Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг»»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование, включены произведения из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" (Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г),
Программа «Час чтения» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время
1. Планируемые результаты освоения курса «Час чтения»
Результаты освоения курса «Час чтения» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По итогам освоения программы выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
.
Предметные результаты:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
учить отвечать на вопросы по содержанию;
Регулятивные универсальные учебные действия:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия::
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия::
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2.Содержание курса «Час чтения»
Русские народные сказки ,Н Носов. Мишкина каша.Живая шляпа. Приключения Незнайки.,Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Трое из Простоквашино.,А. Волков . Волшебник Изумрудного города.,В. Губарев.Королевство кривых зеркал.,В. Драгунский. Денискины рассказы.,А. Гайдар Чук и Гек. Тимур и его команда.,А. Старостин. Куликовская битва.,Алексин А.Г. В стране вечных каникул.,К. Булычев Приключения Алисы.,Олеша Ю.К. Три толстяка.,Рыбаков А Котик. Бронзовая птица.Выстрел.,Ишимова А.О. История России в рассказах для детей., Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона , художественная литература краеведческой направленности (Саамские сказки., Сказки народов Севера, стихи Г. Васильева)
№ | Содержание | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Народный фольклор. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Саамские сказки. «Чахкли»«Семилетний стрелок из лука» Летописи. Рукописные книги.Былины и сказы о защитниках Отечества Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке, урок-КВН, подготовка устных журналов; урок-сказка с использованием инсценировки, творческая работа «Сочини загадку, литературные игры | работа в группах; характеристика книги; определение темы и жанра; выбор книги на заданную тему; |
2 | Книги о Родине и родной природе (Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин Листопадничек,А. Старостин.Д. Мамин-Сибиряк,Н.Сладков Как медвежонок сам себя напугал,В. Сутеев Палочка – выручалочка, Мешок яблок; Е.Чарушин.Волчишко, Кошка Маруська., Е.Пермяк. Пичугин мост.П.П. Бажов.Уральские сказы | Урок-конкурс, урок-викторина,урок-КВН по прочитанным произведениям; участие в конкурсах чтецов прозы и стихов; | работа в группах; самостоятельная работа с книгой; устный отзыв; классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;создание иллюстраций, плакатов;самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание,чтение и рассматривание книги; |
3 | О наших сверстниках ННосов.Мишкина каша; Николай Носов. Живая шляпа. Огурцы; М. Пришвин. Ребята и утята; Толстой Л.Н. Рассказы для детей. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. Сыновья.Динка; Е.Пермяк. Два рассказа; В. Драгунский. Денискины рассказы; Михалков С.В. Всё начинается с детства; А. Гайдар.Чук и Гек. Тимур и его команда; Рыбаков А. Котик, Бронзовая птица, Выстрел; Зощенко М.М. Рассказы для детей; Э.Успенский. Над нашей квартирой;.В.Галявкин. Тетрадки под дождем;Е.Велтисов. Мальчик из чемодана; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; театрализации; занятие-интервью; урок-проект; диспут; беседа-дискуссия; литературная игра; | Смысловое чтение; осмысление цели чтения; выбор вида чтения в зависимости от цели; оформление книжек-малышек с мини-сочинениями; подготовка устных журналов; создание схемы (модели) отношений героев; составление вопросов по произведению; |
4 | Родная литература А. Барто .Игрушки; К.ЧуковскийБармалей; С. Маршак. Усатый полосатый. Детки в клетке; В. Волков. Волшебник Изумрудного города; А.Губарев Королевство кривых зеркал; Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика; Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки;А. Приставкин. Портрет отца;Э. Успенский.Трое из Простоквашино.Чебурашка, Крокодил Гена и его друзья; Алексин А.Г. В стране вечных каникул; К. Булычев. Приключения Алисы; Носов Н.Н. Приключения Незнайки; Олеша Ю.К. Три толстяка; Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино; С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело; Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени; Гераскина Л. В стране невыученных уроков; Н.Шер. Рассказы о русских писателях;Стихи Р. Рождественского; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; час «тихого чтения»; устный журнал; диспут; литературная игра; конкурс чтецов; | Смысловое чтение ;выбор вида чтения в зависимости от цели;различие видов текста; выбор текста, соответствующий поставленной учебной задаче;монологические высказывания; анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подготовка устных журналов; подготовка материала для классной газеты; самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; самостоятельное чтение; |
5 | Зарубежная литература Марк Твен. Принц и нищий; Перро Ш. Волшебные сказки. Мальчик с пальчик; Эрих Распе.Самый правдивый человек на земле, Приключения барона Мюнхгаузена; Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король; Ж. Верн Таинственный остров; Р. Киплинг Рики-Тики-Тави, Кошка, которая гуляла сама по себе;С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше; Ганс Христиан Андерсен. Сказки. | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; конкурс-кроссворд; семейное чтение; литературный ринг; час тихого чтения; | смысловое чтение; творческая работа; аннотация на книгу; составление «сказочного словаря»;монологические высказывания; семейное чтение; самостоятельная работа с книгой; подготовка материала для классной газеты; |
