Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основе примерной программы « В мире книг» автор Е.В. Токарева 2013 г.,М.:»Просвещение».
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга- сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (4 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Основные виды учебной деятельности :
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
-создавать иллюстрации по содержанию произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
-создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
Метапредметные результаты:
Регулятивные умения:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Волшебный мир книг
№ | Тема занятия | Дата | Примечания |
план | факт | |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 3.09 | | |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 10.09 | | |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 17.09 | | |
4 | Книги о Родине и природе. | 24.09 | | |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1.10 | | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 8.10 | | |
7 | Книги современных писателей о детях. | 15.10 | | |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 22.10 | | |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 12.11 | | |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 19.11 | | |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 26.11 | | |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 3.12 | | |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева | 10.12 | | |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 17.12 | | |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 24.12 | | |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 14.01 | | |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 21.01 | | |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. | 28.01 | | |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 4.02 | | |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 11.02 | | |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 25.02 | | |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 4.03 | | |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 11.03 | | |
24 | В гостях у сказки. | 18.03 | | |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 8.04 | | |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 15.04 | | |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 22.04 | | |
28-29 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 29.04 | | |
30-31 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 6.05 | | |
32 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 13.05 | | |
33 | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 20.05 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
лабор. Раб. | Практ. раб. | Сочинения/изложения | Контр. раб. |
1. | Здравствуй , книга. | 2 | - | - | - | - |
2. | Книги о Родине и родной природе. | 2 | - | - | - | - |
3. | Писатели детям. | 3 | - | - | - | - |
4. | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 | - | - | - | - |
5. | По страницам книг В. Сутеева. | 3 | - | - | - | - |
6. | Сказки народов мира. | 4 | - | - | - | - |
7. | Книги русских писателей – сказочников. | 3 | - | - | - | - |
8. | Детские писатели. | 3 | - | - | - | - |
9. | Сказки зарубежных писателей. | 3 | - | - | - | - |
10. | Книги-сборники стихотворений для детей. | 2 | - | - | - | - |
11. | Дети-герои книг. | 3 | - | - | - | - |
12. | Книги о животных. | 3 | - | - | - | - |