Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17
имени генерал- лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрено Согласованно Согласовано Утверждено
На заседании МО учителей Заместитель директора по ВР Заместитель директора по НМР И.О. Директора школы
_______________________ _____________________ ___________________ __________________
Протокол № С.И. Викторова Е.В.Кандидатова С.И. Викторова
От «_______» ___________2016г.
_______________________ «________» ____________2016г. «_______»____________2016г. «________»___________2016г
Рабочая программа
Наименование курса: внеурочная деятельность (духовно - нравственное направление) «Птицы нашего края»
Класс 7
Уровень общего образования: основное общее образование
Руководитель: Неверова Наталья Федоровна
Сроки реализации программы: 2016 -2017учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с
Рабочую программу составила ______________________________Неверова Н.Ф.
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с
Обоснование значимости внеурочной деятельности «Птицы нашего края»
Природа не только многому учит ,но и воспитывает. Поэтому учитель должен знать родную природу, уметь раскрыть перед учащимися ее богатство, красоту, подчеркнуть происходящие изменения в природе связанные с деятельностью человека, научить любить, охранять и умножать природные богатства.
Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. В Ульяновской области зафиксировано 303 вида птиц. Птицы имеют огромное значение в природе и в жизни человека – необходимо наиболее полно донести эту информацию до школьников.
Актуальность темы «Птицы нашего края».
Изучение значения птиц в природе и жизни человека – необходимое условие
регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества. Сегодня, когда государство уделяет этой проблеме недостаточное внимание, желательно организовать подобную деятельность и силами детских коллективов при непременном руководстве со стороны учителя.
Изучение экологии птиц помогает:
понять, как человек осваивал природное окружение и взаимодействовал с ним, какие связи устанавливались между человеком и птицами.
Цель: изучить экологические группы птиц Ульяновской области, систематизировать знания о многообразии птиц, роли и значении птиц в природе и в жизни человека, помочь птицам в зимнее время года.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с орнитофауной Ульяновской области.
2.Привлечь необходимые навыки наблюдений за птицами родного края.
3.Пробудить и развить интерес к животному миру, к птицам Ульяновской области.
4.Принять практическое участие в охране и привлечении птиц.
Природа урбанизированных ландшафтов является одной из самых доступных городскому человеку. Парки, скверы, поймы рек, лесопарки находятся рядом с нами и, как правило, не требуют усилий для их посещения. Они же являются удобными объектами для наблюдений и проведения полевых работ для молодых исследователей, интересующихся природой родного края.
Программа «Птицы нашего края» построена так, чтобы побуждать учащихся к творческому поиску, развивать их интересы к изучению природы родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения программы учащиеся должны выработать следующие умения и навыки:
1.Различать в природе наиболее известных, своеобразных, ярко окрашенных и часто встречающихся птиц своего края.
2.Самостоятельно вести фенологические наблюдения и дневники наблюдений за птицами.
3.Пользоваться различными определителями птиц, работать с научно-популярной литературой, справочниками и картами.
4.Писать рефераты на орнитологические темы, выступать с небольшими сообщениями, докладами на орнитологических конференциях. Вести пропаганду орнитологических знаний в школе.
5.Изготовлять наглядные пособия, оформлять выставки, тематические газеты, стенды и т.д. 6.Принимать участие в биотехнических мероприятиях.
Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на биологию птиц, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от взаимодействия с птицами;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по охране птиц родного края и их защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области как источник информации, использовать определители птиц для выявления вида, использовать определители гнезд, как свидетельство гнездования птиц на данной территории.
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельность птиц и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Цели и задачи программы.(1ч.)
История изучения и состояние изученности орнитофауны Ульяновской области.
а) Место и условия занятия.
Классная комната
б) Средетва и методы.
Физическая карта Ульяновской области. Труды по орнитофауне Ульяновской области.
Занятие проводится методом рассказа.
Содержание и объекты наблюдения.
Организационные вопросы.
Вступительное слово учителя.
Цели и задачи программы.
Начало научных зоологических исследований. «Оренбургская посылка» под руководством П.С. Палласа и И.И. Лепёхина в 1768 г. Работы Э.А. Эверсмана по авифауне территории между Волгой и Уралом (1866 г.).
Изыскания М.Н. Богданова по фауне Поволжья (1871 г.)
Работы М.Д. Рузского на территории нашей области (1894 г.)
Исследования Б.М. Житкова и С.А. Бутурлина на территории нашей области (1906 г.)
