СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "История родного края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "История родного края"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа для 7 класса разработана на основе нормативных правовых документов:

- Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начальной общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Край родной» направлена на воспитание юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.

Цель программы : формирование позитивного отношения обучающихся к своей малой Родине, на основе изучения ее истории, природы и культуры.



Задачи программы:

Обучающие:

- приобретение начальных знаний по истории, культуры и природы родного края;

- формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры;

- формирование самостоятельного опыта практического использования полученных знаний в жизни;


Воспитательные:

- формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения;

- развитие коллективизма и взаимовыручки;

- воспитание уважительного отношения к себе, семье, окружающим людям; (дать представление о системе общечеловеческих ценностей);

- привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие:

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; (ориентирование на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности)

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Всего- 35 часов. 1 час в неделю



Формы и режим проведения занятий

Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия, сочинения, творческие работы.





Планируемые результаты

Личностные результаты:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории родного края разными методами;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, к своей малой родине, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения истории родного края.



Метапредметные результаты:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

- Показывать на исторической карте местоположение Калужской области, районов.

- Описывать условия жизни, основные занятия, образ жизни людей Куйбышевского района.

- Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

- Называть имена героев сражавшихся на Куйбышевской земле во время Великой Отечественной войны;

- оценивать исторический вклад Куйбышевского народа в историю, проявлять свое отношение к культурному наследию народа

- Называть имена наиболее известных земляков;



Содержание тем внеурочного курса

Раздел I. Введение. (2часа).

Краеведение-наука о родном крае. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края. Формы и методы исследовательской работы Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.





Раздел II. История Куйбышевского района.(6 часов)

Раздел посвящен истории родного края. Символика Куйбышевского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Куйбышевского района. Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе изученного материала).



Раздел III. Куйбышевский район в годы Великой Отечественной войны. (8 часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад жителей района в победу над врагом. Знакомство с Книгой памяти. Сбор материала о земляках. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.



Раздел IV. Куйбышевский район – земля талантов. (3 часа)

Писатели и поэты Куйбышевского района, деятели науки и культуры.



Раздел V. Моя семья. (6 часов)

Типы и происхождение фамилий. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. Составление родословной семьи, рода. Подготовка и 3ащита проекта «Времен связующая нить».



Раздел VI. Природа Куйбышевского района. (7 часов)

Растительный и животный мир. Красная книга. Реки и озера. Памятники природы Куйбышевского района. Выпуск листовок «Берегите лес от пожаров».



Итоговое занятие. (1 час.)

Оформление и защита творческих работ по теме «Не исчезай мое село». Выставки фотографий, рисунков, стихов, сочинений

Резерв (2 часа)





Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол – во часов

теория

практика

1

Введение

2


2

История Куйбышевского района

4

2

3

Куйбышевский район в годы Великой Отечественной войны

5

3

4

Куйбышевский район – земля талантов

2

1

5

Моя семья

1

5

6

Природа Куйбышевского района

3

5


Резерв

2



Итого

35




































Календарно – тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

план

факт

1

Краеведение – наука о родном крае

1

04.09


2

Источники знаний о родном крае

1

11.09


3

История образования Куйбышевского района.

1

18.09


4

Символика Куйбышевского района

1

25.09


5

Известные люди Куйбышевского района

1

02.10


6

Достопримечательности Куйбышевского района

1

09.10


7

Подготовка проекта «Мое открытие родного края»

1

16.10


8

Оформление буклета “Приглашаем в путешествие по Куйбышевскому району”

1

23.10


9

Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.

1

06.11


10

Просмотр документального фильма о ВОВ.

1

13.11


11

Героизм земляков на фронтах войны.

1

20.11


12

Экскурсия в школьный музей.

1

27.11


13

Земляки – Герои Советского Союза.

1

04.12


14

Трудовые подвиги земляков

1

11.12


15

Экскурсия в школьный музей

1

18.12


16

Оформление творческих работ «Письмо победы»

1

25.12


17

Писатели и поэты Куйбышевского района.

1

15.01


18

Культурная жизнь района

1

22.01


19

Подготовка фотоотчета

1

29.01


20

История в фамилиях

1

05.02


21

Моя родословная

1

12.02


22

Старые фотографии рассказали

1

19.02


23

Семейные реликвии. Памятные вещи.

1

26.02


24

Подготовка проекта «Времен связующая нить»

1

05.03


25

Защита проектов

1

12.03


26

Растительный и животный мир Куйбышевского района. Красная книга.

1

19.03


27

Реки и озера Куйбышеского района. Памятники природы

1

09.04


28

Выпуск листовок «Береги природу родного края»

1

16.04


29

Оформление творческих работ «Не исчезай мое село».

1

23.04


30 - 31

Защита творческих работ

2

30.04

07.05



32

Практическое занятие. Подготовка выставки

1

14.05


33

Итоговое задание

1

21.05


34-35

Резерв

2