СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочная программа

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Эрудит"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области



Принято педсоветом


Протокол « » _______________2019 года


«Утверждаю»

« » __________________2019 года


Директор Школы /Л.Г. Гракова/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Эрудит»

для 1 класса

на 2019-2020 учебный год

Автор программы: учитель начальных классов

Мурачинская Ирина Михайловна












д. Богородицкое,

2019


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • законом " Об Образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273 Ф-З;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 со всеми изменениями;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями и дополнениями);

  • Методические рекомендации Минобрнауки России по уточнению понятия и содержания основных общеобразовательных программ от 18 августа 2017 года № 09-1672;

  • образовательной программой начального общего образования и учебным планом МБОУ Богородицкой СШ на 2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Программа занятий «Эрудит» реализует интеллектуальное направление развития учащихся, учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке обучающихся начальной школы.


Цель: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.

Задачи программы:

  • Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);

  • Развитие наглядно-образного мышления;

  • Развитие словесно-логического мышления;

  • Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

  • Решение нестандартных логических задач;

  • Раскрытие творческих способностей ребенка;

  • Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.


Формы занятий:

  • беседы;

  • тренинги;

  • диагностика;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • интеллектуальные игры;

  • творческие работы;

  • проектные работы;

  • экскурсии;

  • встречи;

  • выставки-отчеты.


Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;

  • групповые;

  • индивидуальные.


Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.


Формы контроля:

  • для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);

  • для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа «Придумай задания сами» (в конце учебного года);


Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на средний возраст 6-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Общий объем программы по плану четырехлетнего обучения 270 час, I год обучения – 66 часа, II год – 68 часа, III год – 68 часа, IV год – 68 часа. Программа включает в себя 3 направления.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю по 1 часу продолжительностью 35 минут. Для второго, третьего и четвертого года обучения 2 раза в неделю - продолжительностью 40 минут.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля


Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Программа кружка «Эрудит» состоит из трех направлений:

Математика.

Русский язык.

Окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру».


Планируемый результат

Учащийся должен знать:

  • какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;

  • элементарные методы исследовательской работы.

Уметь:

  • работать в группе;

  • структурировать ранее полученные знания;

  • использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

  • осваивать новые виды деятельности;

  • проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

  • проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

  • способность ухватить наиболее существенную деталь;

  • работать с доступными книгами – справочниками и словарями.


Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих умений.


1 уровень

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки.

2  уровень

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания.

3 уровень

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.


Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности "Эрудит":

  • диагностика проводится в начале и конце учебного года;

  • участие обучающихся:

в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);

интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);

исследовательских проектах.


Календарно – тематическое планирование 1 класс


Тема

Кол час

Дата


план

факт

1

Распознавание геометрических фигур




2

Пространственные представления




3

Составление заданных фигур из определенного
числа одинаковых палочек




4

Задания на изменение заданной фигуры
(КОМБИНИРОВАНИЕ)




5

Вычисления с величинами




6

Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур.




7

«Лишняя» фигура.




8

Учись проводить прямые линии
(геометрическое задание)




9

Логические задачи на поиск недостающих фигур




10

Выделение фигур из сложного чертежа




11

Срисовывание фигуры и изображение
двойного контура




12

Составление фигуры по чертежу. Работа с чертежом




13

Сравни и заполни




14

Составление треугольников и квадратов
(работа со счетными палочками и без них)




15

Логические задачи




16

Геометрические фигуры, маршруты




17

Составление фигур. Нахождение фигур




18

Комплексные задания (обведи, заштрихуй,
раскрась, назови, посчитай, сравни, убери, добавь)




19

Графические диктанты




20

Однозначные числа. Числа и действия с ними.
Нумерации чисел первого десятка




21

Задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц




22

Задачи на разностное сравнение




23

Простые задачи с косвенными вопросами




24

Составные задачи по рисункам и текстовые.




25

Задачи на нахождение суммы и остатка




26

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
неизвестного уменьшаемого и неизвестного
вычитаемого




27

Логические и комбинаторные задачи




28

Рифмованные задачи по теме
«Сложение и вычитание чисел в пределах 20»

Простые задачи




29

Рифмованные задачи по теме
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»




30

Простые задачи. Составные задачи. Задачи на смекалку




31

Интеллектуальные задания. Соедини точки




32

Найди закономерность и дорисуй линию

Скопируй. Нарисуй такую же фигуру




33

Промежуточная аттестация в форме проверочного теста.