Работы И.Б. Волчанецкого, М.Н. Леонтоиского, Штexepa
Выход книги: «Животный мир Среднего Поволжья» (1941 г.), монографии «Птицы Волжско-Камского края» (1977 г.) и (1978 г.)
Работа Бородина О.В. «Конспект фауны птицы Ульяновской области»
Книга «Редкие виды позвоночных животных Ульяновской области».
Современные исследования им территории области: ежегодный сборник «Природа Симбирского Поволжья», периодические орнитологические журналы
«Орнитология», «Беркут». Статьи в разнообразных орнитологических сборниках (Королевский орёл, 1999; Ключевые орнитологические территории России, 2000; Бутурлинский сборник, 2015; Совы Северной Евразии, 2005; тезисы и труды конференций и т.д.). Состояние изученности орнитофауны области.
2.Учёные орнитологи-исследователи орнитофауны области.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Фотографии и труды учёных орнитологов
в) Содержание и объекты наблюдения.
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.Н. Богданова. Детство, юность и студенческие годы. Начало научной деятельности. Основные научные труды. Педагогическая деятельность. Богданов как писатель, ученный и человек. Жизнь и деятельность С.А. Бутурлина. Детство, юность и студенческие годы. Научная деятельность и труды. Экспедиционная работа С.А. Бутурлина: Северная Двина, остров Колгуев, Новая Земля, Колыма, Колундинская и Приалтайская степи, Чукотский полуостров и т.д. Сурская экспедиция 1919-1921 гг. С.А.
Бутурлин - признанный знаток охотничьего оружия, первооткрыватель гнездовий розовой чайки. Основатель охотоведения. Педагогическая деятельность. Научное наследие. Бутурлинская коллекция Ульяновского Краеведческого музея.
3.Природные условия Ульяновской области (обзорно).(2ч)
а)Место и условия занятия.
Классная комната. Кабинет географии.
Б )Средства и методы.
Занятие производится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Географическое положение области. Рельеф. Геология. Палеонтология.
Куйбышевское водохранилище. Реки области. Озёра. Болота. Климат.
Растительность. Почвы. Леса. Сельскохозяйственные земли. Особенности животного мира, связанные с географическим положением, лесостепная зона включает представителей орнитофауны как южных, так и северных районов.
4.Общий обзор орнитофауны области. Организация фенологических наблюдений за птицами области. Методика ведения дневников наблюдений.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната
б) Средства и методы.
Физическая карта области.
Общие тетради. Линейки. Ручки.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
В) Содержание и объекты.
Количественный состав орнитофауны области. Гнездящиеся виды. Зимующие виды. Представители лесов. Степные виды. Виды, пришедшие с запада (кольчатая горлица, орёл карлик и др.). Редкие залетные виды (стенная пустельга, курганник, белая лазоревка и др.). Полный список птиц области на 2005 год составляет 293вида. Современный список птиц, отмеченных за последние года, включает 303
вида. Факты гнездования на территории Ульяновской области.
Последняя информация содержится в ежегодных информационных бюллетенях «Птицезор», составитель Бородин О.В.
Влияние деятельности человека на орнитофауну области (рубка леса, распашка степей и др.) Редкие и исчезающие виды. Охрана птиц (Красная книга Ульяновской области).
Дать понятие о фенологии. Организация сбора фенологической информации. Отбор объектов для фенологических наблюдений. Регистрация наблюдений. Методика наблюдений. Особенности фенологических наблюдений за птицами.
Примерная программа фенологических наблюдений:
Большая синца - первая песня.
Грач - прилёт первых на гнездовье
Белая трясогузка - появление первых.
Скворец - прилёт первых, массовый прилёт.
Дикие утки - пролёт первой стаи, массовый пролёт.
Дикие гуси - пролёт первой стаи, массовый пролёт.
Серый журавль - пролёт первой стаи.
Кукушка - первое кукование.
Деревенская ласточка — массовый прилёт,
городская ласточка - массовый прилёт.
Ласточка-береговушка - массовый прилёт.
Чёрный стриж - встреча первых, массовый прилёт.
Соловей - первая песня.
Скворец - начало вылета молодых.
Кукушка - последнее кукование.
Ласточки - исчезновение.
Стриж - исчезновение.
Журавль - Начало отлёта.
Белая трясогузка - исчезновение.
Снегирь - первое появление осенью.
Дикие гуси - первая пролётная стая.
Зимняк - первая встреча.
5.Заботы осенние. Заботы зимние.(3ч.)
(Заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек.)
