Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
1. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);
2. СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;
нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации;
3. Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Согласно возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина в младшем подростковом возрасте происходит смена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения, у подростков постепенно меняются приоритеты, на первое место выходит интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Возникает желание найти себя, свое место в коллективе, формируется самооценка-то, как подросток видит себя фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство. В учебной деятельности происходит снижение мотивации. Умственная активность младших подростков велика и для развития способностей учащихся необходимо включать их в деятельность, причем в групповую. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В учебной деятельности происходит снижение мотивации к учению.
Таким образом, перед учителем встает задача – сохранения и повышения уровня мотивации к изучению географии, как основу интегрированного курса «Краеведение» для достижения образовательного результата, формирование у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Для решения данных задач предлагаю программу внеурочной деятельности «Краеведение», которая предназначена для подростков низко мотивированных на изучение географии.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития образования РФ, Ханты-Мансийского автономного округа. В проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 г.г.» определяется основа стратегии - это базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: патриотизм–любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; …природа–эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание…».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…».
При составлении программы внеурочной деятельности были использованы материалы курсов повышения квалификации.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение»
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» относится к общеинтеллектуальному направлению, основана на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и направлена на осмысление личностных перспектив учащихся. В рамках системно-деятельностного подхода учащиеся учатся работать самостоятельно в сотрудничестве, у них формируется необходимость в поиске новых способов решения поставленных задач, что способствует развитию способностей школьников в творческом и деятельностном начале.
Личностно-ориентированный подход, целью которого является развитие индивидуальности ученика, направлен на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Сургутского района, с ее природными и культурными особенностями, а внеурочные занятия по географии и краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…». Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности. Новизна программы в том, что основное внимание уделяется географическому содержанию заданий, которые включают материал, не содержащийся в базовых программах.
Таким образом, перед учителем встает задача – создание условий для социализации личности, развитие их творческого и деятельностного начала, а также установления сотрудничества в системе «учитель-ученик».
Цель программы - формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
формировать у обучающихся представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности, учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал;
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность;
формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.
При достижении личностных результатов у школьников будут сформированы:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
При достижении предметных результатов у школьников будут сформированы:
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
При достижении метапредметных результатов у школьников будут сформированы:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- оценивать правильность выполнения действия;
- носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
В процессе реализации программы «Краеведение» формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих, интересам общества).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).
Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).
Формы проведения занятий
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на групповой, парной и индивидуальной формах работы. При организации групповой и парной работы предусмотрено применение технологии обучения в сотрудничестве. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками-слетами, экскурсиями, походами, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях поселка и на открытом пространстве.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на следующих принципах:
принцип природосообразности;
принцип деятельностный и личностный подходы;
принцип патриотической направленности;
принцип партнерство;
принципы экологического гуманизма и краеведческой направленности;
принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, смотры-конкурсы, фотовыставки, походы с осмотром краеведческих объектов, коллективные творческие дела. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в музее, на улице, в лесу и т.д. В программе используются следующие технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые и ИКТ технологии, краеведо-туристические и проектные технологии.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия, рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Срок реализации 1 год. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью в 45 мин. каждое. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ разного уровня;
- разработка и защита собственного проекта;
- создание презентаций - представлений по изученной теме;
- фотовыставки;
- оценочные листы личных достижений (групп);
- портфолио – является итоговым оцениванием.
Работа с родителями
-индивидуальные встречи, консультации с родителями в течение года;
-посещение родителями различных выставок, мероприятий;
-проведение занятий совместно с родителями.
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Краеведение»
№ | Содержание курса | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Знакомство с предметом краеведения. | 2 | 1 | 1 |
2 | Мой край на карте Родины | 5 | 3 | 2 |
3 | Улицы нашего поселка. | 4 | 1 | 3 |
4 | Памятники нашего поселка. | 4 | 2 | 2 |
5 | Школа, в которой я учусь. | 6 | 3 | 3 |
6 | Природа нашего края | 14 | 4 | 10 |
| Всего | 35 | 14 | 21 |
Содержание программы
Раздел 1. Знакомство с предметом краеведения (2 часа).
