СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Город Мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Город Мастеров" для обучающихся 2-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Город Мастеров"»












Программа внеурочной деятельности

«Город мастеров»





Направление: общекультурное


Для учащихся 2-4 классов

Возраст: 9-10 лет




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: общекультурная

Данная образовательная программа была составлена на основе

программы по эстетическому воспитанию младших школьников Парфеновой С.А., Мененко И.Н. "От прекрасного к доброму", примерных образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств и типовых программ по изобразительному искусству, авторской программы Гусакова М. А.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

• Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373.

• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Иланская СОШ № 41».

• Годовой календарный график школы на 2023-2024 учебный год.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, можно заметить, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Новизна программы заключается в объединении трех модулей, направленных на всестороннее эстетическое развитие младших школьников. Каждый модуль дает возможность учащимся развивать творческие способности, формировать образное, креативное мышление, умение выражать свои чувства и мысли через создание картин, панно, различных творческих работ.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее реализации с применением технологии ФГОС НОО - технология деятельностного метода.

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, развитие эстетического вкуса, способности чувствовать, воспринимать и понимать красоту человека.


Задачи программы:

  • воспитать чувство прекрасного, эстетическую чуткость, чувство красоты

  • развивать способность к созиданию красоты

  • обучать детей различным техникам и приемам работы с бумагой, создавать композиции из изделий, выполненных в различных техниках;

  • совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;

  • формировать образное, пространственное, креативное мышление и умение выразить свою мысль через создание картины, панно, объемных форм и т.д.;

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество;

  • развивать творческие способности, фантазию, воображение, образное мышление, использую игру света и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ


Данная образовательная программа была составлена на основе

программы по эстетическому воспитанию младших школьников Парфеновой С.А., Мененко И.Н. "От прекрасного к доброму", примерных образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств и типовых программ по изобразительному искусству, авторской программы Гусакова М. А.

Программа разработана для учащихся 2, 3, 4-х классов и рассчитана на 34-35 часов в год.

Форма и режим занятий:

Периодичность занятий - 1 час в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут.

Занятия проводятся в форме практических занятий, уроков-экскурсий, игр, бесед, круглых столов, выставок, конкурсов, мастер-классов и.т.д.

Ожидаемые результаты прописаны в пояснительных записках к каждому модулю.





Программа состоит из 3 модулей:

  1. «Юные волшебники» 2 класс

  2. «Бумажная симфония» 3 класс

  3. «Юная леди» 4 класс

Формы подведения итогов: конкурсная программа «Мисс Эстетика», выставки картин, декоративных панно, творческих работ учащихся (однодневные, тематические, итоговые), фестивали, создание портфолио продуктов собственного творчества.


Модуль «Юные волшебники»

Пояснительная записка


Актуальность программы. Данная программа способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Новизна. Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач обучения, призвана формировать не только эстетическое развитие у школьников, но и учит концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, развивается пространственное изображение, развивается мелкая моторика рук.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, так как отвечает одной из целей концепции духовно-нравственного направления: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. А также основывается на реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее реализации с применением технологии ФГОС НОО - технология деятельностного метода.

Цель программы: формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи программы:

Обучающие:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

– Обучение приёмам работы с бумагой, пластилином

Развивающие:

-Развивать духовные, эстетические и творческие способности, фантазию, воображение, самостоятельное мышление младших школьников;

-Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;

Воспитательные:

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

-Воспитывать экономное отношение к использованию материала;

-Воспитывать культуру общения в коллективе.

Отличительные особенности программы. Программа «Юные волшебники» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

Содержание программы для организации внеурочной деятельности расширяет и углубляет примерную программу по изобразительному искусству для начальной школы.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

В программу включены следующие разделы:

-Пластилинография

-Работа с бумагой и природным материалом: аппликация

-Бумагопластика. Оригами

-Нетрадиционные техники рисования





Формы и режим занятий:

-Аудиторные занятия: учебная игра; защита творческих работ; конкурсы.

-Внеаудиторные: музеи, выставки, мастерские художников, театры.

Методы работы, используемые на занятиях:

– словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг);

– наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

– практические (овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами, выполнение изделий).

