СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Истоки"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Истоки"»

Приложение

к образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» на 2019-2020 учебный год

Приказ № 782 от 28.08.2019














МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 2

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО курсу « Истоки»

для 3б класса

на 2019 – 2020 учебный год




Составитель программы:

учителей начальных классов

Щербакова Раушания Минебарисовна













г. Нижневартовск, 2019 г.






Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ от 6 октября 2009 г. № 373;

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.


Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные УУД.

1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельнооценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).



5.Содержание учебного курса


ВЕРА. Ступеньки веры – дове­рие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытли­вый ум, во что верует душа. Поче­му говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу приме­няй, а дело – к вере.

ВЕРНОСТЬ – преданность и надеж­ность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нару­шать клятву – веру ломать (веро­ломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дру­жит. Правда – путь веры. Праведнос­ть. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Бере­ги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.


НАДЕЖДА – стремление к добро­му исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.

СОГЛАСИЕ – единомыслие, еди­нодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногла­сие.

ТЕРПЕНИЕ – умение стойко пере­носить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ­ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.


ЛЮБОВЬ – сердечная привязан­ность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви ис­ходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и доб­рые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта лож­ная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ – чистосердечное при­знание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.


УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запо­минает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Гра­мота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.

ИСТИНА – неложность, подлин­ность, искренность. Хранители ис­тины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. Со­фия – Премудрость.

Почему Вера, Надежда и Лю­бовь – родные сестры?


Тематическое планирование


Тема


Элементы содержания

Кол. часов

1

Вера


Знакомство с разделами курса: «Вера, Надежда, Любовь, София»

11



Самые чистые и возвышенные свойства человека. 30 сентября – день почитания Веры, Надежды, Любови, Софии.




Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце.




Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове. Признание. Православная вера. Заповеди. Правила нравственности.

Вера Святой Руси




Дать понятие «Верности», «Совести»

Они неизменны. Хоть мы и меняемся со временем. Показать веру в действии.

Вера – исток верности. Что такое верность, почему она нужна? Верность сынов Отечества.




Чувство долга. Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть.




Довести до сердца детей стремление жить по правде. Идеалы прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей.

Что такое правда?Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде.




Правда в слове

Правда в деле

Правда в образе




Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты). Из малых дел складывается ваша добрая репутация. Задача - как важно не уронить честь. Воинская честь М. Кутузова, честь за ум М.В. Ломоносову




Поклон Преподобному

Сергию Радонежскому.

Добрая репутация.




Спасительная вера.

Минуты творчества

Благодарная память


2

Надежда)


Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Важно не впадать в уныние и в отчаяние.

Разъяснить – что такое надежда. Надежда на свои силы и опыт. Что укрепляет надежда

8



К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай.




Согласие важно в любом общем деле, а так же дать понять детям, что важнее всего согласие со своей совестью. Согласие да лад для общего дела клад. Согласие укрепляет надежду. Встреча с прекрасным. Духовная красота. Семья – колыбель души каждого человека. Как быть с обманом, ленью, завистью? Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссорадо добра не доводит.




Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа.

Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе.

Высший подвиг - терпение.




Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя.




Такие качества как послушание и своеволие (противоположность)

Чего больше у тебя?

Доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание. Права и обязанности маленького гражданина.Послушание опыту предков.

Послушание совести

Послушание- опора терпения и надежды.




Совесть. Жить не в ладу с совестью.

Правила и законы. Законопослушание. Совесть – глас Божий.




Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела.


3

Любовь


Самое главное довести до сердца детей, что любовь требует труда души. Надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках.

Великая сила любви. Любовь должна быть с верою и надеждою.Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба.

8



Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии.




Очень важно, чтобы детские сердца были не закрыты для таких качеств, как сострадание и милосердие. Не помнить зла - это особая милость. Дети должны знать, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся.

Значение слова «милосердие»

Милосердие в деле.

Благотворительность.




«Приди к скорбящему со словом утешения». Милосердие в слове.

Где гнев, там и милость. Рассказ о сёстрах милосердия. Сострадание, утешение.

Жалеть - значит любить.




Приобретая добрые качества, о которых мы говорили раньше, человек становится неузнаваемо красив - это один из выводов. Духовная красота человека - важнее телесной. Дети учатся определять и ощущать доброту и в словах, и в делах.

Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать?

Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела.Делать добро – совершать духовный подвиг. Доброта истинная и ложная




Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви. Что значит простить? Обычаи прощения на Руси. Путь к раскаянию. Вербное Воскресение.




Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Единство любви и покаяния. Великая сила любви.




Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей?



София

Уяснение двух сторон интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный.

Добрый ум и умное сердце. Разум рассуждает, уму помогает. Чему и где учились наши предки?

7



Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья.




Научить ребят определять и отделять

истинный образ да

слово от ложного образа, дела, слова.

Слово как важнейшее

хранилище истины.

Истина в слове. Житие.

«Поучение Владимира

Мономаха», «Священное писание»,

«Летописи».




Что именуется истовым делом? Слова, умение прислушиваться к опыту прошлых поколений.

Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых

истин «Нерукотворный образ «Спасителя».

Подлинность. Искренность, истовость




Важно, что дети усвоили кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что нужно для достойной жизни (знание кругозора). Мудрость - соединение истины, правды, любви. Ярослав Мудрый. Преподобные Оптинские старцы.





Премудрость - значение слова. Храмы Софии. Для чего они строились?

Мудрость и мудрецы София - Премудрость

Божия. Замысел о нашем мире. Мудрость человеческая и Премудрость Божия. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?

Хождение к истокам внутреннего мира человека.



итого


34













Календарно- тематическое планиривание «Истоки» 3б класс

тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводный урок. Ознакомление с курсом.



2

«Вера, Надежда, Любовь, София»



3

Чему доверяет сердце.



4

Во что верует душа



5

Верность – знак веры



6

Верность в слове и деле



7

Правда



8

Где живет правда



9

Честь



10

Светлая душа подвигом жива



11

Обобщение к разделу «Вера»



12

Надежда



13

Надежда



14

Согласие и красота



15

Терпение и умение



16

Терпение и спасение.



17

Послушание.



18

Послушание совести и закону



19

Обобщение по разделу «Надежда»



20

Любовь к ближнему



21

Любовь



22

Милосердие в деле



23

Милосердие в слове



24

Доброта – образ любви



25

Раскаяние



26

Покаяние и любовь



27

Повторение к разделу «Любовь»



28

Ум да разум



29

Святые Кирилл и Мефодий



30

Истина



31

Истина в образе и деле



32

Знания и мудрость



33

Обобщение к разделу «София»



34

Обобщающий урок по курсу










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!