Пояснительная записка
Программа кружка «Экология» внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:
развитие элементарных естественно – научных представлений;
развитие экологической культуры детей;
развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.
Цель изучения курса в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России, Ханты-Мансийского округа, ее истории, и к её жителям.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение природного, исторического и культурного наследия.
Общая характеристика курса
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование у младших школьников экологической грамотности и её региональной составляющей.
Приоритетом современного дополнительного начального образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств,
позволяющие быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образовательной программы дополнительного образования, конкретным способом деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковой, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач дополнительного начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса познания и самостоятельности в решение учебных задач. Дополнительные занятия кружка «Зелёная планета» имеют потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.
Курс позволяет активизировать знание учащихся в области естественных наук, экологии и человековедения.
Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т. е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга самопроизвольно увеличивать объём содержащейся в нём информации, приобретать новые знания путём логических рассуждений; в связи с этим в программе уделяется большое внимание развитию логического мышления.
Опора на объективные данные о познавательных возможностях детей по различным аспектам природоведения, экологии и валеологии обеспечивает её высокую реалистичность, т. е. соответствие между желаемыми целями и реально достижимыми результатами. Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создаёт для них фактологическую базу.
Экологическое воспитание является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Следовательно, оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности.
Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для страны, края в целом, так и для каждого ребёнка.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал земли Ханты-Мансийского округа.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.
Ценностные ориентиры курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Экологическая культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм, реальное каждодневное поведение человека в природе.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно–ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Планируемые результаты курса
Личностными результатами изучения курса экологического образования «Зеленая планета» являются:
осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни
Метапредметными результатами изучения курса духовно – нравственной направленности «Зелёная планета» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Предметными результатами изучения курса экологического образования «Зелёная планета» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Значение курса экологического образования «Зелёная планета» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Программа экологического образования помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры родного края, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя своей малой родины, родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Содержание образовательной программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Мир животных (17часов)
Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи.Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.
Раздел 2. «Мир растений» (11 часов)
Понятие о живом. Растения как живой организм. Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Семенное и вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Охрана растений.
Раздел 3. «Роль человека в природе» (5 часов)
Взаимодействия между человеком, животными и растениями. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе. Мероприятия по охране природы. Заповедники, заказники, их роль. Реальная природоохранительная деятельность детей. Конкурс рисунков на тему «Моя планета через 100 лет».
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Мир животных | 17 | Характеризовать предметы по признакам. Различать живую и неживую природу. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни животных. Анализировать примеры использования человеком богатств природы Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Рассказывать о сезонном труде людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
2. | Мир растений | 11 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Оценивать роль воды в жизни растений. Характеризовать свойства воды Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды Оценивать роль света в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств света и его значения в жизни растений Оценивать роль тепла в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению значения тепла в жизни растений Оценивать роль почвы в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств почвы Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни растений. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные- дикорастущие растения. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите |
3. | Роль человека в природе | 5 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения по отношению к природе Обсуждать в группах и объяснять положительную и отрицательную роль человека в природе. |
| Итого | 33 | |
Предполагаемые результаты реализации программы
1) первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
- ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом
- знают строение и свойства живых и неживых объектов
- овладевают необходимыми трудовыми операциями
- знакомы с основных представителями растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
2) второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
- ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – действенных связей, действующих в природе
- соблюдают правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
- понимают экологические проблемы и их природу возникновения
3) третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
- выявляют более сложные причинно – следственные связи, действующие в природе
- устанавливают общие закономерности природных явлений
- делают умозаключения о скрытых свойствах предметов и явлений
- планируют и проводят исследовательскую работу
- понимают экологические проблемы и их природу возникновения, ищут способы их устранения
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010.
2.«Живая экология» А.И. Иванова ООО «ТЦ Сфера» 2006
3.«Любимый уголок земли» Н.Я.Паскевич ОИПЦ «Перспективы образования» 2007
Технические средства обучения.