Теория: Знакомство с предметом краеведения, с источниками краеведческих знаний: карта как источник информации, другие источники. Природа – наш второй дом. Правила безопасного поведения во время занятий и режим работы.
Практика: Викторина «Что я знаю о родном крае».
Раздел 2. «Мой край на карте Родины » (5часов).
Теория: Знакомство с понятиями «край», «округ», «район». Определение территории и географического положения Ханты-Мансийского автономного округа. Знакомство с картой района, границей, историей образования. Ознакомление символикой округа, Ульт-Ягуном — сельским поселением Сургутского района Ханты-Мансийского автономного района. Наш поселок на карте Югры. Дата основания поселка Ульт-Ягун.
Практика: Работа в группах на контурной карте, составление буклета «Символика поселений Сургутского района»
Раздел 3.Улицы нашего посёлка (4 часа).
Теория: Знакомство с улицами и культурными местами поселка Ульт-Ягун, почему они так названы.
Практика: Пешеходная экскурсия, оформление фотовыставки, составление и защита проекта «Улицы моего поселка».
Раздел 4.Памятники нашего поселка (4 часа).
Теория: Знакомство с памятником первопроходцев и мемориалом, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне.
Практика: Исследование памятных мест поселка.
Раздел 5.Школа, в которой я учусь (6 часов).
Теория: Что такое школьный музей, его цели? Что можно узнать, посетив школьный музей? Основание школы. Какой была школа много лет назад. Учителя и ученики – гордость школы. Встреча с выпускниками школы. Мои родители учились в этой школе. Традиции школы.
Практика: Экскурсия в школьный музей. Изучение информации сайта школы. Создание и защита индивидуального (группового) проекта «История школы».
Раздел 6. Природа нашего края (14 часов).
Теория: Знакомство с полезными ископаемыми на территории Ульт-Ягуна: нефтяные месторождения - Федоровское, Восточно-Еловое, Кечимовское; редкоземельные залежи титана и циркония.
Практика: Составление коллекции «Полезные ископаемые с.п.Ульт-Ягун».
Теория: Знакомство с гидрографической сетью: река Ульт-Ягун, озеро Вач-Лор, обладающее богатейшими залежами лечебного сапропеля.
Практика: Изучение литературных источников о названиях рек и озер.
Теория: Изучение климатических условий нашего населённого пункта: средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова. Ветер, причины его образования.
Практика: Составление прогноза погоды с.п.Ульт-Ягун.
Теория: Ознакомление с видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Редкие и исчезающие виды растений и животных (Красная книга). Птицы. Группы птиц: перелётные, оседлые, кочующие. Зимовка птиц. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Практика: Составление интерактивной карты по видовому составу животного мира. Работа с атласом-определителем по составлению ментальной карты. Создание и защита индивидуального (группового) буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты». Экскурсия в Юганский заповедник.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Краеведение» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Перечень информационно – методического обеспечения
Печатные пособия:
Различные дидактические материалы по всем темам курса;
Коллекция выставочных работ музея;
Архивные документы;
Фото, видео, аудиоматериалы, ЭОР.
Оборудование:
Карты (интерактивные, ментальные);
Наглядные пособия;
Таблицы с инструкционными картами;
Интернет-ресурсы.
Привлечение и взаимодействие с социальными партнерами
1. МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» - школьный музей;
2. МБУК «Ульт-Ягунский ЦДиТ» - сельская библиотека;
3. МБДОУ «Мальвина»;
4. Ульт-Ягунское участковое лесничество;
5. Этнографическое стойбище Тром-Аган;
6. Музей природы и человека имени А.П. Ядрошникова, д.Русскинская;
7. Государственный природный заповедник «Юганский».
Литература
1.Богордаева Н.Г., Демус Л.Г. и др. «Мы – дети природы: Хрестоматия по краеведению», Х-М., 1997 г.
2.Орлова Т.К., Демус Л.Г. и др. Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы», Х-М., 2008 г.
3.Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «География Ханты-Мансийского автономного округа», Х-М., 2001 г.
4. Соболева С.Н. «Посёлок Ульт-Ягун – век XX-век XXI», брошюра, 2002 г.
5.Корченкина Т.П. «Притяжение древнего Тром-Агана», Х-М., 1997 г.
6.Интернет-ресурсы
Учитель А.К. Шагапова
9