СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» 1-4 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО). Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» 1-4 кл.»



Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №5

от «28» мая 2022г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

___________

«30» августа 2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе № 282

от «30» августа 2022 г.








Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Грамотный читатель»

для 1-4 классов






Составители:

Волкова Н.М., Крейда В.А., Римлянская З.П., Яптик А.А., Коночинская К.П., Кикеева С.А., Дергач Г.С., Иванова О.А.,





















с. Новый Порт, 2022 г.

I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 года.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.

3. ООП НОО МБОУ Новопортовская сош.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю, далее по 34 часа во 2, 3 и 4 классах.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО). Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.

Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: Смысловое чтение это осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Цель курса:

Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».

Задачи курса:

Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

  • дыхания;

  • артикуляционного аппарата;

  • дикции;

  • интонационного строя речи.

Виды и формы занятий:

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной направленности. Занятия кружка имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:

  1. Познавательная деятельность:

  • познавательные беседы;

  • познавательные игры;

  • дискуссии;

  • дидактический театр;

  • экскурсии.

  1. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

  2. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

  3. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МБОУ Новопортовская сош.

III. Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя» на 2021-2022 учебный год на реализацию рабочей программы по учебному курсу «Грамотный читатель» отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 часов: 33 ч - в 1классе (33 учебные недели), по 34 часа во 2, 3 ,4 классах (34 учебные недели в каждом классе).


IV. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания мате-риалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учи-телем плану с опорой на образцы, рисунки;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на раз-вороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроках;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их обра-зы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

  • Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изго-товления изделиях;

  • слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

  •  Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

  •  Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Результаты освоения курса

Первый год обучения

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

  • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

  • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Второй год обучения

  • Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).

  • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный).

  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.

  • Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей

Третий год обучения

  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

  • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.

  • Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.

  • Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

  • Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Четвёртый год обучения

  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).

  • Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному.

  • Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.

  • Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.

  • Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

  • Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», а также другими УМК. При разработке программы учтены требования международных исследований РIRLS и PISA.

V. Содержание курса

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Методическое обеспечение курса.

1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 1-2 классы (Антошин М. К.)

2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 1-2 классы (Антошин М. К.)

3. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 3-4 классы (Антошин М. К.)

4. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы (Антошин М. К.)



























V. Тематическое планирование 1 класс

Тема

Содержание

Формы

Виды деятельности

Первый год обучения 33 часа

1

И. Токмаковой «Сентябрь».

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

выразительное чтение, игры на развитие речи

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

2

Сказка о медвежатах и детёнышах панды.

Учебный текст «Сказка о медвежатах и детёнышах панды», «Пролететь сквозь облако» .Сведения о белых медведях.

беседа,
рисунок

Умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей или вопросом

3.

Надёжная защита.

Учебный текст « Надёжная защита»

беседа, игры на развитие речи

Установление причинно-следственных связей в тексте Прогнозирование содержания стихотворения..

4.

Одежда для яблок

Учебный текст «Одежда для яблок». Понятие «диалог»

беседа, игры на развитие речи

Рассуждение в форме простых суждений об объекте. Умение учитывать разные мнения. Формирование собственного мнения и позиций.

5.

«Приятный» запах помойки.

Учебный текст «Приятный» запах помойки.» Понятие «метр», «килограмм».

беседа

Умение искать и отбирать информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

6.

Сказка о Русалочке.

Учебный текст «Сказка о Русалочке». Понятие «моя безопасность»

деление текста на части

Формирование умения делить текст на части.

7

Рисовые картины

Учебный текст «Рисовые картины». Понятия «флористика», «ландшафтный дизайн».

деление текста на части, ииллюстрация к тексту

Формирования умения задавать вопросы по содержанию. Деление текста на части, озаглавливание каждой части. Рисование картины для рисового поля.

8

Договор кота и мышей.Почему в мире много Кузнецовых?

Учебные тексты « Договор кота и мышей», «Почему в мире много Кузнецовых?»

работа в паре

Умение задавать вопросы.Умение пнрнходить от в выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

9

Сказка о львёнке и мяче.

Учебный текст « Сказка о львёнке и мяче». Понятие «что такое хорошо и что такое плохо»

диспут

работа в паре

Формирование навыков работы с содержащейся в тексте информацией. Умение обмениваться информацией в парной деятельности

10

Как напугать с помощью воздуха.Доктор медведь.

Учебные тексты «Как напугать с помощью воздуха», «Доктор медведь». Сведения о лягушке.