а) Место и условия занятия
Классная комната.
б) Средства и методы.
Необходимые материалы и инструменты.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о необходимости подкормки птиц зимой. Дать задание детям провести
сбор кормов для птиц в течение октября месяца: ягоды и семена различных
кустарников. Изготовить различные виды кормушек, используя рекомендации по изготовлению в книге K.Н. Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.:
Просвещение, 1972. и М. Ухатина «Друзьям птиц» - М.: Детская литература, 1976
и в изданиях Союза охраны птиц России.
6.Птицы приусадебных участков и кормовых столиков. Беседы для учащихся младших классов: «Помочь может каждый».(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы
Открытки. Иллюстрации из книг. Образцы кормушек.
Занятие проводится методом беседы и рассказа учащимся 7-х классов в начальной
школе по заранее составленному плану.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Осень - время отлёта перелётных птиц на юг. Зима самое трудное время в жизни
зимующих птиц. Необходимость подкормки зимующих птиц. Виды простейших кормушек и их устройство. Забота о птицах приусадебных участков. Видовой состав птиц. Виды кормов для подкормки птиц. Основные правила подкормки. Наблюдения у кормушки. В процессе беседы необходимо привлечь учащихся начальных классов к зимней подкормке птиц. Дать задание детям собрать семена растений для подкормки птиц зимой.
7.Пернатые горожане. Орнитофауна сельских населённых пунктов (по выбору). Орнитофауной можно управлять.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Иллюстрации
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о птицах города и своего населенного пункта Влияние экологии на птиц. Видовой состав птиц. Обычные и малочисленные птицы и исчезающие виды. Практическое значение птиц в городе и населенном пункте. Культурно-эстетическое и воспитательное значение птиц. Управление орнитофауной через озеленение, создание микрозаказников , привлечение и охрана птиц.
Дать задание детям собрать семена растений для подкормки птиц зимой
8. Наблюдение за птицами в природе, сбор орнитологических материалов и их обработка.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Ближнее природное окружение.
б) Средства и методы.
Тетради, полевые дневники, бинокль
Занятие проводится методом беседы, рассказа наблюдения.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказ детям о правилах ведения полевого дневника (дневника наблюдений за птицами). Фамилия. Имя. Отчество. Номер школы. Класс. Адрес – титульная сторона.
Ежедневные записи: дата, время, состояние природы (температура, ветер, осадки, облачность), место, описание наблюдений, описание следов деятельности птиц, описание гнёзд, норы и т.д.
Регистрируют орнитологические сборы: найденные перья, погадки, расклеванные шишки, следы, фотоснимки.
Особенности наблюдений за птицами; птицы - основной объект наблюдения во время любой экскурсии, многочисленны, встречаются повсеместно и круглый год, очень активны, подвижны, осторожны, доступны для наблюдений и изучения, ярко окрашены, выделяются пением.
Методика подхода к наблюдаемой птице.
Занятие можно построить в виде теоретической части в классе и второй половины
занятия в ближнем природном окружении.
9.Как птицы к зиме готовятся?(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Иллюстрации. Кинофрагменты.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения
Рассказать об осеннем периоде в жизни птиц. Окончание линьки. Отсутствие пения. Образование птичьих стай и их кочёвки. Одиночно кочующие птицы (ястреба и др,). Питание птиц в осенний период. Кочёвка стай синиц, скворцов, дроздов. Тренировочные полёты грачей. Инстинкт запасания кормов у птиц (поползень и др.). Отлез птичьих стай на юг. Приближение зимующих птиц к жилью человека.
10. Наблюдения за осенними миграциями птиц: «На встречу зиме».(3ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная компа ш ближайшее природное окружение.
б) Средства и методы.
Рассказ. Беседа. Наблюдения.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о признаках поздней осени. Ноябрь - месяц предзимья. Уменьшение видового состава птиц. Приближение оставшихся птиц к жилью человека. Появление кочующих видов с севера: снегири, свиристели, чечётки, щуры, клесты, пупочки, подорожники, зимняки. Подвести итог фенологических наблюдений за октябрь и наметить план наблюдений за ноябрь. Установить даты последних перелетных и даты встреч кочующих птиц с севера. Дать задание понаблюдать за представителями семейств: врановые, вьюрковые, синицевые.
11. Состав и распределение осенне - зимней орнитофауны области.(2ч.)
Знакомство с литературой.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки с изображениями птиц.
