СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Литература Дона"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литература Дона"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Митякинская средняя общеобразовательная школа













Рабочая программа по литературе

«Литература Дона»

5 класс.





Составитель: Агеева М.С.






















Ст. Митякинская

Пояснительная записка.

В систему регионального компонента литературного обра­зования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Дона» (35 часов).

Донская литература имеет большую истори­ко-литературную и познавательную ценность как высоко художе­ственный памятник общерусской культуры и в то же время фено­мен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.

Основная цель изучения курса «Литература Донского края»:через приобщение школьников к поэтическому миру дон­ского фольклора и быта казаков Дона способствовать постиже­нию основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.

Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

  • раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;

  • расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;

  • заложить понимание взаимосвязи лучших образцов ху­дожественной литературы с фольклором;

  • познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;

  • развивать воображение, фантазию, творческие возмож­ности, интерес к различным видам искусства;

  • учить выразительно читать произведения фольклора.

Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса. Спецификой структуры курса является его ин­тегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, пес­ни) и сценические картины казачьего быта.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанно­го чтения, способности общения с художественным миром про­изведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в группах сменного состава.

Формы текущего и итогового контроля Методы и формы организации контроля:

  • текущий опрос,

  • фронтальный опрос,

  • тест,

  • диагностика навыка чтения,

  • выразительное чтение, чтение наизусть,

  • картинный план,

  • пересказ,

  • чтение по ролям,

  • творческий пересказ,

  • тематический контроль,

  • итоговый контроль.

Критерии и нормы оценок обучающихся

Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга.

Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если

  • ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;

  • показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,если

  • он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, реподуктивный, частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема урока

К –во часов

Тип урока

Виды деят-ти

Вид контроля

Прогнозируемые результаты

Дата провед








План

Фактич

1

2

3

4

5

6

7

9

10

1

Литература Дона и о Доне

1

Урок усвоения новых знаний

Сопоставление произ­ведений русской и донской литературы

Развернутый ответ на вопрос: «Какие произ­ведения о Доне дон­ских писателей и других писателей вы знаете?»

Знание фольклора донского края



2

Пословицы и поговорки жителей Дона


1

Урок усвоения новых знаний

Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразитель­но-выразительных средств, использован­ных в пословицах и поговорках

Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и погово­рок?» или сочинение по пословицам

Знание фольклора донского края



3

Загадки Дона

1

Урок усвоения новых знаний

Тематический подбор загадок. Анализ струк­туры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки

Составление загадок о Доне и его жителях

Знание фольклора донского края



4

Сказы. былички, байки Дона

1

Урок усвоения новых знаний

Краткий пересказ ска­зов, быличек, баек. Анализ языковых осо­бенностей данных жанров

Выразительное чтение по ролям

Знание фольклора донского края



5-7

Сказки жителей Дона различных национальностей

3

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ

Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается на­родная мудрость сказки?»

Знание фольклора донского края



8-10

Народные сказки казаков Дона

Волшебные сказки.

Сказки о животных.

Сказки об истории Дона

3

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ

Составление сказок о Доне и его жителях

Знание фольклора донского края



11-13

Сказки казаков-некрасовцев

3

Урок закрепления изученного

Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Уст­ное словесное рисование. Выявление роли иллюстра­ций в раскрытии идеи произ­ведения. Выборочный пере­сказ.

Составление сце­нария сказки. Со­ставление компо­зиционного плана сказки

Знание фольклора донского края



14-15

А.П.Чехов «Наивный леший»

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Пересказ с элементами комментария. Анализ идей­но-художественного

Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки»

Знание писателей-классиков Дона



16-18

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

3

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, раз­личные виды пересказа. Устное словесное рисова­ние. Сопоставление сказок автора с народными сказка­ми. Рассказывание сказок

Защита читатель­ского дневника

Знание писателей Дона



19- 20

Ю.А.Дьяконов «Восемь вол­шебных желудей»

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения

Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»

Знание писателей Дона



21-22

П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев

Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни»

Знание писателей Дона



23-24

Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»

2

Урок усвоения новых знаний


Анализ фантастического сюжета. Выборочное выра­зительное чтение. Выявле­ние гуманистической пози­ции автора

Беседа по вопросам

Знание писателей Дона



25-26

Н.А.Суханова «Сказка о Юппи»

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Пересказ с элементами комментария. Устное сло­весное рисование. Выявле­ние нравственных проблем сказки

Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»

Знание писателей Дона



27

А.С.Пушкин «Дон»

1

Урок усвоения новых знаний


Анализ поэтики стихотворе­ния (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выра­зительное чтение

Чтение наизусть

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае



28

Л.Н. Толстой «Метель»

1

Урок усвоения новых знаний


Подробный пересказ. Ана­лиз эпизодов: средства соз­дания образов и характери­стики героев

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Тол­стого на Дону из его рассказа»

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае



29

А.П.Чехов «Умный дворник»

1

Урок усвоения новых знаний


Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе

Инсценирование рассказа

Знание писателей-классиков Дона



30

А.П.Чехов «Дорогая соба­ка»

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Пересказ с элементами ком­ментария. Характеристика главного героя. Сопоставле­ние с рассказом «Умный двор­ник»

Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рас­сказах А.П.Чехова?»

Знание писателей-классиков Дона



31

А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»

1

Урок усвоения новых знаний


Выразительное чтение, выяв­ление особенностей речевой характеристики героя, опреде­ление авторской позиции. Сопоставление героя с други­ми чеховскими героями

Письменный ответ на вопрос: «Какой из рас­сказов Чехова показался мне самым смешным и почему?»

Знание писателей-классиков Дона



32

М.Шолохов «Федотка»

1

Урок усвоения новых знаний


Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям

Письменный ответ на вопрос «Чем мне запом­нился Федотка?»

Знание писателей-классиков Дона



33

А.Г.Гарнакерьян «Над До­ном - рекой» (сборник)

1

Урок усвоения новых знаний


Выразительное чтение стихо­творения. Определение по­этической идеи стихотворе­ния. Анализ пейзажных зари­совок, поэтический прием (одушевление, метафора)

Чтение наизусть стихо­творения одного по вы­бору

Знание писателей Дона



34

В.И.Фролов. Стихотворе­ния о Доне

1

Урок усвоения новых знаний


Выразительное чтение. Выяв­ление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения

Подбор стихотворений о Доне для сборника

Знание писателей Дона



35

Итоговое занятие

1

Урок контроля

Выполнение теста

Тестовая работа

Знание теоретического материала курса





















Мониторинг качества обученности.


Таблица по видам контроля.


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3

Четверть

4

Четверть

Год

итого

Административный контроль знаний, умений и навыков







Количество плановых контрольных работ







Количество самостоятельных работ







Количество других видов работ







Количество экскурсий










Карта-схема проверки рабочей программы


Дата

Учитель

Предмет

Класс

Содержание

программного

материала

Выполнение программ

Организация повторения пройденного материала

Количество

контрольных

работ

Резерв времени

Выводы и предложения

Примечание

















































































































































Подпись _____________

«С выводами ознакомлен»:__________________________________________________

« __»_________________




Информация о корректировке рабочей программы

Учитель _____________________________

Класс ______________

Предмет _____________________________

Причина невыполнения программы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество часов отставания ________________________________________

Способ корректировки календарно-тематического планирования (объединение уроков, сжатие тем, комбинирование предметов и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!