СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников» (для 7 класса)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников»

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников» (для 7 класса)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»



МУХАМЕТШИНА АЛЬФИЯ РИМОВНА

учитель географии



Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Фундаментального ядра содержания общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

Целесообразность курса. На изучение географии в 5 - 7 классах отводится по 34 ч. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разнообразным географическим материалом, а также с тематическими картами. В 8 классе время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот поэтому введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.

Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества с Орловским государственным университетом и Национальным парком “Орловское полесье”.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).









Этапы реализации программы:

5-6 классы. Курс “Клуб путешественников. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к курсам 7 и 8 классов.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование интереса к географии;

дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:

формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

формирования представления о странах мира.



Общая характеристика курса

7 класс. В курсе “Клуб путешественников.Путешествия по материкам и океанам” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование знаний о странах и народах мира.

При изучении курса решаются следующие задачи:

расширение представлений о природе Земли;

создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;

развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

формирование представления о странах и народах мира.



8 класс. Курс “Клуб путешественников Путешествие по России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.



При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование умения работы с картами различного содержания;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

формирование представления об изменениях административной карты РФ;

формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;

развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра. Самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия — презентации. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа носит практико-ориентированный характер в связи с чем, часть занятий проводится вне аудитории. В программе запланирована осенняя и зимняя экскурсия на природу, библиотечное занятие. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.



Содержание курса “Клуб путешественников. ” (5-8 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Ожидаемые результаты:

Ученик научится

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

объяснять особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов; особенности расового и этнического состава населения;

описывать, изучать объекты и территории по картам, картинам и другим источникам

географической информации, создавая их словесный или географический образ.



























Содержание программы.



5 класс. 34 часа.

Тема 1. География - НАУКА. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.



Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.



6 класс. 34 часа.

Тема 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам . (13 часов)

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. Прокладываем маршруты путешествий по картам.

Практические работы:

Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

Определение географических координат.

Составление географического описания по карте.

Проект “Использование географических карт”.



Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.



Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)



Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

Географические названия своей местности.

Проект “Каталог географических названий Курской области”.



Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

Проект "Сказочная карта Европы".



7 класс. 34 часа

Тема 1 Учимся понимать карту (5 ч).

Тема 2 Великие открытия (10ч).

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света Поиски пути из Европы в Индию. Поиски северо-западного и северовосточного проходов и материка у Южного полюса.

Тема 3. Человек в пути (7 ч).

Антарктика, её площадь, происхождение названия. Природа Антарктического побережья. Сахара- величайшая пустыня мира. Животный и растительный мир джунглей. Восхождение на вершину Гималаев. Тайна Бермудского треугольника.

Тема 4. Страны и народы (12 ч).

Викинги – великий народ. Северные народы двух континентов. Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Коренное население Австралии и Океании. Исландия: вулканизм и ледники. Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов. Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны. Рыболовство и судоходство. Парижский бассейн, Средиземноморское побережье. Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн.



8 класс. 34 часа

Тема 1. «Путешествуем по России». 20 ч.

Горы и равнины России. Удивительный Кавказ. Загадки Чёрного моря. Природа Карелии. Леса Коми. Каменный пояс России. Полуостров Таймыр. Реки Сибири. Озеро Байкал. Край вулканов и гейзеров. Дальний Восток – край контрастов. Сахалин и Курильские острова.

Памятники природы России. Заповедники и национальные парки. «Золотое кольцо России».



Тема 2. «Путешествуем по Курской области».7ч.

Природа Курской области. КМА. Топонимика Курской области. Заповедные места. Великие люди здесь жили… Экскурсии.



Тема 3. «Путешествуем по Щигровскому району». 7 ч.

Природа родины моей. История КМА. Топонимика района. Назад к истокам. Составим путеводитель. Экскурсии.



Результаты освоения курса

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Личностные результаты:

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды;

5. Научится самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

•уметь создавать и защищать электронные презентации;

•работать с различными источниками географической информации;

Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

•переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

•развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

•учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся:

1. Динамика предметных результатов обучения.

2. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью.

3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровье сберегающей культуры обучающихся.

4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.

5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.

В ходе осуществления программы могут быть сформированы следующие способности:

•Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•Планировать (составлять план своей деятельности);

•Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.