Возраст детей. 8-9 лет

Сроки реализации программы: 1 год

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

- Фронтальная (коллективная)

- Индивидуальная

- Самостотельная

- Парная

- Групповая

Режим занятий: на 1 год обучения (34 часа, 1 раз в неделю)



Тематическое планирование


Темы

Количество

часов

Дата

п/п


Практика

Теория

Всего



Вводное занятие

0

1

1


1

Пластилинография

7

1

8


1.1

Техники пластилинографии

0

1

1


1.2

Пластилинография из жгутиков («Цветы»)

2

0

2


1.3

Пластилинография из шариков («Улитка»)

2

0

2


1.4

Пластилинография – как способ декорирования. Декор предмета

2

0

2


1.5

Фоторамка

1

0

1


2

Работа с бумагой и природным материалом: аппликация.

8

2

10


2.1

Виды аппликаций

0

1

1


2.2

Аппликация из листьев и цветов («Поляна»)

1

1

2


2.3

Аппликация из птичьих перьев («Карнавал»)

2

0

2


2.4

Обрывная аппликация («Осень»)

2

0

2


2.5

Модульная аппликация («Гриб»)

1

0

1


2.6

Объёмная аппликация из бумаги («Бабочки на цветах»)

1

0

1


2.7

Объёмная аппликация из салфеток («Ёлочка»)

1

0

1


3

Бумагопластика. Оригами.

5

1

6


3.1

История бумаги. Технологии работы с бумагой. Базовые формы оригами.

0

1

1


3.2

«Собачка»

1

0

1


3.3

«Лягушка»

1

0

1


3.4

«Пингвин»

1

0

1


3.5

«Ананас»

1

0

1


3.6

«Кошелёк»

1

0

1


4

Нетрадиционные техники рисования

6

1

7


4.1

Нетрадиционные техники рисования

0

1

1


4.2

Рисование ватными палочками

1

0

1


4.3

Монотипия

1

0

1


4.4

Рисование мыльными пузырями

1

0

1


4.5

Граттаж цветной

1

0

1


4.6

Рисование свечой

1

0

1


4.7

Оттиск пенопластом

1

0

1


5

Подготовка к выставке

0

1

1

6

Выставка работ учащихся

1

0

1



Итого

27

7

34


Тематическое планирование на 17 часов


Темы

Количество часов



п/п


Практика

Теория

Всего

Дата







1

Пластилинография

4

1

4


1

Техники пластилинографии

0

1

1


2

Пластилинография из жгутиков («Цветы»)

1

0

1


3

Пластилинография из шариков («Улитка»)

1

0

1


4

Пластилинография – как способ декорирования. Декор предмета

1

0

1


2

Работа с бумагой и природным материалом: аппликация.

6

1

7


5

Виды аппликаций

0

1

1


6

Аппликация из листьев и цветов («Поляна»)

1

0

1


7

Аппликация из птичьих перьев («Карнавал»)

1

0

1


8

Обрывная аппликация («Осень»)

1

0

1


9

Модульная аппликация («Гриб»)

1

0

1


10

Объёмная аппликация из бумаги («Бабочки на цветах»)

1

0

1


11

Объёмная аппликация из салфеток («Ёлочка»)

1

0

1


3

Бумагопластика. Оригами.

5

1

6


12

История бумаги. Технологии работы с бумагой. Базовые формы оригами.

0

1

1


13

Оригами. «Собачка»

1

0

1


14

Оригами. «Лягушка»

1

0

1


15

Оригами. «Пингвин»

1

0

1


16

Оригами. «Кошелёк»

1

0

1


17

Выставка работ учащихся.



1

0

1






Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  • . Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты:

Для оценки формирования метапредметных результатов используются следующие формы контроля:

– занятия на повторение практических умений;

– самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);

– отчетные выставки объединения;

– участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • определять свое отношение к природной среде;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

    • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • проводить оценку и испытание полученного продукта;

    • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;


Для оценки формирования предметных результатов используются следующие формы контроля:

–игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);

– собеседования (индивидуальное и групповое);

– опросников;

– тестирования;

– проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Форма подведения итогов реализации программы: выставка.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие

Теория. Ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время работы. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности при изготовлении различных изделий.

Раздел 1. Пластилинография

Формы организации:

- Беседа;

-Мастерская.

Виды деятельности:

- Работа над пластилином с использованием различных техник

Теория. Художественная работа с пластилином. Технологические свойства пластилина. Виды работ с пластилином и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с пластилином. Показ иллюстраций, работ. Техника безопасности при работе со стекой. Показ приёмов пластилинографии. Различия приемов пластилинографии. Знакомство с разными техниками скатывания в шарики.

Практика.

Материалы: Пластилин, картон, стек, салфетки., карандаш.

Раздел 2. Работа с бумагой и природным материалом: аппликация.

Формы организации:

-Экскурсия;

- Беседа с объяснением технологии изготовления.

