КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО ________/ С.В.Ступко/ Протокол от ________2017г. № ______ | Заместитель директора по УМР ________/Г.А. Астанкова/ | Директор ________/Е.В. Головачева/ Приказ от________2017г. № ______ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Внеурочной деятельности
«Изучение природы родного края»
7 класс
основное общее образование
на 2017/2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006
Составитель:
Селиванова Я.Н.
учитель английского и немецкого языков
Павловск 2017
Пояснительная записка.
Программа регионального компонента «История Алтайского края» составлена на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования и на основании учета особенностей школы.
В связи с тем, что предлагаемая АКИПКРО примерная программа по истории Алтайского края может корректироваться в зависимости «от условий конкретного района или школы, опыта работы учителя, обеспеченности учено-методической и научно литературы, наличия местных материалов по истории родного или села и других факторов»1, разработанная программа предназначена для учащихся 7 – 8 классов основной школы по 17 часов в каждом классе.
Данная программа посвящена изучению историко-культурных процессов на Алтае. В памятниках истории и культуры раскрывается настоящее и прошлое нашей Родины, неповторимые черты её духовной жизни.
Целью регионального курса «История Алтайского края» является формирование представлений учащихся об истории и культуре Алтайского края.
Для достижения данной цели предполагается реализация следующих задач:
Формирование цельного представления об исторических процессах, протекавших на территории Алтая.
Знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами.
Создание исторического образа коренного населения Алтая и переселенцев.
Осознание этнической неоднородности населения Алтая.
Развитие способностей и интереса к истории и культуре «малой родины»
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Курс рассчитан на учащихся среднего звена, которые еще не освоили полный курс истории Отечества, но общие представления о рамках исторического процесса имеют, владеют письменной и устной речью. Курс углубит представления учащихся о малой родине, одновременно расширяя кругозор в области отечественной истории. В ходе работы учащиеся впервые столкнуться с проектной методикой, что позволит им выработать умения работать в команде, даст толчок к саморазвитию.
Формирование исторического мышления, позволяющего учащимся самостоятельно истолковывать факты, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоречивых точек зрения. Воспитание любви и уважения к истории своего края
В процессе обучения учащиеся должны овладеть умениями: определять и объяснять понятия; анализировать исторические явления; обобщать информацию; осуществлять перенос знаний (межпредметные связи); решать ситуативные задачи; определять личную точку зрения; работать в команде; овладевать навыками письменной и устной речи ( выступать с защитой своей работы); определять цели, достигать результата, осуществлять самоконтроль.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
«Природные комплексы Алтайского края», где учащиеся получают знания о принципах физико-географического районирования в крае, закладываются основы размещения растительного и животного мира по провинциям и зонам.
«Растительность Алтайского края» рассматривает морфобиологические особенности, размещение и использование наиболее распространенных дикорастущих и культурных растений по группам. Особое внимание уделяется видам растений, занимающих определенное мемто в севооборотах, районированным сортам.
«Животный мир края» знакомит учащихся с разнообразием видов животных на территории края, их значением в природе и деятельности.
Предмет решает вопросы увязывания общих знаний по естествознанию с региональным компонентом, что необходимо и для поступления в вузы и для жизни, воспитывает любовь к природе края и гордость за ее богатства.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание и задачи предмета. Общие сведения о крае. Группы полезных растений и количество их видов на территории края. Понятие о эндемиках и реликтах.
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КРАЯ
Система физико-георгафического районирования в крае. Природа Кулундинской, Приалейской, Верхнеобской, Предалтайской, Предсалаирской, Северо-Алтайской, Северо-Восточной, Алтайской и Салаирско-Кузнецко-Алатаусской провинций.
Экскурсия в прородный комплекс. Урок обобщения материала.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Тема 1. Древесные и кустарниковые породы. Леса Алтайского края. Ленточные сосновые боры: Алеусская (Бурлинская), Кулундинская, Касмалинская, Барнаульская и Локтевская ленты. Растительные ресурсы края. Характеристика основных древесных пород: сосна, кедр, лиственница, ель, береза, осина. Кустарники: черемуха, калина, рябина. Биологические особенности и использование. Плодово-ягодные деревья и кустарники, яблоня, груша, вишня, слива и др. биологические особенности, технология выращивания, районированные сорта и использование. Миндаль, рябинолистник, барбарис, вяз, ирга, облепиха и др. виды зеленых устройств в парках и садах. Озеленение улиц и жилых усадьб. Подготовка почвы, выкопка ям, перевозка и прокопка саженцев, посадка и уход за насаждениями.
