СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Дорожная грамотность"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорожная грамотность"»

Развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в рамках программы внеурочной деятельности «Дорожная грамотность»

Кашникова Елена Анатольевна

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля»


Актуальность и острота проблем дорожно-транспортных происшествий подтверждается социально - экономическими показателями, свидетельствующими о недостаточной эффективности функционирования современной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Отдельной и очень острой проблемой является детский дорожный травматизм. В образовательных учреждениях традиционно существуют системы изучения правил дорожного движения через курсы по правилам дорожного движения, внеклассные мероприятия. Обучение детей дорожной грамоте ведётся по различным методикам, пропаганда безопасного поведения на дороге проводится уже на самых первых ступенях образования, но при этом, правила детьми в условиях реальной дороги не соблюдаются, так как юные граждане видят примером нарушения взрослых. В образовании существует острая потребность внедрения новых методик воздействия на сознание ребёнка по возвышению его культуры в условиях дорожных опасностей. Поведение участников дорожного движения можно изменить через убедительную информированность об опасностях, которые возникают на дорогах, о реальных рисках, с которыми они могут столкнуться в случае несоблюдения установленных правил, о мере ответственности виновника дорожно-транспортного происшествия. Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения.

Поэтому, считаю, необходимым познакомить вас с программой внеурочной деятельности «Дорожная грамотность», разработанной как самостоятельный законченный курс для учащихся 5-6 классов. Программа полностью соответствует предъявляемым требованиям к уровню подготовки обучаемых общеобразовательной школы в условиях Нового образовательного стандарта и опирается на использование потенциала внутришкольного дополнительного образования, ориентируется на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей (ГИБДД, Дом Творчества и т.д). Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью реализации требований ФГОС ООО на основе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для основной школы. Однако данный курс не дублирует, а расширяет и углубляет знания детей о правилах поведения на дорогах. Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения предъявляет обновлённые требования к предметным результатам освоения школьной образовательной программы с учётом специфики всех изучаемых предметов. В содержании предметов, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребёнка недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений в возрастном аспекте по данному разделу. Обучение по программе позволяет получить обучающимся новые знания, не содержащиеся в общеобразовательных программах для основной школы. Курс внеурочной деятельности «Дорожная грамотность» является инновационно-образовательной моделью внеурочной деятельности учащегося и построен на теоретических и практических основах, обеспечивающих формирование у школьника культуры безопасного поведения в условиях дорожных опасностей.


Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО предоставляет возможность учителю ОБЖ создать благоприятные условия для развитие и формирование личности безопасного типа, начиная уже с пятого класса. Новое понятие «безопасный участник дорожного движения», используемое в данной программе определяется набором поведенческих навыков, мировоззрением будущего, с ориентацией на рациональные отношения с окружающей средой, имеющей знания, умениями и навыки безопасного поведения, как для себя, так и для других. Сформированная личность безопасного типа способна анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать рационально, со всей ответственностью и пониманием происходящего.

Основная идея Программы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной деятельности, позволяющей ученику, в игровой форме, становиться участником ролевых событий, возможных в транспортной среде, и дающее возможность адекватной самооценки своих действий.

Главная цель Программы состоит в создании условий для приобретения учениками основной общеобразовательной школы необходимого объёма представлений, знаний и навыков, позволяющих им безопасно вести себя в условиях дорожного движения, самостоятельно действовать при угрозе или возникновении опасной ситуации, решать посильные задачи по оказанию различной помощи, требующейся в таких ситуациях, средством достижения метапредметных результатов.

Задачи Программы:

Знакомить: с государственной системой защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Учить правилам дорожного движения.

Развивать:

  • мотивацию безопасной жизнедеятельности, соблюдению правил дорожного движения;

  • способности наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

  • качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения при передвижении по проезжей части;

  • уверенность и умение рассчитывать на себя, действовать согласно обстановке в нестандартных условиях дороги.

Формировать:

  • умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

  • культуру безопасной жизнедеятельности, уважения к законам дороги;

  • основы научной и исследовательской деятельности.

