СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться вновой обстановки, пойти в какое- то учебное заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п.Новый
Первомайского района
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете директор МБОУ ООШ п.Новый
Протокол №1 от 31.08.2020г. ___________Е.В.Козырев
Приказом № 2 от 03.09.2020г .
Программа
внеурочной деятельности по коррекционному занятию
« Твой мир »
для обучающихся
на уровне начального общего образования
МБОУ ООШ п.Новый
Составила педагог –организатор
Насенник А.В.
П.Новый
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ и предназначена для организации внеурочной деятельности. Младших школьников направлена развитие и становление ребенка как личность.
Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории построение учебных предметов должно способствовать формированию у детей более активному уровню познавательной, эмоционально – волевой, личностной сферы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ.Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться вновой обстановки, пойти в какое- то учебное заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по признакам.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми с ОВЗ начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
сформировать учебную мотивацию, ориентированную на детей с ОВЗ;
развивать образное и логическое мышление;
развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать творческие способности;
увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Тип образовательной программы:
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня развития для детей ОВЗ, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.
Программа имеет возрастную привязку:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником знаний в различных видах деятельности;
для 2-4-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность для детей с ОВЗ организуется в форме занятия.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет, кабинет психолога. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Курс внеурочной программы предполагает применение коллективных форм организации занятий, создание на занятиях совместную работу, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с простыми путями рассуждений, овладение элементарными навыкамикоммуникативного поведения и правилами с позиции индивидуальности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать и объяснять;
формирование умений, связанных с правильным выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простые закономерности в ситуации;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
принцип связи обучения с жизнью(позволяет обеспечить тесною связь внеурочной деятельности обучающегося с условиями жизни и деятельностью ребенка)
принцип коммуникативной активности учащихся.
принцип преемственности внеурочной работы с уроками (необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков)
принцип учета возрастных особенностей учащихся.
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
принцип сочетания различных форм деятельности.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество.
Формы внеурочной воспитательной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.
Система занятий по программе «Твой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения и мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать свои выводы;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект:
воспитание межличностных отношений.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Планируемые результаты, освоения программы внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания:
при организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети с ОВЗ особенно восприимчивы к новому и стремятся понять новую для них школьную жизнь. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 4 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает учебные знания, способы и средства выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Учебные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок, во взаимодействии с педагогом, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: учиться высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления. |
Зона ближайшего развития Ребенок сможет применять изученные способы,аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Целью мониторинговых исследований является:
создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост активности обучающихся;
рост мотивации к познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество.
Формы внеурочной воспитательной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.
Система занятий по программе «Мой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Твой мир»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении поставленной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание курса « Твой мир»
1 класс (33 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Давайте познакомимся! |
Проблемно-ценностное общение
Игровая деятельность
| -игры на взаимодействия; - игры с геометрическими фигурами; -конструирование по образцу; -исследовательская работа ; -игра на умение группироваться по признаку. |
2 | Чувство единства и сплоченности. | Игровая деятельность
Познавательная деятельность | - игра на развитие внимания; -упражнения на развитие логической связи; -упражнения на внимания и воображения; - просмотр видеоролика «Пальчиковый театр»(как развивать моторику рук); -практическая работа ( развитие познавательных процессов); -беседа |
3 | Умение действовать по инструкции. | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество | -работа по карточкам; -беседа; -упражнения на логику, восприятия, сопоставление и сравнение; -конкурс рисунков; -творческая работа (из пластилина, рисунки, вытынанка) -просмотр презентации («Наши способности») |
Тематический план
Цель: Развивать умение детей правильно рассуждать и излагать мысль.
