час. | Л.о. – 12 П/р--2 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Дата проведения | Тема занятия | Химический эксперимент | Предметные результаты |
1 | 1 неделя | Химический эксперимент. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. | Простейшие химические опыты. | Знать/понимать: -химический эксперимент - правила ТБ. |
2 | 2 неделя | Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях химическими реактивами. | Демонстрации. Аптечка кабинета химии. | Уметь: - оказывать первую помощь |
3 | 3 неделя | Виды химической посуды. Её использование. | Демонстрации. Посуда общего назначения. Л.о. № 1 «Измерение объемов воды с помощью мерной посуды». | Знать/понимать: - посуда общего назначения. Уметь: - отмерять определённый объём воды с помощью мерной посуды |
4 | 4 неделя | Значение растворов в химическом эксперименте. Правила приготовления растворов. | Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянные палочки, стеклянные воронки). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров. Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворённого вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 0C». Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счёт его разбавления, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Л.о. № 2 «Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах». Л.о. № 3 «Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе». Л.о. № 4 «Определение объема хлорида натрия с помощью ареометра». Л.о. № 5 «Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворённого вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 0С». Л.о. № 6 «Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе». Решение задач по формулам и уравнениям реакций по данной теме. | Знать/понимать: - раствор - истинный раствор - массовая доля растворенного вещества - концентрация раствора - плотность раствора Уметь: - определять плотность раствора ареометром - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам |
5 | 5 неделя | Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач. |
6 | 6 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Растворы и способы их приготовления». |
7 | 7 неделя | Решение расчетных задач по теме «Растворы и способы их приготовления». |
8 | 8 неделя | Решение теоретических задач: определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагентов. | Демонстрационный эксперимент. Определение массы оксида магния, полученного при сжигании известной массы магния. Л.о. № 7 «Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии раствора, содержащего известную массу гидроксида натрия с избытком соляной кислоты». | Знать/понимать: - плотность - молярная масса - количество вещества Уметь: - определять плотность раствора ареометром - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам - производить расчеты по уравнениям реакций - составлять уравнения реакций |
9 | 9 неделя | Решение теоретических задач: определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагентов. |
10 | 10 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по тем «Определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагирующих веществ» |
11 | 11 неделя | Практический выход продукта реакции. Алгоритм решения задач (по массе). | Л.о. № 8 «Растворение навески цинка в соляной кислоте и определение выхода выделившегося водорода». Л.о. № 9 « Прокаливание навески перманганата калия и определение объема выделившегося кислорода». | Знать/понимать: - выход продукта реакции - молярная масса - количество вещества - молярный объём газов - нормальные условия Уметь: - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам - производить расчеты по уравнениям реакций - составлять уравнения реакций |
12 | 12 неделя | Практический выход продукта реакции. Алгоритм решения задач (по объёму). |
13 | 13 неделя | Решение расчетных задач по теме «Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного». |
14 | 14 неделя | Решение расчетных задач по теме «Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного». |
15 | 15 неделя | Смеси. Чистые вещества. Примеси. Степень чистоты веществ. | Демонстрационный эксперимент. Растворение в воде натрия, наблюдения результатов эксперимента с целью обнаружения примесей. Доказательство наличия примесей в водопроводной воде. Л.о. № 10 «Растворение порошка мела, загрязненного речным песком, в разбавленной азотной кислоте». | Знать/понимать: -чистое вещество - смесь - молярная масса - количество вещества - молярный объём газов - нормальные условия - массовая доля примесей Уметь: - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам - производить расчеты по уравнениям реакций - составлять уравнения реакций |
16 | 16 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Расчет примесей в реагирующих веществах». |
17 | 17 неделя | Избыток и недостаток реагентов. Алгоритм решения задач на "Избыток - недостаток". | Демонстрационный эксперимент. Горение фосфора, определение вещества, находящегося в избытке в этой реакции Л.о. № 11 «Взаимодействие растворов соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащих известные массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора». | Знать/понимать: - молярная масса - количество вещества - молярный объём газов - нормальные условия Уметь: - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам - производить расчеты по уравнениям реакций - составлять уравнения реакций |
18 | 18 неделя | Решение расчетных задач по теме «Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке» |
19 | 19 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке» |
20 | 20 неделя | Решение расчетных задач на определение состава смесей. | Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие смеси цинковой пыли и медных опилок с соляной кислотой. Взаимодействие смеси порошка магния и цинковой пыли с соляной кислотой. | Знать/понимать: - молярная масса - количество вещества - молярный объём газов - нормальные условия Уметь: - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам - производить расчеты по уравнениям реакций - составлять уравнения реакций |
21 | 21 неделя | Решение экспериментальных задач по теме «Определение состава смесей». |
22 | 22 неделя | Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. | Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью раствора гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфора натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты. Осуществление цепочки превращений: натрийðгидроксид натрияðсульфат натрияðхлорид натрияðхлорид серебра. Осуществление цепочки превращений: магнийðоксид магнияðнитрат магнияðгидроксид магнияðсульфат магния. Л.о. № 12 «Идентификация растворов нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата цинка без использования дополнительных реактивов». | Знать/понимать: - качественная реакция -катион - анион Уметь: - составлять уравнения реакций |
23 | 23 неделя | Осуществление цепочек превращений веществ. |
24 | 24 неделя | Осуществление цепочек превращений веществ. |
25 | 25 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. |
26 | 26 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. |
27 | 27 неделя | Выбор тем презентаций. Обсуждение. | | |
28 | 28 неделя | Подбор теоретического материала для презентации. Подготовка к практической части презентации. | | |
29 | 29 неделя | Практическая работа по индивидуальному плану. | п/р №1. | |
30 | 30 неделя | Практическая работа по индивидуальному плану. | п/р№2. | |
31 | 31 неделя | Выступление с презентацией. | | |
32 | 32 неделя | Выступление с презентацией. | | |
33 | 33 неделя | Выступление с презентацией. | | |
34 | 34 неделя | Заключительное занятие. Подведение итогов. | | |
Содержание тем учебного курса
Введение (2 ч). Что такое химический эксперимент. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.
