Содержание
Пояснительная записка;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
Тематическое планирование.
Приложения:
-Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)
Цель курса внеурочной деятельности: Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга. Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Задачи курса внеурочной деятельности:
Подвести учащихся к пониманию сути Истоки;
Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
Развивать образное и логическое мышление;
Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Истоки» в 1 классе планом внеурочной деятельности предусмотрено 32 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности
№ | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мир | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа Мир и лад (поле, школа и семья). Истоки и школа Божий дар Истоки и радуга Сказки Пушкина Родной край Щит и герб Святыни России. Илья Муромец. Обобщающий урок (Память) | 10 | Беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге». | Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий. |
2 | Слово | Слово Весна и слово Золотое сердечко Серебряное копытце Добрыня Никитич Слово о родителях Алёша Попович Чаша жизни Обобщающий урок (Внимание) Экскурсионно-тематический урок | 10 | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. |
3 | Образ | Родник Образ Родины Образ защитника Отечества Образ праздника Обобщающий урок (Мышление) Экскурсионно-тематический урок | 6 | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). |
4 | Книга | Книга Книга книг Живое слово книги Первая книга. Мир книги. Годовой обобщающий урок Заключительный экскурсионно – тематический урок | | Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ | Раздел, название темы, | К-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мир (10 часов) |
1. | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | 1 | | | |
2 | Мир и лад (поле, школа и семья). | 1 | | | |
3 | Истоки и школа | 1 | | | |
4 | Божий дар | 1 | | | |
5 | Истоки и радуга | 1 | | | |
6 | Сказки Пушкина | 1 | | | |
7 | Родной край | 1 | | | |
8 | Щит и герб | 1 | | | |
9 | Святыни России. Илья Муромец. | 1 | | | |
10 | Обобщающий урок (Память) | 1 | | | |
Слово (10 часов) |
11 | Слово | 1 | | | |
12 | Весна и слово | 1 | | | |
13 | Золотое сердечко | 1 | | | |
14 | Серебряное копытце | 1 | | | |
15 | Добрыня Никитич | 1 | | | |
16 | Слово о родителях | 1 | | | |
17 | Алёша Попович | 1 | | | |
18 | Чаша жизни | 1 | | | |
19 | Обобщающий урок (Внимание) | 1 | | | |
20 | Экскурсионно-тематический урок | 1 | | | |
Образ (6 часов) |
21 | Родник | 1 | | | |
22 | Образ Родины | 1 | | | |
23 | Образ защитника Отечества | 1 | | | |
24 | Образ праздника | 1 | | | |
25 | Обобщающий урок (Мышление) | 1 | | | |
26 | Экскурсионно-тематический урок | 1 | | | |
Книга (6 часов) |
27 | Книга | 1 | | | |
28 | Книга книг | 1 | | | |
29 | Живое слово книги | 1 | | | |
30 | Первая книга. Мир книги. | 1 | | | |
31 | Годовой обобщающий урок | 1 | | | |
32 | Заключительный экскурсионно – тематический урок | 1 | | | |
Итого: | 32 | | | |
Приложение №1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
1. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Истоки», 2014.
2. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
3. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер
Интерактивная доска
Документ-камера