Календарно – тематическое планирование 2 класс


Тема

Кол час

Дата

Примечание

1

Единицы длины. Отрезок. Таблица единиц длины




2

Время. Единицы времени




3

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




4

Задания на смекалку.




5

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




6

Геометрические фигуры.




7

Числа от 21 до 100. Внетабличное сложение и вычитание




8

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




9

Умножение и деление




10

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




11

Рифмованные задачи по теме «Табличные и внетабличные случаи умножения и деления»




12

Составление и решение задач по рисункам с помощью уравнений




13

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




14

Простые задачи на сложение и вычитание




15

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




16

Простые задачи на умножение




17

Задачи на деление по содержанию и на равные части




18

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




19

Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур




20

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




21

Простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (в прямой и косвенной форме)




22

Простые задачи на кратное сравнение




23

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




24

Составные задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка




25

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




26

Логические задачи




27

Задачи на сообразительность




28

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




29

Логические и комбинаторные задачи




30

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




31

Трехзначные числа. Нумерация в пределах 1000




32

Сложение и вычитание в пределах 100




33

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




34

Устные примеры сложения и вычитания чисел в пределах 100. Промежуточная аттестация в форме контрольного теста






Календарно – тематическое планирование 3 класс


Тема

Кол час

Дата


Примечание

1

Математические диктанты




2

Коррекционно-развивающие задания и упражнения




3

Действия над многозначными числами.
Закономерность. Составление закономерностей




4

Увеличение и уменьшение в 10, 100, 1000 раз




5

Геометрический материал




6

Действия с многозначными числами. Решение ребусов и логических задач




7

Сложение и вычитание чисел в пределах сотни




8

Сложение и вычитание трехзначных чисел




9

Деление с остатком




10

Дробные числа. Действия с ними




11

Площадь фигур. Меры длины




12

Единицы длины




13

Единицы измерения массы (килограмм, грамм)




14

Время и его измерение




15

Площадь. Единицы площади




16

Коррекционно-развивающие задания и упражнения




17

Логические задачи




18

Логические задачи. Величины




19

Решение задач на движение




20

Логические задачи. Дробные числа




21

Задачи на нахождение числа по доли и доли по числу




22

Задачи с величинами




23

Задачи на деление на части с остатком




24

Составные задачи на цену, количество, стоимость




25

Составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и увеличение (уменьшение) числа в несколько раз




26

Составные задачи на приведение к единице и составные задачи на обратное приведение к единице




27

Составные задачи на нахождение суммы, остатка, уменьшаемого, вычитаемого, неизвестного слагаемого




28

Составные задачи на нахождение произведения и суммы (остатка), на нахождение суммы (разности) двух произведений, на умножение (деление) суммы на число




29

Простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение




30

Простые задачи с пропорциональными величинами




31

Комбинаторные задачи




32

Задачи с многовариантными решениями




33

Логические и комбинаторные задачи




34

Задачи на нахождение периметра, площади и сторон геометрических фигур. Промежуточная аттестация в форме контрольного теста





Календарно – тематическое планирование 4 класс


Тема

Кол час

Дата

Примечание

1

Упражнения и головоломки со спичками




2

Объемные геометрические фигуры




3

Логические задачи. Величины




4

Комбинаторные задачи




5

Старинные задачи




6

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




7

Старинные задачи на движение




8

Геометрические задачи




9

Вопросы-шутки




10

Логические задачи




11

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




12

Задачи на смекалку




13

Задачи со сказочным сюжетом




14

Решение старинных задач




15

Задачи-шутки




16

Числа-великаны




17

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




18

Многозначные числа




19

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




20

Действия с многозначными числами




21

Загадки-шутки




22

Решение олимпиадных заданий по русскому языку




23

Арифметические ребусы




24

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру




25

Решение головоломок




26

Математические головоломки




27

Объем и его измерение




28

Объемные и плоскостные фигуры. Площадь прямоугольного треугольника




29

Площадь фигур




30

Положительные и отрицательные числа




31

Римские цифры




32

Степень числа




33

Точные и приближенные числа




34

Решение уравнений с многозначными числами. Промежуточная аттестация в форме контрольного теста





12