Виды деятельности:

-Изготовление аппликаций из природного материала.

Теория. Виды аппликаций. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.

Практика. Выполнение аппликаций из бумаги и природных материалов.

Материалы: Листья, перья, картон, ножницы, цветы, цветная бумага, клей ПВА либо клей-карандаш.

Раздел 3. Нетрадиционные техники рисования.

Формы организации:

-Беседа;

-Путешествие;

-Игра.

Виды деятельности:

-Выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования.

Теория. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Особенности работы с кистью, красками и др. материалами.

Практика. Выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования.

Материалы: Гуашь, нить, свеча, альбомные листы А4, синтетические кисти разного размера, жидкое мыло, ванночка, небольшой фрагмент пенопласта, стекло(если есть), коктейльная трубочка, простой карандаш.

Подготовка к выставке.

Теория. Выбор тематики выставки.

Практика. Подготовка места выставки, приглашение учеников и педагогов.

Выставка работ учащихся





Методическое обеспечение программы

Для решения образовательных задач используются разнообразные методы обучения. Методы по преимущественному источнику получения знаний: словесные (объяснение, рассказ, беседа, консультация), наглядные (демонстрация, иллюстрация, презентации), практические (упражнения, игры, творческие и проблемные задания, практическая работа). Методы по характеру мыслительной и познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, программированные, проектные и проектно-конструкторские.

На этапе изучения нового материала в основном используются: объяснение, рассказ, показ иллюстраций, демонстрация изделий декоративно-прикладного творчества, видеоматериал.

Правильность выбора методов обучения подтверждена практикой обучения и рекомендациями методической литературы.

Занятия проводятся по группам, индивидуально и со всем коллективом. Индивидуальные занятия необходимы для подготовки творческих работ на выставки и конкурсы. Дети с ограниченными возможностями по здоровью на индивидуальных занятиях успешно осваивают программу.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и итоговую части.

Организационная - обеспечивает всем необходимым материалом и инструментами.

Теоретическая часть компактна, в ней дети узнают об истории возникновения определенных видов творчества, инструментах и материалах, технологию изготовления.

Практическая часть занимает большую часть времени и проходит в форме упражнений, творческих заданий, практических работ.

Для оценки уровня усвоения программы применяются следующие виды контроля: первичный, промежуточный, итоговый.

Для занятий требуется просторное, светлое и теплое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Столы и стулья должны соответствовать росту обучающиеся. Столы ставятся вплотную друг к другу, образуя один общий стол. Необходимы настольные лампы с дневным освещением, пространство для игр и развлечений, мультимедийное оборудование, настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ. В комнате необходимы комбинированные шкафы с застекленной частью, где можно разместить постоянную выставку детских работ, образцы народных изделий.

Полученные знания и умения на данном этапе жизни дети могут применить для украшения своего дома, одежды, для изготовления подарка друзьям и близким, а в будущем, при выборе профессии – педагога дополнительного образования, учителя технологии и изобразительного творчества, модельера, дизайнера.

Организация образовательного процесса направлена на здоровьесбережение учащихся. Проводятся беседы о здоровом образе жизни, физкультминутки, музыкальные паузы, используется эмоциональная разрядка, подвижные игры Одной из наиболее важных задач – создание сплоченного коллектива с доброжелательным климатом, т.е. с атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, инициативности и оптимизма, создания ситуации успеха для каждого ребенка.

В этом помогают подготовка и проведение массовых мероприятий: праздников, походов, чаепитий, выставок, викторин, конкурсов, игр (интеллектуальных, развлекательных, развивающих, познавательных).


Материально-техническое оснащение программы:

  • ТСО

  • Меловая доска

  • Магнитная доска




Модуль Бумажная симфония

Пояснительная записка

Программа модуля внеурочной деятельности «Бумажная симфония» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Авторской программы Гусакова М. А. Аппликация. – М., “Просвещение”, 1992.

Модуль “Бумажная симфония”- это курс занятий по общекультурному направлению, ориентированный на детей 9-10 лет.

Педагогическая целесообразность программы – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Программа актуальна тем, что обеспечивает развитие интеллектуальных и общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора в процессе освоения разнообразных техник работы с бумагой.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать детей различным техникам и приемам работы с бумагой, создавать композиции из изделий, выполненных в различных техниках;

  • совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;

  • формировать образное, пространственное, креативное мышление и умение выразить свою мысль через создание картины, панно, объемных форм и т.д.;

  • закреплять и расширять знания, полученные во время учебной деятельности на различных уроках;

  • формировать умения следовать устным инструкциям, работать со схемами и эскизами изделий, планировать свою деятельность.

