Приложение к образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» на 2019-2020 учебный год Приказ № 782 от 28.08.2019 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 2
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО курсу « Истоки»
для 3б класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учителей начальных классов
Щербакова Раушания Минебарисовна
г. Нижневартовск, 2019 г.
Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ от 6 октября 2009 г. № 373;
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельнооценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
5.Содержание учебного курса
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
Тематическое планирование
№ | Тема | Элементы содержания | Кол. часов |
1 | Вера | Знакомство с разделами курса: «Вера, Надежда, Любовь, София» | 11 |
| | Самые чистые и возвышенные свойства человека. 30 сентября – день почитания Веры, Надежды, Любови, Софии. | |
| | Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце. | |
| | Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове. Признание. Православная вера. Заповеди. Правила нравственности. Вера Святой Руси | |
| | Дать понятие «Верности», «Совести» Они неизменны. Хоть мы и меняемся со временем. Показать веру в действии. Вера – исток верности. Что такое верность, почему она нужна? Верность сынов Отечества. | |
| | Чувство долга. Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть. | |
| | Довести до сердца детей стремление жить по правде. Идеалы прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей. Что такое правда?Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде. | |
| | Правда в слове Правда в деле Правда в образе | |
| | Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты). Из малых дел складывается ваша добрая репутация. Задача - как важно не уронить честь. Воинская честь М. Кутузова, честь за ум М.В. Ломоносову | |
| | Поклон Преподобному Сергию Радонежскому. Добрая репутация. | |
| | Спасительная вера. Минуты творчества Благодарная память | |
2 | Надежда) | Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Важно не впадать в уныние и в отчаяние. Разъяснить – что такое надежда. Надежда на свои силы и опыт. Что укрепляет надежда | 8 |
| | К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай. | |
| | Согласие важно в любом общем деле, а так же дать понять детям, что важнее всего согласие со своей совестью. Согласие да лад для общего дела клад. Согласие укрепляет надежду. Встреча с прекрасным. Духовная красота. Семья – колыбель души каждого человека. Как быть с обманом, ленью, завистью? Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссорадо добра не доводит. | |
| | Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа. Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе. Высший подвиг - терпение. | |
| | Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя. | |
| | Такие качества как послушание и своеволие (противоположность) Чего больше у тебя? Доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание. Права и обязанности маленького гражданина.Послушание опыту предков. Послушание совести Послушание- опора терпения и надежды. | |
| | Совесть. Жить не в ладу с совестью. Правила и законы. Законопослушание. Совесть – глас Божий. | |
| | Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела. | |
3 | Любовь | Самое главное довести до сердца детей, что любовь требует труда души. Надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках. Великая сила любви. Любовь должна быть с верою и надеждою.Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба. | 8 |
| | Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии. | |
| | Очень важно, чтобы детские сердца были не закрыты для таких качеств, как сострадание и милосердие. Не помнить зла - это особая милость. Дети должны знать, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся. Значение слова «милосердие» Милосердие в деле. Благотворительность. | |
| | «Приди к скорбящему со словом утешения». Милосердие в слове. Где гнев, там и милость. Рассказ о сёстрах милосердия. Сострадание, утешение. Жалеть - значит любить. | |
| | Приобретая добрые качества, о которых мы говорили раньше, человек становится неузнаваемо красив - это один из выводов. Духовная красота человека - важнее телесной. Дети учатся определять и ощущать доброту и в словах, и в делах. Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать? Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела.Делать добро – совершать духовный подвиг. Доброта истинная и ложная | |
| | Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви. Что значит простить? Обычаи прощения на Руси. Путь к раскаянию. Вербное Воскресение. | |
| | Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Единство любви и покаяния. Великая сила любви. | |
| | Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей? | |
| София | Уяснение двух сторон интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный. Добрый ум и умное сердце. Разум рассуждает, уму помогает. Чему и где учились наши предки? | 7 |
| | Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья. | |
| | Научить ребят определять и отделять истинный образ да слово от ложного образа, дела, слова. Слово как важнейшее хранилище истины. Истина в слове. Житие. «Поучение Владимира Мономаха», «Священное писание», «Летописи». | |
| | Что именуется истовым делом? Слова, умение прислушиваться к опыту прошлых поколений. Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых истин «Нерукотворный образ «Спасителя». Подлинность. Искренность, истовость | |
| | Важно, что дети усвоили кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что нужно для достойной жизни (знание кругозора). Мудрость - соединение истины, правды, любви. Ярослав Мудрый. Преподобные Оптинские старцы. | |
| | Премудрость - значение слова. Храмы Софии. Для чего они строились? Мудрость и мудрецы София - Премудрость Божия. Замысел о нашем мире. Мудрость человеческая и Премудрость Божия. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви? Хождение к истокам внутреннего мира человека. | |
| итого | | 34 |
Календарно- тематическое планиривание «Истоки» 3б класс
№ | тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводный урок. Ознакомление с курсом. | | |
2 | «Вера, Надежда, Любовь, София» | | |
3 | Чему доверяет сердце. | | |
4 | Во что верует душа | | |
5 | Верность – знак веры | | |
6 | Верность в слове и деле | | |
7 | Правда | | |
8 | Где живет правда | | |
9 | Честь | | |
10 | Светлая душа подвигом жива | | |
11 | Обобщение к разделу «Вера» | | |
12 | Надежда | | |
13 | Надежда | | |
14 | Согласие и красота | | |
15 | Терпение и умение | | |
16 | Терпение и спасение. | | |
17 | Послушание. | | |
18 | Послушание совести и закону | | |
19 | Обобщение по разделу «Надежда» | | |
20 | Любовь к ближнему | | |
21 | Любовь | | |
22 | Милосердие в деле | | |
23 | Милосердие в слове | | |
24 | Доброта – образ любви | | |
25 | Раскаяние | | |
26 | Покаяние и любовь | | |
27 | Повторение к разделу «Любовь» | | |
28 | Ум да разум | | |
29 | Святые Кирилл и Мефодий | | |
30 | Истина | | |
31 | Истина в образе и деле | | |
32 | Знания и мудрость | | |
33 | Обобщение к разделу «София» | | |
34 | Обобщающий урок по курсу | | |