Воспитывать:

  • личность безопасного типа, имеющую осознанное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

  • дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно - транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности;

  • гражданскую позицию, достоинство и ответственность за свои поступки, которые могут привести к негативным последствиям для других людей;

  • патриотическое сознание Гражданина Российской Федерации.

Подготавливать:

  • к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Привлекать:

  • к пропаганде безопасного поведения детей и их родителей на современных улицах и дорогах и к деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.

Содержание программы, нацеленной на формирование личности безопасного типа во время внеурочной деятельности, позволяет формировать универсальные учебные действия учащихся в соответствии с требованиями современной общеобразовательной основной школы. Содержание программы используется как средство достижения не только предметных, но и метапредметных результатов. Одним из требований к метапредметным результатам является овладение общим подходом к поиску способа решений разного вида задач. Данные подходы (например, навыки наблюдения, сравнения, поиск и определение различий и доказательств) можно применить, в том числе, и к дорожной безопасности. В Программе подробно представлены оригинальные педагогические приёмы, способствующие реализовать образовательные цели и задачи.

Особенностью Программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, с использованием общеучебных понятий и умений.

В результате изучения правил дорожной безопасности предполагается, что обучаемый не только научится этим правилам, но и будет понимать сущность понятий и определений дорожной грамоты, овладеет знаниями и умениями, позволяющими воспринимать себя и других в условиях дороги, приобретёт необходимые поведенческие навыки обеспечения безопасности, помощи и самопомощи в условиях повышенной дорожной опасности.

Развитие мотивации к безопасной жизнедеятельности позволит целостно взглянуть на мир, расширить кругозор, сформировать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью. Программа предусматривает развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Программа рассчитана на два года обучения и предназначена для учащихся пятого, а затем шестого классов основной общеобразовательной школы. Весь курс рассчитан на 68 учебных занятий, 34 занятия в первый и 34 занятия во второй год обучения. Количество обучающихся – 15 человек постоянного состава. Учебная нагрузка по Программе соответствует действующим нормативам. Занятия проводятся в виде заседаний научного кружка в течение 25 минут один раз в неделю.

Форма проведения занятий определена в рамках кружковой работы. Подведение итогов работы научного кружка проводится в виде выставки, конференции или конкурса.

Таблица 1. Общий объём занятий и виды учебной работы

Вид учебной работы ( занятия)

5 класс ( час)

6 класс ( час)

Общая трудоемкость занятий

34

34

Аудиторные занятия (обучающий урок)

18

17

Аудиторные занятие (практический урок)

8

8

Занятие на улице

1

2

Нестандартные занятия (семинар, конференция, кино-уроки, урок- викторина, урок – игра, интерактивная экскурсия)

5

5

Резервное время

2

2

Физкультурные минутки и паузы

4-5 минуты в начале или середине занятия

Индивидуальные консультации

(согласно графику консультаций, по мере необходимости)


Овладев дорожной терминологией, ребёнок научится не бояться дороги и транспорта, опыт оценивания учит анализу возможных последствий при нарушении участником дорожного движения правил безопасности на дороге. Дети должны понимать серьезность уроков и знаний, которые они получают.

Важную роль в изучении правил дорожной безопасности играют экскурсии, тренинги и беседы на маршруте, где учитель предоставляет возможность школьникам самим оценить риски того или иного участка дороги, площадки, пешеходного перехода, парковки транспорта. Для закрепления знаний предусмотрены мероприятия, где обучаемые имеют возможность стать непосредственными участниками ролевых игр, подвижных конкурсов, упражнений и т.д.

Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Поэтому Программа решает задачи формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и пробуждает в детях желание заботиться о своем здоровье. На занятиях устанавливается оптимальный двигательный режим и проводятся оздоровительные физкультурные минутки. Выполнение оздоровительных пауз способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма.

В ходе индивидуальной работы при помощи учителя учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, научиться видеть проблемы, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, проводить небольшие эксперименты, делать выводы, готовить доклады, объяснять и защищать свою точку зрения. Ребёнок должен увидеть, что результаты его работы интересны другим.

