СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Игровые виды спорта" 5-6 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Игровые виды спорта" 5-6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Игровые виды спорта" 5-6 класс»







Рабочая программа

внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»

6 классы



Спортивно - оздоровительное направление развития личности.



Учитель: Романова Наталья Анатольевна





г. Ярославль

Пояснительная записка



Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86»;

  • Учебный план государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на 2023-2024учебный год;

  • План внеурочной деятельности государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на 2023-2024 учебный год;

  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86».

Игровые виды спорта таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры.

Наиболее ярко соответствие занятий игровыми видами спорта возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:

 способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья;

 развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

 прививать жизненно важные гигиенические навыки;

 содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

 стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

 помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;

 обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы будут сформированы следующие личностные результаты:

готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов;

готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;

готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;

готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;

стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению;

готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;

осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий спортиграми;

осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;

готовность соблюдать правила безопасности во время занятий спортиграми, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;

освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;

повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;

формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.







МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.

Универсальные познавательные учебные действия:

анализировать влияние занятий спортиграми на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;

характеризовать спортигры как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться требованиями техники безопасности;

устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;

устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;

устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;

устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий;

устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;

вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;

описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения;

и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;

наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;

изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения.

Универсальные регулятивные учебные действия:

составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма;

активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;

разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;

организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

излагать факты истории развития волейбол, баскетбола, футбола, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека;

представлять спортигры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. У занимающихся формируются нравственные и волевые качества: честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы.

Программа построена на принципах:

- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности);

- сотрудничества и ответственности;

- сознательного усвоенияобучающимися учебного материала;

- последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);

- непрерывности и наглядности;

В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);

- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);

- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

- игровой (использование упражнений в игровой форме);

Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: лекции, беседы, тренировочные занятия, тестирования.

  • Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);

  • Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);

  • Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);



Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один обучения. Объём программы 34часа (1 занятие в неделю по 1 часу).

Данная программа имеет физкультурно-оздоровительное направление.


Виды деятельности:

Учат и строго выполняют правила по технике безопасности. Углубляют и закрепляют знания о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви. Совершенствуют умения правильно одеваться в соответствии с видом занятий и погодными условиями. Получают знания о правильном дыхании, о способах самоконтроля, учатся правильно измерять пульс и регулировать нагрузку, применяют приобретенные знания для обеспечения своей двигательной активности.

Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений с мячом и без мяча, применяют сочетание технических приемов. Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований.

Разучивают, совершенствуют и применяют в игре тактические приемы в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные).

Приобретают навыки в оценке своих двигательных способностей, разбирают и исправляют технические и тактические ошибки. Приобретают навыки тактичного и дружелюбного общения со сверстниками, взаимопонимания и взаимопомощи. Для закрепления учебного материала по каждому разделу проводятся товарищеские встречи с обучающимися других школ.


Содержание программы.

Теоретические знания.

История развития волейбола, баскетбола как вида спорта. Основные правила игры. Характеристика физических качеств и способах их развития. Значение занятий спортиграми на формирование положительных качеств личности человека. Режим дня. Правила личной гигиены во время занятий. Правила поведения и техники безопасности. Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности. Дневник самонаблюдения. Требования к спортивной одежде и обуви для занятий спортиграми.

Способы физкультурной деятельности

В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.


Общеразвивающие упражнения


Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой, с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью. прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы;

Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки.

Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; «кроссовый» бег; игра в баскетбол с увеличивающимся временем игры;

Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.

Специальная подготовка

В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, волейболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приёмам.

  • Упражнения без мяча (стойки, перемещения).

  • Упражнения с мячом.

- Учебные игры: баскетбол, волейбол. Подвижные игры и эстафеты.










Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на разделы

из них

теория

практика

Теоретические занятия



1.


Правила безопасности на занятиях.


В процессе занятий


2.

Основные правила игры в баскетбол, волейбол.

Гигиенические основы занятия физическими упражнениями.

Характеристика физических качеств.

Режим дня. Самоконтроль. Дневник самонаблюдения.


В процессе занятий


Практические занятия

Баскетбол.

17 ч

а)

Техническая подготовка.



б)

Физическая подготовка.



в)

Учебные игры, подвижные игры, эстафеты.












Волейбол.

17 ч.

а)

Техническая подготовка.



б)

Физическая подготовка.



в)

Учебные игры, подвижные игры, эстафеты.
































Календарно – тематическое планирование.



п/п.


Тема занятий

Количество часов

Дата

1.

Техника безопасности на занятиях по спортиграм. «Баскетбол – командная игра, спортивная игра». «Гигиенические основы занятий физическими упражнениями».

