Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект по английскому языку» для 9 класса разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО (№ 1897 от 17.12.2010);
Основная образовательная программа МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.
Положение об итоговом индивидуальном проекте МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.
Цель программы: развитие навыков проектной деятельности, оказание методической поддержки обучающимся 9 класса при подготовке индивидуальных проектов.
Сопутствующая цель программы: – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, выделять существенное, связно и грамотно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретение коммуникативных умений; развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развитие системного мышления; вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность; ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация потенциала личности
Метапредметные результаты:
ставить и формулировать для себя новые цели в учебной и познавательной деятельности; уметь планировать пути достижения целей; корректировать свои действия в сложившейся ситуации; уметь оценивать правильность выполнения учебных задач; принимать решение и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; уметь самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; уметь создавать, применять символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; искать информацию и понимать прочитанное; уметь формулировать, аргументировать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; использовать ИКТ.
Основное содержание учебного курса
1. Способы получения и переработки информации (3 ч) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
2. Проект (2 ч) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
3. Создание индивидуальных проектов (22 ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
4. Оформление результатов индивидуального проекта (4 ч)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление проектно-исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word. Электронная презентация проекта в Power Point. Работа с Publisher. Электронные таблицы Excel.
5. Публичное выступление (2 ч)
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации и др.;
материальный объект;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | Понятие проекта и проектной деятельности | 1 | |
2 | Виды проектов | 1 | |
3 | Работа в сети Интернет Что такое плагиат | 1 | |
4 | Методология научного творчества | Основные понятия научно-исследовательской работы | 1 | |
5 | Общая схема научного исследования | 1 | |
6 | Методы научного познания | 1 | |
7 | Способы применения логических законов и правил | 1 | |
8 | Методы поиска информации | 1 | |
9 | Работа в библиотеке | 1 | |
10 | Этапы работы в рамках проекта | Выбор темы проекта | 1 | |
11 | Подготовка плана проекта | 1 | |
12 | Изучение литературы по выбранной теме | 1 | |
13 | Работа над тезаурусом | 1 | |
14 | Работа с понятийным аппаратом | 1 | |
15 | Работа над содержанием | 1 | |
16 | Работа над теоретической главой, п.1.1. | 1 | |
17 | Работа над теоретической главой, п.1.2. | 1 | |
18 | Составление плана исследовательской (творческой) деятельности | 1 | |
19 | Опытно-экспериментальная деятельность. Обработка полученного материала | 1 | |
20 | Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над п.2.1. | 1 | |
21 | Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над п.2.2. | 1 | |
22 | Работа над заключением (выводами) | 1 | |
23 | Оформление проекта | Типичные ошибки в проектах | 1 | |
24 | Оформление окончательного варианта текста проекта | 1 | |
25 | Доклад по теме проекта. Требования к докладу | 1 | |
26 | Презентация проекта | 1 | |
27 | Представление результатов проекта | Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии | 1 | |
28 | Предзащита проектов | 1 | |
29 | Предзащита проектов | 1 | |
30 | Предзащита проектов | 1 | |
31 | Предзащита проектов | 1 | |
32 | Защита проектов | 1 | |
33 | Защита проектов | 1 | |
34 | Защита проектов | 1 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Проектор.
Компьютер.
Экран.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М.: ИОСО РАО, 2003. – 26с.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2003. - 176 с.
Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся// Завуч. -2001. -№1. - С.93-119.
Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. -М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012.
Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001.