СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 3 класса»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №40»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УР Приказ №_________

___________ от «___» ____20___г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Истоки»

3-Б класс

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель: Шитикова Н.Г.










Рассмотрено на заседании МО

__________________________________

Протокол № ___________ от _____2018г.

руководитель МО___________________

(подпись, ФИО)





  1. Пояснительная записка.

Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы -34 часа из расчета 1 час в неделю.

УМК:

3 класс

Камкин А.В. «Истоки». Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное. – М: издательский дом «Истоки», 2012;

Бандяк О.А., Кузьмин И.А. «Береги честь смолоду». Книга 1 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

Бандяк О.А., Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрая Надежда». Книга 2 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Милосердие идет от любви». Книга 3 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010;

Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Покаяние учит любви». Книга 4 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010;

Кузьмин И.А., Кузьмин А.И., Холмогорова В.Е. «Истоки Великой Победы».Книга 5 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;

Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. «Истоки» Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных заведений. Часть 1. Издание 5-е.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012 г;

Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. «Истоки» Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных заведений. Часть 2. Издание 5-е.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012 г.


Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;

  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;

  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;

  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ»разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Общая характеристика учебного предмета.

Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Учебный предмет «Истоки» в 3 классе призван помочь школьникам совершить «хождение» к истокам внутреннего мира человека, присоединиться к его внутренним ценностям.

В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:

а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);

б) воле (психическом, иррациональном начале);

в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),

и составляющих в совокупности душу человеческую.

Место учебного предмета в учебном плане:

Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся:

-ресурсный круг;

-работа в паре;

- работа в четверке.


  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД.

1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направитьее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительноотноситься к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплятьдействия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельнооценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).


Требования к уровню подготовки учащихся.


Ученик должен знать такие понятия, как:

Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Вера. Надежда. Любовь. София. Истоки. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. Православная вера. Заповеди. Преданность. Клятва. Чувство долга. Долг памяти. Традиции. Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово. Справедливость. Честность. Заслуги. Отчаяние. Воля. Упование. Молитва. Согласие. Единодушие. Единоверие. Единомыслие. Духовная красота. Терпение. Нетерпимость. Послушание. Родительское наставление. Законопослушание. Сердечная привязанность. Забота. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. Сострадание. Милосердие. Равнодушие. Благотворительность. Исповедь. Ум. Разум. Размышление. Вразумление. Истина. Искренность. Истовость. Знания. Мудрость. Мудрецы. Праведность. Премудрость. Истинное знание. Твёрдая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь.


Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Веры, Надежды, Любви, Софии;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.


Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Вера, Надежда, Любовь, София, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.


III.Содержание изучаемого курса.


Вера (9 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ло­мать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.

Надежда (8 часов)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.


Любовь (9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие сло­ном и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его про­ступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отре­чение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.


София (8 часов)

УМ ДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл по­стигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Храните­ли истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Зна­ние - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудре­цы. София - Премудрость.

Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?


Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

  • оценивающий тренинг

Таблица прохождения практической части программы

Тема

Всего часов

Контрольныеуроки

«ВЕРА»

9

У-9

«НАДЕЖДА»

8

У-17

«ЛЮБОВЬ»

9

У-26

«СОФИЯ»

8

У-34

Всего:

34

4














  1. Учебно-тематический план (план мероприятий)






урока

Темы уроков

Кол-во часов, отводимое на каждую тему

Календарные сроки

Примечание

план

факт

Раздел «Вера» 9 ч

1.

Вводный урок

Чему доверяет сердце.



1

4.09.



2.


Вера. Верность – знак веры

Верность в слове и деле

1

11.09.



3.

Как верит пытливый ум. Во что верует душа. Чему доверяет сердце.


1

18.09.



4.

Верность – знак веры

Верность в слове и деле

1

25.09.



5.

Правда. Где живет правда. Правда – путь к истине.

1

2.10.



6.

Правда – путь веры. Правда в образе. Правосудие.

1

9.10.



7.

Честь

1

16.10.



8.

Береги честь смолоду.

1

23.10.



9.

Обобщение к разделу «Вера»

1

6.11



Раздел «Надежда» 8 ч

10.

Надежда. Надежда на силы и опыт. Сила воли.


13.11



11.

Надежда, которая не умирает. Тщетная надежда.



20.11



12.

Общая надежда и общее согласие.





13.

Согласие ума, сердца и души.





14.

Терпение и умение.





15.

Терпение и спасение.





16.

Послушание опыту. Послушание. Родительское наставление. Послушание совести и закону





17.

Обобщение по разделу «Надежда»





Раздел «Любовь» 9 ч

18.

Любовь- добро, единство-дружба. Любовь к ближнему. Сердечная привязанность.





19.

Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота.





20.

Милосердие в деле. Милосердие в слове. Сострадание. Равнодушие.





21.

Где гнев –там и милость. Благотворительность.





22.

Доброта. Доброе слово. Доброе дело.





23.

Доброта истинная и ложная. Доброжелательность.

Доброта – образ любви





24.

Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Покаяние в храме.





25.

Покаяние и любовь

Исповедь.





26.

Обобщение по разделу «Любовь». Сад добродетелей.





Раздел «София» 8 ч


27.

Ум да разум. Размышление. Сердечный ум, второе рождение человека.





28.

Ум да разум. Вразумление.






29.

Истина. Искренность. Истина в слове. Истина в образе.





30.

Истинный человек. Истовость.





31.

Знания- плод учения





32.

Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность.






33.

Премудрость. Истинное знание.





34.

Дорога Веры, Надежды, Любви. Твердая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь.

Обобщение к разделу «София»






V. Методическое обеспечение курса.

Использование медиаресурсов:

  • История русского быта, «Новый диск»

  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»

  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»

  • Золотое кольцо России, «Новый диск»

  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»

  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  • Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/

  • Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/

  • Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

  • Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/

VI. Список литературы.

Дополнительная литература для учащихся:

  • В. Белов «Лад»

  • Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

  • История русского быта

Дополнительная литература для учителя:

  1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

  2. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год

  3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос» 1997Музыка,

  4. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

  5. Иконография Богородицы

  6. История русского быта



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!