Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Протокол от 18.08.2023 № 3 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»: __________/Е.В.Марущак/ от 24.08.2023 | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2023 № 375 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Культура общения»
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 11-Б
Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель: Мазалова Виктория Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой «Культура общения» С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2022
2023/2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, программой «Культура общения», разработанной Институтом стратегии развития образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет данная программа курса внеурочной деятельности, которая предназначена для обучающихся 11-х классов. Программа предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.
Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста обучающихся и развивающий идею обучения культуре общения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.
Целью курса является формирование представления обучающихся об основных этических нормах и навыках культуры общения, развивать коммуникативные способности обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Культура общения» направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт и учатся общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена на формирование навыков конструктивного общения. В процессе участия в данной программе подростки смогут увидеть себя со стороны собеседника, это научит лучше разбираться в себе и в окружающих людях. В ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного поведения, способность работать в команде и совместно принимать решения, которая становится все более важной и актуальной в этом возрасте. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными ФГОС основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности.
Задачи:
научить обучающихся осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
сформировать коммуникативную компетентность обучающихся, проявляющуюся в следующем:
- знании обучающимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-понимании обучающимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении обучающимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении обучающимися использовать общение как средство воздействия и средство психической само регуляции личности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел1. «Диалог-клуб «Кругозория» (16 часов)
Что такое диалог?
Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой. Моделирование и проигрывание ситуаций: «Собрание», «Организационная встреча» с помощью метода взаимодействия.
Дискуссия и проблемное обсуждение
Принцип «Каждый имеет право на свою точку зрения, свое мнение, свое суждение». Основные правила подготовки и проведения дискуссий и проблемных обсуждений. Роль ведущего. Памятка ведущему (практические советы). Упражнения на развитие восприятия чужих точек зрения и уважения своего и чужого мнения: «Потери и прибыли», «Трое слепых и слон», «Школа общения».
Публичное выступление
Практикум по развитию навыков публичного выступления (репетиция выступающего перед зеркалом, видео запись выступления, просмотр, обсуждение). Критерии оценки публичного выступления. Правила и этика обсуждения публичного выступления. Памятка выступающему (полезные советы). Как знаменитые ораторы готовились к выступлению (примеры из истории).
Обмен информацией и мнениями по различным проблемам, волнующим молодежь Организация и проведение дискуссий, проблемных обсуждений, деловых и ролевых игр, организация и проведение творческих встреч с интересными людьми. Примерные темы встреч, дискуссий: «Путешествие к успеху и счастью», «Фантазии о цели жизни»,
«Легко ли быть молодым?», «Бизнес и молодёжь или где взять деньги?», «Лидер, кто он?», «Как создать свой имидж», «Искусство говорить комплименты», «Поговорим о хобби», «А если это любовь?», «Отрицательные эмоции и как от них избавиться», «О комплексах», «Проблемы молодёжного досуга», «Белая ворона», «В чьих руках твое здоровье?», «Родители как партнеры», «Совершенств у я себя, мы совершенствуем мир», «Проблемы выживания в современных условиях».
Раздел 2. «Лаборатория творческой мысли» - 18 часов
Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности».
Упражнения «Ассоциирование», «Банк оригинальных идей», «Как преодолеть жизненные трудности», «Сила творческой мысли», «Как найти свое призвание», «Импровизация на тему» и другие.
Развитие творческих способностей.
Секреты мастерства. Просмотр фильмов, посещение музеев, театров. Обмен информацией и мнениями.
Итоговое занятие. «Друзья, прекрасен наш союз...».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы отражают:
- развитие самосознания обучающихся;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов.
Метапредметные результаты освоения программы включают:
- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;
- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе;
- овладение навыками адаптирования в социуме.
Предметные результаты включают коммуникативные показатели:
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования психологической компетентности;
- формирование представлений подростков о значении и законах конструктивногообщенияв школе, семье и будущей профессиональной деятельности;
- формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития.
В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:
-правила речевого общения;
-этикет личной переписки;
- правила гостевого этикета;
-правила ведения диалога.
