ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» составлена для обучающихся 1 классов, нацелена на общее развитие обучающихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к процессу чтения;
мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
чувство любви к Родине; уважение к взрослым;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Обучающиеся получат возможность научиться:
выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке)
Обучающиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и произведения фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка;
сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки;
сочинять собственные загадки, считалки;
коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;
раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;
сопоставлять слова, близкие по значению; понимать их значения в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов;
отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
определять главную мысль произведения;
задавать вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Раздел 2. Содержание программы
Новизна программы по литературному чтению «Грамотный читатель » состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Универсальность программы состоит в том, что её могут использовать учителя начальных классов, работающие по различным УМК.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала, который определяется индивидуально ( в зависимости от учебно-методического комплекта, по которому он работает).
Отбор детской литературы для чтения производится по следующим критериям:
Разнообразие тематики: семья и самые близкие люди, школьная жизнь, дружба детей, красота природы, жизнь животных, история Родины, малая Родина, научные открытия, приключения и путешествия, сказочные чудеса и т. д.
Разнообразие жанров: рассказы, сказки, повести, романы, стихи, юмористические и фантастические произведения, энциклопедии, мифы, сказания
Разнообразие круга авторов: классики русской и зарубежной детской литературы, современные писатели
Литературные произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения, не дублируют, а расширяют и дополняют содержание учебников по литературному чтению.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
Проверка техники чтения.
Проверка читательского кругозора.
Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)
Раздел 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»
Табличное представление тематического планирования курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» в 1 классе
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Вид контроля | Наглядные пособия |
1 | «Клуб почемучек». | 1 | Беседа, чтение книг учителем. | Устный опрос | Художественные книги |
2,3 | «Кузовок сказок». | 2 | Драматизация сказки, игры на основе сказок. | Взаимопроверка | Презентация |
4 | «Заколдованные буквы». Игры с буквами-шалунишками. | 1 | Игры. | Устный опрос | Презентация |
5 | «Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. | 1 | Игры и хороводы. | Устный опрос | Презентация |
6 | Где живут книги? | 1 | Экскурсия в библиотеку школы. | Взаимопроверка | Художественные книги |
7 | «Кто? Откуда? Почему?». Малые фольклорные жанры: загадки. | 1 | Детское творчество. | Устный опрос | Презентация |
8 | Стихи «Сами о себе» (о детях и для детей). | 1 | Беседа, игра. | Устный опрос | Презентация |
9 | «На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | 1 | Игры. | Взаимопроверка | Презентация |
10 | Из чего состоит книга? | 1 | Беседа. | Устный опрос | Художественные книги |
11-12 | Книжки – малышки. | 2 | Проектная деятельность. | Устный опрос | Презентация |
13 | Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Игры деда Буквоеда». | 1 | Игровая программа. | Взаимопроверка | Презентация |
14 | Маленький читатель. | 1 | Экскурсия в библиотеку. | Устный опрос | Презентация |
15-16 | Писатели-юбиляры. | 2 | Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. | Устный опрос | Художественные книги |
17 | Игра – викторина по прочитанным книгам. | 1 | Викторина. | Взаимопроверка | Презентация |
18-19 | Русские народные сказки. | 2 | Беседа о сказках, чтение сказок. | Устный опрос | Презентация |
20-21 | Поучительные рассказы. Рассказы В.А. Осеевой. | 2 | Беседа, чтение рассказов. | Устный опрос | Презентация |
22-23 | Рассказы для детей Л.Н. Толстого. | 2 | Чтение рассказов, беседа. | Взаимопроверка | Художественные книги |
24-25 | Сказки К. Чуковского. | 2 | Чтение сказок, беседа. | Устный опрос | Презентация |
26-27 | Стихи С.В. Михалкова. | 2 | Беседа о писателе, чтение стихов. | Устный опрос | Презентация |
28-29 | Викторина по стихам С.В. Михалкова. | 2 | Чтение стихотворений, изготовление иллюстраций. Викторина. | Взаимопроверка | Презентация |
30-31 | Сказки Г.Х. Андерсена. | 2 | Беседа, чтение сказок. | Устный опрос | Художественные книги |
32 | Экскурсия в детскую городскую библиотеку. | 1 | Экскурсия. | Устный опрос | Презентация |
33 | Летнее чтение. | 1 | Беседа. | Взаимопроверка | Художественные книги |
| Итого: | 33 | | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя.
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе. М.: Просвещение, 1983.
9. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
12. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
13. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
14. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
15. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение . – Москва, «5 за знания», 2006
16. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
17. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
18. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
19. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
20. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
21. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения . – М.: Педагогика, 1980
22. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
23. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
24. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
25. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
26. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
27. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
28. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению .- Москва, «ВАКО», 2006
29. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
30. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч. 1— М.: Либерия, 1999.
31. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
32. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
Литература для обучающихся.
1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература, 1984
14. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
7