СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Формирование цельного представления об исторических процессах, протекавших на территории Алтая.
  • Знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами.
  • Создание исторического образа коренного населения Алтая и переселенцев.
  • Осознание этнической неоднородности населения Алтая.
  • Развитие способностей и интереса к истории и культуре «малой родины»
  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

руководитель МО


________/ С.В.Ступко/

Протокол от ________2017г. № ______               


Заместитель директора

по УМР

________/Г.А. Астанкова/




Директор


________/Е.В. Головачева/

Приказ от________2017г. № ______






Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


Внеурочной деятельности

«Изучение природы родного края»

7 класс

основное общее образование

на 2017/2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006



 Составитель:

Селиванова Я.Н.

учитель английского и немецкого языков









Павловск 2017

  1. Пояснительная записка.


Программа регионального компонента «История Алтайского края» составлена на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования и на основании учета особенностей школы.

В связи с тем, что предлагаемая АКИПКРО примерная программа по истории Алтайского края может корректироваться в зависимости «от условий конкретного района или школы, опыта работы учителя, обеспеченности учено-методической и научно литературы, наличия местных материалов по истории родного или села и других факторов»1, разработанная программа предназначена для учащихся 7 – 8 классов основной школы по 17 часов в каждом классе.

Данная программа посвящена изучению историко-культурных процессов на Алтае. В памятниках истории и культуры раскрывается настоящее и прошлое нашей Родины, неповторимые черты её духовной жизни.

Целью регионального курса «История Алтайского края» является формирование представлений учащихся об истории и культуре Алтайского края.

Для достижения данной цели предполагается реализация следующих задач:

  • Формирование цельного представления об исторических процессах, протекавших на территории Алтая.

  • Знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами.

  • Создание исторического образа коренного населения Алтая и переселенцев.

  • Осознание этнической неоднородности населения Алтая.

  • Развитие способностей и интереса к истории и культуре «малой родины»

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Курс рассчитан на учащихся среднего звена, которые еще не освоили полный курс истории Отечества, но общие представления о рамках исторического процесса имеют, владеют письменной и устной речью. Курс углубит представления учащихся о малой родине, одновременно расширяя кругозор в области отечественной истории. В ходе работы учащиеся впервые столкнуться с проектной методикой, что позволит им выработать умения работать в команде, даст толчок к саморазвитию.

Формирование исторического мышления, позволяющего учащимся самостоятельно истолковывать факты, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоречивых точек зрения. Воспитание любви и уважения к истории своего края

В процессе обучения учащиеся должны овладеть умениями: определять и объяснять понятия; анализировать исторические явления; обобщать информацию; осуществлять перенос знаний (межпредметные связи); решать ситуативные задачи; определять личную точку зрения; работать в команде; овладевать навыками письменной и устной речи ( выступать с защитой своей работы); определять цели, достигать результата, осуществлять самоконтроль.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.



II. Содержание курса внеурочной деятельности

  1. «Природные комплексы Алтайского края», где учащиеся получают знания о принципах физико-географического районирования в крае, закладываются основы размещения растительного и животного мира по провинциям и зонам.

  2. «Растительность Алтайского края» рассматривает морфобиологические особенности, размещение и использование наиболее распространенных дикорастущих и культурных растений по группам. Особое внимание уделяется видам растений, занимающих определенное мемто в севооборотах, районированным сортам.

  3. «Животный мир края» знакомит учащихся с разнообразием видов животных на территории края, их значением в природе и деятельности.

Предмет решает вопросы увязывания общих знаний по естествознанию с региональным компонентом, что необходимо и для поступления в вузы и для жизни, воспитывает любовь к природе края и гордость за ее богатства.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание и задачи предмета. Общие сведения о крае. Группы полезных растений и количество их видов на территории края. Понятие о эндемиках и реликтах.

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КРАЯ

Система физико-георгафического районирования в крае. Природа Кулундинской, Приалейской, Верхнеобской, Предалтайской, Предсалаирской, Северо-Алтайской, Северо-Восточной, Алтайской и Салаирско-Кузнецко-Алатаусской провинций.

Экскурсия в прородный комплекс. Урок обобщения материала.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Тема 1. Древесные и кустарниковые породы. Леса Алтайского края. Ленточные сосновые боры: Алеусская (Бурлинская), Кулундинская, Касмалинская, Барнаульская и Локтевская ленты. Растительные ресурсы края. Характеристика основных древесных пород: сосна, кедр, лиственница, ель, береза, осина. Кустарники: черемуха, калина, рябина. Биологические особенности и использование. Плодово-ягодные деревья и кустарники, яблоня, груша, вишня, слива и др. биологические особенности, технология выращивания, районированные сорта и использование. Миндаль, рябинолистник, барбарис, вяз, ирга, облепиха и др. виды зеленых устройств в парках и садах. Озеленение улиц и жилых усадьб. Подготовка почвы, выкопка ям, перевозка и прокопка саженцев, посадка и уход за насаждениями.