Развивающие:

  • развивать творческие способности и фантазию детей;

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

  • развивать память, мышление, воображение, изобретательность;

  • развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

  • развивать стремление к творческой самореализации;

  • развивать навыки владения инструментами и материалами.

Воспитывающие:

  • прививать культуру труда;

  • учить аккуратности при выполнении работы, экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

  • воспитывать любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям;

  • воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь товарищам.

Режим работы модуля.

Программа модуля “Бумажная симфония” рассчитана на 1 год. Возраст детей – 9 – 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному занятию, всего 34 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут.

Основной вид занятий – практический, так же выставки творческих работ, фестивали, мастер-классы.

Планируемые результаты:

Освоение детьми программы модуля “Бумажная симфония” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 3-го класса начальной школы следующих личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных результатов.



Личностные результаты:

• проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;

• готовность и способность к саморазвитию;

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

• воспитание чувства ответственности;

• развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;

• развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;

• развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;

• ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

• способность к самооценке;

• воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.

Регулятивные результаты:

• выбирать необходимые материалы для создания творческих работ;

• решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки бумаги;

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

• адекватно воспринимать оценку своих работ;

• применять навыки работы с разнообразными материалами;

• оценивать правильность выполнения своей работы;

• осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

• проявлять познавательную инициативу.

Познавательные результаты:

• приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с бумагой, картоном;

• создавать и преобразовывать схемы в изделия;

• осваивать разнообразные особенности материалов и техник работы с бумагой;

• развивать художественный вкус;

• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Коммуникативные результаты:

• сотрудничать и оказывать взаимопомощь;

• доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

• формировать собственное мнение и позицию;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль;

• договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности;

Предметные результаты:

• искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в технологической карте, схеме для выполнения задания;

• составлять алгоритм работы;

• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль;

• анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

• объяснять выполняемые и выполненные действия;

• анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них правильные;

• участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;

• конструировать несложные задачи;

• знать историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой, сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;

• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;

• добывать необходимую информацию (устную и графическую);

• уважать и ценить творческую деятельность человека.

• Оценка планируемых результатов освоения программы

Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, создании портфолио.

Выставки: однодневные, тематические, итоговые.

В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Форма контроля: наблюдение, диагностика, рефлексия. В конце каждой четверти проводится выставка детских работ. Также организуются выставки работ, приуроченные к какому-либо событию.

Дидактическое и техническое оснащение занятий: методические пособия и книги; трафареты, шаблоны; таблицы, схемы, технологические карты, образцы работ; инструменты и материалы.

Особенность программы заключается в том, что на занятиях учащиеся могут более подробно познакомиться с разнообразными техниками работы с бумагой. Рассматриваются примеры выполнения работ с применением нескольких техник одновременно. Положительным моментом в программе является и то, что результат каждого занятия виден сразу. Сколько занятий – столько и изделий, причем некоторые изделия можно будет использовать для создания других работ, например, коллективных, созданию которых уделяется большое внимание.



Тематическое планирование


Темы

Количество

часов

Дата

п/п


Практика

Теория

Всего


I.

Введение: правила техники безопасности.

-

1

1


1

Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой. Правила техники безопасности.

-

1

1


II.

История возникновения бумаги. Цветоведение.

1

1

2


2

История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.

-

1

1


3

Цвет. Цветовой круг. Создание таблицы сочетания двух цветов.

1

-

1


III.

Вырезывание.

2

-

2


4

Знакомство с техникой вырезывания. Силуэтное вырезывание “Кошки”. АТС-карточки.

1

-

1


5

Птички. Силуэтное вырезывание, композиция из нескольких деталей.

1

-

1


IV.

Аппликация.

6

-

6


6

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Аппликация “Цветы”.

1

-

1


7

“Фрукты”. Пластическая аппликация из мятой бумаги. Коллективная работа.

1

-

1


8

“Фантазия” Аппликация-коллаж из картинок старых журналов. АТС-карточки.

1

-

1


9

“Пушистики из ладошек”. Аппликация из гофрированной бумаги, салфеток.

1

-

1


10

“Веточка сирени”. Аппликация из разноцветных шариков.

1

-

1


11

“Забавный песик”. Коллаж из сердечек.

1

-

1


V.

Торцевание бумагой.

4

1

5


12

История возникновения техники. Материалы и инструменты.

