
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «В мире книг» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: внеурочная деятельность;
образовательной программы НОО МКОУ Юшинской ОШ на 2015-2016 уч. г.
плана внеурочной деятельности НОО МКОУ Юшинской ОШ на 2015-2016 учебный год.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире книг» соответствует возрастным особенностям обучающихся, Курс программы «В мире книг» рассчитан на 4 года обучения с 1 по 4 классы. Программа данного курса благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности расширяет границы читательской компетентности. У детей формируется готовность использовать читательские навыки и умения для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении). Внеурочная деятельность «В мире книг» - это расширение читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Цели внеурочной деятельности:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
создание на практике условий для реализации читательских умений.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Задачи внеурочной деятельности
знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы;
знакомство с основами библиотечно-библиографических знаний;
развитие умения сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят практикоориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал, мини спектакли и т.д.
Место в учебном плане
Занятия проводятся один раз в неделю, 34 - в год (теория – 20%, практика – 80%).
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)»;
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с новым произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«В мире книг»
№ занятия | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
| История книги. Библиотеки (4 ч) | |
1. | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. |
2. | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. |
3. | Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. |
4. | Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. |
| По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг |
5. | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». | Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. |
6. | Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». |
7. | Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». |
| Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) | |
8. | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Устное аннотирование книг по теме урока. |
9. | Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. |
10. | Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). |
| Книги о родной природе (3 ч) | |
11. | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
12. | Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). |
13. | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. |
| Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. |
14. | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. | Основное содержание работы Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. |
15. | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого. |
16. | Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». |
| Животные - герои детской литературы (4 ч) | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. |
17. | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг Р.Киплинга и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». |
18. | Работа с книгой Р.Киплинга Какие вопросы задают сказки: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. |
19. | Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». |
20. | Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). |
| Дети - герои книг (3 ч) | |
21. | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. |
22. | По страницам книги В. Железнякова «Жизнь и приключения чудака». Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?». |
23. | Проект «Расскажи о любимом писателе». |
| Книги зарубежных писателей (2 ч) | |
24. | Книги зарубежных писателей (М Твен, Д.Дефо, С.Лагерлёф, Дж.Родари)). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. и знакомство с творчеством этих писателей. Устное аннотирование книг по теме урока. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. |
25. | Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг. |
| Книги о детях войны (3 ч) | |
26. | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
27. | Аннотация. Каталожная карточка. Книга В. Железнякова «Девушка в военном». |
28. | Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». |
| Газеты и журналы для детей (3 ч) | |
29. | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. |
30. | История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Читайка», «Шапокляк». |
31. | Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала. |
| «Книги, книги, книги…» (3 ч) | |
32. | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг Л.Н. Толстогои знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. |
33. | Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. |
34. | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». |
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг»
(34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.
Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные - герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгами «Рассказы о животных Е. Чарушин, Н. Сладков, М.Пришвин, В.Бианки». Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети - герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железнякова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (М Твен, Д.Дефо, С.Лагерлёф, Дж.Родари)).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны. Защитники Отечества. (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железнякова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Рассказы о защитниках Отечества. А.В.Суворов,
Ф.Ф.Ушаков.
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «В мире книг» -34ч.
№ занятия | Дата по плану | Дата факт. | Тема занятия | Универсальные учебные действия |
1. | 2.09 | | Книги-сборники о былинных героях. Былины, ска- зы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Дет- ская библия (разные издания). | Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения). Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям. Коммуникативные: развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
2. | 09.09 | | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. |
3. | 16.09 | | Книги А.Л.Барто, С Маршака: составление выставки книг. |
4. | 23.09 | | Рассказы о животных Е. Чарушин, Н. Сладков, М.Пришвин, В.Бианки. |
5. | 30.09 | | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». | Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутри текстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям. Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения; чтение, выдвижение гипотез, сравнение. Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
6. | 7.10 | | Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская». |
7. | 14.10 | | Рассматривание и сравнение книг. Конкурс- кроссворд «Волшебные предметы». |
8. | 21.10 | | Книги-сборники басен И. Крылова. Содержание книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | |
9. | 28.10 | | Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. | Регулятивные умения: - выполнять поисковую работу по проекту. Познавательные умения: - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателя. Коммуникативные умения: - презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. |