выборочное чтение, краткий пересказ

Умение осознанно читать текст. Умение оиентироваться на страницах учебного пособия.Умение задавать вопросы по содержанию текста.

11

Деньги и гроши

Учебный текст «Деньги и гроши».Понятие «деньги», «значение денег»

конференция

Умение прогнозировать содержание по заголовку. Умение отбирать необходимую информацию. Подготовка сообщений в группах

12

Бумажные осы.Воздушные кораблики.

Учебные тексты «Бумажные осы.Воздушные кораблики». Сведения о шелкопряде.

работа в парах и группах

Формирование осознанного и беглого чтения. Умение задавать вопросы по содержанию, отвечать на воросы, подтверждая примерами.

13

Антикрыло.Строительство паутины. Зачем кобре очки? Хитрая фасоль.

Учебные тексты «Антикрыло.Строительство паутины. Зачем кобре очки? Хитрая фасоль». Сообщение о пауке,кобре.

диспут

Объяснение значение слова с опорой на контекст. Использование словарей и другой справочной литературы. Умение слушать других и отстаивать свою точку зрения.

14

Санта- Клаусы в шортах.

Учебный текст «Санта- Клаусы в шортах»

беседа

Развитие способность выражать собственное мнение, аргументировать своё мнение.

15

В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём».

конкурс чтецов

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

16

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи

беседа

Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа

17

«Белый медведь» и «Бурый медведь».

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь».

инсценирование

Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка

18

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»

беседа

Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения.

19

В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной»

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашская сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

инсценирова

ние

Сравнение художественного и научно­познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно­познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки

20

В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной»

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной»

инсценирование

Сравнение художественного и научно­познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно­познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки

21

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь».

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь».

беседа

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка рассказа

22

Г. Скребицкого «Лесное эхо»

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

пересказ

Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания

23

Г. Скребицкого «Лесное эхо»

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

пересказ

Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания

24

Научно-познавательный текст «Эхо». Г. Скребицкого «Лесное эхо»

Научно-познавательный текст «Эхо». Г. Скребицкого «Лесное эхо»

выборочное чтение

Сравнение художественного и научно­познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

25

Рассказ В. Осеевой «Сторож».

Рассказ В. Осеевой «Сторож».

инсценирование

Актуализация знаний об авторе.

Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

26

В. Осеевой «Навестила».

Рассказ В. Осеевой «Навестила».

беседа

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения.

27

Рассказ Е. Пермяка «Кто?».

Рассказ Е. Пермяка «Кто?».

инсценирование

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка

28

В. Драгунского «Англичанин Павля»

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

диспут

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения

29

В. Драгунского «Англичанин Павля»

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

инсценирова

ние

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа

30

Экскурсия в библиотеку

Понятия «библиотека», «библиотекарь», «правила в библиотеке».

экскурсия

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

31

Л. Каминского «Как Петя ленился»

Л. Каминского «Как Петя ленился»

беседа

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения

32

Л. Каминского «Как Петя ленился»

Л. Каминского «Как Петя ленился»

инсцениро

вание

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение рассказа по ролям.

33

А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!».

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!».

КВН

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка



Тематическое планирование 2 класс

Тема

Содержание

Формы

Виды деятельности

Второй год обучения 34 часа

1

И. Асеевой «С Днём знаний».

Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний».

конкурс чтецов

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

2

Г. Ладонщиков «С добрым утром!».

Г. Ладонщиков «С добрым утром!».

конкурс чтецов

Прогнозирование названия произведения Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения.

3.

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

работа в паре составление плана

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения. Словарная работа

4.

Удмуртская сказка «Березка-красавица

Удмуртская сказка «Берёзка-красавица»

игра

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка

5.

Удмуртская сказка «Березка-красавица

Удмуртская сказка «Березка-красавица

кроссворд

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка

6.

Удмуртская сказка «Березка-красавица

Удмуртская сказка «Берёзка-красавица»

чтение по ролям

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка

7.

Китайская сказка «Жадный Ча»

Китайская сказка «Жадный .Ча»

составление плана

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке

8.

Китайская сказка «Жадный Ча»

Китайская сказка «Жадный .Ча»

творческое задание

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке

9.

«Дракон»

Научно-познавательный текст «Дракон». Китайская сказка «Жадный .Ча»

викторина

Составление вопросов к научно­познавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка

10

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

беседа

Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа

11.

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

подготовка к пересказу

Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа

12.

Экскурсия в библиотеку

Новый год в разных странах.

экскурсия

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях

13.