Результатом исследовательской (проектной) работы учащихся является создание словаря дорожных понятий, терминов и знаков, необходимых правопослушному участнику дорожного движения (пешеходу), который составляется всеми учащимися. Каждый ребёнок вносит свой вклад в общую копилку нучно-исследовательских результатов в виде буклетов, рисунков, сочинений, схем, презентаций по отдельным элементам будущего словаря. Материалы комплектуются в виде папки или альбома в алфавитном порядке и отражают суть и смысл дорожной терминологии глазами юных исследователей.

Таблица 2. Общее распределение учебных занятий по разделам для учащихся 5 и 6 классов за весь период обучения

Раздел

5 класс

6 класс

Всего

Раздел I. Дорожные наблюдения

11

6

17

Раздел II. Дорожная геометрия

2

5

8

Раздел III. Дорожные краски

3

2

4

Раздел IY. Дорожная арифметика

3

4

7

Раздел V. Дорожные изображения

3

2

5

Раздел YI. Дорожный алфавит

9

-

9

Раздел YII. Дорожные слова

-

5

5

Раздел YIII. Дорожные правила

-

4

4

Раздел IX . Дорожные знаки

1

4

5

Всего занятий

32

32

64

Резервный урок

2

2

4


Развитие базовых компетенций будет выражаться в умении решения посильных задач по предупреждению травматизма на дорогах (информационные компетенции): умении представлять себя в различных дорожных ситуациях, задавать вопросы, сотрудничать с другими, решать ситуационные и проблемные задачи, связанные с различными действиями людей в условиях дороги (коммуникативные компетенции) и способности обеспечивать дорожную безопасность для себя и окружающих людей (самоорганизационные компетенции).

Универсальные учебные действия, осуществляемые обучающимися на занятиях определяются следующим набором:

- познавательные: использование методов наблюдения, сравнения, поиск и определение различий и доказательств

- информационно-коммуникативные: овладение монологической речью, умение делать выводы и давать определения;

- рефлексивные: понимание ценности собственных знаний правил дорожного движения для себя и окружающих людей.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов. К результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики. Формирование универсальных учебных действий оценивается показателями каждого учащегося.

Личностные результаты обучения по программе будут отражать сформированность ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, усвоение правил безопасного поведения в опасных ситуациях дороги, ответственное отношение к собственным поступкам, потребность соблюдать нормы безопасной жизнедеятельности.

Метапредметные результаты будут отражать умение оценивать правильность выполнения учебных задач в области дорожной безопасности, умение определять понятия, связанные с безопасностью на проезжей части, владение приёмами безопасных действий в опасных ситуациях, умение взаимодействовать с окружающими людьми, работать индивидуально и в группе с учителем и сверстниками.

Предметные результаты будут отражать уровень понимания личной и общественной значимости правил дорожного движения, современной транспортной культуры, убеждение в необходимости безопасного поведения на дороге и в транспорте, умение предвидеть опасные ситуации по первым признакам их проявления.

Без правильной и методически грамотно реализованной систе­мы контроля знаний учащихся нельзя добиться положительных результатов обучения и воспи­тания.

В итоговой оценке выделены две составляющие:

  • результаты деятельности обучающихся на каждом занятии, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;

  • результаты итоговой работы, характеризующей уровень освоения каждым учащимся основных формируемых способов действий.

Критерием результатов деятельности на каждом занятии может быть конкретная оценка, выраженная в виде бонусов, получаемых учеником за работу. За каждый правильный ответ или дополнение учащийся получает жетон. Накопительная система жетонов позволяет учителю подводить итоги одного или нескольких занятий в соответствие с поставленными целями урока (уроков). Этот метод эффективен: ученики хорошо работают, используется приём соревнования и азарт игры.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного обющего образования.-М.:Просвещение, 2011

  2. Григорьев Д.В. , Степанов П.Н.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: Просвещение, 2010

  3. Об организации работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма – Иркутск: Управление ГАИ УВД по Иркутской области, 2004

  4. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!