МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЮМЕНСКОЕ ПКУ»
Тюмень, 2021 г.
Программа внеурочной деятельности «Исследователь» предназначена для обучающихся 5-6 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и обучающегося, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Именно поэтому для четкой и грамотной организации исследовательской деятельности учащихся необходимым является знание и соблюдение требований ФГОС.
В соответствии с требованиями федерального стандарта к образовательной программе как нормативной основе реализации исследовательской деятельности учащихся, она должна обеспечивать:
Федеральным государственным образовательным стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Данное требование ФГОС предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса: как педагога и обучающегося, так и администрации образовательного учреждения.
Исходя из сформулированной цели, обучение навыкам исследовательской деятельности направлено на реализацию следующих задач:
Курс внеурочной деятельности «Исследователь» имеет межпредметную направленность.
Форма организации деятельности – заседание творческой группы.
Форма работы – индивидуальная, парная, коллективная.
Курс рассчитан на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание занятий отвечает с.
Реализация данного курса состоит из пяти этапов, каждый из которых направлен на последовательное формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся.
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Формируемые УУД: регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К), личностные (Л) |
План | Факт |
| | | | | | | |
Вводный этап - 7 часов |
| | | Установочное занятие. формирование проектно-исследовательских групп. Исследование и проект. | 1 | Для чего нужна исследовательская деятельность. Что такое исследование? Чем исследование отличается от проекта? Виды исследований. | Определяют индивидуальные цели для занятия учебно-исследовательской деятельностью. Знакомятся с понятиями «исследование» и «проект». Изучают виды исследований. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно (Р); самостоятельное выделение познавательной цели (П); планирование учебного сотрудничества (К); смыслообразование (Л) |
| | | Проект как форма исследовательской работы. | 1 | Виды проектов: исследовательский, практико-ориентированный, информационный, творческий, игровой. Проектный продукт. | Изучают виды проектной деятельности, возможные виды проектных продуктов. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно (Р); самостоятельное выделение познавательной цели, структурирование знаний (П); планирование учебного сотрудничества (К); смыслообразование (Л) |
| | | Этапы исследования. Как выбрать тему. | 1 | Создание интеллект-карты. Постановка проблемы. Объект и предмет исследования. | Определяют замысел исследования, выявляют значимую проблему в выбранной теме. Формулируют рабочее название темы, определяют объект и предмет исследования. | Планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р); самостоятельное выделение познавательной цели (П); постановка вопросов (К); смыслообразование (Л) |
| | | Цели и задачи исследования. Гипотеза. | 1 | Требования к постановке и формулировке цели и задач исследования. Определение цели исследовательской/ проектной работы в соответствии с проблемой. Постановка задач. Разработка гипотезы. | Изучают требования к постановке целей и задач исследования. Формулируют цель и задачи своей работы в соответствии с выбранной темой и проблемой исследования. Выдвигают гипотезу. Определяют конечный продукт. | Прогнозирование (Р); выдвижение гипотезы (П); постановка вопросов (К); смыслообразование (Л) |
| | | Методы исследования. | 1 | Основные методы исследования, их назначение. Социологический метод, методы обобщения, классификации, лингвистического описания, статистической обработки данных. | Изучают методы исследования. Определяют методы для проведения собственного исследования. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); постановка вопросов (К); самоопределение (Л) |
| | | План исследования. Практикум №1 | 1 | Составление плана проектно-исследовательской деятельности. | Составляют индивидуальный план исследования. Делят работу над исследованием на промежуточные этапы. распределяют роли внутри проектно-исследовательских групп, определяют сроки. | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р); установление причинно-следственных связей (П); управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества (К); личностное самоопределение (Л) |
| | | Портфолио проекта | 1 | Паспорт проекта. Критерии оценки выполнения проекта. Оценочный лист. | Составляют портфолио проектно-исследовательской работы. Структурируют его. Изучают критерии оценки выполнения проекта. | Прогнозирование (Р); структурирование знаний (П); инициативное сотрудничество (К); нравственно-этическое оценивание (Л) |
| | | Мой будущий проект. Урок-конференция. | 1 | Представление выбранной темы проектно-исследовательской работы на заседании творческой группы. | Обсуждают корректность постановки целей и задач исследования, определения объекта и предмета исследования, гипотезы. Утверждают тему и план исследования. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий (Р); рефлексия способов и условий действия (П); принятие решения и его реализация (К); нравственно-этическое оценивание (Л) |