Тема 2. Полезные травянистые растения. Продовольственные культуры: пшеница яровая и озимая. Овощные культуры и картофель. Малораспространенные овощные культуры. Технические культуры: сахарная свекла, лен-долгунец, лен-кудряш, подсолнечник. Кормовые однолетние и многолетние травы. Распространение, биологические особенности, технология возделывания, районированные сорта. Лекарственные растения: золотой корень, маралий корень (левзея), адонис весенний ( стародубка), пижма обыкновенная, земляника лесная, папоротник мужской,одуванчик, тысячелистник, шиповник, ромашка лекарственная. Морфологические особенности, заготовка сырья, применение. Вредные и ядовитые растения: репей, ковыль,вех ядовитый,белена черная, дурман и др. вред наносимый животным и человеку.
Л.Р. изучение лекарственный, вредных и ядовитых растений по гербарию.
ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЯ
Животный мир степей. Грызуны: суслик краснощекий,тушканчик большой,полевки, домовая мышь, серая крыса. Хищники: ласка, горностай, степной хорек, рыжая лисица, корсак, волк. Птицы открытых пространств: жаворонок полевой, белокрылый, малый; чекан; пустельга; лунь степной, луговой и полевой. Животные лесов равнинной части края: белка-телеутка, бурундук, заяц-беляк, барсук, рысь, косуля, лось, крот, еж. Птицы лесостепей: сизоворонка, удод хохлатый, ворона серая, галка, грач, сорока, кукушка, большой пестрый дятел и иволка. Хищные птицы леса: черный коршун, канюк, подорлик большой, орел-беркут, сокол-сапсан, филин, совы лесная и болотная, серая неясыть. Куриные птицы: тетерев-косач, белая куропатка, глухарь. Обитатель водоемов и болот равнинной части края: кулики, чайки, утки, поганки, журавли, большая выпь, береговые ласточки, зимородок, щурка золотистая.
Животные горных районов края: бурый медведь, росомаха, соболь, выдра, кабарга, марал, алтайский северный олень, грызуны: пищуха, алтайский сурок идр. Птицы горного Алтая: сойка, кедровка, клесты, улар, каменистые куропатки, орлы, беркуты.
Земноводные края: лягушки, жабы, тритоны. Пресмыкающиеся: уж, полоз узорчатый, гадюка обыкновенная, щитомордник, ящерицы.
Рыбы: чебак, елец, окунь, щука, налим, карась, линь, язь, малоценные: пескарь, ерш, гальян, ценные: осетр сибирский, стерлядь, нельма, хариус, таймень.
Новые животные в крае: ондатра, норка американская, бобр, заяц-русак, баргузинский соболь.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
Предметные результаты:
-получат знания о наиболее распространенных видах культурных растений в крае, их биологических особенностях, районах возделывания, сортах, использовании;
- лекарственных растениях края, их назначении и правилах заготовки;
- вредных и ядовитых видах растений, их действии на организм, внешнем строении, особенности произрастания, среде обитания;
-значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
-основных направлениях селекции животных и растений в крае;
- овладеют умением распознавать виды культурных растений, наиболее распространенных лекарственных, вредных и ядовитых растений;
- выращивать рассаду цветочно-декоративных культур, производить заготовку посадочного материала и посадку растений в грунт;
- узнавать изученных животных;
- выявлять приспособленности животных к среде обитания.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Географическое положение Алтайского края. | 1 |
2 | Рельеф. | 1 |
3 | Полезные ископаемые | 1 |
4 | Климат | 1 |
5 | Реки и озера | 1 |
6 | Почвы | 1 |
7 | Растительность. Древесные породы. Боры | 1 |
8 | Характеристика основных пород | 1 |
9 | Характеристика кустарниковых | 1 |
10 | Лекарственные травы | 1 |
11 | Плодовые культуры. Садоводство | 1 |
12 | Ягодные кустарники | 1 |
13 | Зерновые культуры | 1 |
14 | Технические культуры | 1 |
15 | Овощные культуры | 1 |
16 | Кормовые травы | 1 |
17 | Ядовитые растения | 1 |
18 | Редкие и охраняемые растения | 1 |
19 | Животный мир | 1 |
20 | Грызуны | 1 |
21 | Хищники | 1 |
22 | Птицы степей | 1 |
23 | Животные лесов равнины | 1 |
24 | Птицы степей | 1 |
25 | Хищники лесостепей | 1 |
26 | Птицы водоемов | 1 |
27 | Горные животные | 1 |
28 | Горные птицы | 1 |
29 | Земноводные | 1 |
30 | Пресмыкающиеся | 1 |
31 | Рыбы | 1 |
32 | Новые животные | 1 |
33 | Животные Красной книги А.К. | 1 |
34 | Заповедники | 1 |
35 | Заповедники | 1 |
| итого | 35 |
ЛИТЕРАТУРА:
Атлас Алтайского края. М.,1991г.
Энциклопедия Алтайского края. Барнаул.1995г.
География Алтайского края. В.С.Ревякини др. барнаул.1995г.
Красная книга Алтайского края
Природа Алтайского края. Барнаул.1996г.
Птицы Алтая. А.П.Кучин. барнаул.1982г.
Родная природа. Барнаул.1981г.
1 Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006. – с.8