Занятие проводится методом беседы и рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Подвести итог наблюдений за птицами в осенние каникулы. Сравнить данные фенологических наблюдений. Рассказать об особенностях осенне-зимней орнитофауны области. Видовой состав птиц небольшой. Большинство птиц живет в стаях. Концентрация птиц у жилья людей. Общая численность птиц не высока. Места обитания. Познакомить учащихся со списком рекомендуемой литературы для чтения в зимний период. По возможности показать наиболее важные и интересные книги.
12.Птицы семейств: синицевые, поползневые, пищуховые, корольковые.(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Иллюстрации из книг и определителей.
Занятие проводится методом беседы и рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику семейства синицевые. Распространение.
Гнездование. Питание. Видовой состав. Редкие виды (черноголовая гаичка, хохлатая и усатая синицы). Значение. Охрана и привлечение. Рассказать о поползне, пищухе, корольке.
13.Практическая работа: «Определение зимних видов птиц» (Работа с определителями).(3ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Определители птиц. Чучела зимующих видов птиц.
Метод рассказа, беседы и самостоятельной работы учащихся по определению птиц.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать об определителях птиц.
Познакомить с методами работы по определению птиц. Рассказать, как пользоваться тем или иным определителем. Дать задание по практическому определению зимующих птиц различных семейств. Подвести итоги занятия.
14. Птицы семейства вьюрковые в природе и дома.(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Уголок живой природы
б) Средства и методы.
Клетка с представителями семейства вьюрковые Открытки Иллюстрации. Определители птиц. Слайды.
Занятие проводится методом беседы и рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать обилую характеристику семейства вьюрковые. Рассказать о биологии чижа, щегла, дубоноса, зеленушки, коноплянки, чечетки, снегиря, чечевицы обыкновенной, щура, зяблика, клеста. Показать внешний вид птиц. Остановиться на индивидуальных особенностях птиц. Рассказать о содержании птиц в условиях неволи.
15. Несколько полезных советов о ловле и содержании певчих птиц в условиях неволи. Сравнение и обобщение фенологических наблюдений.(2ч.)
Заполнение фенологического журнала.
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Уголок живой природы.
б) Средства и методы.
Клетки с птицами. Фотографии. Открытки. Иллюстрации. Книги.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Главные способы ловли птиц.
Чем ловят птиц (лучки, паутинки и др.). Как ловить птиц. Основные правила содержания певчих птиц в условиях неволи. Помещение для птиц. Корм. Чистка. Свет. Приручение. Уход во время линьки. Основные заповеди любителя певчих птиц. Литература. Сравнить и обобщить фенологические наблюдения учащихся.
Заполнить общий фенологический журнал.
16.Семейство врановые.(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Кабинет биологии.
б) Средства и методы.
Открытки. Фотографии. Иллюстрации. Определители птиц. Занятие проводится методом рассказа и беседы. Доклады учащихся.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику семейства врановых. Рассказать о биологии и значении черного ворона, серой вороны, грача, галки, сороки, сойки. Показать их внешний вид, рассказать об особенностях каждого вида и численности. Вредная деятельность серой вороны, методы борьбы с ней. Биология и поведение птиц семейства врановых в условиях aнтропогенного ландшафта. Инвазионный вид в нашей области: кедровка.
17. Самостоятельные орнитологические наблюдения за птицами зимой. (По своей программе или предложенному плану).(2ч.)
а) Место и условия занятия,
Природное окружение. Зимние каникулы.
б) Средства и методы,
Программа или план наблюдений. Методом наблюдений.
в) Содержание и объекты наблюдения.
На занятии перед каникулами учитель дает индивидуальные или групповые задания, вопросы для наблюдения за птицами зимой. Примерные вопросы:
1.Каких птиц можно увидеть зимой?
2.Каких птиц можно наблюдать зимой стаями? Каких поодиночке?
3.Чем кормятся те или иные виды птиц?
4.Где птицы ночуют зимой?
5.Какие птицы зимуют в городе?
6.Что привлекает птиц зимой в лесу?
7.Какие птицы встречаются в хвойном лесу?
8.Каких птиц можно увидеть на пустырях?
9.Какие хищные птицы встречаются зимой?
10.Проведите наблюдения у кормушки и т.д.
11.Количественные учёты птиц зимой.
18.Отряд курообразные. Подведение итогов самостоятельных наблюдений за птицами. Выпуск степной тематической газеты.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Чучела птиц. Таблицы. Открытки. Иллюстрации. Определители птиц. Слайды. Кинофрагменты. Методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику курообразных птиц. Рассказать о биологии тетерева, глухаря, серой куропатки, перепела. Места обитания. Характер пребывания на территории области. Значение и охрана.