-

1

1


13

“Деревья в разные времена года”. Торцевание на пластилине.

1

-

1


14

15

“Цветущий кактус”. Торцевание на пластилине.

2

-

2


16

“Букет в вазе”. Торцевание на пластилине. Коллективная работа.

1

-

1


VI.

Айрис-фолдинг.

2

1

3


17

История возникновения техники айрис-фолдинг. Приемы работы. Материалы и инструменты.

-

1

1


18

Кораблик.

1

-

1


19

Дракончик.

1

-

1


VII.

Оригами.

4

1

5


20

История развития техники оригами. Бумага для оригами. Инструменты и материалы.

-

1

1


21

Квадрат – основная фигура оригами. Способы получения квадрата.

1

-

1


22

Базовая форма “Стрела”. Кленовые листочки.

1

-

1


23

Базовая форма “Рыба”. Цветочная тарелочка “Космея”.

1

-

1


24

Базовая форма “Конверт”. Конверт с зайчиком.

1

-

1


VIII.

Бумагопластика.

4

1

5


25

Знакомство с техникой “Бумагопластика”. Инструменты и материалы.

-

1

1


26

“Корзинка с урожаем”.

1

-

1


27

“Шляпа-клумба”.

1

-

1


28

Туфелька для мамы. Смешанная техника (бумагопластика и аппликация).

1

-

1


29

Птичий домик. Бумагопластика из гофрированного картона.

1

-

1


IX.

Квиллинг.

4

1

5


30

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты.

-

1

1


31

“Фрукты из гофрокартона”.

АТС-карточки.

1

-

1


32

Забавные животные из гофрированного картона.46

1

-

1


33

Цветы из гофрированного картона.

1

-

1


34

Выставка работ

1

-

1



Итого часов

27

7

34




Тематическое планирование на 17 часов


Темы

Количество

часов

Дата

п/п


Практика

Теория

Всего


Введение: правила техники безопасности. История возникновения бумаги. Цветоведение.

1

Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой. Правила техники безопасности. История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.

-

1

1


2

Цвет. Цветовой круг. Создание таблицы сочетания двух цветов.

1

-

1


Вырезывание.

3

Знакомство с техникой вырезывания. Силуэтное вырезывание “Кошки”. АТС-карточки.

1

-

1


4

Птички. Силуэтное вырезывание, композиция из нескольких деталей.

1

-

1


Аппликация.

5

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Аппликация “Цветы”.

1

-

1


6

“Фрукты”. Пластическая аппликация из мятой бумаги. Коллективная работа.

1

-

1


7

“Фантазия” Аппликация-коллаж из картинок старых журналов. АТС-карточки.

1

-

1


8

“Веточка сирени”. Аппликация из разноцветных шариков.

1

-

1


Торцевание бумагой.

9

История возникновения техники. Материалы и инструменты. “Деревья в разные времена года”. Торцевание на пластилине.

0,5

0,5

1


10

“Букет в вазе”. Торцевание на пластилине. Коллективная работа.

1

-

1


Айрис-фолдинг.

11

История возникновения техники айрис-фолдинг. Приемы работы. Материалы и инструменты. Кораблик.

0,5

0,5

1


Оригами.

12

История развития техники оригами. Бумага для оригами. Инструменты и материалы. Квадрат – основная фигура оригами. Способы получения квадрата.

0,5

0,5

1


13

Базовая форма “Стрела”. Кленовые листочки.

1

-

1


14

Базовая форма “Конверт”. Конверт с зайчиком.

1

-

1


Бумагопластика.

15

Знакомство с техникой “Бумагопластика”. Инструменты и материалы. “Корзинка с урожаем”.

0,5

0,5

1


16

Птичий домик. Бумагопластика из гофрированного картона.

1

-

1


Квиллинг.

17

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты. Цветы из гофрированного картона. Выставка работ.

0,5

0,5

1



Итого часов

13,5

3,5

17




Список литературы

  1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990

  2. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

  3. Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2009.

  4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., “Просвещение”, 1992. Программы общеобразовательных учреждений. - М., “Дрофа”, 2010.

  5. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.

  6. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.

  7. Нагибина М.И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами/ М.И. Нагибина; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2012.

  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).] 9. Интернет-ресурсы

Модуль «Юная леди»

Пояснительная записка

Программа модуля составлена на основе программы по эстетическому воспитанию младших школьников Парфеновой С.А., Мененко И.Н. "От прекрасного к доброму". Направление модуля – эстетика.