10. | 11.11 | | Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). |
11. | 18.11 | | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Конкурс чтецов. |
12. | 25.11 | | Книга «Родные поэты» (содержание, оформление). Конкурс чтецов. | Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение. Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
13. | 02.12 | | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение изучаемых объектов (сказок). Регулятивные: обобщение результатов сравнения в таблице и схеме. Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: способность к организации собственной деятельности. |
14. | 09.12 | | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. |
15. | 16.12 | | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого. |
16. | 23.12 | | Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». |
17. | 13.01 | | Книги-сборники о животных. Структура книги- сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | Регулятивные умения: - выполнять поисковую работу по проекту. Познавательные умения: - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателя. Коммуникативные умения: - презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. |
18. | 20.01 | | Работа с книгой Р.Киплинга Какие вопросы задают сказки: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. |
19. | 27.01 | | Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: высказывание собственного суждения и его обоснование. Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; Личностные: наличие мотивации к работе, к творческому труду; личная ответственность за свои поступки. |
20. | 03.02 | | Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). | Регулятивные умения: - выполнять поисковую работу по проекту. Познавательные умения: - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателя. Коммуникативные умения: - презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. |
21. | 10.02 | | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар В. Драгунский и др.).). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Панте- леева «Честное слово». |
22. | 17.02 | | Проект «Расскажи о любимом писателе». | Регулятивные умения: - выполнять поисковую работу по проекту. Познавательные умения: - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателя. Коммуникативные умения: - презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. |
23. | 24.02 | | Рассказы о защитниках Отечества. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. |
24. | 02.03 | | Книги зарубежных писателей (М Твен, Д.Дефо, Дж.Родари). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. |
25. | 09.03 | | Библиотечный урок: Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг. | Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение. Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книг; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация). Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. |
26. | 16.03 | | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слу- шание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. | Регулятивные умения: - выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда. Познавательные умения: - находить по каталогу нужную книгу; - заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; - писать отзыв о книге или героях книги. Коммуникативные умения: - готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения. |
27. | 23.03 | | Аннотация. Каталожная карточка. Книга В. Железнякова «Девушка в военном». |
28. | 06.04 | | Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». |
29. | 13.04 | | Библиотечный урок: Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и жур- налов. Библиотечный урок: Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг. | Познавательные умения: - рассматривать и читать детские газеты и журналы; - готовить материал для классной и школьной газеты; - пользоваться электронными газетами и журналами. Регулятивные умения: - находить нужную информацию в газетах и журналах; - готовить материал для классной и школьной газеты Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
30. | 20.04 | | История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». | Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка. Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
31. | 27.04 | | Электронные периодические издания «Детская газе- та», «Антошка». Создание классной газеты или журнала. |
32. | 04.05 | | Книги, их типы и виды. Практическая работа в биб- лиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. |
33. | 11.05 | | Сбор информации о Ш.Перро и Х.К. Андерсе- не. Библиографические справочники. | Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями готовить небольшое монологическое высказывание об одном из зарубежных сказочников (3-5 предложений). Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог. Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
34. | 18.05 | | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». |
35. | 25.05 | | Повторение за год | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2008
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2009
Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. Ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2009
4.Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2009
5.Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/533618/
http://informashion.pldetstva.edusite.ru/p19aa1.htm/
Литература для учащихся.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Оснащение кабинета:
учебных столов – 8;
стульев – 12;
ученическая доска – 1;
ноутбук – 1
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
-выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
-высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО Протокол № _ от «__» _____2016г. Секретарь _______________ /Яшенкова С.Н./ | СОГЛАСОВАНА: Зам. директора по УВР ___________ /Долотовская И.П./ «___» ______________2016г. |
Приложение 1
Чудо, имя которому - книга
(структура и элементы книги)
Когда вы берете в руку книгу, то не сразу начинаете ее читать, а бегло просматриваете страницы, рассматриваете картинки, решая: читать или не читать? Так что же помогает нам быстро определить, о чем книга? А помогает сама книга и все её основные элементы. О них мы сейчас и поговорим.
«Встречают по одежке…» - гласит русская поговорка. В полной мере это относится к «одежке» книги – переплету или обложке.
2 слайд
С обложки начинается первое знакомство с книгой. Один известный человек говорил, что переплет – это своеобразный вход в книгу. Переплет обнимает текст двумя корками с корешком посередине. На корешке обычно пишется фамилия автора и название книги. Иногда он может быть просто украшен орнаментом. На лицевой стороне переплета обязательно ставится название книги и фамилия автора, часто красочный рисунок. Все это усиливает сходство переплета с входом, увлекает читателя, как бы зовет открыть эту дверь, посмотреть, что там внутри. Все детские книги имеют яркий, красочный переплет. Уж если картинка такая красивая, то сколько же интересного внутри! Но рисунок на обложке может и не соответствовать полностью содержанию. Например, сборники сказок, рассказы о животных и т.д. Над оформлением книги работают многие известные художники.
Вот что такое переплет!