Задачи: Сформировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;
Умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;
Умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I.
| Давайте познакомимся! | Развиваем логическое мышление, учимся сравнивать, рассуждать, классифицировать. | 9 |
|
|
1. | Вводное занятие.
| Знакомство. Игры, упражнения на взаимодействия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Знаете ли вы себя? | Развивать умение сравнивать и описывать части тела. Правила гигиены при письме, как правильно держать осанку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-4. | Игры с фигурами | Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина. Объединение по группам. Практическое задание: вырезание фигур.Конструирование фигур по образцу. | 2 | 1 | 1 |
5. | Рисунок на асфальте | Развитие воображения. Тема: « Я, рисую счастья»
| 1 | + | 1 |
6. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
7. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
8. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Объединение предметов по признакам. | Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Чувство единства и сплоченности | Развития познавательных процессов. | 12 |
|
|
10. | А ну – ка собери. | Объединение предметов по классификации признаков. | 1 | + | 1 |
11. | Подбери картинки. Составь пары. | Развивать способности концентрировать внимания. Сравнивать предметные картинки между собой. | 1 | + | 1 |
12. | Лото | Игра на развитие внимания | 1 | + | 1 |
13. | Домино. | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 | + | 1 |
14. | Мини – тест | Изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | Логические задачи. | Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | Пальчиковые игры | Развитие мелкой моторики.Просмотр видео- ролика « Пальчиковый театр» | 1 | + | 1 |
17. | Раскрась по образцу | Развитие внимания, воображения. Штриховка флажков, раскраска фигур. | 1 | + | 1 |
18. | Конструктор | Развитие внимания, мышления, воображения Конструктор « Лего» | 1 | + | 1 |
19. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления Работаем в группе. Тематика «Сказочные герои». Обсуждение. | 1 | + | 1 |
20. | Найди закономерности и продолжи ряд | Развивает логическое мышление, учить сравнивать, рассуждать, классифицировать. Практическая работа: раскрасить карандаши по закономерности в ряду, составить картинки в определенном порядки. | 1 | + | 1 |
21. | Назови одним словом. | Учить сравнивать, рассуждать, классифицировать. Объединение предметов по признаку и его название. Классификация по группам. | 1 | + | 1 |
III. | Умение действовать по инструкции. | Развития познавательных процессов. Формировать связную речь, расширить словарный запас.
| 12 |
|
|
22. | Признаки предметов(цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.) | Развивать внимание, наблюдательность, память. Научить группировать предметы, по какому – либо признаку. Практическая работа: Сравнить кубики по размеру и раскрасить их требуемым образом.
| 1 | + | 1 |
23. | Догадайся и дорисуй. | Развивать мышление, наблюдательность. Найти правило, по которому объединены предметы, нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена. | 1 | + | 1 |
24. | Что лишнее и почему? | Развивать мышление, связную речь, расширить словарный запас. Найти правило, по которому объединены предметы и найди лишний предмет. | 1 | + | 1 |
25. | Найди пару по картинкам. | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Найди пару по картинкам: птицы, животные, овощи т.д. Найти связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару. | 1 | + | 1 |
26. | Что сначала, что потом? | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так. Творческая работа: самостоятельно составить свою схему. | 1 | + | 1 |
27. | Слышим звуки | Развивать умение слушать, различать, делать вывод Естественные источники звука. Стихотворение « Шум дождя» Практическая работа: « волшебный сундучок» ( отгадать что звучит)
| 1 | + | 1 |
28. | Поиск по признакам. Раздели по группам. | По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры. | 1 | + | 1 |
29. | В мире животных. | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Земля, вода, воздух, какие животные живут на суше, в воде, в воздухе. | 1 | + | 1 |
30. | Так бывает или нет? | Игра на внимания. | 1 | 1 | + |
31. | Загадки. | Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, тематика, назначения и т.д.) | 1 | 1 | + |
32. | Настольные игры. | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
33. | Подведение итогов. Тест достижений. | Подвести итоги года. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, геометрические фигуры;
находить и формулировать классификацию с помощью простейших моделей (предметные рисунки, картинки).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
находить ошибки в самостоятельной работе;
Содержание курса « Твой мир»
2 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Сказкотерапия | Проблемно-ценностное общение
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество | - игры на сплоченность коллектива;
- постановка сказки « Репка»;
-упражнения на развитие речи; -творческая работа: составление загадок; -беседа; - творческий турнир . |
2 | Природа наш дом | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Художественное творчество | -упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. -творческая работа; - конкурс (логические задачи); - слуховая зарядка; - выставка(рисунки по тематики); -беседа по теме;
|
3 | Мир предметов и вещей. | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Художественное творчество | - беседа(читаем произведения и обсуждаем в группе); -проектная работа в рисунках:«Моя семья»; -игры на развития внимания; -видеоурок
|
Тематическое планирование
Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала.