Актуальность. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. В связи с этим эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми и подростками.

Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.

Существует неопровержимая истина: «Красота спасет мир». Каждый понимает ее по-своему, и зависит это от того, в чем именно он усматривает силу красоты. Это могут быть художественные шедевры, что наталкивают душу на величественное. Или непревзойденной красоты родные виды, которые вдохновляют человека на достойную жизнь и поступки. Данный курс направлен на то, чтобы показать учащимся красоту слияния воедино внешней и внутренней красоты самого человека.

Новизна. Программа модуля составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. Она состоит из введения и трех разделов. Первый раздел: "Эстетика внутреннего мира", второй раздел "Эстетика внешнего вида" и третий раздел "Мир вокруг". На занятиях по данной программе девочки познакомятся с миром красоты, как внутренней, так и внешней; научатся хороших манерам, правильной речи, этикету; научатся правильно одеваться, хорошо выглядеть, красиво ходить, ухаживать за собой; узнают как правильно вести здоровый образ жизни; почувствуют красоту окружающего мира. Занятия включают в себя лекционный (теоретический) и практический материал.


Цель программы: развитие эстетического вкуса, способности чувствовать, воспринимать и понимать красоту человека.


Задачи программы:

  • Воспитать чувство прекрасного, эстетическую чуткость, чувство красоты

  • Развивать способность к созиданию красоты

  • Научить ухаживать за собой

  • Изучить свои индивидуальные особенности

  • Развивать стремление в преобразовании своей внутренней и внешней красоты

  • Воспитать культуру речи

  • Обогатить словарный запас

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ

Оригинальность программы состоит в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, а также в особой форме контроля достижений (отсутствии удовлетворительных оценок за мастерство). Изучение курса помогает воспитанникам приобрести практические навыки, умение общаться, выразить себя в творчестве, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности

Модуль "Юная леди"- это курс занятий по эстетическому воспитанию для девочек 10-11 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Программа модуля состоит из 35 занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут.

Формы и режим занятий

Методы и приемы:

  • диагностика

  • психологическая игра

  • беседа

  • арт-терапия

  • игровая терапия

  • телесно-ориентированная терапия

  • техники релаксации

  • моделирование

Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут.


Тематическое планирование

Тематика занятий

Содержание

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие.

Знакомство с курсом, с целями, задачами. Эстетический идеал, эстетический кус. Красота.

1



Эстетика внутреннего мира

2.

Секреты взросления.

Психофизиологические особенности девочек 10-11 лет.

1


3.

Что такое красота?

Красота внешняя и внутренняя. Беседа о красоте.

1


4.

Мой характер.

Понятие характера. Темперамент. Чем они отличаются. Определение типа темперамента.

1


5.

Чувства и эмоции

Понятия чувство и эмоция. Виды эмоций и чувств.

1


6.

Мое поведение

Беседа на тему" Правильно ли я себя веду?"

1


7.

Хорошие манеры и привычки.

Понятия манеры и привычки. Знакомство с хорошими манерами. Как избавиться от привычек.

1


8.

Правила этикета.

Этикет за столом, в общественном месте.

1


9.

Похвала и критика

Учимся хвалить, воспринимать критику.

1


10.

Учимся общаться.

Красота разговорной речи.

Общение со сверстниками, с взрослыми.

Жаргонная речь.

Грамотная речь.

3


11.

Я неповторимая.

Понятие харизмы. Харизматичный человек. Его особенности.

1


12.

Учимся расслабляться.

Упражнения на снятие эмоциональной усталости.

1


13.

"Знаю, умею, могу". Интеллектуальная красота.

Беседа о познавательных процессах человека. Как их развивать.

2





15


Эстетика внешнего вида

14.

Мир моды.

Внешний вид. Как правильно одеваться.

2


15.

Бархатные ручки.

Уход за руками. Маникюр. Практическое занятие.

2


16.

Красивое лицо.

Уход за телом и лицом.

Секреты макияжа. Практическое занятие.

2


17.

Кабинет парикмахера.

Волосы и прически. Прически для школы, для праздника. Практическая часть.

2


18.

Личная гигиена.

Знакомство с гигиеной для девочек.

1


19.

Моя походка.

Грация.Походка. Осанка. Как сохранить правильную осанку.

1


20.

Эстетическая гимнастика.

Практическое занятие. Упражнения для красивой походки.

1


21.

Аксессуары.

Знакомство с миром аксессуаров. Практическая часть- изготовление украшения.

2


22.

Красота и питание

Правильное питание. Здоровый образ жизни.

