СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Культура общения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена по внеурочной деятельности "Культура общения" 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Культура общения"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОПЁНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


Согласовано

Зам. директора по УВР



___________/И. Н. Окрушко

Утверждаю

Директор школы

____________ В. К. Коровин

 Приказ №

от « » 201 г


 



  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) 

ДЛЯ _5 - 8_КЛАССОВ 

НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                             Составитель программы: Покачалова Татьяна

Николаевна,

I КК











2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1Настоящее положение о рабочей программе в МКОУ Копенкинская СОШ разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

  • Учебным планом школы;

  • Примерной программой по культуре общения 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.

  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; с положением о рабочей программе, программой «Культура общения» региональной компетенции под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2009г.


Настоящий вариант программы (5 издание) по сравнению с 4-м изданием (Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002) переработан. Существенному уточнению (прежде всего в области перераспределения материала, а также частично в области содержания) были подвергнуты блоки средних классов. Они переработаны с опорой на опыт лучших учителей и накопленный пятнадцатилетний опыт преподавания предмета; в них учтены новые достижения в области преподавания речеведческих дисциплин в отечественной науке и педагогической практике.

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по культуре общения для 5-7 и 8- го классов под редакцией И.А.Стернина, выпускаемым издательством ВОИПКРО.

  • Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2015г.

2. Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс (4-е издание)

Диалог и монолог. 6 класс: Пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО 2013г.

4. А.В.,Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Риторика (5-е издание),7 класс. Пособие.- Воронеж: ВОИПКиПРО ,2016г.

  • Журавлёва Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. Деловой этикет и имидж( 5-е издание), 8 класс. Пособие - Воронеж.

1.2 Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС в условиях школы.

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.4. Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля);

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса школы и контингента обучающихся.

1.5. Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы.

1.6. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:

  • программы по учебным предметам (образовательной области);

  • программы внеурочной деятельности;

  • программы элективных курсов, курсов по выбору.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане для обязательного изучения предмета «Культура общения» на этапе основного общего образования предусмотрено

105 часов:

- 5 класс: 1 час в неделю, 35 часов в год;

- 6 класс: 1час в неделю, 35 часов в год;

- 7 класс: 0,5 часа в неделю, 18 часов в год;

- 8 класс: 0,5 часа в неделю, 18 часов в год.





Цели, задачи:

Курс «Культура общения» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к эффективному речевому взаимодействию:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку, речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный успех в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

- освоение знаний о коммуникативно-направленной речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения и о технологиях использования речевых действий;

- формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, опирающихся на технологии и алгоритмы необходимых действий.

Приоритетные задачи курса «Культура общения» на второй ступени обучения:

1) продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;

2) выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;

3) работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;

4) осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;

5) осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;

6) учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;

7) осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по этому тексту.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

« КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Предметные результаты изучения предмета «Культура общения»:

  • овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;

  • приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;

  • освоение норм и правил повседневного общения и поведения,

  • способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,

  • готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?), и правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);

  • уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;

Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:

1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).

2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).

3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет – диалог – монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды – в начальном, среднем и старшем звене)

Формы контроля:

  • текущий контроль: устный опрос, беседа;

  • промежуточный контроль: творческая работа, самостоятельная работа;

  • итоговый контроль: тест, презентация.

К концу 5-го класса учащиеся должны знать понятия:

  • вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;

  • законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

  • принципы этикетного функции и виды этикета; национальные особенности этикета;

  • функции одежды, виды одежды по назначению; функции речевого этикета;

  • речевого этикета в стандартных коммуникативных с, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, 1 на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

  • функции письма, виды писем; правила оформления и написания писем;

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, теля, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего, причины конфликтов с ровесниками.



К концу 5-го класса учащиеся должны

знать:

основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах;



  • анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

  • строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его;

  • использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

  • определять и исправлять нарушения в этикете внешнего вида; соотносить внешний вид и ситуацию общения; произнести похвалу, комплимент и ответить на них; находить и исправлять нарушения норм речевого этикета;

  • правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

  • проявлять внешние формы уважения и доброжелательности;

  • четко произносить не менее 25 скороговорок.

уметь:

– отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки.

формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить,

принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.


Содержание учебного предмета "Культура общения" 5 класс

1-2. Понятие поведения и этикета


Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания и выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

3-4.История этикета.

Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Пословицы об общении.

5.Этикет внешнего вида

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.

Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.

Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Соответствие внешнего вида ситуации общения.

Гигиена как составляющая культуры человека.


6. Речевой этикет

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова».

Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.

Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, на уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.

7.Этикет личной переписки. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.

Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.

Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах – поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).

Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.

Электронная почта.

Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.


8. Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Конфуций, "Нагорная проповедь" в Библии, русские пословицы об универсальных правилах общения между людьми.

Основы человеческих отношений в современном обществе: доброжелательность к другим, уважение к окружающим. Внешние формы проявления уважения и доброжелательности: приветливость, благодарность, терпимость, сдержанность, вежливость, аккуратность, пунктуальность.