Поисковый этап – 8 часов |
| | | Сбор информации | 1 | Правила работы с источниками информации. Требования к оформлению цитат и ссылок, списка литературных источников. | Изучают требования к оформлению цитат, ссылок и списка литературы. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно (Р); самостоятельное создание алгоритмов действия, осуществление поиска необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет (П); определение источников взаимодействия (К); смыслообразование (Л) |
| | | Структура исследовательской работы. | 1 | Структура исследовательской работы/ проекта. Общие требования к оформлению текста исследовательской работы. | Изучают требования к структуре и оформлению текста исследовательской работы. | Овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы (Р); моделирование (П); определение источников взаимодействия (К); мотивация к учебной деятельности (Л) |
| | | Введение Практикум №2 | 1 | Структура введения. Правила формулировки целей, задач, предмета и объекта исследования. Определение актуальности, новизны и практической значимости работы. Особенности научного стиля речи. Фразы – шаблоны для введения. | Изучают особенности научного стиля речи. Оформляют введение в соответствии с требованиями. Корректируют формулировки, консультируются с руководителем. | Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном (Р); анализ объектов с целью выделения признаков (П); инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация (К); формирование внутренней позиции (Л) |
| | | Конспект. Методы конспектирования. | 1 | Как составить конспект статьи. Методы конспектирования: схематический план, опорный конспект, план-конспект. | Знакомятся с методами конспектирования. Составляют конспект статьи. Отбирают и структурируют материал для первой главы. | Составление плана и последовательности действий (Р); синтез как составление целого, определение недостающих компонентов (П); планирование учебного сотрудничества (К); формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы (Л) |
| | | Теоретическое изучение проблемы Практикум №3 | 1 | Структура первой главы. Правила работы с источниками информации. Фразы – шаблоны для первой главы. | Отбирают и структурируют материал. Консультируются с руководителем. | Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном (Р); анализ объектов с целью выделения признаков (П); использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности (Л) |
| | | Теоретическое изучение проблемы Практикум №4 | 1 | Требования к оформлению глав и параграфов. | Изучают требования к оформлению глав и параграфов. Вносят корректировки в текст работы. Консультируются с руководителем. Оформляют первую главу проектно-исследовательской работы. | Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном, коррекция (Р); самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П); планирование учебного сотрудничества (К); развитие познавательных интересов (Л) |
| | | Выводы к теоретической части. | 1 | Требования к формулировке выводов. Соответствие выводов задачам. Фразы – шаблоны для формулировки выводов. | Изучают правила формулировки выводов. Формулируют выводы к теоретической части работы. | контроль и оценка своих действий (Р); структурирование знаний, установление причинно-следственных связей (П); постановка вопросов (К); проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л); |
| | | Проблема моего исследования. Урок-конференция | 1 | Представление доклада по теоретической части работы на заседании творческой группы. | Представляют теоретический материал и выводы по изученной проблеме. Отвечают на вопросы. Знакомятся с проблемными вопросами других членов творческой группы. Обсуждают корректность формулировки выводов, задают вопросы. | Оценивание результатов деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия требованиям задачи (Р); воспроизведение по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (П); оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, постановка вопросов (К); сравнение разных точек зрения; и мнений других людей, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии) (Л) |
Обобщающий этап – 8 часов |
| | | План реализации проекта/исследования | 1 | Организация условий проведения исследования, содержание исследования, последовательность действий и инструментарий. Подбор исследуемых, выбор методов. | Обсуждают варианты проведения практической части исследовательской работы/ проекта. Планируют ход практической части работы. | определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р); самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П); формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К); применение правил делового сотрудничества (Л) |
| | | Реализация проекта/исследования Практикум №5 | 1 | Содержание исследования, последовательность действий и инструментарий. | Проводят практическую часть исследовательской работы/ проекта в соответствии с планом. | коррекция деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, определение способы их устранения (Р); установление аналогии; выполнение учебных задач, не имеющих однозначного решения, анализ результатов опытов, элементарных исследований (П); поиск в тексте информации, необходимой для решения коммуникативной задачи; формулирование несложных выводов, поиск аргументов, подтверждающих вывод (К); применение правил делового сотрудничества (Л) |
