СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"»




Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);

  • «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)

  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218


- Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова и др.


На реализуемое общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности «Юный исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс.


Цели и задачи организации внеурочной деятельности


Основной целью курса «Юный исследователь»: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  1. познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  2. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  3. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  4. прививать интерес к исследовательской деятельности.



Планируемые результаты освоения курса


В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.


Ученик получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • у ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс


п/п

Наименова-ние раздела

Кол-во ча-сов

Из них

Форма организации деятельно-сти

Вид деятельнос-ти

теоретические

практические



1.

Введение

1

1


Фронтальная

Беседа , игра

2.

Учимся делать проекты

7

4

3

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра

3.

Мы исследователи

24

15

8

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра

4.

Заключение

1

1

1

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Защита проектов


Итого

33

21

12




Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс


п/п

Наименова-ние раздела

Кол-во ча-сов

Из них

Форма организации деятельно-сти

Вид деятельнос-ти

теоретические

практические



1.

Тренинг исследовательских способностей

16

10

6

Фронтальная,

групповая, индивидуальная

Беседа , игра, разыгрывание ситуаций,

дискуссия

2.

Самостоятельная исследовательская практика

16

9

7

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра

3.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

2


2

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов


Итого

34

19

15





Содержание курса внеурочной деятельности

3 класс


п/п

Наименова-ние раздела

Кол-во ча-сов

Из них

Форма организации деятельно-сти

Вид деятельнос-ти

теоретические

практические



1.

Работа над учебным исследованием

10

4

6

Фронтальная,

групповая, индивидуальная

Беседа, разыгрывание ситуаций,

дискуссия

2.

Обработка результатов исследования

24

8

16

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов


Итого

34

12

22




Содержание курса внеурочной деятельности

4 класс


п/п

Наименова-ние раздела

Кол-во ча-сов

Из них

Форма организации деятельно-сти

Вид деятельнос-ти

теоретические

практические



1.

Введение.

Символы Бурятии

1

1


Фронтальная,

групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа

2.

Природа родного края

33

10

23

Фронтальная,
групповая, индивидуальная

Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов


Итого

34

11

23






Календарно - тематическое планирование


1 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Количество
часов

Дата проведения

1. Введение (1 ч.)

1.

Что такое проект

1


2. Учимся делать проекты (7 ч.)

2.

Что такое проблема

1


3.

Как мы познаём мир

1


4-5.

Школа «почемучек»

2


6-7.

Удивительный вопрос

2


8.

Источники информации

1


3. Мы исследователи (24 ч.)

9-10.

Любимое число

2


11-13.

Алфавит

3


14-15.

Почему мы любим, встречать Новый год

2


16-18.

Игры наших дедушек и бабушек

3


19-22.

Растения

4


23-25.

Симметрия

3


26-32.

Сказки

7


4. Заключение ( 2 ч.)

33.

Что мы узнали и чему научились за год.

1


34.

Моя лучшая работа.

1




Календарно - тематическое планирование

2 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Количество
часов

Дата проведения


2 класс



1. Тренинг исследовательских способностей (16 ч.)

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1


2-3.

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2


4.

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1


5.

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1


6.

Коллективное занятие «Жилой дом»

1


7.

Игра «Историческое моделирование»

1


8.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1


9.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1


10.

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1


11.

Развитие умения видеть проблемы.

1


12.

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1


13.

Развитие умений задавать вопросы.

1


14-15.

Развитие умений давать определение понятиям.

2


16.

Развитие умений классифицировать.

1


2. Самостоятельная исследовательская практика(16 ч.)

17.

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1


18.

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1


19.

Развитие умений наблюдать

1


20.

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1


21.

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1


22.

Эксперименты с домашними животными.

1


23.

Как оценивать идеи.

1


24.

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1



25.

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1


26.

Развитие умения создавать метафоры.

1


27.

Развитие умений создавать тексты.

1


28-29.

Методика работы с текстом.

2


30.

Учимся выделять главную идею.

1


31-32.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

2


3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 часа)

33-34.

Защита проектов.

2



Календарно - тематическое планирование

3 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Количество
часов

Дата проведения


1. Работа над учебным исследованием (10ч.)

1-2.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях.

2


3-4.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2


5-6.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

2


7-9.

Основные источники получения информации.

3


10.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1


2. Обработка результатов исследования (24ч.)

11-12.

Методы исследования. Мыслительные операции.

2


13.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1


14-15.

Оформление работы. Подготовка доклада.

2


16-17.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

2


18-34.

Тематические учебные исследования.

17





Календарно - тематическое планирование

4 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество
часов

Дата проведения

1. Введение.Символы Бурятии (1ч.)

1.

Символы Бурятии: герб, флаг, гимн.

1


2. Природа родного края (33ч.)

2-7

Геология родного края.

6


8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи Бурятии.

1


9-10

Горы и равнины Бурятии.

2


11-14

Полезные ископаемые.

4


15-16

Времена года и народные приметы.

2


17-18

Реки и озера Бурятии. Озеро Байкал.

2


19-20

Почвы и природные зоны Бурятии.

2


21-26

Растительный мир родного края.

6


27-32

Животный мир родного края.

6


33

Экология Бурятии

1


34

Почитаем и поиграем.

1





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  • Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  • Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  • Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. 224с. \

  • В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  • Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC


Электронные ресурсы:

  • Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  • Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  • А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  • Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)




  • Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  • «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  • Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)







































13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!