Основные принципы человеческих отношений в современном обществе: контролировать свое поведение, проявлять уважение к окружающим людям, помогать другим людям, не причинять ущерба другим людям, сдерживать свои эмоции, уметь выслушать другого, уметь представить себя на месте другого человека.

Законы общения: закон имени, закон отзеркаливания, закон «толпы», закон эмоционального подавления логики. Закон речевого поглощения эмоции: его отрицательные и положительные стороны. Отношение к грубым словам и ругательствам. Закон похвалы. Понятие комплимента.


9.Понятие ролевого поведения. Виды ролей: роли постоянные (мальчик, девочка, ученик, сын, дочь) и роли кратковременные (пешеход, покупатель, пассажир, больной). Умение соотносить свое поведение с ситуацией общения, умение вести себя в соответствии с ролью. Нарушение ролевого поведения и его последствия.


Общение со старшими

Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям: родственники, знакомые, незнакомые. Различия в общении с родственниками, со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Стандартные ситуации: приветствие, просьба, вопрос, извинение, сообщение о школьных проблемах. Учет настроения взрослых. Общение с соседями.

Роли сына, дочери, внука. Общение с взрослыми родственниками. Любовь родителей к своим детям и требовательность к детям. Чувство ответственности родителей за будущее детей. Ответственность детей за «мир в доме». Доброжелательные отношения с бабушками и дедушками и их поддержание. Умение сочувствовать друг другу. Общение с уставшими родителями. Рассказ о школьных проблемах родственникам. Что надо рассказывать, о чем можно не говорить родителям. Правила поведения сына, дочери, внука: проявление заботы, бережное отношение к здоровью, понимание душевного состояния взрослых, вежливость, помощь в домашних делах, предупреждение о невозможности прибыть вовремя, выполнение поручений, обращение за советом, сдерживание своих эмоций.

Роль ученика и общение с учителями. Особенности работы учителя. Понятия идеального учителя и ученика. Понятие сотрудничества учителя и ученика. Общение в условиях стандартных ситуаций урока. Основные правила роли ученика: иметь аккуратный вид; не опаздывать на урок; содержать в порядке учебники; не сорить в классе, в коридоре школы; при входе в класс учителя или других старших быстро и молча встать; на уроке не отвлекаться, не мешать учителю и товарищам; если необходимо задать вопрос, поднять руку; при обращении учителя или старшего к ученику, встать и выслушать стоя вопрос или просьбу; на перемене не бегать, не толкаться; перед старшими замедлить шаг.

Общение с младшими

Роль брата, сестры. Особенности малышей. Основные правила поведения брата, сестры по отношению к младшим членам семьи. Правила поведения младших сестер и братьев по отношению к старшим. Общение с незнакомыми малышами.

Общение с ровесниками

Роль друга, подруги. Понятия «друг», «подруга», «дружба». Принципы, на которых строится дружба. Качества настоящего друга: умение радоваться победам друга, умение сочувствовать, умение хранить тайны, готовность прийти на помощь, умение быть бескорыстным, умение прощать, общность интересов, преданность, верность. Русские пословицы о дружбе.

Общение с одноклассниками.

Бесконфликтное общение с ровесниками Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов в школе, на улице. Различие характеров как одна из причин конфликтов с ровесниками. Понятие темперамента. Типы характеров: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Особенности характера, темперамента и учет этого в общении друг с другом.

Ролевое поведение мальчика и девочки. Особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей.

Особенности поведения девочек. Отношение мальчиков и девочек друг к другу. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. Дружба между мальчиком и девочкой.


10.Ролевое поведение в общественных местах

Поведение на улице. Кратковременная роль: прохожий, пешеход. Стандартный сценарий ситуации: подготовка к выходу на улицу (определение цели, подбор подходящей одежды), движение по улице (как идти по улице, встречи со знакомыми, еда на улице), переход улицы (правила перехода со светофором, без светофора, с пешеходным светофором, на желтый свет, на переходах и вне переходов), правила личной безопасности на улице (безопасность в вечернее время, злая собака, приставание незнакомых, взрослых), соблюдение чистоты.

Поведение в транспорте. Кратковременная роль: пассажир. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта.

Поведение в магазине. Кратковременная роль: покупатель. Правила исполнения роли покупателя: вход в магазин, выбор покупки, соблюдение очереди, разговор с кассиром и продавцом.

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Кратковременная роль: зритель. Стандартная ситуация посещения театра: подбор соответствующей одежды (праздничная одежда, прическа), доброжелательное настроение, покупка билета заранее, исключение опоздания, гардероб, нахождение своего места, антракт, благодарность артистам за хорошее выступление, соблюдение тишины во время выступления, поведение в гардеробе, вручение цветов артистам.

11.Поведение в гостях. Прием гостей. Кратковременная роль: хозяин. Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей (этикет внешнего вида при приеме гостей, сервировка стола). Этикет встречи и проводов гостей. Этикет представления гостей родителям и другим гостям. Этикет вручения и получения подарка. Этикет чаепития. Темы для общения с гостями. Угощение и развлечение гостей. Игры, танцы. Правила поведения во время игры. Незваный гость.