Подвести итоги самостоятельных наблюдений. Приступить к выпуску тематической газеты «Жизнь птиц зимой»
19.Практическая работа; «Определение птиц семейства воробьиные и овсянковые». (Работа с определителями.)(2ч.)
а) Место и условия замятия,
Классная комната.
б) Средства и методы.
Определители птиц. Открытки с изображением птиц семейства воробьиные и овсянковые.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практической работы по определению предложенных птиц.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать краткую общую характерце семейств. Дать задание но определению птиц семейства воробьиные: домовых и полевых воробьев. Задание по определению птиц семейства овсянковые обыкновенная, садовая, тростниковая, дубровник, пуночка, лапландский подорожник. При определении использовать открытки, слайды птиц. Рассказать об основных биолог плоских особенностях отдельных видов птиц.
20.Отряд соколообразные. Семейство соколиные. (1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и. методы.
Открытки с изображением соколов. Иллюстрации из книг и журналов. Определители птиц. Кинофрагменты.
Занятие проводится методом рассказа и беседы,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику отряда соколообразных. Основные особенности соколов. Биология сапсана, балобана, кречета, чеглока, кобчика, пустельги обыкновенной и степной, дербника. Значение их в лесном и сельском хозяйстве. Соколиная охота. Охрана редких видов.
21.Отряд соколообразные. Семейство ястребиные.(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Слайды. Фотографии. Иллюстрации. Определители птиц. Кинофрагменты.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать семейства ястребиные характеристику. Познакомить с биологией хищных птиц семейства ястребиные: ястреба-тетеревятника, ястреба-перепелятника, черного коршуна, осоеда, канюка. Рассказать о значении и особенностях полевого, лугового, степного и болотного луня. Познакомить с биологией орлов: беркута, могильника, карлика, орлана - белохвостa, змееяда, большого подорлика.
Рассказать о редких видах, их значении и охране
22.Отряд дятлообразные (1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Слайды. Определители птиц. Шишки сосны, «обработанные» дятлом.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Общая характеристика отряда дятлов. Биология черного дятла, большого пестрого дятла, малого пестрого дятла, зеленого, седого, белоспинного, вертишейки.
Познакомить с внешним видом, особенностями поведения. Значение и охрана дятлов. 23.Практическая работа: «Изготовление наглядных пособий из природных материалов, изготовление искусственных гнездовий».(3ч.)
а) Место и условия занятия.
Столярная мастерская. Классная комната.
б) Средства и методы.
Доски, рейки, гвозди. Инструменты. Спилы дуплистых деревьев. Перья птиц. Коряги. Шишки сосны, «обработанные» дятлом, белкой, клестом.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практической работы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Практическая работа проводится раздельно для мальчиков и девочек. Мальчики
изготавливают искусственные гнездовья: скворечники, дуплянки, используя размеры и рекомендации по изготовлению из книги К.Н.Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение, 1972., М.Р. Ухатина «Друзьям птиц» - М.:Детская литература, 1976. и изданий Союза охраны птиц России.
Девочки занимаются оформлением птичьих гнезд, перьев, следов деятельности птиц и т.д., т.е. изготовлением наглядных пособий по птицам для уроков зоологии.
24.Заказники и памятники природы нашей области.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Кабинет географии.
б) Средства и методы.
Физическая карта области. Метод рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать об охраняемых природных территориях и объектах в нашей области, проблеме отсутствия заповедников и национальных парков в нашей области. Для чего создаются заказники и памятники природы. Познакомить с основными заказниками области. Рассказать об их создании, расположении, назначении, охраняемых видах птиц. Остановится па памятниках природы: Белое озеро, Юловский пруд, Акшуатский парк, Винновская роща, озеро Белолебяжье, Брехово болото, озеро Кряж и др.
Рассказать о ландшафтном заказнике «Шиловская степь» памятниках природы
Остров Борок (Красноярский), «Берег орланов», «Колония серых цапель», «Черное озеро».
25. Практическая работа: «Определение птиц семейства жаворонковые и ласточковые». (Работа с определителями.)(2ч.)
а) Место и условия занятия,
Классная комната.
б) Средства и методы.
Определители птиц. Иллюстрации.
в) Содержание и объекты наблюдения
Краткая характеристика семейств.
Определение ласточек: городской, деревенской и береговой. Рассмотреть их внешний вид. Познакомить с особенностями биологии.