Компьютер, принтер, интерактивная доска,
Интернет- ресурсы
1.http://www.rusedu.ru
2.http://elenasadigova.ucoz.ru
3.http://www.proshkolu.ru/
4.http://viki.rdf.ru/
5.http://pedsovet.su/
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Планируемые результаты |
план | факт |
| Мир животных (17) |
1. | Понятие о живом. Животное как живой организм. | 1 | 5.09 | | Презентация | Характеризовать предметы по признакам. Различать живую и неживую природу. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
2. | Строение животных | 1 | 12.09 | | Презентация | Описывать внешний вид, строение, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
3. | Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов | 1 | 19.09 | | Презентация | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей Характеризовать способы питания, условия, роль окраски необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
4. | Приспособление животных к неблагоприятным условиям. | 1 | 26.09 | | Презентация «Приспособление животных к неблагоприятным условиям» | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, способы приспособления необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
5. | Приспособление животных к разным способам передвижения | 1 | 3.10 | | Уроки Кирилла и Мефодия. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, способы приспособления к разным видам передвижения необходимые для жизни животных. |
6. | Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи | 1 | 10.10 | | Презентация | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
7. | Размножение. Рост и развитие. | 1 | 17.10 | | Презентация | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни животных. |
8.-9 | Значение животных в природе. | 2 | 24.10 31.10 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
10-11 | Взаимоотношения между животными. а также между животными и растениями. | 2 | 14.11 21.11 | | Презентация | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
12-12 | Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. | 2 | 28.11 5.12 | 12.12 | Презентация | Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями |
14 | Многообразие животных. | 1 | 12.12 | 19.12 | Презентация | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Анализировать примеры использования человеком богатств природы |
15 | Сезонные изменения в жизни животных. | 1 | 19.12 | | Презентация | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
16. | Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. | 1 | 26.12 | | Презентация «Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными» | Рассказывать о сезонном труде людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
17 | Охрана животных | 1 | 16.01 | | Презентация | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
| Мир растений (11час) |
18. | Понятие о живом. Растения как живой организм. | 1 | 23.01 | | Презентация | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
19. | Строение растений. | 1 | 30.01 | | Презентация | Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. |
20 | Роль воды в жизни растений. | 1 | 6.02 | | Презентация | Оценивать роль воды в жизни растений. Характеризовать свойства воды Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды |
21 | Роль света в жизни растений. | 1 | 13.02 | | Презентация | Оценивать роль света в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств света и его значения в жизни растений |
22 | Роль тепла в жизни растений. | 1 | 27.02 | | Презентация | Оценивать роль тепла в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению значения тепла в жизни растений |
23 | Роль почвы в жизни растений. | 1 | 6.03 | | Презентация «Роль почвы в жизни растений» | Оценивать роль почвы в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств почвы Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). |
24 | Рост и развитие растений. | 1 | 13.03 | | Презентация | Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни растений. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
25 | Значение растений в природе. | 1 | 20.03 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
26 | Многообразие растений. | 1 | 3.04 | | Презентация | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные- дикорастущие растения. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
27 | Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. | 1 | 10.04 | | Презентация | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. |
28 | Охрана растений. | 1 | 17.04 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите |
| Роль человека в природе. (5 час) . |
29 | Взаимодействия между человеком, животными и растениями. | 1 | 24.04 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
30 | Положительная и отрицательная роли человека в природе. | 1 | 8.05 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения по отношению к природе Обсуждать в группах и объяснять положительную и отрицательную роль человека в природе Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
31 | Правила поведения в природе | 1 | 15.05 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
32 | Мероприятия по охране природы. Заповедники, заказники, их роль. | 1 | 22.05 | | Презентация | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
33 | Конкурс рисунков на тему «Моя планета через 100 лет» | 1 | 29.05 | | Выставка рисунков. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
| Итого: | 33 ч. | | | | |