Приход в гости. Кратковременная роль: гость. Принятие приглашения. Подготовка к визиту (этикет внешнего вида гостя, выбор подарка). Время прихода в гости. Встреча с хозяином. Развлечение в гостях. Правила поведения за столом. Продолжительность нахождения в гостях. Уход из гостей, прощание. Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях Поведение на школьных праздниках. Роль зрителя. Подготовка к празднику (этикет внешнего вида: праздничная, чистая одежда, соответствующая ситуации прическа; наличие хорошего настроения). Вход в зал, рассаживание по местам. Ожидание начала, разговоры в зале. Слушание выступлений. Поддержка «своих». Оценка выступлений. Выход из зала. Поведение на дискотеке. Танцы: приглашение, поведение во время танца.


Содержание учебного предмета

"Культура общения" 6 класс.


1. Культура устного диалога

Понятие диалога. Диалог как вид общения, когда собеседники поочередно говорят и слушают, обмениваясь высказываниями. Виды диалога: беседа, спор, интервью. Основные части интервью: вступление, основная часть, заключение. Как брать интервью.

Общие правила ведения диалога. Правила для говорящего: доброжелательность, вежливость, немногословие, ясность выражения мысли, умеренная эмоциональность, культура речи. Правила для слушающих: внимание, уважение к говорящему, поддержание контакта.

Слагаемые диалога: сама речь (вербальное поведение), жесты, мимика (невербальное поведение), условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (ситуация общения, возраст собеседника, его эмоциональное состояние, степень знакомства с ним).

Правила невербального поведения в диалоге: умеренность жестов, средняя громкость, средний темп речи, внешняя приветливость.

Правила вербального поведения в диалоге: доброжелательность, соблюдение речевого этикета, правил вежливости. Виды побуждений: просьба, приказ, совет; различия между ними.

Выражение эмоции и оценки в диалоге.

Как правильно делать замечания: их должно быть как можно меньше; делать замечания без свидетелей; говорить негромко и спокойно; сначала похвалить, потом сказать о недостатке; сказать, что дело легко исправить; подсказать, как можно исправить дело. Как отвечать на замечания: выслушивать, не перебивая; отвечать спокойным, ровным тоном; согласиться с замечанием в целом; возражать по отдельным пунктам; поблагодарить и пообещать исправиться.

Понятие спора. Виды спора: дискуссия, полемика, ссора. Правила эффективного спора. Понятие тезиса и аргумента. Правила поведения поссорившихся.

Правила слушания. Активное и пассивное слушание. Умение слушать, его слагаемые: внимание, дружелюбие, активность.

Слушать и слышать. Слушать – направлять свой слух на что-либо. Слышать – различать что-либо слухом. Прямые и косвенные высказывания.

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.


2. Культура устного монолога


Понятие монолога. Виды монологов: обычный, ораторский. Основные требования к монологу: краткость, содержательность, логичность, культура речи, выразительность, контакт с аудиторией.

Выразительность речи. Способы создания выразительности: логическое ударение, эмоционально-образная выразительность, звуковая выразительность. Выбор интонации при различных знаках препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие. Азбука стиховедения.

Поведение оратора в аудитории: благоприятное внешнее впечатление, движения, поза оратора, зрительный контакт, громкость, темп речи. Практические приемы борьбы с волнением.

Запоминание текста. Приемы запоминания. Типы памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, кратковременная, долговременная. Законы эффективного запоминания: выделение главной мысли; запоминание порциями; запоминание целого.

Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Правила подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.

Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Перевод письменной речи в устную. Устный ответ как монолог. Косвенная речь как способ передачи содержания чужой речи.

Правила подготовки пересказа. Выделение и формулирование главной мысли текста, определение смысловых частей, выделение опорных слов. Опорные слова: географические названия, имена людей, даты, важные подробности текста, научные термины.

Приемы сжатия текста: исключение подробностей; обобщение содержания текста; передача темы текста.

Подготовка устного ответа. Устный ответ по самостоятельно составленному плану.

Правила подготовки сообщения по самостоятельно составленному плану: определение темы, подбор литературы, выделение важных мыслей, составление конспекта, обдумывание выводов.

Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного текста. Итоговая контрольная работа.

Содержание учебного предмета

"Культура общения" 7 класс.


1. Понятие публичного выступления

Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора в аудитории.


2. Структура публичного выступления

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приёмы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание и учет в процессе подготовки публичного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.

3. Подготовка публичных выступлений различных видов


Информационные выступления

Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и др.

Общие требования к подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность жестикуляции; малоэмоциональность.

Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции). Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.


Протокольно-этикетное выступление

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.



Презентация как жанр публичного выступления

Понятие презентации как жанра публичного выступления.

Виды презентаций: самопрезентация (рассказа о себе), представление кого-либо или чего-либо, рекламного текста. Основные правила подготовки и представление презентации

Правила публичного рассказывания анекдотов.

Правила подготовки и произнесения тоста.

Убеждающее выступление


Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и аргументы «против». Приёмы усиления убедительности речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.

4. Систематизация и закрепление полученных навыков


Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.

Анализ публичного выступления.

Практикум по аргументации.

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимися темам.


Содержание учебного предмета "Культура общения" 8 класс.


1.Понятие «этикет» (1 час).

Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета: упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей, предупреждение конфликтов, ликвидация конфликтов. Понятие культурный человек. Понятие вежливости.

Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета.

2.История становления этикетных норм (2 часа).

Зарождение этикета в древности.

Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива.

Особенности поведения первобытного в отношении стариков, женщин, детей. Практическая необходимость как одна из главных причин особого отношения к этим членам коллектива. Обряд инициации как ритуал приобщения юношей к взрослой жизни, участие стариков в этом обряде. Правила гостеприимства как одни из первых этикетных правил в обществе.

Отличия во внешнем облике разных членов первобытного коллектива. Различия в поведении мужчин и женщин, обозначившиеся еще в первобытной истории человечества. Женские и мужские табу в поведении и в языке, сохранившееся отчасти до сегодняшнего времени.

Первобытный этикет приветствия, его «особые», несовременные функции - узнать «своего», показать другому, что ты «свой» и таким образом, сохранить свою жизнь.

Семейный этикет в первобытные времена. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Погребальные ритуалы как важный признак культуры, отличающий человека от животного.

Этикет в античном обществе.

«Одиссея» и «Илиада» Гомера как источник наших сведений об этикете в Древней Греции. Главные занятия благородного человека того времени - участие в спортивных состязаниях, в войнах, отправление религиозных культов. Правила поведения, связанные с; этими занятиями. Правила погребения и уважительное отношение к мертвым. Правила чести военного. Правила проведения спортивных состязаний.

Правила поведения в сфере политической жизни. Ораторское мастерство как залог успеха в политике того времени. Риторика как основной предмет изучения в римских школах. Развитие речи как основная задача в таких школах, порядок обучения, ступени приобщения; к грамотности (обучение чтению, письму и счету; объяснительное чтение классических авторов).

Ограничения, налагаемые в сферах семейной и политической жизни на женщин Древней Греции, и относительная свобода женщин Древнего Рима. Особенности существования раба среди свободных людей в Греции и Риме.

Сословное неравенство в Древнем Риме и его отражение в этикетных нормах. Сословное неравенство, проявляющееся в театре, на спортивных состязаниях. Правила поведения в Римском Сенате.

Этикет Средних веков и эпохи Возрождения.

«Рыцарские» взаимоотношения в средневековом обществе, их отражение в рыцарских романах и в реальной жизни. Устройство: жилища средневекового рыцаря. Особенности столового этикета того времени. Изменения в сфере моды в конце Средневековья. Неудобство одежды как признак принадлежности к высшему сословию. Внешний облик человека средневековья (прическа, одежда). Идеал женской и мужской красоты в Средневековье.

Изменение планировки жилища в эпоху Возрождения как признак усиления личностного начала в обществе. Придание кулинарии статуса искусства. Изменения в сфере мужской и женской моды.

Становление этикетных норм в России (XVI-XX вв.). «Домострой» (XVI в.) и его роль в утверждении этикетных норм того времени. Этикет семейной жизни по «Домострою». Внешний облик русского человека (мужчины и женщины), регламентируемый «Домостроем».

Правила поведения при дворе, одобряемые «Домостроем». «Местничество» как принцип взаимоотношений представителей высшего сословия. Проявление этого принципа в официальных ситуациях.

Петровские реформы в области культурной жизни (конец XVII - начало XVIII века), их выражение в указах. Изменение внешнего облика русского человека. Изменения внутри семьи, санкционированные Петром: замена домашнего воспитания образованием в специальных учебных заведениях, привлечение женщин к общественной жизни. Ассамблея как новый тип проведения досуга в России. Порядок проведения ассамблей. «Юности честное зерцало» как свод правил поведения молодого аристократа XVIII века. Ориентированность дворянской культуры на европейские образцы поведения.

Особенности крестьянской культуры XVIII-XIX веков, ее традиционность. Общительность как принцип организации жизни в деревне. Идеал крестьянина, реализованный в нравственных и этикетных требованиях, предъявляемых к каждому члену крестьянской общины. Почитание старших как одно из требований крестьянского этикета, его отражение в русском фольклоре.

Особенности купеческой культуры. Традиционные («Домостроевские»), русские корни купеческой культуры и особенности европейского быта, проявившиеся в ней. Отражение купеческого этикета в произведениях А.Н. Островского.

Этикет в России советского периода. Попытки отказаться от культуры прошлого в начале XX века. Возродившийся интерес к этикету (традиционному европейскому) в 90-е годы как свидетельство формирования открытого общества. Тенденции развития современного русского этикета.


3.Восточный и западный этикет: сходства и различия (2 часа).

Различие в уровне регламентированности жизни в восточной и западной культурах. Более высокий уровень регламентированности жизни в восточных культурах. Феодальный этикет как основа восточной вежливости. Религиозно-нравственные принципы как основа западной вежливости. Декларируемое на Востоке неравенство между мужчиной и женщиной, старшим и младшим. Отсутствие в большинстве случаев такого неравенства в западных культурах. Демократичность западных культур и патриархальность культур восточных.

Преобладание правил отношений с незнакомыми на Западе, со знакомыми - на Востоке. Почитание старших как основа восточного этикета, почитание равных как основа западного этикета.