Сказка «Откуда взялась река»

Сказка «Откуда взялась река»

инсценирование

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка

14.

Занятие в компьютерном классе

Занятие в компьютерном классе

работа со словарями, энциклопедиями

Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)

15.

Научно-познавательный текст «Паук- серебрянка»

Научно-познавательный текст «Паук- серебрянка»

работа в группе

Сопоставление художественного и научно­познавательного текстов. Словарная работа

16.

Н. Сладков «Воздушный замок»

Н. Сладков «Воздушный замок»

игры на развитие техники чтения

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

17.

Н. Сладков «Воздушный замок»

Н. Сладков «Воздушный замок»

игра

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

18.

Н. Сладкова «Болтливые окуни»

Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

беседа

Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа

19.

Н. Сладкова «Болтливые окуни»

Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

кроссворд

Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа

20.

Н. Сладков «Болтливые окуни»

Рассказ Николая Сладкова «Болтливые окуни»

инсценирование

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка

21.

Рассказ В. Осеевой «Долг»

Рассказ В. Осеевой «Долг»

творческое задание

Анализ нравственного содержания рассказа. Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа

22.

В. Осеева «Долг»

Рассказа В. Осеевой «Долг»

инсценирование

Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка

23.

В. Осеевой «Картинки»

Рассказ В. Осеевой «Картинки»

диспут

Анализ нравственного содержания рассказа. Формирование эмоциональной оценки рассказа.

24.

В. Осеева «Картинки»

Рассказ В. Осеевой «Картинки»

чтение по ролям

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям

25.

Л. Каминского «Послушный Петя»

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»

беседа

Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа

26.

Л. Каминского «Послушный Петя»

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»

викторина

Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа

27.

Л. Каминского «Послушный Петя»

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»

инсценирование

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка

28.

И. Бродского «История двойки»

Стихотворение И. Бродского «История двойки»

диспут

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли.

29.

И. Бродского «История двойки»

И. Бродского «История двойки»

конкурс чтецов

Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

30.

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

беседа

Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли

рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу

31.

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

викторина

Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли

рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу

32.

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

игры на развитие речи

Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли

рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу

33.

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

инсценирование отрывка

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка

34.

З. Письман «В летние каникулы».

Стихотворение З. Письман «В летние каникулы».

конкурс чтецов

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения


Тематическое планирование 3 класс


Тема

Содержание

Формы

Виды деятельности


Третий год обучения 34 часа


1

А. Усачёв «1 сентября».

Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября»

Сопровождающее чтение

Выразительное чтение

Взаимная оценка


Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

2

П. Синявского «Родная песенка».

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка

Словарная работа

Составление вопросов и ответов


Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа.

3

П. Синявского «Родная песенка».

». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»

Выразительное чтение

Взаимная оценка


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения.

4

А. Пантелеева «Главный инженер».

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер».

Диспут

Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли.

5

А. Пантелеева «Главный инженер».


Составление вопросов и ответов


Прогнозирование развития сюжета.

6

А. Пантелеева «Главный инженер».

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Г лавный инженер»

Литературные игры

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно».

7

А. Пантелеева «Главный инженер».

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Г лавный инженер»

Выразительное чтение

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа

8

А. Пантелеева «Главный инженер».

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. Определение главной мысли

9

А. Пантелеева «Главный инженер».

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

Работа в мини- группах

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Подготовка к пересказу.

10

Тайская сказка «Птица-болтунья».

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

Сопровождающее чтение


Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке.

11

Тайская сказка «Птица-болтунья».

Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

Выразительное чтение

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка

12

Китайская сказка «Олени и пёс»

Китайская сказка «Олени и пёс»

Художественная продуктивная деятельность

Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки

13

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»

Беседа по произведению


Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения.

14

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

Групповая и

самостоятельная работа


Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза».

15

Чтение сказки «Олени и пёс»

Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»

Состязание чтецов


Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»

16.

Занятие в компьютерном классе

Занятие в компьютерном классе

Работа в паре

Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии);

www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru

17.

Н. Сладков «Домики на ножках».

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».

Беседа

Литературные игры

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения.

18.

Н. Сладков «Домики на ножках».

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».

Состязание чтецов


Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации.

19.

Н. Сладков «Домики на ножках».

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».

Кроссворд

Взаимная оценка

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

20.

Экскурсия в библиотеку

Освобождение Ленинграда от блокады

Работа со справочной литературой

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

21.

Скребицкий Г. «Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Творческое задание

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа

22.

Скребицкий Г. «Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Составление плана Работа в паре

Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа.

23.

