Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
«Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218
- Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова и др.
На реализуемое общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности «Юный исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс.
Цели и задачи организации внеурочной деятельности
Основной целью курса «Юный исследователь»: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Ученик получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
у ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№ п/п | Наименова-ние раздела | Кол-во ча-сов | Из них | Форма организации деятельно-сти | Вид деятельнос-ти |
теоретические | практические | | |
1. | Введение | 1 | 1 | | Фронтальная | Беседа , игра |
2. | Учимся делать проекты | 7 | 4 | 3 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра |
3. | Мы исследователи | 24 | 15 | 8 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра |
4. | Заключение | 1 | 1 | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Защита проектов |
| Итого | 33 | 21 | 12 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
№ п/п | Наименова-ние раздела | Кол-во ча-сов | Из них | Форма организации деятельно-сти | Вид деятельнос-ти |
теоретические | практические | | |
1. | Тренинг исследовательских способностей | 16 | 10 | 6 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Беседа , игра, разыгрывание ситуаций, дискуссия |
2. | Самостоятельная исследовательская практика | 16 | 9 | 7 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, игра |
3. | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 2 | | 2 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов |
| Итого | 34 | 19 | 15 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс
№ п/п | Наименова-ние раздела | Кол-во ча-сов | Из них | Форма организации деятельно-сти | Вид деятельнос-ти |
теоретические | практические | | |
1. | Работа над учебным исследованием | 10 | 4 | 6 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Беседа, разыгрывание ситуаций, дискуссия |
2. | Обработка результатов исследования | 24 | 8 | 16 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов |
| Итого | 34 | 12 | 22 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности
4 класс
№ п/п | Наименова-ние раздела | Кол-во ча-сов | Из них | Форма организации деятельно-сти | Вид деятельнос-ти |
теоретические | практические | | |
1. | Введение. Символы Бурятии | 1 | 1 | | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа |
2. | Природа родного края | 33 | 10 | 23 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познаватель-ная беседа, дискуссия, защита проектов |
| Итого | 34 | 11 | 23 | | |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
1. Введение (1 ч.) |
1. | Что такое проект | 1 | |
2. Учимся делать проекты (7 ч.) |
2. | Что такое проблема | 1 | |
3. | Как мы познаём мир | 1 | |
4-5. | Школа «почемучек» | 2 | |
6-7. | Удивительный вопрос | 2 | |
8. | Источники информации | 1 | |
3. Мы исследователи (24 ч.) |
9-10. | Любимое число | 2 | |
11-13. | Алфавит | 3 | |
14-15. | Почему мы любим, встречать Новый год | 2 | |
16-18. | Игры наших дедушек и бабушек | 3 | |
19-22. | Растения | 4 | |
23-25. | Симметрия | 3 | |
26-32. | Сказки | 7 | |
4. Заключение ( 2 ч.) |
33. | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
34. | Моя лучшая работа. | 1 | |
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
| 2 класс | | |
1. Тренинг исследовательских способностей (16 ч.) |
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
2-3. | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 2 | |
4. | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | |
5. | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | |
6. | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | |
7. | Игра «Историческое моделирование» | 1 | |
8. | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | |
9. | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |
10. | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 1 | |
11. | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | |
12. | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | |
13. | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | |
14-15. | Развитие умений давать определение понятиям. | 2 | |
16. | Развитие умений классифицировать. | 1 | |
2. Самостоятельная исследовательская практика(16 ч.) |
17. | Задачи на классификацию с явными ошибками. | 1 | |
18. | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | |
19. | Развитие умений наблюдать | 1 | |
20. | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. | 1 | |
21. | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | |
22. | Эксперименты с домашними животными. | 1 | |
23. | Как оценивать идеи. | 1 | |
24. | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | |
25. | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | |
26. | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | |
27. | Развитие умений создавать тексты. | 1 | |
28-29. | Методика работы с текстом. | 2 | |
30. | Учимся выделять главную идею. | 1 | |
31-32. | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 2 | |
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 часа) |
33-34. | Защита проектов. | 2 | |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
|
1. Работа над учебным исследованием (10ч.) |
1-2. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 2 | |
3-4. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | |
5-6. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 2 | |
7-9. | Основные источники получения информации. | 3 | |
10. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 1 | |
2. Обработка результатов исследования (24ч.) |
11-12. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | |
13. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 1 | |
14-15. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 2 | |
16-17. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | |
18-34. | Тематические учебные исследования. | 17 | |
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
1. Введение.Символы Бурятии (1ч.) |
1. | Символы Бурятии: герб, флаг, гимн. | 1 | |
2. Природа родного края (33ч.) |
2-7 | Геология родного края. | 6 | |
8 | Выдающиеся землепроходцы и исследователи Бурятии. | 1 | |
9-10 | Горы и равнины Бурятии. | 2 | |
11-14 | Полезные ископаемые. | 4 | |
15-16 | Времена года и народные приметы. | 2 | |
17-18 | Реки и озера Бурятии. Озеро Байкал. | 2 | |
19-20 | Почвы и природные зоны Бурятии. | 2 | |
21-26 | Растительный мир родного края. | 6 | |
27-32 | Животный мир родного края. | 6 | |
33 | Экология Бурятии | 1 | |
34 | Почитаем и поиграем. | 1 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. 224с. \
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
13