6 | Моя книжная полка Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Книги-сборники. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художники-оформители. Любимая книга. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов; выставка книг «По страницам любимых книг»;мини-проекты; работа в группах;рукописная книга; творческий урок; библиотечный урок;презентация любимой книги; конкурс-кроссворд; | Анализ собственной работы; составление устных монологических высказываний;сравнение иллюстраций с содержанием текста; подготовка устных журналов;материалов для классной газеты; практическая работа со справочной литературой; |
Формы проведения мероприятий:
урок-сказка с использованием инсценировки
театрализации;
урок-конкурс
урок-викторина
урок-КВН по прочитанным произведениям;
проведение народных праздников, посиделок, народных забав.
библиотечный урок
проект, мини-проект
литературная игра
игра-драматизация
читательская конференция
занятие-диспут
литературный ринг
устный журнал
литературная гостиная
Деятельность учащихся:
подготовка устных журналов;
создание иллюстраций, плакатов;
оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;
разучивание повторяющихся четверостиший.
парад домашних творческих достижений
час тихого чтения
3. Тематическое планирование
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | 4 |
Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) |
Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) |
Саамские сказки. Литературные игры (1) |
2.Книги о Родине и родной природе | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект «Осень в моём городе» (2) | 8 |
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) |
А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) |
Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) |
Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) |
Е.Пермяк. Пичугин мост.Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) |
Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) |
Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) |
3.О наших сверстниках | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | 6 |
А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) |
Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) |
Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) |
Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) |
Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) |
4. Родная литература | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | 4 |
Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) |
Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) |
С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) |
5. Зарубежная литература | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | 3 |
Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) |
Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) |
6. Моя книжная полка | Книги-сборники. Смысловое чтение. (6) | 9 |
Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) |
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) |
Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) |
Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) |
Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) |
Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) |
Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) |
Презентация любимой книги. (6) |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | 06.09 | | ИКТ |
2 | Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | 13.09 | | |
3 | Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) | 20.09 | | |
4 | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | 27.09 | | |
5 | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект « Осень в моём городе» (2) | 04.10 | | ТСО |
6 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | 11.10 | | |
7 | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | 18.10 | | |
8 | Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | 25.10 | | |
9 | А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | 08.11 | | |
10 | А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | 15.11 | | ИКТ |
11 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | 22.11 | | |
12 | Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | 29.11 | | ТСО |
13 | Книги- сборники. Смысловое чтение. (6) | 06.12 | | |
14 | Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | 13.12 | | |
15 | Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | 20.12 | | ИКТ |
16 | Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | 27.12 | | |
17 | Е.Пермяк. Пичугин мост. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | 17.01 | | ТСО |
18 | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | 24.01 | | |
19 | Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | 31.01 | | |
20 | Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | 07.02 | | |
21 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | 14.02 | | |
22 | Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | 21.02 | | ИКТ |
23 | Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | 28.02 | | |
24 | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | 07.03 | | |
25 | Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | 14.03 | | ТСО |
26 | Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | 21.-03 | | |
27 | Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | 04.04 | | |
28 | Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | 11.04 | | |
29 | Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | 18.04 | | |
30 | Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | 25.04 | | ИКТ |
31 | С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | 02.05 | | |
32 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | 16.05 | | |
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | 23.05 | | |
34 | Презентация любимой книги. (6) | 30.05 | | |