Задачи: Способствовать развитию умственных действий ( анализ, сравнение, обобщение, классификация др).;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | Сказкотерапия
| Формирование умения работать в группе. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления. | 5 |
|
|
1. | Вводное занятие | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Игры на сплоченность коллектива. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Викторина по сказкам. | Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено сказочным героям на тему; «Добро и зло» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
4. | Сказка. | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Постановка сказки « Репка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | В мире слов. | Показать и выразить, жестами определенное слово, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Природа наш дом | Развивать творческие и коммуникативные способности; речь, внимание, наблюдательность. Отличия | 9 |
|
|
6
| Растения. | Найди логическую связь и скажи, одним словом. Угадать название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение. | 1 | 1 | + |
7. | Овощи. Фрукты. Ягоды. | Закончи рифму. Объедини слова в пары.По признакам назови овощи, фрукты, ягоды. Творческая работа: опиши овощи( цвет, размер т.д.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Настольные игры. | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
9. | Логические задачи. | Упражнения на развитие мышления. Компьютерные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10. | Явления природы. | Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11. | Животный мир. | Назови одним словом группу животных. Раздели по признаку. Кто, где живет? Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Домашние животные. | Упражнения на развитие логического мышления по тематики домашние животные. Слуховая зарядка с движениями. Творческая работа: рисуем животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | Птицы. | Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | Урок творчества. | Проектная работа с природным материалом. Свободная тема. | 1 | + | 1 |
III. | Мир предметов и вещей. | Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. | 9 |
|
|
15. | Человек и его поступки. | . Читаем произведения и обсуждаем в группе. | 1 | + | 1 |
16. | Семья. | Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа в рисунках:«Моя семья» | 1 | + | 1 |
17. | Предметы и их свойства. | Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами. | 1 | 1 | + |
18. | Предметное лото | Игра на развития внимания | 1 | + | 1 |
19. | Вещи вокруг нас. | Назови цепочкой слов. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Аппликация из бумаги. | Развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей. | 1 | + | 1 |
21. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | 0,5 | 0,5 |
22. | Транспорт. | Расширение словарного запаса. Развитие логического мышления. Копирование( виды транспорта) Профессии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23. | Родной край. | Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии. | 1 | 1 | + |
IV | Наши способности и умения | Развиваемвнимания, память, мышление. | 12 |
|
|
24. | Урок графического диктанта. | Рисунок по клеточкам. Внимательность и умение различать направления. Контроль счета. | 1 | + | 1 |
25. | Человек и его поступки. | Умение анализировать свои поступки и корректировать своё поведения Стихотворение В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | + | 1 |
26. | Разноцветный мир. | Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27. | Ориентировка во времени. | Уточнить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно, употреблять эти слова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28. | Форма. Направления. | Развитие пространственного мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Собери по образцу фигуры. | 1 | + | 1 |
29. | Количество и счет. Величина. | Развитие логического мышления, формирование мыслительных операций. Считать в приделах 10 разными способами. Закрепить название геометрических фигур. Практическая работа: Соединить точки последовательно на картинки « Клоун» | 1 | 0,5 | 0,5 |
30. | Отовсюду обо всем. | Практическая работа: решение ситуационных задач. Анкетирование « Мои увлечения» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31. | Буквы. | Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус группой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32. | Незаконченные фигуры | Развитие воображения, логического мышления. Получить предметные изображения, придумав ему названия.
