ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Программа по внеурочной деятельности «Домисолька» для 4-х классов составлена на основании:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными изменениями;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9» г. Сафоново;
Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 9» г. Сафоново на 2017 – 2018 учебный год.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015)
Цель:
развитие личности современного школьника, социализации его в современном российском обществе и интеграции в пространстве российской культуры;
создание условий для самореализации личности через художественно -эстетическое воспитание.
Задачи:
углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной;
формировать музыкально – певческих навыков.
привить навыки сценического поведения.
формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
развить музыкально-эстетический вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
развить музыкальные способности детей.
создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю (34 учебные недели), продолжительностью 45 минут.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Три уровня:
I – учимся основам музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры;
II – учимся эмоционально-ценностному отношению к искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов: выступаем на классных и школьных мероприятиях.
III– научимся позитивной самооценке своих музыкально-творческих возможностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные.
–ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные.
– владеть умением и навыкам интонационно-образного анализа музыкальных произведений;
– принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
Коммуникативные.
– продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
–получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Итоги реализации программы могут быть представлены:
конкурсами на лучшее исполнение внутри коллектива;
участием в календарных и тематических школьных праздниках, районных мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Перечень тем, разделов | Описание содержания | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие | Инструктаж по ТБ. Знакомство с содержанием программы | Беседа | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству |
2 | Вокально-хоровая работа | Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Инструктаж по здоровьесберегающей технологии. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) | Беседы, конкурсы | Освоения приемов вокальных навыков. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности во время исполнения |
3 | Православные праздники | Знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица. Расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками | Беседы, викторины, видео-просмотры, занятия-концерты | Импровизация игр, хороводов, сказок. Обсуждение совместных просмотров. Общаться и взаимодействовать в процессе исполнения различных образов русского фольклора |
4 | Работа над репертуаром | Любимые песни, песни из музыкальных сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, песни 8 Марта, песни Победы | Беседы | Выбор и разучивание репертуара. Умение общаться, выражать свое отношение к исполняемым произведениям |
5 | Сценическая культура | Сценическое движение, сценический образ, творческое взаимодействие со всеми участниками выступления | Беседы, наблюдения, опросы, занятия-концерты | Работа по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов Участвовать в сценическом воплощении исполняемых произведений. Работа с микрофоном |
6 | «Поиграй – кА» | Овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов | Музыкальные и танцевальные игры | Творческое самовыражение ребенка через разнообразные практические действия |
7 | «Волшебный мир музыки» | Знакомство с музыкальными инструментами | Игры-беседы, игры - импровизации | Выполнять творческие задания. Музицирование на музыкально – шумовых инструментах |
8 | «Я хочу увидеть музыку» | Творческие задания на развитие воображения | Беседы, выставки | Поиск необходимой информации. Выполнение творческих заданий |
9 | Наши юбиляры | Знакомство с творчеством В.Высоцкого, Ф.И.Шаляпина, С.Рахманинова | Беседы, видео-просмотры | Обсуждение творчества композиторов, исполнителей. Поиск необходимой информации. Развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов |
10 | Творческие отчеты | Концертно-исполнительская деятельность | Репетиции, концерты | Проявлять интерес к концертной деятельности. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
теоретических | практических |
1. | Вокально-хоровая работа | 10 | 3 | 7 |
2. | Музыкально-исполнительская работа | 9 | | 9 |
3. | Работа над репертуаром | 4 | 4 | |
4. | Сценическое мастерство | 10 | 5 | 5 |
5. | Музыкальные игры и движение под музыку | 6 | | 6 |
6. | «Волшебный мир музыки» | 6 | 2 | 4 |
7. | «Я хочу увидеть музыку» | 6 | 3 | 3 |
8. | Беседы, викторины, видео-просмотры | 7 | 7 | |
9. | Концертные выступления, репетиции | 7 | | 7 |
10. | Наши юбиляры | 3 | 2 | 1 |
| Итого: | 68 | 26 | 42 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Теория | Прак- тика | Дата |
плани-руемая | факти-ческая |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с содержанием программы. | 1 | | | |
2. | Исполнение знакомых песен | | 1 | | |
3. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
4. | Работа над репертуаром | 1 | | | |
5. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
6. | Песни осени | | 1 | | |
7. | «Я хочу увидеть музыку» | 1 | | | |
8. | Краски осени в музыке, живописи | | 1 | | |
9. | Сценическая культура | 1 | | | |
10. | Участие в концерте к Дню Учителя | | 1 | | |
11. | Вокально-хоровая работа | 1 | | | |
12. | «Поиграй – кА». Музыкальная игра "Если весело живется" | | 1 | | |
13. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
14. | Работа над репертуаром | 1 | | | |
15. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
16. | Музыкально-ритмические движения | | 1 | | |
17. | Вокально-хоровая работа | 1 | | | |
18. | Песни о зиме | | 1 | | |
19. | Сценический образ | 1 | | | |
20. | Сценическое движение | | 1 | | |
21. | Сценическое движение | 1 | | | |
22. | Сценическая культура | | 1 | | |
23. | Беседа о праздновании Дня матери | | 1 | | |
24. | Песни о маме | 1 | | | |
25. | «Я хочу увидеть музыку» | 1 | | | |
26. | Краски зимы в музыке, живописи | | 1 | | |
27. | Сценический образ | 1 | | | |
28. | Техника сценической речи | | 1 | | |
29. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
30. | Песни о Новом годе | | 1 | | |
31. | Выступление на Новогоднем празднике | | 1 | | |
32. | Выступление на Новогоднем празднике | | 1 | | |
33. | «Поиграй – кА». Рождественские игры | | 1 | | |
34. | Рождественские песни | | 1 | | |
35. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
36. | Работа над репертуаром | 1 | | | |
37. | Беседа о творчестве В.Высоцкого | 1 | | | |
38. | Слушание и исполнение песен В.Высоцкого, к 80-летию со дня рождения музыканта | | 1 | | |
39. | Сценический образ | 1 | | | |
40. | Сценическое движение | | 1 | | |
41. | Работа над репертуаром | 1 | | | |
42. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
43. | Беседа о Ф.И.Шаляпине, к 145-летию русского певца | 1 | | | |
44. | Слушание романсов и фрагментов арий в исполнении Шаляпина | 1 | | | |
45. | Прощай, Масленица! Традиции праздника | 1 | | | |
46. | Песни на Масленицу | | 1 | | |
47. | Репетиция к концерту «23+8» | | 1 | | |
48. | Репетиция к концерту «23+8» | | 1 | | |
49. | Техника сценической речи | | 1 | | |
50. | Исполнение песен по желанию детей | | 1 | | |
51. | Звучит музыка С.Рахманинова, к 140-летию композитора | 1 | | | |
52. | «Волшебный мир музыки» Знакомство с дирижерскими жестами | | 1 | | |
53. | «Волшебный мир музыки» | 1 | | | |
54. | Импровизация игры на деревянных ложках | 1 | | | |
55. | «Волшебный мир музыки» | 1 | | | |
56. | Импровизация игры на бубне, трещотках | | 1 | | |
57. | Беседа «Международный день джаза» | 1 | | | |
58. | Импровизация игры на ударных инструментах | | 1 | | |
59. | «Поиграй – кА». Музыкальная игра «Буги-вуги» | | 1 | | |
60. | Музыкальные игры по желанию детей | | 1 | | |
61. | Православные праздники. Троица | 1 | | | |
62. | Игры, хороводы | | 1 | | |
63. | «Я хочу увидеть музыку» | 1 | | | |
64. | Краски лета в музыке, живописи | | 1 | | |
65. | Вокально-хоровая работа | | 1 | | |
66. | Песни о лете | | 1 | | |
67. | Концертное выступление на чествовании лучшего ученика года | | 1 | | |
68. | Концертное выступление на чествовании лучшего ученика года | | 1 | | |