Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Железногорска Курской области.
Программа внеурочной развивающей деятельности детей
(социально – педагогическое направление)
«Дорога в пятый класс»
4 класс
Составитель: педагог-психолог Леухина Е.Н.
2020г
Пояснительная записка
Программа «Дорога в пятый класс» для 4 класса составлен на основе учебно-методического пособия «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2015г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2015г. Н.П;
Локаловой «Уроки психологического развития в начальной школе (1-4 классы)» - направлена на развитие познавательных процессов.
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Основной образовательной программы ОУ.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа имеет социальную направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов.
Цель преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Для них важными становятся не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период со своими психическими и физиологическими характеристиками приближаются к стадии препубертата. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорирую обязанности. Поэтому в занятиях особое внимание уделено теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
Цель – помочь ребенку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека;
ознакомить детей с понятием «качества людей»;
помочь учащимся исследовать свои качества, изучить свои особенности;
помочь детям осознать наличие у себя разнообразных положительных качеств;
учить детей находить положительные качества во всех людях
развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Для реализации цели курса используются различные программы:
1. С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой «Жизненные навыки» Москва 2012г
2 .М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2015г.;
3. О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2015г;
4. Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития в начальной школе (1-4 классы)» - направлена на развитие познавательных процессов.
Место курса в учебном плане
Программа « Дорога в пятый класс» рассчитана на 1 год обучения -34 часов, проведение занятий во внеурочной деятельности из расчета 1 занятие в неделю.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного. Духовного, нравственного и социального развития. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Общая характеристика учебного предмета
Предполагаемая программа «Дорога в пятый класс» в начальной школе направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует
коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье
Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у
них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Содержание программы «Дорога в пятый в класс» отвечает следующим принципам:
• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;
• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.
Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:
1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;
2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении;
3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;
4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».
Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.
Формы и методы работы на занятиях проведения занятий.
Занятия проводятся в групповой форме.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
• тестирование;
• психогимнастика;
• рисование (тематическое и свободное);
• подвижные игры;
• игры-драматизации и ролевые игры;
• беседы и проблемные ситуации;
• техники и приемы саморегуляции;
• коллективно- творческие дела (КТД).
В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Формы подведения итогов
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка умений: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей в форме беседы, рассуждений.
2.Тестирование по выявлению сформированности важнейших учебных умений и действий.
Личностные, метопредметные результаты освоения программы курса
«Дорога в пятый класс»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты:
Знать: о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Дорога в пятый в класс» являются:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
В период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Курской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) занятия во внеурочной деятельности по программе «Дорога в пятый класс» проводятся дистанционно.
При реализации рабочей программы внеурочного курса «Все цвета, кроме чёрного» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются:
- технические средства ( для учителя и ученика) – персональный компьютер или планшет, или мобильное устройство с возможностью выхода в сеть Интернет;
- формы обучения – чат занятие, занятие off-line, on-line и off-line консультации, с использованием таких электронных ресурсов, как социальная сеть ВКонтакте, мессенджер Whatsapp, электронная почта, Электронный журнал/дневник.
Содержание курса «Дорога в пятый класс»
1.Ведение в мир психологии. (1 час)
Зачем нужны нужны занятия по психологии.
2. Я учусь учиться. ( 3 часа)
Как научиться учиться. Как распланировать свое время. Как правильно готовить домашнее задание.
3. Я – это я ( 8 часов)
Кто я, какой я? Я – могу. Я мечтаю , мои цели. Мои способности. Я умею преодолевать трудности. Мой внутренний мир. Уникальность внутреннего мира. Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
4. Мои чувства и эмоции ( 4 часа)
Чувства бывают разные. Имею ли я право сердиться и обижаться. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Определение уровня тревожности.
5. Мое будущее ( 5 часов)
Мое будущее. Права и обязанности школьника. Кто такой свободный человек. Право на уважение. Заботам о теле забота о себе. Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
6. Общение в моей жизни (4 часа)
Что такое общение. Из-за чего возникают трудности в отношениях. Конфликты и пути их преодоления. Как разрешить конфликты мирным путем.
7.Я и другие ( 6 часов)
Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои колючки. Что такое одиночество . Я не одинок в этом мире.
8. Планета моего класса. ( 3часа)
Создание материков. Что я чувствую. Я и мы и все, кто рядом. Что я возьму с собой в пятый класс.