4.Виды и принципы современного этикета (6 часов).

Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета.

Этикет поведения как совокупность действий людей в обществе, признаваемых образцовыми для тех или иных ситуаций. Этикет повседневного поведения и специальный этикет (дипломатический, военный и т.п.) как составляющие этикета поведения.

Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые взаимоотношения между людьми. Этикет письменного и этикет устного общения как составляющие речевого этикета.

Этикет внешнего вида как принятые в обществе требования к внешнему виду членов обществе, признаваемые образцовыми для тех или иных ситуаций.

Принципы этикета как основа общих норм этикета: демонстрируй уважение и дружелюбие; соблюдай умеренность в поведении; изменяй свое поведение в зависимости от ситуации; веди себя с другими так, как ты хотел бы, чтобы люди вели себя по отношению к тебе.


5.Понятие имиджа (1 час).

Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.

Имидж как сведения для окружающих о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, семейное положение, ваши финансовые возможности, ваш вкус, культура, воспитанность, отношение к людям др. Неосознаваемое и сознательное предъявление своего имиджа. Роль первого впечатления. Значение имиджа для представителей шоу-бизнеса. Значение точно выбранного имиджа для политика. Имиджмейкер и его роль в создании образа политика.

Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей: «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», «готовый прощать», «не дающий спуску» и т.д.

Значение имиджа для рядового человека. Необходимые условия создания своего имиджа: знать свой фактический имидж, знать, как тебя воспринимают окружающие, понимать, как тебя воспринимают по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи. Значение умения формировать свой текущий имидж, уметь нравиться, производить благоприятное впечатление, вызывать доверие, располагать собеседника к себе.

Три основные слагаемые имиджа - внешность, речь, поведение.

Формирование имиджа. Разграничение ситуативной роли и имиджа Ситуативная роль как особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной ситуации, чтобы достичь определенной цели. Роль как определенная типовая модель поведения.

Социальные и коммуникативные роли. Социальная роль как поведение человека, обусловленное его социальным статусом. Проявление социальной роли. Начальник, подчиненный, отец, мать, сын, дочь, учитель, милиционер, продавец, пешеход, мужчина, женщина, взрослый как социальные роли.

Коммуникативная роль как образ, который человек создает в общении для достижения определенной цели. Уверенный, распорядитель, знаток, сомневающийся, скромный, неудачник, унылый, весельчак, кокетка, суровый, простак и т.д. как коммуникативные роли. Структура коммуникативной роли.

Имидж как долговременная коммуникативная роль. Соотношение имиджа и этикета поведения. Этикетный характер положительного имиджа. Понятие отрицательного имиджа. Положительный имидж как имидж, базирующийся на соблюдении этикетных норм.


6.Этикет внешнего вида (2 часа).

Законы моды и этикет.

Этикет внешнего вида как принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества, признаваемые образцовыми для тех или иных ситуаций. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма.

Соотношение этикета и моды. Мода как смена форм и образцов одежды, Функции одежды: утилитарная, эстетическая, коммуникативная. Законы моды как законы развития моды и законы сочетания элементов одежды, обуви, прически и т.д.

Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Структура стиля: определенные элементы одежды, обуви, прически, украшений. Особенности спортивного, делового, молодежного, романтического, флиртующего, классического стилей.

Индивидуальный стиль как совокупность деталей внешнего гида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность.

Соотношение этикета и моды. Умеренность как главный принцип эти кета.

Мода и индивидуальный стиль. Облик человека как «сочетание линий, цветов и фактур». Особенности воздействия тех или иных цветов, используемых в костюме. Способы создания определенных форм и силуэтов костюма. Роль вертикальных, диагональных и овальных линий.

Законы ансамбля: закон цвета, закон рисунка, закон формы, закон СООТВЕТСТВИЯ.

Учет типа внешности при выборе костюма. Насыщенный тип, светлый тип, приглушенный тип как основные типы внешности. Их признаки.

Гармоничные сочетания обуви, прически, аксессуаров, костюма и т.п.

Характеристика отдельных стилей: классический стиль, романтический стиль, экстравагантный стиль, спортивный и флиртующий стили. Особенности линий, силуэтов, причесок, аксессуаров, из которых складываются эти стили. Необходимость соотносить стиль с возрастом, социальным положением, ситуацией общения и т.п.


7. Речевой этикет (2 часа).

Языковой паспорт человека как информация, которую несет о говорящем его речь (пол, возраст, профессия, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, уровень

воспитанности, культуры). Языковой паспорт человека и его формирование.

Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека.

Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета.

Трудные случаи речевого этикета как случаи с неустановившимися нормами. Либеральность норм как одна из особенностей русского речевого этикета. Характеристика трудных случаев и тактика поведения в этих ситуациях (отсутствие нейтральных обращений к незнакомому человеку, отсутствие общепринятой формулы принятия комплимента, проблема повторного приветствия, отсутствие сценария застольного разговора, повышенная громкость речи, допустимость физического контакта между собеседниками, малая дистанция между ними, отсутствие разговорных и межстилевых формул выражения соболезнования, тематическое многообразие обсуждаемых проблем, нечастое использование в общении формул извинения, частое использование жаргона, использование грубой и нецензурной (инвективой) лексики в общественных местах).

Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления в речи жаргона: стремление к экспрессивности, демонстрация принадлежности к группе. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Жаргон как «язык для своих». Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия.

Разделение речевого этикета на этикет устного и письменного общения. Формулы вежливости и правила ведения переписки как составляющие этикета письменного общения.

Обязательные (письма-поздравления, письма-благодарности за оказанное гостеприимство или какую-либо другую услугу, письма-соболезнования по поводу смерти близких адресата) и необязательные письма.

Понятие «адресат» и «адресант».

Формулы вежливости и правила ведения переписки как составляющие этикета письменного общения.

Правила написания обязательных писем (обязательность даты; письма с выражением благодарности, соболезнования, поздравительные пишутся от руки; поздравления с праздниками, днем рождения - на цветных открытках; неэтикетность писем на листах, вырванных из тетради, писем с грамматическими ошибками и исправлениями, зачеркиваниями; необходимость выдерживания сроков написания писем и сроков ответа на определенные типы писем — благодарность за оказанное гостеприимство, выражение соболезнования, поздравление с праздниками и др.).

Структура поздравительного письма: дата, обращение, поздравление, пожелание, прощание, подпись). Структура благодарственного письма (дата, обращение, благодарность, выражение надежд на следующую встречу, подпись). Структура письма- соболезнования (дата, обращение, соболезнование, подпись).

Личное письмо как письмо, адресованное одним человеком другому и касающееся по своему содержанию только этих двух людей. Знакомые, друзья, родственники, любимый человек как адресаты личных писем. Личные письма как разновидность необязательных писем. Функции личной переписки (сообщение информации, выражение эмоционального отношения, решение деловых вопросов),

Типы личных писем (деловые, информационные, дружеские, любовные). Предмет обсуждения в деловых письмах - текущие дела, которые требуют каких-либо согласованных действий пишущих друг другу людей. Информационные письма как письма - извещения о состоявшемся или намечающемся событии. Темы дружеских писем - события в жизни друг друга, новости частной жизни, обмен мнениями по тем или иным вопросам. Характеристика любовных писем.

Структура личного письма (дата, обращение, ссылка на полученное от' адресата письмо, ответы на вопросы, заданные в предыдущем письме, основное содержание письма, подпись).

Правила личной переписки (обязательность даты, обращения; возможность написания любого типа личных писем (кроме любовных) на машинке или на компьютере, но обязательность подписи от руки; аккуратность обрезки листа; аккуратность сложения листа с письмом перед его помещением в конверт; чистота и аккуратность почерка; недопустимость больших исправлений в тексте; недопустимость отправления писем, написанных под копирку; обязательность нумерации страниц).

Как правильно отвечать на письма (ответить в течение недели; ответить на вопросы, поставленные вашим корреспондентом).

Отношение к чужим личным письмам.





8. Трудные случаи этикета поведения (1 час).

Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм и большое значение имеет сама ситуация общения.

Правила поведения в театре (драматическом, музыкальном). Правила поведения на улице. Правила поведения в такси. Правила общения мужчин и женщин.

Понятие о семье как о коллективе, в котором есть начальники и подчиненные. Сосуществование нескольких поколений в семье как главная причина конфликтов в ней. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Правила поведения младших членов семьи по отношению к старшим, основанные на понимании интересов старших и особенностей поведения людей определенного возраста.

Этикет семейного общения. «Опасное», с точки зрения возможности возникновения конфликтов в семье, время. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе.

Проблема существования в группе. Типы групп, основанные на подчинении. Типы групп, позволяющие каждому из своих членов проявить себя. Проблема одновременного воздействия на личность подростка родителей и сверстников и сохранение индивидуальности. Проблема поиска «своей» группы. Возможность и необходимость существования в нескольких группах одновременно.

«Ярлык» как отличительный знак личности подростка в группе. Проблема соответствия своему ярлыку в своем общении и поведении.

Этикет дружеских отношений. Знакомство, родственные, деловые, товарищеские, приятельские, дружеские как основные типы отношений между людьми. Симпатия, доверие, добровольность, откровенность, взаимопомощь, постоянное общение, общность интересов как основа и принципы дружеских отношений.

«Правила дружбы», базирующиеся на этих принципах. Несоблюдение «правил дружбы» как причина ссор между друзьями.

Этикет взаимоотношений юноши и девушки.

Инициативность, искренность как необходимые качества поведения при знакомстве. Требования, предъявляемые юношами к девушкам. Требования, предъявляемые девушками к юношам. Допустимые варианты начала знакомств.

Поведение на свидании. Формы приглашения на свидание. Одежда, в которой можно прийти на свидание. Место свиданий. Допустимые и недопустимые разговоры при свидании. Формы окончания свидания.

Правила поведения молодой пары в гостях. Способы понравится родителям своего избранника.

Правша поведения при ссоре. Правила, позволяющие предупредить ссору. Разрыв отношений и правила поведения во время разрыва и после него. «Балансный лист» как прием выхода из кризиса после разрыва.


9. Этикет публичной дискуссии (1час).

Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей т данный момент однозначного решения. Поиск правильного решения того или иного вопроса, по которому в настоящее время в обществе существуют различные, несовпадающие, а иногда и прямо противоположные точки зрения как основная цель проведения дебатов.

Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика.

Спор как обсуждение разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту. Публичный и межличностный спор.

Дискуссия как публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор «на установление истины». Публичная и межличностная дискуссия.

Полемика как публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор «на победу». Публичная и межличностная полемика.

Диспут как публичный, заранее подготовленный, «отрепетированный» спор на какую-то общественно значимую проблему.

Дебаты как публичное обсуждение какой-либо спорной общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему.

Прения как публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.

Полемика, дискуссия и диспут как разновидности спора (обсуждение разногласий). Дебаты и прения как разновидности обсуждения проблемы. Отличие дебатов от прений. Аргументированное высказывание своей точки зрения вместо спора как важнейшая особенность дебатов. Недопустимые при дебатировании фразы.

Отсутствие в российском обществе устойчивых традиций публичного обсуждения представляющих общественный ингерес вопросов. Отсутствие общепризнанных правил проведения таких мероприятий, единых требований к регламенту, распределению ролей участников обсуждения и др. Значение публичного обсуждения общественно значимых проблем для формирования демократического общества.

Цели обучения дебатированию: формирование у граждан навыков аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм.

Правила проведения дебатов. Возможные проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам. Цели дебатов, которые необходимо поставить перед учащимися: найти, проанализировать и продемонстрировать оппонентам и аудитории как можно больше разных аргументов и сопоставить их, а не настаивать на своей точке зрения.

Порядок проведения дебатов. Роль дебатного тренера. Роль зрителей. Регламент дебатов. Правила для участников дебатов.

Тестирование



Тематическое планирование 5 класс



п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Тема 1, 2. Понятие поведения, этикета

2

2.

Тема 3, 4. История и национальные особенности этикета

4

3.

Тема 5. Этикет внешнего вида

3

4.

Тема 6. Понятие речевого этикета

3

5.

Тема 7. Этикет личной переписки

3

6.

Тема 8. Правила и законы общения

2

7.

Тема 9. Понятие ролевого поведения

3

8.

Тема 10. Ролевое поведение в общественных местах

7

9.

Тема 11. Поведение в гостях

Контрольная работа

5

1

11.

Резервные часы

2


Итого

35




Тематическое планирование 6 класс

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Тема 1. Диалог и его составные части

1

2.

Тема 2. Основные требования к поведению собеседников

4

3.

Тема 3. Спор, как способ обсуждения разногласия

3

4.

Тема 4. Понятие монолога

4

5.

Тема 5. Этапы монолога, пересказа. Зачёт №1

5

6.

Тема 6. Преобразование письменного текста в устную речь

4

7.

Тема 7. Монолог – пересказ и его виды

4

8.

Тема 8. Устный ответ как разновидность монолога. Зачёт №2.


6

9.

Итоговая контрольная работа

2

10.


Резерв

2



Итого:

35






Тематическое планирование 7 класс

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Понятие публичного выступления

1

2.

Структура публичного выступления


10

3.

Систематизация и закрепление полученных навыков

2

4.

Итоговая контрольная работа

2

5.

Итоговый урок

1

6.


Резерв

2


Итого

18



Тематическое планирование 8 класс


п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Понятие «этикет»

1

2.

История становления этикетных норм

2

3.

Восточный и западный этикет: сходства и различия

2

4.

Виды и принципы современного этикета

6

5.

Понятие имиджа

1

6.

Этикет внешнего вида

1

7.

Речевой этикет

2

8.

Трудные случаи этикета поведения

1

9.

Этикет публичной дискуссии

1

10.

Тестирование. Подведение итогов

1


Итого

18



Календарно-тематическое планирование 5 класс


п/п

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

1-2

Мы живем среди людей

2

5.09

12.09

5.09

12.09

3-4

Этикет и этикетка

2

19.09

26..09

19.09

26.09

5

Как возник этикет.

1

3.10

3.10


6

Этикет народов мира


1

10.10


10.10


7

Что делает человека привлекательным

1

17.10

17.10

8

Функции одежды.

1

24.10

24.10

9


Правила моды

1

7. 11

7. 11

10

«Как ваше слово отзовется».

1

14.11

14.11

11

Формулы речевого этикета

1

21.11

21.11

12

Языковой паспорт человека

1

28.11

28.11

13



Зачем, о чем и как писать письма

1

05.12

05.12

14

Поздравительные письма

1

12.12

12.12

15

Практикум по написанию писем

1

19.12

19.12

16

Почему нужны правила общения.

1

26.12

26.12

17

Законы общения

1

09.01

09.01

18


Семь наших «Я»

1

16.01

16.01

19

Взрослые и дети

1

23.01

23.01


20


Взрослые и дети

1


30.01


30.01

21

Роль ученика и общение с учителем.

1

06.02

06.02

22

Роль друга, подруги.