Учебно – тематическое планирование 5 класс

темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

теорит. занятий

практикум

1

Т.География - наука.

Введение в географические науки.Источники географической информации.

1



Картография. Значение карт


1

2

Т.Земля и её изображение

Форма и размеры Земли. Глобус.


1




Движения Земли.Аэрофотоснимки.


1


Виды карт.

1



Учимся работать с картой.


1

3


Т.Школа Робинзонов.

Топографические карты.

1



Условные знаки.

1



Масштаб.

1



Определение расстояний по карте и плану местности.

1



Стороны горизонта. Компас.

1



Ориентирование на местности.


1


Составление простейшего плана местности.


1


Игра «Путешествие по топографической карте».


1

4

Т. История географических открытий.

Путешествия первобытного человека.


1




Накопление первых знаний о Земле.

1



Карты первых путешественников.

1



Этапы освоения Земли

2

2


Современные экспедиции и исследования

2



Маршруты путешествий.

1


5

Т. Географическая карта.

Многообразие географических карт.


2


1


Физическая карта полушарий.

1

1


Тематические карты.


1


Природные зоны мира.

1

1


Защита проекта «Природные зоны»



2







Учебно – тематическое планирование 6 класс

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

теорит. занятий

практикум

1

Т.Географическая карта.

Многообразие географических карт.


2


1


Особенности изображения земной поверхности на глобусе, косм. снимках, карте.


1


1


Географические координаты.

2

3


Способы картографического изображения.


2

1

2

Т. Мы юные картографы.

Карты материков и океанов.


1


1


Тематические карты.


1


Карта «Строение земной коры»


1


Литосферные плиты.


1


Землетрясения.

1



Вулканы.

1



Гейзеры.


1


3

Т. Мы юные топонимисты.

Наука топонимика.


1



Разнообразие географических названий.

2



Топонимика Курской области.

1

1


Защита проекта «Каталог географических названий Курской области».

1

1

4

Т. Страны мира.

Сколько стран на Земле.

1



Страны Европы.

1



Защита проекта «Сказочное путешествие по Европе».



2




Учебно – тематическое планирование 7 класс.

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

теорит. занятий

практикум

1

Т.Учимся понимать карту.

Физическая карта полушарий и мира. Составляем маршруты.


1


1



Номенклатура географических объектов «Самые самые…»


1


1



Презентация «Самые – самые…»



1

2

Т. Великие открытия.

«Открытие» Земли.


1


1


Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении.

1



Эпоха Великих географических открытий.

2



Открытие Нового Света

1



Поиски пути из Европы в Индию.

1

1


Поиски северо-западного и северо-восточного проходов и материка у Южного полюса.


1

1

3

Т. Человек в пути.

Антарктика, её площадь, происхождение названия.


1



Природа Антарктического побережья.


1


Сахара- величайшая пустыня мира.


1


Животный и растительный мир джунглей.

1



Восхождение на вершину Гималаев.

1



Тайна Бермудского треугольника.

1



Марианская впадина.


1


4

Т. Страны и народы.

Викинги – великий народ.


1



Северные народы двух континентов.

1



Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти?

1



Коренное население Австралии и Океании.

1



Исландия: вулканизм и ледники.

1

1


Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы?

1



Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов

1

1


Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны.


1


Средиземноморское побережье.

Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн.


1

1




Учебно – тематическое планирование 8 класс.

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

теорит. занятий

практикум

1

Т. Путешествие по России.

Горы и равнины России.


1


1


Удивительный Кавказ.

1

1


Загадки Чёрного моря.

1



Природа Карелии.

1



Леса Коми.

1



Каменный пояс России.


1


Полуостров Таймыр.

1



Реки Сибири.

1

1


Озеро Байкал.

1

1


Край вулканов и гейзеров.


1


Дальний Восток – край контрастов.

1



Сахалин и Курильские острова.

1



Памятники природы России.


1


Заповедники и национальные парки.


1


«Золотое кольцо России».

1



Города России.

1


2

Т. Путешествие по Курской области.

Природа Курской области.




КМА.




Топонимика Курской области.




Заповедные места.




Великие люди здесь жили…




Экскурсии.




3

Т. Путешествие по Щигровскому району.

Исторические очерки.




Природа родины моей.




История КМА.




Топонимика района.

Назад к истокам.




Составим путеводитель.




Экскурсии.

Итоговый проект.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!