Определение жаворонков: полевого, хохлатого и лесного (юла). Рассмотреть их внешний вид, познакомить с видовыми особенностями. Рассказать о редких залетных пролётных видах: черном, сером и рогатом.
26.Практическая работа: «Определение птичьих гнезд» (работа с определителем).(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Кабинет биологии.
б) Средства и методы.
Гнезда изученных птиц. Определитель птичьих гнезд.
Занятие проводится методом рассказа и практической работы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о том, для чего необходимо определение птичьих гнезд.
Познакомить с определителем и методом работы с ним. Практически, на примере
2-х - 3-х гнезд показать, как пользоваться определительными таблицами. Дать задание определить имеющиеся гнезда птиц. Снабдить гнезда этикеткой с указанием вида птицы, места расположения гнезда, места находки, даты находки, фамилии сборщика.
27. Подготовка праздника «День птиц».(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Содержание и объекты наблюдения.
Составление плана проведения праздника «День птиц». Подготовка орнитологической викторины, конкурсов, проверка элементов художественной части, выступлений учащихся, подборка кинофильма о значении птиц, выпуск стенной газеты, подготовка призов, подбор экспонатов для выставки, оформление помещения. В качестве рекомендаций подготовки и проведения праздника «День птиц» можно рекомендовать материалы из книги К.Н.Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение, 1972. и Лебедева Е.А., Мосалов А.А.(сост.) Весенний день птиц, 2001.
Ниже мы приводим свой вариант праздника «День птиц», который вытекает из
годового цикла работы по программе «Птицы родного края», и его подготовка не
вызывает серьезных затруднений.
28.Проведение праздника «День птиц».(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Актовый зал.
б) Средства и методы.
Физическая карта области. Грамзаписи голосов птиц. Определители птиц. Материалы выставок.
в) Содержание и объекты наблюдения.
1 Вступительное слово учителя о празднике «День птиц».
2 Сообщение учащегося о значении охраны и привлечения птиц, итогах общественно- полезной работы по охране и привлечению птиц.
2.Сообщения учащихся о наблюдениях за птицами. Рекомендации по изготовлению искусственных гнездовий.
4. Викторина «Птицы родного края».
5. Просмотр выставки: стенные тематические газеты, образцы кормушек, искусственные гнезда, наглядные пособия (изготовленные учащимися), листовки природоохранного содержания, орнитологическая литература, задания для наблюдений за птицами, гнезда птиц, чучела, коллекции кормов для птиц, фенологический календарь, дневники наблюдений, стенды, фотомонтажи, отчеты о наблюдениях.
6. Кинофильм о значении птиц.
7. Подведение итогов викторины, награждение победителей.
8. Развешивание гнездовий на территории пришкольного участка или ближнего
природного окружения.
На данный праздник приглашаются учащиеся параллельных и младших классов.
29. Первые весенние песни. Наблюдения за весенними миграциями птиц.(3ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Природное окружение.
б) Средства и методы.
Фенологический календарь. Дневники наблюдения.
Метод рассказа и беседы. Самостоятельные наблюдения во время каникул.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Занятие проводится перед весенними каникулами. Учитель рассказывает о
первых весенних песнях птиц: большой синицы, жаворонка, зяблика, трясогузки,
дроздов, овсянок и т.д.
Дает задание по наблюдениям за птицами в период весенних каникул.
Фенологические наблюдения за прилетом птиц.
30.Весенняя орнитологическая экскурсия: «Весна, природа, птицы».(3ч.)
а) Место и условия занятия.
Лес. Старый парк. Природпое окружение, яркая солнечная погода.
б) Средства и методы.
Бинокль. Фотоаппарат,
Метод рассказа, беседы, наблюдении,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Определить с учащимися основные признаки весны. Сделать записи, рисунки, фотографии, подвести итоги экскурсии.
31.Отряд гусеобразные.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Таблицы. Открытки. Иллюстрации. Определители птиц. Кинофрагменты.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику отряда гусеобразные. Познакомить с биологией лебедя кликуна, лебедя шипуна, серого гуся. Рассказать о пролетных видах гусей (гуменник, белолобый, пискулька, краснозобая казарка). Познакомить с видовыми отличиями кряквы, шилохвости, серой утки, свиязи, огаря, чирка-свистунка, чирка-трескунка, широконоски. Нырковые утки: хохлатая чернеть, красноголовый нырок, гоголь. Пролетные и редкие виды уток (красноносый нырок, белоглазая чернеть). Значение представителей отряда гусеобразные. Виды охот на гусей и уток.
