Рабочая программа
внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»
6 классы
Спортивно - оздоровительное направление развития личности.
Учитель: Романова Наталья Анатольевна
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86»;
Учебный план государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на 2023-2024учебный год;
План внеурочной деятельности государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на 2023-2024 учебный год;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86».
Игровые виды спорта таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры.
Наиболее ярко соответствие занятий игровыми видами спорта возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий спортиграми;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий спортиграми, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
анализировать влияние занятий спортиграми на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
характеризовать спортигры как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться требованиями техники безопасности;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения.
Универсальные регулятивные учебные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития волейбол, баскетбола, футбола, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека;
представлять спортигры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. У занимающихся формируются нравственные и волевые качества: честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы.
Программа построена на принципах:
- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности);
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоенияобучающимися учебного материала;
- последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);
- непрерывности и наглядности;
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);
- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
- игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: лекции, беседы, тренировочные занятия, тестирования.
Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);
Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один обучения. Объём программы 34часа (1 занятие в неделю по 1 часу).
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительное направление.
Виды деятельности:
Учат и строго выполняют правила по технике безопасности. Углубляют и закрепляют знания о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви. Совершенствуют умения правильно одеваться в соответствии с видом занятий и погодными условиями. Получают знания о правильном дыхании, о способах самоконтроля, учатся правильно измерять пульс и регулировать нагрузку, применяют приобретенные знания для обеспечения своей двигательной активности.
Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений с мячом и без мяча, применяют сочетание технических приемов. Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований.
Разучивают, совершенствуют и применяют в игре тактические приемы в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные).
Приобретают навыки в оценке своих двигательных способностей, разбирают и исправляют технические и тактические ошибки. Приобретают навыки тактичного и дружелюбного общения со сверстниками, взаимопонимания и взаимопомощи. Для закрепления учебного материала по каждому разделу проводятся товарищеские встречи с обучающимися других школ.
Содержание программы.
Теоретические знания.
История развития волейбола, баскетбола как вида спорта. Основные правила игры. Характеристика физических качеств и способах их развития. Значение занятий спортиграми на формирование положительных качеств личности человека. Режим дня. Правила личной гигиены во время занятий. Правила поведения и техники безопасности. Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности. Дневник самонаблюдения. Требования к спортивной одежде и обуви для занятий спортиграми.
Способы физкультурной деятельности
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
Общеразвивающие упражнения
Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой, с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью. прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы;
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; «кроссовый» бег; игра в баскетбол с увеличивающимся временем игры;
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Специальная подготовка
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, волейболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приёмам.
Упражнения без мяча (стойки, перемещения).
Упражнения с мячом.
- Учебные игры: баскетбол, волейбол. Подвижные игры и эстафеты.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на разделы | из них |
теория | практика |
Теоретические занятия | |
1. | Правила безопасности на занятиях. | | В процессе занятий | |
2. | Основные правила игры в баскетбол, волейбол. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Характеристика физических качеств. Режим дня. Самоконтроль. Дневник самонаблюдения. | | В процессе занятий | |
Практические занятия | |
Баскетбол. | 17 ч |
а) | Техническая подготовка. | | | |
б) | Физическая подготовка. | | | |
в) | Учебные игры, подвижные игры, эстафеты. | | | |
| | | | |
| | | | |
Волейбол. | 17 ч. |
а) | Техническая подготовка. | | | |
б) | Физическая подготовка. | | | |