Скребицкий Г. «Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Диспут

Восстановление последовательности событий

24.

Научно-познавательный текст «Тюлень».

Научно-познавательный текст «Тюлень».

Чтение по ролям

Анализ содержания научно-познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научно-познавательном тексте.

25.

Научно-познавательный текст «Тюлень».

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»

Литературные игры

Взаимная оценка

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка

26.

Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

Литературное состязание

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания

произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Прогнозирование дальнейшего развития событий.

27.

«Как определить падеж имени существительного?».

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина

Сопровождающее чтение

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»

28.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?».

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?».

Инсценирова

ние

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»

29.

Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?».

Викторина

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»

30.

Н. Носов «Заплатка»

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

Беседа

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев

31.

Н. Носов «Заплатка»

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»

Викторина

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

32.

Н. Носов «Заплатка»

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

КВН

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.

33.

Е. Евсеевой «Каникулы».

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».

Конкурс чтецов

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Создание новых слов по образцу. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

34.

Е. Евсеевой «Каникулы».

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».

Выставка рисунков

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Тематическое планирование 4 класс



Тема

Содержание

Формы

Виды деятельности

Четвертый год обучения 34 часа


1

Г. Ляховицкой «Осеннее чудо».

Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо

Выразительное чтение

Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

2

Г. Ладонщикова «Рисунок».

Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок»

Составление вопросов
рисунок

Выразительное чтение

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

3

Занятие в компьютерном классе

Занятие в компьютерном классе

Поисковые

Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)

4

Пермяка «Сказка о большом колоколе»

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе»

«Читаем цепочкой»,

Читаем «Кто дальше?

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа

5

Пермяка «Сказка о большом колоколе»

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе»

Викторина

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа

6

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку

Библиотечный урок

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях

7

Сказка о большом колоколе

Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе»

Конкурс чтецов

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка

8

Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Словарная работа

Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. . Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа

9

Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Характеристика героев рассказа

Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Характеристика героев рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа

10

Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Поиск в тексте необходимой информации.

Наблюдение за изменениями героев в их характере и поведении на протяжении повествования.

11

Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Подготовка к пересказу

Озаглавливание частей рассказа.

12

Н. Богданова «Фюнфкиндер»

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер»

Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка


13

Калмыцкая сказка «Воробей-весельчак».

«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка

Диспут

Инсценирование

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа

14

Научно-познавательный текст «Воробей».

Научно-познавательный текст «Воробей».

Сравнение художественного и научно­познавательного текста

Сравнение художественного и научно­познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение.

15

Научно-познавательный текст «Воробей».

Научно-познавательный текст «Воробей».

Взаимная оценка

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Взаимная оценка

16

Н. Носова «Когда мы смеёмся»

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»


Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа.

17

Н. Носова «Когда мы смеёмся»

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»

Беседа Дискуссии

Пересказ

Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу

18

Рассказ «Когда мы смеёмся»

Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся»

Познавательные игры;

Дискуссии

Сопровождающее чтение. Игры «Читаем одновременно». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка.

19

Н. Сладкова «Подводные ежи»

Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»

Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу

20

Научно-познавательный текст «Ёрш».

Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи»

Литературные игры

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

21

Научно-познавательный текст «Ёрш».

Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи»

Литературные игры

Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

22

Тима Собакина «Подводная песня».

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

Беседа Дискуссии


Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно-познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах

23

Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

Беседа Дискуссии


Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно-познавательных текстов.

24

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

КВН

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно-познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах

25

Тима Собакин «Подводная песня».

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня»

Взаимная оценка

Выразительное чтение

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка

26

Тима Собакин «Подводная песня».

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня»

Взаимная оценка

Выразительное чтение

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка

27

А. Саломатова «Его последний день»

Рассказ А. Саломатова «Его последний день»

Литературные игры

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

28

А. Саломатова «Его последний день»

Рассказ А. Саломатова «Его последний день»

Взаимная оценка

Анализ содержания рассказа. Развитие технической стороны чтения.

29

Рассказ «Его последний день»

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день»

Беседа Дискуссии


Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.

30

Рассказ «Его последний день»

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день»

Взаимная оценка

Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка из рассказа

31

Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель»

Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель»

Словарная работа

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение.

32

В. Капустиной «Обиженный портфель»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель»

Мини - театр

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка

33

Н. Анишиной «Чем пахнет лето».

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето»

Литературные игры

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения.

34

Н. Анишиной «Чем пахнет лето».

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето»

Взаимная оценка

Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

































Лист корректировки программы