32.Экологическая акция: «День земли».(2ч.)
(Трудовой десант на интересном природном объекте по выполнению биотехнических мероприятий.)
а) Место и условия занятия.
Парк. Сквер. Озеро. Река. Ближнее природное окружение.
б) Средства и методы.
Необходимые инструменты и материалы.
Метод рассказа, беседы и практических действий.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать понятие о биотехнических мероприятиях. Рассказать о том, что значение биотехнических мероприятий заключается в увеличении до оптимальных величин
численности и видового состава птиц. Виды биотехнических мероприятий по охране и привлечению птиц весной: улучшение защитных и гнездовых условий для птиц, гнездовые устройства для птиц, борьба с врагами птиц. Исходя из этих направлений, биотехнических мероприятий и условий природного объекта, учащиеся могут провести посадку деревьев и кустарников, развеску искусственных гнездовий для мелких воробьиных, хищных и водоплавающих птиц, установить на гнездовья защитные устройства от кошек и других лазающих хищников, установить присады для хищных птиц, аншлаги с природоохранным содержанием, провести уборку мусора, чистку старых гнездовий и т.д.
33. Отряды: голубеобразные, кукушкообразные (экскурсия в долину реки, лесополосу).(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Долина реки, лесополоса.
б) Средства и методы.
Иллюстрации. Определители птиц. Бинокль.
Методы рассказа, беседы, наблюдения,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Общая характеристика отряда голубеобразные. Биология и видовые отличия голубей; сизый голубь, клинтух, вяхирь, обыкновенная и кольчатая горлицы.
Характеристика кукушкообразных. Биология кукушки обыкновенной. Глухая кукушка - редкий вид области, представитель таёжной фауны.
34.Отряд ракшеобразные.(1ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Открытки. Иллюстрации. Слайды. Определители птиц.
Метод рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать общую характеристику отряда ракшеобразные. Биология зимородка обыкновенного, щурки золотистой, удода, сизоворонки. Внешний вид, характерные особенности. Эстетическое и биологическое значение представителей отряда.
35.Экскурсия в отдел природы Ульяновского краеведческого или местного музея (знакомство с коллекцией птиц.)(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Отдел природы музея.
о) Средства и методы. Метод рассказа и беседы. Просмотр коллекции и
экспозиций музея.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Вводная беседа в классе о целях и задачах экскурсии. Знакомство с музейным делом. Учащиеся распределяются на 5 - 6 микрогрупп для выполнения самостоятельной работы. Даются задания для работы Учащиеся знакомятся с коллекцией птиц. Учитель обращает внимание на птиц уже изученных семейств; синицевые, поползневые, вьюрковые, врановые, жаворонковые, ласточковые. Отряды; курообразные, соколообразные, дятлообразные. Познакомить учащихся с внешним видом и особенностями строения птиц отрядов: гусеобразные, голубеобразные, кукушкообразные, ракшеобразные. Подвести итоги выполнения самостоятельных работ и экскурсии в целом.
36.Знакомство с гнездовой жизнью птиц. Подведение итогов фенологических наблюдений. Задания на летний сезон.(2ч.)
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Таблицы. Открытки, Гнезда птиц. Метод рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Образование пар. Выбор места для гнезда. Уединенный, скрытный образ жизни. Строительство гнезда. Выбор места для гнезда. Виды гнезд (открытые, закрытые, шаровидные, чашевидные, плавающие). Кладка яиц. Насиживание. Появление птенцов (виводковые, гнездовые). Выкармливание. Первые слетки. Вылет птенцов из гнезда. Забота родителей о птенцах. Вторая кладка. Кочевки выводков. Образование стай.
Задания для учащихся по наблюдению за птицами в летний период.
37. Поход в интересные в орнитологическом плане места нашей области.
а) Место и условия занятия.
Лес. Долина реки. Озеро.
б) Средства и методы.
Необходимое походное снаряжение. Бинокли. Фотоаппараты. Дневник
наблюдений. Продукты питания и т.д.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Проследить в природе явления, характерные для первой половины лета в процессе похода познакомить учащихся с основными условиями определения птиц в природе. Научить узнавать птиц в природе. В определении птиц имею важное значение размеры птиц, общий облик, сезон и место наблюдения). Обратить внимание на особенности полета, движения крыльев, шум крыльев, форму стаи птиц, силуэты летящих, сидящих и плавающих птиц. Рассказать об, общих повадках птиц. Особенности движения птицы по земле, Обратить внимание на движение хвоста, особенности оперения, пропорции тела Окраска птицы и ее особенности. Голос. Пение. Провести практическое определение
отдельных птиц в природе. Заполнить дневники наблюдений. Подготовить отчет о походе.