1



14


Мир вокруг

23.

Красота цвета.

Знакомство с психологической техникой "Арт - терапия". Выполнение рисуночных методик.

1


254.

Красота природы.

Практическое занятие на природе.

1


25.

Сочинение

Тема: "Размышления на тему красоты".

1


26.

Фотосессия

Создание образа. Съемка на природе в образе.

1


27.

Итоговое занятие

Практическое занятие. Демонстрация полученных умений и навыков.

1





5



Итого: 35 часов

Тематическое планирование на 17 часов

Тематика занятий

Содержание

Кол-во часов

Дата


Эстетика внутреннего мира

1.

Секреты взросления.

Что такое красота?

Психофизиологические особенности девочек 10-11 лет.

Красота внешняя и внутренняя. Беседа о красоте.

1


2.

Мой характер. Чувства и эмоции. Мое поведение

Понятие характера. Темперамент. Чем они отличаются. Определение типа темперамента. Понятия чувство и эмоция. Виды эмоций и чувств. Беседа на тему" Правильно ли я себя веду?"

1


3.

Хорошие манеры и привычки.

Понятия манеры и привычки. Знакомство с хорошими манерами. Как избавиться от привычек.

1


4.

Правила этикета. Похвала и критика

Этикет за столом, в общественном месте. Учимся хвалить, воспринимать критику.

1


5.

Учимся общаться.

Красота разговорной речи.

Общение со сверстниками, с взрослыми.

Жаргонная речь.

Грамотная речь.

1


6.

Я неповторимая. Учимся расслабляться.

Понятие харизмы. Харизматичный человек. Его особенности. Упражнения на снятие эмоциональной усталости.

1


7.

"Знаю, умею, могу". Интеллектуальная красота.

Беседа о познавательных процессах человека. Как их развивать.

1





7


Эстетика внешнего вида

8.

Мир моды.

Внешний вид. Как правильно одеваться.

1


9.

Бархатные ручки. Личная гигиена.

Уход за руками. Маникюр. Практическое занятие. Знакомство с гигиеной для девочек.

1


10.

Красивое лицо.

Уход за телом и лицом. Секреты макияжа. Волосы и прически. Прически для школы, для праздника. Практическая часть.

1


11.

Кабинет парикмахера.

Грация. Походка. Осанка. Как сохранить правильную осанку. Практическое занятие. Упражнения для красивой походки.

1


12.

Аксессуары.

Знакомство с миром аксессуаров. Практическая часть- изготовление украшения.

1


13.

Красота и питание

Правильное питание. Здоровый образ жизни.

1



6

Мир вокруг

14.

Красота цвета.

Знакомство с психологической техникой "Арт - терапия". Выполнение рисуночных методик.

1


15.

Красота природы.

Практическое занятие на природе.

1


16.

Сочинение

Тема: "Размышления на тему красоты".

1


17.

Фотосессия.

Создание образа. Съемка на природе в образе. Практическое занятие. Демонстрация полученных умений и навыков

1





4



Итого: 17 часов



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные:

  • овладение понятиями красота (внешняя, внутренняя), эстетика, эстетический вкус, идеал;

  • изучение и понимание своих индивидуальных и познавательных особенностей;

  • умение правильно и грамотно общаться, знание хороших манер, правил этикета;

  • умение ухаживать за собой, умение правильно одеваться;

  • понимание красоты цвета, природы, ценности красоты.

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к эстетической деятельности;

  • формирование эстетического чувства и развитие чувства прекрасного;

  • формирование эстетической и ценностно-смысловой ориентации, создающей основу для формирования позитивной самооценки;

  • формирование основы для самовыражения, способности к самосовершенствованию;

  • формирование установок на здоровый образ жизни.


Регулятивные:

  • умение принимать и ставить учебную задачу, понимать план действий;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение действовать по образцу;

  • умение придумывать и воплощать образы по собственному замыслу;

  • понимание смысла творческих заданий, умение вносить в них коррективы;

  • умение оценить результат своей деятельности и правильность своих действий самостоятельно и совместно в группе.

Познавательные:

  • умение воспринимать и анализировать материал;

  • умение проводить сравнение, классификацию;

  • умение строить высказывания, сообщения в устной и письменной форме;

  • умение выражать свое отношение к результатам деятельности;

  • умение работать в паре, в группе.

Коммуникативные:

  • умение выражать свою точку зрения, используя различные речевые средства;

  • умение задавать вопросы и отвечать на них;

  • умение сотрудничать, используя опыт эмпатийного воспитания;

  • умение учитывать позицию собеседника.