Должны уметь:
- общаться со сверстниками и взрослыми в соответствии с нормами поведения;
_-слушать собеседника;
-правильно пользоваться телефоном;
-строить монологическое высказывание.
Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии,по результатам практических работ.
Формы и методы работы:
-практикумы с элементами исследования;
-семинары с элементами дискуссий;
-зачетная работа (тест);
Методы деятельности обучающихся:
-частично-поисковые,
-эвристические.
Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
Раздел 1 | Диалог-клуб «Кругозория» | 16 | | |
1.1 | Что такое диалог? Метод взаимодействия. | 8 сентября: Международный день распространения грамотности. | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 1 | | |
1.2 | Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой. Моделирование и проигрывание ситуаций. | 13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941). | 1 | | |
1.3. | Дискуссия и проблемное обсуждение. Основные правила и принципы дискуссии и проблемных обсуждений. | 24 сентября: День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 1 | | |
1.4 | Упражнения на развитие восприятия чужих точек зрения и уважения своего и чужого мнения. | 27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма. | 1 | | |
1.5. | Публичное выступление. Практикум по развитию навыков публичного выступления. | 4 октября: День защиты животных. | 1 | | |
1.6. | Критерии оценки публичного выступления. | 15 октября: День отца в России. | 1 | | |
1.7. | Правила и этика обсуждения публичного выступления. Полезные советы. | | 1 | | |
1.8. | Как знаменитые ораторы готовились к выступлению (примеры из истории). | 25 октября: Международный день школьных библиотек. | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 1 | | |
1.9 | Обмен информацией и мнениями по различным проблемам. Организация и проведение дискуссий. | 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. | 1 | | |
1.10. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Белая ворона. Легко ли быть не таким как все?» | | 1 | | |
1.11. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «А если это любовь?» | | 1 | | |
1.12. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Как создать свой имидж?»» | 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. | 1 | | |
1.13. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Фантазии о цели жизни» | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 1 | | |
1.14. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «В чьих руках твоё здоровье?» | | 1 | | |
1.15. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Родители как партнёры» | | 1 | | |
1.16. | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Совершенствуя себя, мы совершенствуем мир»» | | 1 | | |
Раздел 2. | Я и другие | 18 | | |
2.1. | Что такое творчество? Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности». | 6 декабря: День Александра Невского. | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 1 | | |
2.2. | Развитие творческих способностей. Упражнения на развитие творческих способностей. | | 1 | | |
2.3. | Секреты мастерства. Организация и проведение дискуссии (выбор творческих площадок) | | 1 | | |
2.4. | «Диалог с кинематографом». Просмотр фильма. Обмен информацией и мнениями. | 27 декабря: День спасателя. | 2 | | |
2.5. | «Диалог с фотографией».Посещение выставки Русского музея фотографии. Обмен информацией и мнениями | | 3 | | |
2.6. | «Диалог с живописью». Онлайн-посещение выставки. Обмен информацией и мнениями. | 20 января – День Республики Крым. | 3 | | |
2.7. | «Диалог с театром». Онлайн-посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | 25 января: День российского студенчества. | 3 | | |
2.8. | «Диалог с театром». Онлайн – посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | | 3 | | |
2.9. | Итоговое занятие «Друзья, прекрасен наш союз…!» | 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). | 1 | | |
ИТОГО | | 34 | | 15 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Протокол от 18.08.2023 № 3 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»: __________/Е.В.Марущак/ от 24.08.2023 | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2023 № 375 |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Культура общения»
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 11-Б
Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель: Мазалова Виктория Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой «Культура общения» С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2022
на 2023/2024 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Модуль воспита-тельной программы «Курсы внеурочной деятельнос- ти и дополни-тельного образования» | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1. Диалог-клуб «Кругозория» | 16 | |