38.Самостоятельное наблюдение школьников за птицами в летний период по специально разработанным программам-методичкам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» 7 КЛАСС
№ | Тема | дата | факт | Кол- во час |
1. | Цели и задачи программы. История изучения и состояние изученности орнитофауны Ульяновской области. | | | 1 ч. |
2 | Ученые орнитологи-исследователи орнитофауны Ульяновской области, | | | 2 ч. |
3. | Природные условия Ульяновской области. (Обзорно). | | | 2 ч. |
4. | Общий обзор орнитофауны области. Организация фенологических наблюдений за птицами. Методика ведения дневников | | | 2 ч. |
5. | Заботы осенние. Заботы зимние. (Заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек.) | | | 3 ч. |
6. | Птицы приусадебных участков и кормовых столиков. Беседы для учащихся младших классов «Помочь может каждый» | | | 2 ч. |
7. | Пернатые горожане. Орнитофауна сельских населённых пунктов (По выбору). Орнитофауной можно управлять | | | 2 ч. |
8. | Наблюдения за птицами в природе, сбор орнитологических материалов и их обработка. | | | 2 ч. |
9 | Как птицы к зиме готовятся? | | | 1 ч. |
10. | Наблюдения за осенними миграциями птиц: «На встречу зиме». | | | 3 ч. |
11. | Состав и распределения осенне-зимней орнитофауны области. | | | 2 ч. |
12. | Птицы семейств: синицевые, поползневые. пищуховые, корольковые. | | | 1 ч. |
13. | Практическая работа: «Определение зимних видов птиц» (работа с определителями). | | | 3 ч. |
14. | Птицы семейства вьюрковые в природе и дома. | | | 1 ч. |
15. | | Несколько полезных советов о ловле и содержании певчих птиц и условиях неволи. Сравнение и обобщение фенологических наблюдений. Заполнение фенологического журнала. | | | | 2ч. | | 1 ч. |
16. | | Семейство врановые. | | | | 1ч. | 1 ч. |
17. | Самостоятельные орнитологические наблюдения за птицами зимой (По своей программе ими предложенному плану). | | | 2 ч. |
18 | Отряд курообразные Подведение итогов самостоятельных наблюдений за птицами. Выпуск стенной тематической газеты. | | | 2 ч. |
19. | Практическая работ: «Определение птиц семейства воробьиные и овсянковые» (работа с определителями). | | | 2 ч. |
20. | Отряд соколообразные. Семейство соколиные. | | | 1 ч. |
21. | Отряд соколообразные. Семейство ястребиные.. | | | 1 ч. |
22 | Отряд дятлообразные. | | | 1 ч. |
23. | Практическая работа: «Изготовление наглядных пособий из природных материалов, изготовление искусственных гнездовий» | | | 3 ч. |
24. | Заказники и памятники природы нашей области. | | | 2ч. |
25. | Практическая работа: «Определение птиц семейства жаворонковые и ласточковые». (Работа с определителями). | | | 2ч. |
26. | Практическая работа: «Определение птичьих гнёзд» (работа с определителем). | | | 2ч. |
27. | Подготовка праздника «День птиц» | | | 2ч. |
28. | Проведение праздника «День птиц» | | | 1 ч. |
29. | Первые весенние песни. Наблюдения за весенними миграциями птиц. | | | 3 ч. |
30. | Весенняя орнитологическая экскурсия «Весна, природа, птицы». | | | 3 ч. |
31. | Отряд гусеобразные | | | 2 ч. |
32 | Экологическая акция: «День земли». (Трудовой десант на интересном природном объекте по выполнению биотехнических мероприятий). | | | 2.ч. |
33. | Отряды: Голубеобразные и кукушкообразные. (Экскурсия в долину реки, лесополосу). | | | 2 ч. |
34. | Отряд ракшеобразные | | | 1 ч. |
35. | Экскурсия в отдел природы Ульяновского краеведческого или местного музея. (Знакомство с коллекцией птиц). | | | 2 ч. |
36. | Знакомство с гнездовой жизнью птиц. Подведение итогов фенологических наблюдений. Задания на летний сезон. | . | | 2 ч. |
| | | | 68ч. |
30