| | | Реализация проекта/исследования Практикум №6 | 1 | Содержание исследования, последовательность действий и инструментарий. Соответствие выводов поставленным задачам. | Собирают и обрабатывают информацию, решают возникшие вопросы, проблемы. Проводят статистическую обработку полученных данных. Делают выводы. | коррекция деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, определение способы их устранения (Р); установление аналогии; выполнение учебных задач, не имеющих однозначного решения, анализ результатов опытов, элементарных исследований (П); поиск в тексте информации, необходимой для решения коммуникативной задачи; формулирование несложных выводов, поиск аргументов, подтверждающих вывод (К); применение правил делового сотрудничества (Л) |
| | | Реализация проекта/исследования Практикум №7 | 1 | Требования к оформлению документации проектно-исследовательской работы. | Корректируют полученные данные. Оформляют результаты и документацию проекта. | Коррекция деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, определение способы их устранения (Р); установление аналогии; выполнение учебных задач, не имеющих однозначного решения (П); поиск в тексте информации, необходимой для решения коммуникативной задачи; формулирование несложных выводов, поиск аргументов, подтверждающих вывод (К); применение правил делового сотрудничества (Л) |
| | | Оформление результатов | 1 | Требования к оформлению таблиц, иллюстраций, приложений | Изучают требования к оформлению таблиц, иллюстраций, приложений. Оформляют вторую главу проектно-исследовательской работы. | Сохранение учебной задачи (Р); применение таблиц, схем, моделей для получения информации; презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде, анализ результатов опытов, элементарных исследований (П); поиск в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи; формулирование несложных выводов, основываясь на тексте; поиск аргументов, подтверждающих вывод (К); оценка собственной учебной деятельности (Л) |
| | | Формы презентации проектно-исследовательской работы | 1 | Формы презентации проектно-исследовательских работ: устные, письменные, наглядно-образные. | Изучают формы презентации проектно-исследовательской работы, выбирают подходящую форму для преставления результата своей работы. | Удержание цели деятельности до получения ее результата (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); постановка вопросов (К); самоопределение (Л) |
| | | Результаты моего исследования. Урок-дискуссия. | 1 | Представление доклада по практической части работы на заседании творческой группы. | Представляют полученные результаты членам творческой группы. Озвучивают выводы, отвечают на вопросы. Знакомятся с результатами других членов творческой группы. Обсуждают корректность формулировки выводов, задают вопросы. | Оценивание результатов деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия требованиям задачи (Р); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи (П); оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, постановка вопросов (К); сравнение разных точек зрения; и мнений других людей, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии) (Л) |
Заключительный этап – 8 часов |
| | | Оформление работы Практикум №8 | 1 | Требования к оформлению текста и документации проектно-исследовательской работы. | Дорабатывают проектно-исследовательскую работу с учетом замечаний и предложений руководителя и участников творческой группы. Оформляют работу в соответствии с требованиями. | Коррекция деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, определение способы их устранения (Р); структурирование знаний, установление причинно-следственных связей (П); постановка вопросов (К); оценка собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности, причин неудач (Л) |
| | | Подготовка к презентации проекта | 1 | Формы наглядного представления результатов исследования. | Изучают формы наглядного представления результатов работы, планируют процесс подготовки к защите. | Удержание цели деятельности до получения ее результата (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); постановка вопросов (К); самоопределение (Л) |
| | | Критерии оценки презентации проекта | 1 | Примеры оценочных листов. Требования к устной защите проектно-исследовательской работы. | Знакомятся с критериями оценки презентации работы. Изучают примерные оценочные листы. Оценивают результаты своей работы в соответствии с критериями. | Сохранение учебной задачи (Р); использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач, анализ результатов опытов, элементарных исследований (П); составление небольших устных монологических высказываний (К); оценка собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности, причин неудач (Л) |