в) | Учебные игры, подвижные игры, эстафеты. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п. | Тема занятий | Количество часов | Дата | 1. | Техника безопасности на занятиях по спортиграм. «Баскетбол – командная игра, спортивная игра». «Гигиенические основы занятий физическими упражнениями». | 1 | | 2. | Баскетбол. Общая физическая подготовка. Техника игры: стойка игрока, перемещение в стойке, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге. | 1 | | 3. | Баскетбол. Техника игры: ловля и передача мяча от груди двумя руками. Эстафеты с баскетбольным мячом. Вводное тестирование физических способностей. | 1 | | 4. | Баскетбол. Техника : ловля и передача мяча от груди двумя руками, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге. Подвижные игры с б/больным мячом. | 1 | | 5. | Баскетбол. Техника: ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Остановка в два шага. Учебные игры в баскетбол 5х5. Режим дня. | 1 | | 6. | Баскетбол. Техника игры: остановка в два шага, ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Двусторонняя игра. | 1 | | 7. | Баскетбол. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра. Характеристика физических качеств – терет. сведения. | 1 | | 8. | Баскетбол. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра. | 1 | | 9. | Баскетбол. О,Ф.П. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра. | 1 | | 10. | Баскетбол. Техника защиты: техника выбивания мяча во время ведения. Двусторонняя игра. Самоконтроль. Дневник самонаблюдения. | 1 | | 11. | Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, техника выбивания мяча во время ведения. Двусторонняя игра. | 1 | | 12. | Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, обучение вырывания мяча. Двусторонняя игра. | 1 | | 13. | Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, обучение вырывания мяча. Двусторонняя игра. | 1 | | 14. | Баскетбол. О.Ф.П. Техника игры: броски мяча в кольцо после ведения. Двусторонняя игра. | 1 | | 15. | Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, зонная защита. Техника: броски мяча в кольцо после ведения. Двусторонняя игра. | 1 | | 16. | Баскетбол. Совершенствование техники передач, ведения мяча. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, зонная защита. Игра в баскетбол 5х5. | 1 | | 17. | Баскетбол. Совершенствование техники передач, ведения мяча. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Игра 5х5. | 1 | | 18. | Волейбол. Правила техники безопасности. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками в стенку, над собой. Подвижная игра. | 1 | | 19. | Волейбол. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками в стенку, над собой, в парах. Подвижная игра. | 1 | | 20. | Волейбол. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками в стенку, над собой, в парах. Пионербол. | 1 | | 21. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Пионербол. | 1 | | 22. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Эстафеты с мячом. | 1 | | 23. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Пионербол. | 1 | | 24. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 25. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Правила игры. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 26. | Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Приём подачи. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 27. | Волейбол. Нижняя прямая подача. Приём подачи. Игра в волейбол по упрощённым правилам | 1 | | 28. | Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 29. | Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 30. | Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 31. | Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | | 32. | Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | 1 | | 33. | Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | | 34 | Волейбол. Совершенствование изученных технических приёмов волейбола. Игра в волейбол. Подведение итогов. | 1 | | |
Механизм отслеживания результатов:
Начало года
Контрольные упражнения (задания) | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бег 20 метров, (сек) | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 4,8 | 5.2 | 5.8 |
Бег 60 метров, (сек) | 10.4 | 11.0 | 11.8 | 10.6 | 11.5 | 12,5 |
6 – минутный бег, (м) | 1200 | 1050 | 900 | 1100 | 950 | 800 |
Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) | 8,6 | 9,4 | 9,7 | 8,8 | 9,6 | 10,3 |
Прыжок в длину с места, (см) | 160 | 140 | 125 | 145 | 125 | 115 |
Подтягивание, количество раз | 6 | 4 | 2 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз | - | - | - | 16 | 10 | 5 |
Конец года.
Контрольные упражнения (задания) | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бег 20 метров, (сек) | 4.3 | 4,7 | 5.2 | 4.6 | 5,0 | 5.6 |
Бег 60 метров, (сек) | 10,0 | 10.8 | 11.5 | 10.4 | 11.2 | 12.0 |
6 – минутный бег, (м) | 1150 | 1000 | 950 | 1150 | 1000 | 900 |
Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) | 8,4 | 9,2 | 9,6 | 8,6 | 9,4 | 10.0 |
Прыжок в длину с места, (см) | 165 | 145 | 130 | 150 | 130 | 120 |
Подтягивание, количество раз | 9 | 7 | 5 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз | - | - | - | 21 | 15 | 6 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение занятий
Баскетбольные, волейбольные мячи
Набивные мячи
Гимнастические скамейки
Секундомеры
Скакалки
Гантели
Видеозаписи
Печатная продукция
Список используемой литературы
Кузнецов В.С.
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М. «Просвещение», 2021г.-112с.
Олимпийские старты. 1-11 классы. Спортивно-оздоровительная деятельность/авт.-сост. Е.П.Колганова[и др.]-Волгоград: Учитель, 2013.-255с.
Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. В. И.Лях .-М. «Просвящение», 2022г.-160с.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.В. Маслов. -М. «Просвещение», 2021г.
14