3слайд !!Подумайте. Для чего книге нужна обложка или переплет?
Но самое главное его назначение – предохранять книгу от порчи и разрушения!
Некоторые книги для большей сохранности заключают еще и в 4слайд суперобложку. Слово «супер» вы часто употребляете, а знаете ли вы, что оно пришло в русский язык из латинского языка и означает «сверху, «над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях, энциклопедиях.
На ней также встречаются те же элементы, что и на обложке книги. Случается, суперобложка говорит о книге больше, чем сама обложка книги. И наоборот.
5 слайд !!Подумайте. Для чего книге нужна суперобложка?
Открываем книгу. Первое, что видим – лист бумаги, приклеенный к крышке и к книжному блоку. Этот лист, соединяющий переплет с книгой называется 6 слайд форзац. Слово это немецкое, состоит из двух слов – «фор» - «перед» и «зац» - «набор», т.е. обозначает то, что предшествует тексту. Иногда это или белый, или цветной лист бумаги. В детских книгах он обычно красочно оформлен. Его оформление тоже связано с содержанием книги.
7 слайд !!Подумайте Рассмотрите форзац любой книги. Как он оформлен? Какие сведения помещены на форзац учебника русского языка?
Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это один из элементов художественного оформления книги.
Перевернем форзац, и перед нами 8 слайд титульный лист. Это один из важнейших элементов книги. Название это пошло от древних римлян – так они называли дощечки, которые прикрепляли к футлярам с папирусными книгами-свитками. На титуле-дощечке писали название свитка и его содержание. Теперь это лист бумаги, первая страница книги. Но свое основное назначение – указывать название труда, титул сохранил и до наших дней.
Титульный лист дает очень много сведений о книге. Поэтому очень важно уметь читать титул.
9 слайд !!Подумайте Прочитайте титульный лист своей книги. Какие сведения вы считаете самыми главными?
Титульный лист помещается всегда на правой стороне. На нем повторяются 10 слайд название книги, её автор, в каком городе, издательстве, году она была издана – выходные данные, какой художник её иллюстрировал, какой жанр данной книги – сказка ли, повесть, может документальный очерк и т.д., т.е. даются сведения, которые называются подзаголовочными данными.
Бывают еще и надзаголовочные данные – в какой серии книга вышла.
На левой странице – в развороте с титулом – 11 слайд фронтиспис. Это главная иллюстрация книги. Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя.
Но он бывает не у всех книг.
Раз уж мы начали говорить об иллюстрации, то давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».
Слово «иллюстрация» латинское, переводится как прояснение или наглядное изображение. Зачем же нужны иллюстрации в книгах?
Назначение иллюстрации – помочь лучше понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать его ясным и наглядным. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.
Что же мы называем «языком» книги? Конечно же, шрифт.
За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие – с трудом.
О чем нам говорит размер шрифта?
Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.
Сейчас мы с вами поговорим о справочных элементах книги. 12 слайд
На оборотной стороне титульного листа печатается аннотация 13 слайд – коротенькое содержание книги и самые краткие сведения об авторе.
В начале или конце книги дается содержание или оглавление книги. 14 слайд Этот элемент является также еще одним источником знакомства с книгой. 15 слайд Ознакомившись с ним, можно получить довольно точное и цельное представление о книге.
16 слайд !!Подумайте
Найдите в своей книге содержание (оглавление). Оно может быть помещено в начале или конце книги. Что в вашей книге: содержание или оглавление? Что можно узнать о книге с помощью этой части справочного аппарата?
Есть еще два очень важных элемента в книге. Первый – предисловие 17 слайд - это вступительная статья перед авторским текстом. Второй элемент 18 слайд – послесловие - заключительная статья, расположенная после основного содержания. Их нужно обязательно читать. Они рассчитаны на то, чтобы кратко проинформировать о самом главном в книге или сообщить краткие сведения об авторе.
19 слайд !! Проверьте себя
1.Часть справочного аппарата, в которой
дается краткая характеристика издания?
2. Лист с портретом автора?
3. Вступительная статья перед авторским текстом?
4. Он защищает книжный блок от повреждений?
5. Путеводитель по книге?
6. Лист, скрепляющий книжный блок и переплет?
7. Первый лист в книге с основными сведениями о ней?
Вот мы и познакомились с основными элементами книги. Запомните, что все они направлены на то, чтобы помочь вам определить назначение книги, оградить от возможных ошибок при выборе книги и для чтения и для работ
Литература:
1.Книговедение: энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 664 с. с ил.
2.Детская энциклопедия.Т.11. Язык и литература. – М.: Педагогика, 1976. – 480 с. с ил.