Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Аргат-Юльская средняя общеобразовательная школа Первомайского района
Рассмотрено на педагогическом совете от 28.08.20 протокол №8 председатель пед. совета ________/Трофимова С.Г. | Утверждено директором школы: ______/Суслопарова М.Г./ Приказ №56 от 28.08.20 |
Программа
курса внеурочной развивающей деятельности
«Я - волонтер» 1-4 классы
Количество часов – 34 (в неделю 1 час)
Учитель: Лебедева Олеся Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации – 1 год
2020-2021 уч. год
п. Аргат-Юл
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтѐр»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на ос-нове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Я - волонтѐр» проявляются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать во-лонтѐрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтѐрская деятельность школьни-ков основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодей-ствия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятель-ное проектное действие, развѐртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
Содержание программы
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтер-ского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. По-знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о во-лонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в во-лонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограничен-ными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию во-лонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожи-лые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тематика занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
|
1 | Создание волонтерской отряда | 1 | Формирование отряда | 07.09 | |
2 | Из истории волонтерского движения в России и мире. | 1 | Беседа-презентация | 05.10 | |
3 | Права и обязанности волонтера | 1 | Беседа диалог | 12.10 | |
4 | Проект положения о волонтерском отряде | 1 | Чтение положения | 26.10 | |
5 | Функции волонтера | 1 | Сообщение | 09.11 | |
6 | Особенности волонтерства | 1 | Диалог | 16.11 | |
7 | Поступки, моральные качества, практические умения волонтера | 1 | Обсуждение | 07.12 | |
8 | Волонтерское движение в мире и за рубежом | 1 | Презентация - диалог | 14.12 | |
9 | Развитие волонтерского движения | 1 | Презентация | 28.12 | |
10 | Особенности волонтерского движения в РФ | 1 | Беседа | 11.01 | |
Познаю себя и других (10 часов) |
11 | "Каков я на самом деле" | 1 | Тренинг личностного роста | 18.01 | |
12 | "Мои сильные и слабые стороны" | 1 | Тренинг личностного роста | 25.01 | |
13 | "Моя индивидуальность" | 1 | Тренинг личностного роста | 01.02 | |
14 | "Уверенное и неуверенное поведение" | 1 | Тренинг личностного роста | 08.02 | |
15 | "Эмоции и чувства" | 1 | Тренинг личностного роста | 15.02 | |
16 | Фильм "Бабуся" | 1 | Просмотр и обсуждение | 15.03 | |
17 | Помогая другим - мы помогаем себе | 1 | Круглый стол | 29.03 | |
18 | Человек рождается для добрых дел | 1 | Беседа презентация | 05.04 | |
19 | "Кто, если не я?" | 1 | Размышления на тему | 12.04 | |
20 | "Здравствуй, я твой друг!" | 1 | Размышления на тему | 19.04 | |
Учимся работать с документами (3 часа) |
21 | Правовые акты и документы волонтерской деятельности | 1 | Беседа | 26.04 | |
22 | Книжка волонтера | 1 | Презентация | 10.05 | |
23 | Паспорт волонтера | 1 | Презентация | 17.05 | |
Участие в благотворительных акциях (11 часов) |
24 25 26 | День пожилого человека | 3 | Изготовление поздравительных открыток, участие в концерте | 14.09 21.09 28.09 | |
27 28 | День инвалида | 2 | Подготовка к поздравлению | 23.11 30.11 | |
29 | Осень | 1 | Мастер-класс "Изготовление поделок" | 19.10 | |
30 | Новый год | 1 | Мастер-класс "Изготовление поделок" | 21.12 | |
31 | 23 февраля | 1 | Мастер-класс "Изготовление поделок" | 22.02 | |
32 | 8 марта | 1 | Мастер-класс "Изготовление поделок" | 01.03 | |
33 | День Победы | 1 | Мастер-класс "Изготовление поделок" | 03.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов волонтерской деятельности | 24.05 | |
Аннотация
Название курса | " Я - волонтёр" |
Класс | 1-4 |
Количество часов | 34 |
УМК | |
Составители | Лебедева Олеся Сергеевна |
Цель курса | Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. |
Структура курса | Из истории волонтерского движения в мире и России, создание волонтерского отряда (10 часов) Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров (10 часов) Учимся работать с документами (3 часа) Адреса милосердия. Участие в благотворительных акциях ( 11 часов) |