Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке. Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми. Ее цель – установить взаимоотношения.
Направленность внеурочной деятельности «Клуб любителей английского языка» несет личностно- ориентированный характер. Учащиеся являются главными участниками процесса обучения, проявляя свои интересы, удовлетворяя свои потребности, развивая и реализуя индивидуальные особенности посредством коммуникации с другими участниками учебного процесса, а также посредством аудио и видеоматериала, материала художественной литературы, используемых на занятиях кружка.
Иностранный язык имеет широкие возможности для развития социокультурной компетенции, предполагающей знание норм и правил поведения страны, в которой находится гражданин. Это помогает нам узнать мотивы поведения людей, в некоторых случаях предсказать их поведение, установить полноценные взаимоотношения в группе. Уровень адаптации в иноязычном обществе зависит не только от знаний языка, но и от знания социокультурных особенностей этого государства. Достижение данной цели обуславливает целесообразность проведения занятий, тематикой которых является изучение страноведения и культурологи страны, изучаемого языка.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю для учеников 6 классов. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 35 уроков для 6 классов. Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса - изучение страноведческого материала и культурологии Великобритании. Программа данного курса построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения викторины, защиты проектов.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Почти вся программа представлена в виде презентаций, что повысит интерес учащихся к данной теме и, следовательно, даст более высокие результаты. В программе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.
Цели: Развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;
Расширение страноведческих и культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
Дать представление о социокультурном портрете страны изучаемого языка, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить лингвострановедческий кругозор учащихся.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.Познавательный аспект.
познакомить учащихся c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать универсальные учебные действия и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
3. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах:
- индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность -участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
- привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и - проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого, изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на французском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Результаты освоения программы
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметными результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 7 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Предполагаемый результат освоения программы внеурочных занятий
«Клуб любителей английского языка» В результате реализации данной программы должны:
Знать/понимать:
- особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
- применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
-выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
-инсценировать изученные сказки;
-сочинять оригинальный текст на основе плана;
-соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
-толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
-познавательная, творческая, общественная активность;
-самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
-умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-коммуникабельность;
-уважение к себе и другим;
-личная и взаимная ответственность;
-готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Выставки проектных работ, рисунков, презентации, коллажи, исследовательская деятельность.
Дата | № п/п | Тема урока | Виды (формы) контроля | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол- во часов |
Unit 1. English is fun – 1час | | | | 1 |
| 1. | Введение. English is fun! | Устный опрос | Якласс, Учи.ру | Формируют умение диалогического общения | |
| | | |
| | | |
Unit 2. The Geographical Position of Great Britain – 5 часов | | | | 5 |
| 2. | Географическое | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Развивают умения во всех | |
| положение и | видах речевой деятельности |
| особенности | на основе изученного |
| Великобритании. | материала |
| Климат. | | |
| 3. | Англия и Шотландия | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| 4. | Уэльс и Северная | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Развивают умения во всех | |
| Ирландия | видах речевой деятельности |
| | на основе изученного |
| | материала |
| 5. | Природа. Реки и озера Великобритании | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся 6 класс
| 6. | Игра-соревнование на тему «Великобритания» | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 3. Symbols of The UK – 4 часа | | | | 4 |
| 7. | Символы Соединенного Королевства. Флаг, герб, гимн | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Развивают умения монологической речи на основе пройденного материала | |
| 8. | Флористические символы | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | формируют социокультурную компетенцию | |
| 9. | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
| 10. | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | т текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Контролируют уровень владения материалом | |
Unit 4. Sightseeing in London – 5 часа | | | | 5 |
| 11. | Сады и парки Лондона | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | |
| 12. | Музеи и театры | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала | |
| 13. | Букингемский дворец и другие резиденции королевской семьи | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | |
| 14. | Стоунхендж | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют социокультурную компетенцию | |
| 15. | Биг Бен и здание парламента, Вестминстерское аббатство, Собор св. Павла, Лондонский Тауэр Конкурс рисунков. | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала | |
Unit 5. Famous People of Great Britain – 5 часов | | | | 5 |
| 16. | Уильям Шекспир | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют социокультурную компетенцию | |
| 17. | Роберт Бернс | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют социокультурную компетенцию | |
| 18. | Группа «Битлз» | текущий контроль, наблюдение, | Якласс, Учи.ру | Развивают умения в речевой деятельности на основе обсуждения популярной музыки Великобритании | |
