СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель" предназначена для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» составлена для обучающихся 1 классов, нацелена на общее развитие обучающихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к процессу чтения;

  • мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

  • эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

  • освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

  • чувство любви к Родине; уважение к взрослым;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

  • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей.


Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке)

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и произведения фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка;

  • сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки;

  • сочинять собственные загадки, считалки;

  • коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;

  • раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;

  • сопоставлять слова, близкие по значению; понимать их значения в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов;

  • отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

  • рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • определять главную мысль произведения;

  • задавать вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.


Раздел 2. Содержание программы


Новизна  программы  по литературному чтению «Грамотный читатель » состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Универсальность программы состоит в том, что её могут использовать учителя начальных классов, работающие по различным УМК.


Усвоение систематического, точно очерченного  программой  круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала, который определяется индивидуально ( в зависимости от учебно-методического комплекта, по которому он работает).


Отбор детской литературы для чтения производится по следующим критериям:


  • Ориентация на читательские интересы ребёнка


  • Художественная значимость произведения


  • Разнообразие тематики: семья и самые близкие люди, школьная жизнь, дружба детей, красота природы, жизнь животных, история Родины, малая Родина, научные открытия, приключения и путешествия, сказочные чудеса и т. д.


  • Разнообразие жанров: рассказы, сказки, повести, романы, стихи, юмористические и фантастические произведения, энциклопедии, мифы, сказания


  • Разнообразие круга авторов: классики русской и зарубежной детской литературы, современные писатели

  • Литературные произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения, не дублируют, а расширяют и дополняют содержание учебников по литературному чтению.


Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

Проверка техники чтения.

Проверка читательского кругозора.

Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)


Раздел 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»


Табличное представление тематического планирования курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» в 1 классе

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Вид занятия


Вид контроля

Наглядные пособия

1

«Клуб почемучек».


1

Беседа, чтение книг учителем.

Устный опрос

Художественные книги

2,3

«Кузовок сказок».

2

Драматизация сказки, игры на основе сказок.

Взаимопроверка

Презентация

4

«Заколдованные буквы». Игры с буквами-­шалунишками.

1

Игры.

Устный опрос

Презентация

5

«Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

1



Игры и хороводы.

Устный опрос

Презентация

6

Где живут книги?



1


Экскурсия в библиотеку школы.


Взаимопроверка

Художественные книги

7

«Кто? Откуда? Почему?». Малые фольклорные жанры: загадки.

1

Детское творчество.

Устный опрос

Презентация

8

Стихи «Сами о себе» (о детях и для детей).

1



Беседа, игра.

Устный опрос

Презентация

9

«На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

1

Игры.

Взаимопроверка

Презентация

10

Из чего состоит книга?

1

Беседа.

Устный опрос

Художественные книги

11-12

Книжки – малышки.

2

Проектная деятельность.

Устный опрос

Презентация

13

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Игры деда Буквоеда».

1

Игровая программа.

Взаимопроверка

Презентация

14

Маленький читатель.

1

Экскурсия в библиотеку.

Устный опрос

Презентация

15-16

Писатели-юбиляры.



2


Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Устный опрос

Художественные книги

17

Игра – викторина по прочитанным книгам.

1

Викторина.

Взаимопроверка

Презентация

18-19

Русские народные сказки.

2


Беседа о сказках, чтение сказок.

Устный опрос

Презентация

20-21

Поучительные рассказы. Рассказы В.А. Осеевой.

2

Беседа, чтение рассказов.

Устный опрос

Презентация

22-23

Рассказы для детей Л.Н. Толстого.

2

Чтение рассказов, беседа.

Взаимопроверка

Художественные книги

24-25

Сказки К. Чуковского.

2

Чтение сказок, беседа.

Устный опрос

Презентация

26-27

Стихи С.В. Михалкова.

2

Беседа о писателе, чтение стихов.

Устный опрос

Презентация

28-29

Викторина по стихам С.В. Михалкова.

2

Чтение стихотворений, изготовление иллюстраций.

Викторина.

Взаимопроверка

Презентация

30-31

Сказки Г.Х. Андерсена.

2

Беседа, чтение сказок.

Устный опрос

Художественные книги

32

Экскурсия в детскую городскую библиотеку.

1

Экскурсия.

Устный опрос

Презентация

33

Летнее чтение.

1

Беседа.

Взаимопроверка

Художественные книги

Итого:

33





Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учителя.

1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе. М.: Просвещение, 1983.

9. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

13. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

14. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

15. Гостимская Е.С., Мишина М. И.  Внеклассное   чтение . – Москва, «5 за знания», 2006

16. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

17. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

18. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

19. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

20. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

21. Светловская Н.Н. Методика  внеклассного   чтения . – М.: Педагогика, 1980

22. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

23. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

24. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

25. Внеклассные  мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

26. Праздник - ожидаемое чудо!  Внеклассные  мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

27. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

28. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по  внеклассному   чтению .- Москва, «ВАКО», 2006

29. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

30. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч. 1— М.: Либерия, 1999.

31. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

32. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.


Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html


Литература для обучающихся.

1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература, 1984

14. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998



7