Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог» разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от24.12.2018 № 16). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н).URL:http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/ps_pedagog_red_2016.pdf
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). — URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyyblok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48583
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373; — URL: https://fgos.ru
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374694/
Программа внеурочной деятельности «Юный биолог» имеет общеинтеллектуальную (естественно-научную) направленность и способствует созданию максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей детей, их разностороннему и своевременному развитию, формированию навыков самообразования и самореализации личности. Программа ориентирована на обучающихся 1 класса. В этом возрасте интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы - этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Юный биолог».
Педагогическая целесообразность программы:
Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Условия реализации образовательной программы
Программа «Юный биолог» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 35 минут. Всего 32 часа в год.
Цели и задачи курса
Целью курса является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
Задачи курса:
Обучающие
Способствовать усвоению норм и правил экологической этики для выработки ценностного отношения к живой природе;
Развивающие
Формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех, без исключения, видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека
Формы занятий и виды деятельности
Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед, творческих игр, конкурсов, викторин, практических работ, экспериментально-исследовательской деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов всего | В том числе |
теория | практика |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Дикие звери | 18 | 9 | 9 |
3 | Пернатые жители | 13 | 7 | 6 |
| Итого | 32 | 17 | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? (1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных»
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (18 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час) Разгадывание ребусов, загадок, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час) Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», конкурс «Кто? Где? Когда?»
Тема 15. Мышка-норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час) Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час) Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час) Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ (13 ч.)
Тема 20. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час) Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 21. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час) Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 22. Ворон - красивая, умная птица (1час) Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 23. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час) Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 24. «Лесной доктор» - дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 25. Соловей - «великий маэстро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 26. Галка - городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 27. Загадочная птица - кукушка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 28. «Пернатая кошка» - сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 29. Любимая птица – снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 30. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час) Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 31. Наш добрый сосед - скворец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 32. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?» Конкурс «Почему их так зовут?» Конкурс «Знатоки сказок».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности 1. Целостное восприятие окружающего мира, интерес к познанию мира природы.
2. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
3. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, потребность к осуществлению экологически сообразных поступков.
4. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.
5. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат, преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения с животными.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения программы «Юный биолог» является сформированность следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
умение учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии;
умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
умение работать по предложенному учителем плану;
умение отличать верно выполненное задание от неверного;
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
умение добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
умение слушать и понимать речь других;
умение вступать в беседу на уроке и в жизни;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
1.3. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Предметными результатами является сформированность следующих умений:
различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
называть условия, необходимые для жизни животных;
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года;
приводить примеры домашних животных своего края;
овладеть навыками ухода за домашними животными;
овладеть приемами фотографирования домашних животных;
овладеть некоторыми приемами дрессировки животных;
овладеть приемами оказания первой помощи пострадавшим животным.
У обучающегося будут сформированы:
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Обучающийся научится:
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию (наиболее типичных представителей животного мира России); редких и охраняемых животных, животных, занесенных в Красную книгу;
ухаживать за домашними животными и птицами; ухаживать за культурными растениями (посильное участие);
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
знать, какую пользу приносят представители животного мира;
называть некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
Обучающийся получит возможность:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; выполнять правила бережного отношения к животному миру России.
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях; − давать определения тем или иным понятиям;
говорить о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
узнать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
узнать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
познакомиться с многообразием растений, животных, экологические связи между ними;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных;
глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных;
Обучающийся получит возможность для формирования:
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; − уважительного отношения к труду других людей, понимания ценности различных профессий.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
М.И.Мирошник, М.Ю.Тарчукова. В мире природы: пособие для педагогов и родителей – Ростов-на-Дону: «Легион», 2013
Я познаю мир: детская энциклопедия. - М.: ООО «АСТ», 1998
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровое оборудование центра «Точка роста»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Основное содержание занятия | Дата | Корректировка |
Введение (1час) | | |
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? | Практическая работа «Путешествие в мир животных» | | |
Дикие животные (18 часов) | | |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк». Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». | | |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | Разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса» | | |
4 | Серый хищник - волк | Чтение рассказа В.Зотова «Волк», разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась» | | |
5 | Хозяин леса - медведь | Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». | | |
6 | Любознательный зверёк -белка | Разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» | | |
7 | Куница - охотник на белок | Рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку» | | |
8 | Лесной красавец - лось | Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа в группах - Панно «Лесной красавец» | | |
9 | Сердитый недотрога- ёж | Рассказ В.Зотова «Ёж». Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» | | |
10 | Подземный житель - крот | Рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес» | | |
11 | Всеядное животное — барсук | Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» | | |
12 | Бобр-строитель | Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. | | |
13 | Запасливый бурундук | Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа. | | |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Чтение рассказа В.Зотова «Кабан», конкурс «Кто? Где? Когда?» | | |
15 | Мышка-норушка | Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». | | |
16 | Рысь - родственник кошки | Чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. | | |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | Работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». | | |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. | | |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». | | |
Пернатые жители (13 часов) | | |
20 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» | | |
21 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. | | |
22 | Ворон - красивая, умная птица | Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона» | | |
23 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» | | |
24 | «Лесной доктор» - дятел | Загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». | | |
25 | Соловей - «великий маэстро» | Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». | | |
26 | Галка - городская птица | Разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». | | |
27 | Загадочная птица - кукушка | Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». | | |
28 | «Пернатая кошка» - сова | Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» | | |
29 | Любимая птица - снегирь | Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. | | |
30 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. | | |
31 | Наш добрый сосед - скворец | Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец». | | |
32 | Обобщающее занятие о птицах Мы – друзья природы | Игра – соревнование «Знатоки тиц». | | |
16