1 | Что такое диалог? Метод взаимодействия. | 8 сентября: Международный день распространения грамотности. | 1 | 01.09 | |
2 | Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой. Моделирование и проигрывание ситуаций. | 13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941). | 1 | 08.09 | |
3 | Дискуссия и проблемное обсуждение. Основные правила и принципы дискуссии и проблемных обсуждений. | 24 сентября: День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. | 1 | 15.09 | |
4 | Упражнения на развитие восприятия чужих точек зрения и уважения своего и чужого мнения. | 27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма. | 1 | 22.09 | |
5 | Публичное выступление. Практикум по развитию навыков публичного выступления. | 4 октября: День защиты животных. | 1 | 29.09 | |
6 | Критерии оценки публичного выступления. | 15 октября: День отца в России. | 1 | 06.10 | |
7 | Правила и этика обсуждения публичного выступления. Полезные советы. | | 1 | 13.10 | |
8 | Как знаменитые ораторы готовились к выступлению (примеры из истории). | 25 октября: Международный день школьных библиотек. | 1 | 20.10 | |
9 | Обмен информацией и мнениями по различным проблемам. Организация и проведение дискуссий. | 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. | 1 | 27.10 | |
10 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Белая ворона. Легко ли быть не таким как все?» | | 1 | 10.11 | |
11 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «А если это любовь?» | | 1 | 17.11 | |
12 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Как создать свой имидж?»» | 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. | 1 | 24.11 | |
13 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Фантазии о цели жизни» | 6 декабря: День Александра Невского. | 1 | 01.12 | |
14 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «В чьих руках твоё здоровье?» | | 1 | 08.12 | |
15 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Родители как партнёры» | | 1 | 15.12 | |
16 | Дискуссия и проблемное обсуждение темы: «Совершенствуя себя, мы совершенствуем мир»» | 27 декабря: День спасателя. | 1 | 22.12 | |
Раздел 2. | | | |
17 | Что такое творчество? Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности». | | 1 | 29.12 | |
18 | Развитие творческих способностей. Упражнения на развитие творческих способностей. | 20 января – День Республики Крым. | 1 | 12.01 | |
19 | Секреты мастерства. Организация и проведение дискуссии (выбор творческих площадок) | 25 января: День российского студенчества. | 1 | 19.01 | |
20 | «Диалог с кинематографом». Просмотр фильма. Обмен информацией и мнениями. | | 1 | 26.01 | |
21 | «Диалог с кинематографом». Просмотр фильма. Обмен информацией и мнениями. | 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). | 1 | 02.02 | |
22 | «Диалог с фотографией».Посещение выставки Русского музея фотографии. Обмен информацией и мнениями | | 1 | 09.02 | |
23 | «Диалог с фотографией».Посещение выставки Русского музея фотографии. Обмен информацией и мнениями | 21 февраля: Международный день родного языка. | 1 | 16.02 | |
24 | «Диалог с фотографией».Посещение выставки Русского музея фотографии. Обмен информацией и мнениями | | 1 | 01.03 | |
25 | «Диалог с живописью». Онлайн-посещение выставки. Обмен информацией и мнениями. | 8 марта: Международный женский день. | 1 | 02.03 | |
26 | «Диалог с живописью». Онлайн-посещение выставки. Обмен информацией и мнениями. | 14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574). | 1 | 15.03 | |
27 | «Диалог с живописью». Онлайн-посещение выставки. Обмен информацией и мнениями. | | 1 | 22.03 | |
28 | «Диалог с театром». Онлайн-посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | | 1 | 05.04 | |
29 | «Диалог с театром». Онлайн-посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | | 1 | 12.04 | |
30 | «Диалог с театром». Онлайн-посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 19.04 | |
31 | «Диалог с театром». Онлайн – посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | 27 апреля: День российского парламентаризма. | 1 | 26.04 | |
32 | «Диалог с театром». Онлайн – посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | 9 мая: День Победы. | 1 | 08.05 | |
33 | «Диалог с театром». Онлайн – посещение спектакля. Обмен информацией и мнениями. | 18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев. | 1 | 17.05 | |
34 | Итоговое занятие «Друзья, прекрасен наш союз…!» | 24 мая: День славянской письменности и культуры. | 1 | 24.05 | |
| Итого: 34 часа |
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»
___________/Я.А. Борисова/
«25» августа 2023 г.
Класс | Название раздела | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
33