Формы предъявления результатов

Конкурсная программа «Мисс Эстетика», которая проводится в конце второго полугодия.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие. Теория. Знакомство с курсом, с целями, задачами. Эстетический идеал, эстетический курс. Красота.

Раздел 1 «Эстетика внутреннего мира»

Формы организации:

-Беседа;

-Игра;

-Круглый стол.

Виды деятельности:

-Подготовка сообщений учащимися на определенную тему;

- Проведение упражнений;

- Проведение методики.

«Секреты взросления».

Теория. Психофизиологические особенности девочек 10-11 лет.

«Что такое красота?»

Теория. Красота внешняя и внутренняя. Беседа о красоте.

«Мой характер».

Теория. Понятие характера. Темперамент. Чем они отличаются.

Практическая часть. Определение типа темперамента.

«Чувства и эмоции».

Теория. Понятия чувство и эмоция. Виды эмоций и чувств.

«Мое поведение».

Тория. Беседа на тему" Правильно ли я себя веду?"

«Хорошие манеры и привычки».

Тория. Понятия манеры и привычки. Знакомство с хорошими манерами. Как избавиться от привычек.

«Правила этикета».

Теория. Этикет за столом, в общественном месте.

«Похвала и критика».

Практика. Учимся хвалить, воспринимать критику.

«Учимся общаться. Красота разговорной речи»

Теория. Общение со сверстниками, с взрослыми. Жаргонная речь. Грамотная речь.

«Я неповторимая».

Теория. Понятие харизмы. Харизматичный человек. Его особенности.

«Учимся расслабляться».

Практика. Упражнения на снятие эмоциональной усталости.

"Знаю, умею, могу". Интеллектуальная красота.

Теория. Беседа о познавательных процессах человека. Как их развивать.



Раздел 2 «Эстетика внешнего вида»

Формы организации:

- Выставка;

- Беседа;

- Конференция.

Виды деятельности:

- Подготовка сообщений учащимися на определенную тему;

- Подготовка и организация выставки украшений;

- Подготовка и организация конференции на тем правильного питания.

«Мир моды».

Теория. Внешний вид. Как правильно одеваться.

Практика. Создание образа.

«Бархатные ручки».

Теория.Уход за руками.

Практика. Маникюр.

«Красивое лицо».

Теория. Уход за телом и лицом. Секреты макияжа.

Практика. Создание макияжа.

«Кабинет парикмахера».

Теория. Волосы и прически. Прически для школы, для праздника.

Практика. Создание прически.

«Личная гигиена».

Теория. Знакомство с гигиеной для девочек.

«Моя походка».

Теория. Грация. Походка. Осанка. Как сохранить правильную осанку.

«Эстетическая гимнастика».

Практика. Упражнения для красивой походки.

«Аксессуары».

Теория. Знакомство с миром аксессуаров.

Практика. Изготовление украшения.

«Красота и питание».

Теория. Правильное питание. Здоровый образ жизни.

Раздел 3 «Мир вокруг»

Формы организации:

- Экскурсия;

- Беседа;

- Конкурс.

Виды деятельности:

- Выполнение методик;

- Написание сочинения;

- Фотосессия;

- Подготовка и организация конкурсной программы «Мисс Эстетика»

«Красота цвета».

Теория. Знакомство с психологической техникой "Арт - терапия". Практическая часть. Выполнение рисуночных методик.

«Красота природы».

Практика. Практическое занятие на природе

«Сочинение».

Практика. Сочинение на тему : "Размышления на тему красоты".

«Фотосессия».

Практика. Создание образа. Съемка на природе в образе.

Итоговое занятие. Практическое занятие. Демонстрация полученных умений и навыков.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

1. ТСО

2. Плакаты (Правильная осанка, макияж и т.д.)

3. Атрибуты для фотосессии

Список литературы

  1. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.

  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021421-6.

  3. Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор. ФГОС второго поколения./ Д. В. Григорьев, П. В. Стьепанов.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.

  5. Анна Зайцева., Энциклопедия декупажа., Эксмо, 2009 г.

  6. Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия., 2008 г.

  7. Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2007 г.

  8. Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей., Сборник авторских программ. Выпуск 2

  9. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841

  10. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html

  11. http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143

  12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html

  13. http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php

  14. http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393

  15. http://forum.satilina.com/

  16. http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html

  17. http://www.formula-rukodeliya.ru/

  18. http://www.rto-mos.ru/

  19. http://www.crossstitcher.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!