Демонстрации. Аптечка кабинета химии.
Тема 1. Химическая посуда (1 ч). Химическая стеклянная и фарфоровая посуда общего назначения. Мерная посуда. Использование химической посуды в эксперименте. Демонстрации. посуда общего назначения: пробирки (14, 16, 21 мл), стаканы из термостойкого стекла разного объёма, конические колбы, стеклянные палочки и трубки, бюксы, конические воронки, эксикатор, кристаллизатор; фарфоровая посуда – фарфоровые чашечки разного размера, шпатели, ложечки, тигли. Мерная посуда – цилиндры (25, 100 мл), мензурки, мерные стаканы, мерные колбы разного объёма, пипетки с резервуаром и без него, груши резиновые. Резка и сгибание трубок. Лабораторные опыты. Измерение объёмов воды с помощью мерной посуды.
Тема 2. Растворы и способы их приготовления (4 ч). Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Определение объёмов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей. Расчёт массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества. Изменение концентрации растворенного вещества в растворе.
Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянные палочки, стеклянные воронки и т. д.). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров.
Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворённого вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20C». Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счёт его разбавления, проверка изменения концентрации с помощью ареометра
Лабораторные опыты. Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема хлорида натрия с помощью ареометра. Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворённого вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 0С». Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе.
Тема 3. Определение массы продукта реакции по известной массе одного из регулирующих веществ (3 ч). Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объему, плотности и массовой доле растворённого вещества в растворе. Проведение химической реакции и расчет по уравнению этой реакции. Взвешивание продукта реакции и объяснение отличия полученного практического результата от расчётного.
Демонстрационный эксперимент. Определение массы оксида магния, полученного при сжигании известной массы магния.
Лабораторные опыты. Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии соляной кислоты с гидроксидом натрия.
Тема 4. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного (4 ч). Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания, проведения химической реакции и расчёт по химическому уравнению этой реакции, определение массы или объёма продукта реакции и доли его выхода от теоретически возможного. Лабораторные опыты. Растворение навески цинка в соляной кислоте и определение выхода выделившегося водорода. Прокаливание навески перманганата калия и определение объема выделившегося кислорода.
Тема 5. Расчёт примесей в реагирующих веществах (2 ч). Проведение реакции для веществ, содержащих примеси, наблюдение результатов эксперимента. Расчеты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции.
Демонстрационный эксперимент. Растворение в воде натрия, наблюдения результатов эксперимента с целью обнаружения примесей. Доказательство наличия примесей в водопроводной воде.
Лабораторные опыты. Растворение порошка мела, загрязненного речным песком, в разбавленной азотной кислоте.
Тема 6. Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке (3 ч).
Определение масс реагирующих веществ, проведение химической реакции между ними, исследование продуктов реакции и практическое определение вещества, находящегося в избытке. Решение задач на определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.
Демонстрационный эксперимент. Горение фосфора, определение вещества, находящегося в избытке в этой реакции.
Лабораторные опыты. Взаимодействие растворов соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащих известные массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора.
Тема 7. Определение состава смесей (2 ч). Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим только с одним компонентом смеси. Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим со всеми компонентами смеси. Обсуждение результатов эксперимента. Решение задач на определение состава смесей. Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие смеси цинковой пыли и медных опилок с соляной кислотой. Взаимодействие смеси порошка магния и цинковой пили с соляной кислотой.
Тема 8. Решение качественных задач (5 ч). Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых изменений процессов. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращений неорганических веществ.
Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью раствора гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфора натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты. Осуществление цепочки превращений: натрийðгидроксид натрияðсульфат натрияðхлорид натрияðхлорид серебра. Осуществление цепочки превращений: магнийðоксид магнияðнитрат магнияðгидроксид магнияðсульфат магния.
Тема 9. Создание презентаций по теме «Химия и жизнь»(8ч). Выбор темы. Подбор теоретического материала. Подготовка и проведение практической части презентации. Выступление на занятии.
Информационные источники
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс.- М.: Дрофа, 2019.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2019.
Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В. Химия. Задачник. 8-11 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2019
Краузер Б. Химия. Лабораторный практикум.- М.: Химия, 2019.
Маршанова Г. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций.- М.: АРКТИ, 2019.