| 1 | + | 1 |
33. | Логические задачи. | Решение логических задач. | 1 | + | 1 |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Подвести итоги занятий. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д. | 1 | 1 | + |
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
3 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание курса « Твой мир»
3 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | «Я, особенный» | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество | -интеллектуальные, подвижные игры; -практическая работа: собираем конструктор « Лего», кубики, пазлы; - творческая работа (шьём коврик из разноцветных пуговиц); -анкетирование « Мои увлечения»
|
2 | Творческие способности |
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Художественное творчество |
- олимпиада (отгадываем ребусы, головоломки); - конкурс (лепим из пластилина) - работы из природного материала; -беседа;
|
3 | Найди закономерности | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество | - развивающие карточки - практическая работа; (составить свой числовой тест) - упражнения на развитие познавательных процессов; - сюжетно - ролевая игра; - беседа; презентация. |
Тематическое планирование.
Цель: Развивать абстрактное мышление
Задачи: Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования, аналогии;
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | «Я, особенный» | Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои способности, которые делают нас особенными, не похожими на других
| 12 |
|
|
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2-3. | Матрицы Равена | Развивать умение последовательного рассуждения. | 2 | + | 2 |
4. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
5. | Игры на листе бумаги | «Крестики-нолики», «Морской бой» | 1 | + | 1 |
6. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
7. | Конструктор | Развитие внимания,мышления, воображения. Практическая работа: собираем конструктор « Лего» | 1 | + | 1 |
8. | Игры с пуговицами | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: шьем коврик из разноцветных пуговиц. | 1 | + | 1 |
9. | Игры со спичками | Развитие внимания ,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: картина из спичек «Дом»
| 1 | + | 1 |
10. | Лото | Игра на развития внимания | 1 | + | 1 |
11. | Домино | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 | + | 1 |
II. | Творческие способности | Познание и раскрытие своих потенциальных способностей | 9 |
|
|
12. | Поделки из крупы | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: декор ваз и бутылок. | 1 | + | 1 |
13. | Лепим из пластилина | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики. Практическая работа: герои из мультфильмов. | 1 | + | 1 |
14. | Ребусы, головоломки | Развитие внимания, логического мышления, памяти. | 1 | + | 1 |
15. | Пальчиковые игры | Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика в форме игры. | 1 | + | 1 |
16. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17. | Стихи | Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы. Стихотворение в движении. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18. | Раскрась по образцу | Развитие внимания, воображения Раскраска кисточкой на водной основе. | 1 | + | 1 |
19. | Сказочные лабиринты | Игровая технология интеллектуально – творческого развития. | 1 | + | 1 |
20.
| Цепочки. | Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. | 1 | 0,5 | 0,5 |
III.
| Найди закономерности. |
| 13 |
|
|
21. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления. Практическая работа: сложить пазлы в командах. Выявить победителя. | 1 | + | 1 |
22-23. | Анаграммы. | Развитие внимание, мышления Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. | 2 | + | 2 |
24-25. | Числовые тесты | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест. | 2 | + | 2 |
26-27. | Числовые ребусы. | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. | 2 | 1 | 1 |
28-29. | Настольные игры | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 2 | + | 2 |
30. | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | Карточки (учитель-ученик, директор» | 1 | + | 1 |
31-32. | Логические задачи | Решение логических задач, задачи на смекалку. | 2 | + | 2 |
33. | Выпуск стенгазеты. | Самостоятельная работа. | 1 |
| 1 |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? | 1 | 1 | + |
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
4 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание курса « Твой мир»
4 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 |
Сказкотерапия
| Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество | -коммуникативные игры; -интеллектуальные, подвижные игры; -творческая работа; -упражнения на коммуникабельность. |
2 |
«Какой я умный» | Познавательная деятельность
Художественное творчество | -тест способностей; -анкетирование « Мои способности» -упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
|
3 |
« Мои фантазии» | Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество
Проблемно-ценностное общение | -упражнения на развитие речевого воображения; -компьютерная графика (копирование рисунка по образцу); -конкурс творческих работ; -методика«Рисунок»; методика««Скульптура»; -упражнения на развитие памяти; - упражнения" Словарные слова на карточках".
|
| “Самые оригинальные” | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | -тест « Несуществующие животное»; - логический конкурс; -беседа; - упражнения на развитие наглядно – действенного мышления; -презентация -игровая технология интеллектуально – творческого развития. |
Тематическое планирование.