Тема 2. Полезные травянистые растения. Продовольственные культуры: пшеница яровая и озимая. Овощные культуры и картофель. Малораспространенные овощные культуры. Технические культуры: сахарная свекла, лен-долгунец, лен-кудряш, подсолнечник. Кормовые однолетние и многолетние травы. Распространение, биологические особенности, технология возделывания, районированные сорта. Лекарственные растения: золотой корень, маралий корень (левзея), адонис весенний ( стародубка), пижма обыкновенная, земляника лесная, папоротник мужской,одуванчик, тысячелистник, шиповник, ромашка лекарственная. Морфологические особенности, заготовка сырья, применение. Вредные и ядовитые растения: репей, ковыль,вех ядовитый,белена черная, дурман и др. вред наносимый животным и человеку.

Л.Р. изучение лекарственный, вредных и ядовитых растений по гербарию.

ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЯ

Животный мир степей. Грызуны: суслик краснощекий,тушканчик большой,полевки, домовая мышь, серая крыса. Хищники: ласка, горностай, степной хорек, рыжая лисица, корсак, волк. Птицы открытых пространств: жаворонок полевой, белокрылый, малый; чекан; пустельга; лунь степной, луговой и полевой. Животные лесов равнинной части края: белка-телеутка, бурундук, заяц-беляк, барсук, рысь, косуля, лось, крот, еж. Птицы лесостепей: сизоворонка, удод хохлатый, ворона серая, галка, грач, сорока, кукушка, большой пестрый дятел и иволка. Хищные птицы леса: черный коршун, канюк, подорлик большой, орел-беркут, сокол-сапсан, филин, совы лесная и болотная, серая неясыть. Куриные птицы: тетерев-косач, белая куропатка, глухарь. Обитатель водоемов и болот равнинной части края: кулики, чайки, утки, поганки, журавли, большая выпь, береговые ласточки, зимородок, щурка золотистая.

Животные горных районов края: бурый медведь, росомаха, соболь, выдра, кабарга, марал, алтайский северный олень, грызуны: пищуха, алтайский сурок идр. Птицы горного Алтая: сойка, кедровка, клесты, улар, каменистые куропатки, орлы, беркуты.

Земноводные края: лягушки, жабы, тритоны. Пресмыкающиеся: уж, полоз узорчатый, гадюка обыкновенная, щитомордник, ящерицы.

Рыбы: чебак, елец, окунь, щука, налим, карась, линь, язь, малоценные: пескарь, ерш, гальян, ценные: осетр сибирский, стерлядь, нельма, хариус, таймень.

Новые животные в крае: ондатра, норка американская, бобр, заяц-русак, баргузинский соболь.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
Предметные результаты:
-получат знания о наиболее распространенных видах культурных растений в крае, их биологических особенностях, районах возделывания, сортах, использовании;

- лекарственных растениях края, их назначении и правилах заготовки;

- вредных и ядовитых видах растений, их действии на организм, внешнем строении, особенности произрастания, среде обитания;

-значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

-основных направлениях селекции животных и растений в крае;

- овладеют умением распознавать виды культурных растений, наиболее распространенных лекарственных, вредных и ядовитых растений;

- выращивать рассаду цветочно-декоративных культур, производить заготовку посадочного материала и посадку растений в грунт;

- узнавать изученных животных;

- выявлять приспособленности животных к среде обитания.

IV. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Географическое положение Алтайского края.

1

2

Рельеф.

1

3

Полезные ископаемые

1

4

Климат

1

5

Реки и озера

1

6

Почвы

1

7

Растительность. Древесные породы. Боры

1

8

Характеристика основных пород

1

9

Характеристика кустарниковых

1

10

Лекарственные травы

1

11

Плодовые культуры. Садоводство

1

12

Ягодные кустарники

1

13

Зерновые культуры

1

14

Технические культуры

1

15

Овощные культуры

1

16

Кормовые травы

1

17

Ядовитые растения

1

18

Редкие и охраняемые растения

1

19

Животный мир

1

20

Грызуны

1

21

Хищники

1

22

Птицы степей

1

23

Животные лесов равнины

1

24

Птицы степей

1

25

Хищники лесостепей

1

26

Птицы водоемов

1

27

Горные животные

1

28

Горные птицы

1

29

Земноводные

1

30

Пресмыкающиеся

1

31

Рыбы

1

32

Новые животные

1

33

Животные Красной книги А.К.

1

34

Заповедники

1

35

Заповедники

1


итого

35





















ЛИТЕРАТУРА:

  1. Атлас Алтайского края. М.,1991г.

  2. Энциклопедия Алтайского края. Барнаул.1995г.

  3. География Алтайского края. В.С.Ревякини др. барнаул.1995г.

  4. Красная книга Алтайского края

  5. Природа Алтайского края. Барнаул.1996г.

  6. Птицы Алтая. А.П.Кучин. барнаул.1982г.

  7. Родная природа. Барнаул.1981г.











1 Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006. – с.8