1


2.

Баскетбол. Общая физическая подготовка.

Техника игры: стойка игрока, перемещение в стойке, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге.

1


3.

Баскетбол. Техника игры: ловля и передача мяча от груди двумя руками. Эстафеты с баскетбольным мячом. Вводное тестирование физических способностей.

1


4.

Баскетбол. Техника : ловля и передача мяча от груди двумя руками, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге.

Подвижные игры с б/больным мячом.

1


5.

Баскетбол. Техника: ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Остановка в два шага. Учебные игры в баскетбол 5х5. Режим дня.

1


6.

Баскетбол. Техника игры: остановка в два шага, ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Двусторонняя игра.

1


7.

Баскетбол. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра. Характеристика физических качеств – терет. сведения.

1


8.

Баскетбол. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра.

1


9.

Баскетбол. О,Ф.П. Техника: Повороты на месте. Бросок мяча в кольцо двумя руками. Двусторонняя игра.

1


10.

Баскетбол. Техника защиты: техника выбивания мяча во время ведения. Двусторонняя игра. Самоконтроль. Дневник самонаблюдения.

1


11.

Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, техника выбивания мяча во время ведения.

Двусторонняя игра.

1


12.

Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, обучение вырывания мяча. Двусторонняя игра.

1


13.

Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, обучение вырывания мяча. Двусторонняя игра.

1


14.

Баскетбол. О.Ф.П. Техника игры: броски мяча в кольцо после ведения. Двусторонняя игра.

1


15.

Баскетбол. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, зонная защита. Техника: броски мяча в кольцо после ведения. Двусторонняя игра.

1


16.

Баскетбол. Совершенствование техники передач, ведения мяча. Техника защиты: перемещения в защитной стойке, зонная защита. Игра в баскетбол 5х5.

1





17.

Баскетбол. Совершенствование техники передач, ведения мяча. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Игра 5х5.

1


18.

Волейбол. Правила техники безопасности. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками в стенку, над собой. Подвижная игра.

1


19.

Волейбол. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками в стенку, над собой, в парах. Подвижная игра.

1


20.

Волейбол. Стойка игрока. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками в стенку, над собой, в парах. Пионербол.

1


21.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Пионербол.

1


22.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Эстафеты с мячом.

1


23.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками, передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Пионербол.

1


24.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


25.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Правила игры. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


26.

Волейбол. Техника перемещений в стойке. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Приём подачи. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


27.

Волейбол. Нижняя прямая подача. Приём подачи. Игра в волейбол по упрощённым правилам

1


28.

Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


29.

Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


30.

Волейбол. Прямой нападающий удар. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


31.

Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

1


32.

Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Игра в волейбол по упрощённым правилам.

1


33.

Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

1


34

Волейбол. Совершенствование изученных технических приёмов волейбола. Игра в волейбол. Подведение итогов.

1









Механизм отслеживания результатов:


Начало года


Контрольные упражнения

(задания)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20 метров, (сек)

4,5

4,9

5,4

4,8

5.2

5.8

Бег 60 метров, (сек)

10.4

11.0

11.8

10.6

11.5

12,5

6 – минутный бег, (м)

1200


1050


900

1100

950

800

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,6

9,4

9,7

8,8

9,6

10,3

Прыжок в длину с места, (см)

160

140

125

145

125

115

Подтягивание, количество раз

6

4

2

-

-

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

-

-

-

16

10

5


Конец года.


Контрольные упражнения

(задания)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20 метров, (сек)

4.3

4,7

5.2

4.6

5,0

5.6

Бег 60 метров, (сек)

10,0

10.8

11.5

10.4

11.2

12.0

6 – минутный бег, (м)

1150


1000


950

1150

1000

900

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,4

9,2

9,6

8,6

9,4

10.0

Прыжок в длину с места, (см)

165

145

130

150

130

120

Подтягивание, количество раз

9

7

5

-

-

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

-

-

-

21

15

6





















Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение занятий


  • Баскетбольные, волейбольные мячи

  • Набивные мячи

  • Гимнастические скамейки

  • Секундомеры

  • Скакалки

  • Гантели

  • Видеозаписи

  • Печатная продукция



Список используемой литературы

  1. Кузнецов В.С.

Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М. «Просвещение», 2021г.-112с.

  1. Олимпийские старты. 1-11 классы. Спортивно-оздоровительная деятельность/авт.-сост. Е.П.Колганова[и др.]-Волгоград: Учитель, 2013.-255с.

  2. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. В. И.Лях .-М. «Просвящение», 2022г.-160с.

  3. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.В. Маслов. -М. «Просвещение», 2021г.



14