1


13.02


13.02


23

Общение с одноклассниками


1


20.02


20.02


24

Эти трудные роли мальчика и девочки


1

27.02

27.02

25

Общение с младшими. Роль брата, сестры


1

05.03

05.03

26


Поведение на улице, в транспорт, магазине и в театре

1

12.03

12.03

27

Поведение на улице, в транспорте магазине и в театре


1

19.03

19.03

28


Мы принимаем гостей.

1






29

Мы приходим в гости.


1








30

Как развлечь гостей

1



31

Подготовка к контрольной работе


1







32

Контрольная работа

1



33

Подведение итогов

1



34-35

Резерв

2






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

(план)


Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

1

Понятие диалога и его слагаемых.


1



6.09

6.09

2

Участники и ситуация общения

1

13.09

13.09

3

Особенности вербального и невербального поведения собеседников.


1

20.09

20.09


4

Особенности вербального и невербального поведения собеседников

1

27.09

27.09

5

Выражение эмоций, критики, реакция на замечания и критику во время диалога

1

4.10

4.10

6

Правила активного слушания, умение задавать вопросы и отвечать на них

1

11.10

11.10

7

Спор и его виды; правила ведения спора.

1

18.10

18.10

8

Тезис и аргументы, правила аргументации

1

25.10

25.10

9

Практикум по подбору аргументов к заданному тезису

1

8.11

8.11

10

Понятия монолог-декламация.

1

15.11

15.11

11

Монолог-пересказ готового текста.



1

22.11

22.11

12

Монолог риторический.


1


29.11


29.11


13

Требования к подготовке монолога и к поведению оратора


1

6.12

6.12

14

Понятие устного ответа.

1

13.12

13.12

15

Определение объема темы; знакомство с текстами по заданной теме.

1

20.12

20.12


16

Составление плана раскрытия темы.


1

27.12

27.12

17

Понятие конспекта, правила сокращения слов, выделение опорных слов в конспекте


1



18

Подготовка к зачёту

1





19

Зачёт №1


1



20



Основные отличия письменной речи от устной.

1



21



Основные правила перевода письменного текста в устную речь.

1



22

Преобразованию текста.

1









23

Преобразованию текста.

1








24

Пересказ и его виды

1








25

Пересказ и его виды

1




26

Подготовка пересказа текстов различной тематики.



1



27

Составление ответов на основе

одного или нескольких источников.

1



28

Обобщение изученного. Подготовка к зачёту.

1



29

Зачёт №2

1



30

Подготовка к контрольной работе.

1



31

32

Итоговая контрольная работа

2



3 3

Подведение итогов

1



34

35

Резервные уроки

2







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

корректировки

1

Публичное выступление и его виды. Требования к публичному выступлению

1

15.01

15.01

2-3

Структура публичного выступления. Понятие риторических приемов. Виды риторических приемов. Соотнесение их с требованиями к монологу.

2

22.01

29.01

22.01

29.01

4

Практикум

1

5.02

5.02

5

Понятие информационного выступления и его виды.

1

12.02

12.02

6

Особенности подготовки доклада и сообщения как публичного выступления.

1

19.02

19.02

7

Описание как тип информационной публичной речи.

1

26.02

26.02

8

Практикум


1

4.03

4.03

9

Понятие протокольно-этикетного выступления. Виды и структура протокольно-этикетного выступления.

1

11.03

11.03

10

Особенности построения похвального слова, его отличие от комплимента. Поздравительная речь. Практикум


1

18.03

18.03

11-12

Понятие презентации, ее виды. Правила подготовки и структура построения различных видов презентации: самопрезентация (рассказа о себе), представление кого-либо или чего-либо, рекламного текста. Практикум.


2



13

Понятие убеждающего выступления и его структура.

1



14


Эффективные приемы аргументации.

Практикум.

1




15

Итоговая контрольная работа

1



16

Анализ контрольной работы

1




17-18

Резерв

1





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

корректировки

1

Этикет, его общественные функции и значение.

1

10.01

10.01


2


Зарождение этикета в древности

Этикет Античности


1

17.01

17.01


3

Этикет эпохи средневековья, Возрождения

1

24.01

24.01


4

Восточный и западный этикет: сходства и различия

1

31.01

31.01


5

Становление этикетных норм в России в XVI-XVII вв. и XVIII-XX вв.

1

7.02

7.02


6

Виды и принципы современного этикета. Этикет поведения в общественных местах

1

14.02

14.02


7

Законы моды и этикет. Мода и индивидуальный стиль. Основные стили одежды

1

21.02

21.02


8

Трудные случаи русского речевого этикета

1

28.02

28.02


9

Языковой паспорт человека и его формирование Этикет написания писем

1

6.03

6.03


10

Дебаты «Нужна ли школьная форма»

1

13.03

13.03


11

Понятие имиджа. Формирование имиджа

1

20.03

20.03


12

Этикет дружеских отношений. Сочинение: "Кто такой настоящий друг?"

1




1



13

Дебаты «Подавляет ли коллектив индивидуальность?»

1




14

Этикет семейного общения

1




15

Дебаты «Всегда ли правы взрослые?»

1




16

Привлечение внимания и поддержание отношений. Этикет подарка.

1




17

Мы поссорились. Повторение

1




18

Тест. Подведение итогов.





1