| | | Составление текста доклада. Практикум №9 | 1 | Требования к устной защите проектно-исследовательской работы. Регламент. Примерный план сообщения. Основные критерии оценки презентации. | Знакомятся с требованиями к устной защите проекта. Составляют текст своего доклада. | Удержание цели деятельности до получения ее результата (Р); использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач (П); составление небольших устных монологических высказываний (К); использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач (П); составление небольших устных монологических высказываний (К); |
| | | Создание наглядной презентации Практикум №10 | 1 | Правила и приемы оформления наглядного материала для защиты проектно-исследовательской работы. | Изучают правила и приемы оформления наглядного материала, создают свой наглядный инструмент для защиты работы. | Удержание цели деятельности до получения ее результата (Р); использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач (П); составление небольших устных монологических высказываний (К); использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач (П); составление небольших устных монологических высказываний (К); |
| | | Урок открытых мыслей | 1 | Видеоролики с фрагментами выступления победителей конкурсов проектно-исследовательских работ, НПК. | Знакомятся с лучшими исследовательскими работами учащихся – победителей конкурсов. Составляют мыслекарту и примерный список вопросов. Обсуждают выступления. | Оценка (сравнивание с эталоном) результата деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи (Р); высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов (П); описание объекта: передача его внешних характеристик, характеристик качества, признаков (К); проявление внутренней позиции на уровне положительного отношения к обучению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика, кадета» (Л) |
| | | Представление работ. Урок-конференция | 1 | Представление работы на заседании творческой группы. | Выступают перед участниками творческой группы. Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку. | Оценивание результатов деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия требованиям задачи (Р); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи (П); оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, постановка вопросов (К); сравнение разных точек зрения; и мнений других людей, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии) (Л) |
| | | Подготовка портфолио проекта Практикум №11 | 1 | Материалы, полученные в ходе проектно-исследовательской работы. Шаблоны отчета, листа рефлексии. | Оформляют и структурируют портфолио. | Осуществление итогового контроля деятельности и поэтапного контроля («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») (Р); классификация объектов, доказательство выдвигаемых положений, установление причинно-следственных связей и зависимости между объектами (П); поиск в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи; формулирование несложных выводов, основываясь на тексте; поиск аргументов, подтверждающих вывод (К); оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач (Л) |
Итоговый этап – 4 часа |
| | | Публичная защита проектно-исследовательской работы | 1 | Представление работы в рамках образовательной организации. | Представляют свою работу на научно-практической конференции учащихся в образовательном учреждении. | Оценивание результатов деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия требованиям задачи (Р); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи (П); оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, постановка вопросов (К); сравнение разных точек зрения; и мнений других людей, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии) (Л) |
| | | Подведение итогов, анализ выполненной работы Урок-дискуссия | 1 | Перечень конкурсов и мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. | Обсуждают результаты своей деятельности, проводят самоанализ. | Оценивание результатов деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия требованиям задачи (Р); анализ результатов опытов, элементарных исследований (П); составление монологического высказывание, при ответе на поставленный вопрос (К); оценка собственной учебною деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач; применение правил делового сотрудничества: сравнивание разных точек зрения, считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии) (Л) |
| | | Обзор школьных, районных, областных, всероссийских конкурсов и конференций. | 1 | Перечень конкурсов и мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. | Знакомятся с мероприятиями разного уровня. Планируют дальнейшее представление работы. | Прогнозирование, планирование дальнейшей учебной деятельности (Р); рефлексия способов и условий действий (П); планирование учебного сотрудничества (К); личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (Л) |
| | | Ярмарка тем исследовательских работ | 1 | Список примерных тем проектно-исследовательских работ | Знакомятся с примерным списком проектно-исследовательских работ. Предлагают свои темы. Определяют дальнейшие перспективы работы. | Прогнозирование, планирование дальнейшей учебной деятельности (Р); рефлексия способов и условий действий (П); планирование учебного сотрудничества (К); личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (Л) |