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.
Задачи:Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информации.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | Сказкотерапия |
|
|
|
|
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Коммуникативные игры. | 1 | 1 | + |
2. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
3. | Текст из сказки «Тараканище» « Айболит» | Речевое развитие связной и выразительной речи. Пересказ и рассказ по тексту. Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | 1 | + | 1 |
4. | Сказки и стихи | Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы, стихотворение | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. | 1 | + | 1 |
6. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II.
| «Какой я умный» | Развитие познавательных способностей
| 7 |
|
|
7. | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | 1 | + | 1 |
8-9. | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 2 | + | 2 |
10-11. | Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 2 | + | 2 |
12. | Конструирование. | Распределения и переключения внимания. Развитие мелкой моторики рук. Практическая работа с конструктором « Лего»
| 1 | + | 1 |
| Устный счет | Упражнения на развитие мышления. Анкета « Мои увлечения» | 1 | + | 1 |
III. | «Мои фантазии» |
| 9 |
|
|
13. | Вербальный разговор. | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | 1 | + | 1 |
14. | Методика «Рисунок» | Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Копирование рисунка по образцу. Компьютерная графика. | 1 | + | 1 |
15-16. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. Просмотр мультфильма « Пластилиновая ворона» | 2 | + | 2 |
17. | Слуховая и зрительная память. | Упражнения на развитие памяти у учащихся. Буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д
| 1 | + | 1 |
18. | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Упражнения на развитие памяти. Расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти. | 1 | + | 1 |
19. | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти. Практическая работа: упражнения" Словарные слова на карточках".
| 1 | + | 1 |
20. | Списывание без пробелов | Развитие зрительной памяти, развитие внимания. Практическая работа: предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов | 1 | + | 1 |
21. | Стенография. Мнемонология. | Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. | 1 | + | 1 |
IV | “Самые оригинальные” | Развитие творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, поддержании благоприятного внутригруппового климата, развитие своих возможностей и способностей.
| 12 |
|
|
22. | Поделки из природногоматериала. | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Проектная работа: не существующие животное. | 1 | + | 1 |
24. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления. Практическая работа: сложить пазлы. Выявить победителя.
| 1 | + | 1 |
25. | Кубики | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа на конкурсной основе: сборка кубиков. | 1 | + | 1 |
26. | Настольные игры | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
27. | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | Карточки (учитель-ученик, директор» | 1 | + | 1 |
28. | Матрицы Равена. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | + | 1 |
29. | Лабиринты | Игровая технология интеллектуально – творческого развития. | 1 | + | 1 |
30. | Назови слова. | Игра для определения активного словарного запаса. | 1 | + | 1 |
31. | Понятия. | Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа в презентации: зашифруй предмет, с помощью понятий. | 1 | + | 1 |
32. | Подробное описание. | Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. | 1 | + | 1 |
33. | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | 1 | + | 1 |
34. | Итоговое занятие Тест достижений. | Подведение итогов. | 1 | 1 | + |
Список литературы:
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Молчанов Л.П. «Головоломки», Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990 .
Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 1975 .
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Кардемский Б.А. «Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва, 1959 .
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002
Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. Москва «Владос» 1999
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998
Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997
Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Житомирский В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва, «Педагогика», 1978.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Нешков К.И., Пышкало А.М. Математика в начальных классах. Часть 1/ под редакцией А. И. Маркушевича. – М.: Просвещение, 1968.
Никитин Б.П. «Развивающие игры». – М.: Педагогика, 1981.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002
Издательство «Розовый слон»: «Развиваем восприятие», «Развиваем творческие способности», «Развиваем память»
Зверев А.Т. Экологические игры. Москва «Дом педагогики», 1998