| 19. | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | текущий контроль, демонстрация работы | Я Учи.ру | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| 20. | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 6. What was invented in Great Britain? - 4 часа | | | | 4 |
| 21. | Лучшие изобретения в Великобритании, которые потрясли мир | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Развивают умения речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал | |
| 22. | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| 23. | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| 24. | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 7. National Traditions – 3 часа | | | | 3 |
| 25. | Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют социокультурную компетенцию | |
| 26. | Английский завтрак, английский чай | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
| 27. | Английское садоводство | текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 8. National Holidays – 3 часа | | | | 3 |
| 28. | Рождество, Пасха, День святого Валентина | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Соотносят правила поведения в своей стране и в англоязычных странах | |
| 29. | Хеллоуин, Guy Fawkes Night, Spring and Summer Bank Holidays | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Сообщают сведения о праздниках, традициях и обычаях англоязычных стран | |
| 30. | Урок-праздник | т текущий контроль, демонстрация работы | Якласс, Учи.ру | Формируют умения диалогического общения | |
Unit 9. About everything – 3 часа | | | | 3 |
| 31. | Спорт в Великобритании | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический материал | |
| 32. | Характер англичан, манеры | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Формируют умения диалогического общения с | |
| | | | | учетом национальных особенностей характера | |
| 33. | Английские пословицы и их значение | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Тренируют употребление пословиц в речи/ситуациях | |
Unit 10. Check up your knowledge – 2 часа | | | | 2 |
| 34. | Контроль и обобщение усвоенных знаний | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Обобщают теоретический материал и практический материал по изученным темам | |
| 35. | Защита проектов учащихся по теме «Великобритания» | текущий контроль, наблюдение | Якласс, Учи.ру | Контролируют уровень владения пройденным материалом | |
Календарно-тематическое планирование
Раздел, № урока | Название раздела /Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Формы проведения занятий | Примечание | | | |
Unit 1. English is fun – 1час | | | |
1 | Введение. English is fun! | | 01.09-3.09 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
Unit 2. The Geographical Position of Great Britain – 5 часов | | | 5.09-10.09 |
2 | Географическое положение и особенности Великобритании. Климат. | | 05.09-10.09 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
3 | Англия и Шотландия | | 12.09-17.09 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
4 | Уэльс и Северная Ирландия | | 19.09-24.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
5 | Природа. Реки и озера Великобритании | | 26.09-01.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
6 | Игра-соревнование на тему «Великобритания» | | 03.10-08.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
Unit 3. Symbols of The UK – 4 часа | | | 17.10-22.10 |
7 | Символы Соединенного Королевства. Флаг, герб, гимн | | 10.10-15.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
8 | Флористические символы | | 17.10-22.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
9 | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | | 24.10-29.10 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
10 | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | | 07.11-12.11 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
Unit 4. Sightseeing in London – 5 часа | | | 28.11-3.12 |
11 | Сады и парки Лондона | | 14.11-19.11 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
12 | Музеи и театры | | 21.11-26.11 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
13 | Букингемский дворец и другие резиденции королевской семьи | | 28.11-03.12 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
14 | Стоунхендж | | 12.12-17.12 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
15 | Биг Бен и здание парламента, Вестминстерское аббатство, Собор св. Павла, Лондонский Тауэр Конкурс рисунков. | | 19.12-24.12 | | Лекция, демонстрация, практическая работа | | | | |
Unit 5. Famous People of Great Britain – 5 часов | | | 23.01-28.01 |
16 | Уильям Шекспир | | 09.01-14.01 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
17 | Роберт Бернс | | 16.01-21.01 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
18 | Группа «Битлз» | | 23.01-28.01 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
19 | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | | 30.01-04.02 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
20 | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | | 06.02-11.02 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
Unit 6. What was invented in Great Britain? - 4 часа | | | 6.03-11.03 |
21 | Лучшие изобретения в Великобритании, которые потрясли мир | | 13.02-18.02 | | Практическая работа | | | | |
22 | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | | 20.02-25.02 | | Практическая работа | | | | |
23 | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | | 27.02-04.03 | | Практическая работа | | | | |
24 | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | | 06.03-11.03 | | Практическая работа | | | | |
Unit 7. National Traditions – 3 часа | | | 17.04-22.04 |
25 | Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech | | 13.03-18.03 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
26 | Английский завтрак, английский чай | | 20.03-25.03 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
27 | Английское садоводство | | 03.04-08.04 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
Unit 8. National Holidays – 3 часа | | | |
28 | Рождество, Пасха, День святого Валентина | | 10.04-15.04 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
29 | Хеллоуин, Guy Fawkes Night, Spring and Summer Bank Holidays | | 17.04-22.04 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
30 | Урок-праздник | | 24.04-29.04 | | | | | | |
Unit 9. About everything – 3 часа | | | |
31 | Спорт в Великобритании | | 01.05-06.05 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
32 | Характер англичан, манеры | | 08.05-13.05 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
33 | Английские пословицы и их значение | | 15.05-20.05 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
Unit 10. Check up your knowledge – 2 часа | | | |
34 | Контроль и обобщение усвоенных знаний | | 22.05-27.05 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |
35 | Защита проектов учащихся по теме «Великобритания» | | 29.05-31.05 | | Лекция, демонстрация, практическая работа, | | | | |