Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митякинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по литературе
«Литература Дона»
5 класс.
Составитель: Агеева М.С.
Ст. Митякинская
Пояснительная записка.
В систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Дона» (35 часов).
Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Литература Донского края»:через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
учить выразительно читать произведения фольклора.
Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса. Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Для подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в группах сменного состава.
Формы текущего и итогового контроля Методы и формы организации контроля:
текущий опрос,
фронтальный опрос,
тест,
диагностика навыка чтения,
выразительное чтение, чтение наизусть,
картинный план,
пересказ,
чтение по ролям,
творческий пересказ,
тематический контроль,
итоговый контроль.
Критерии и нормы оценок обучающихся
Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если
ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если
он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, реподуктивный, частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | К –во часов | Тип урока | Виды деят-ти | Вид контроля | Прогнозируемые результаты | Дата провед |
| | | | | | | План | Фактич |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 |
1 | Литература Дона и о Доне | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление произведений русской и донской литературы | Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?» | Знание фольклора донского края | | |
2 | Пословицы и поговорки жителей Дона | 1 | Урок усвоения новых знаний | Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках | Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?» или сочинение по пословицам | Знание фольклора донского края | | |
3 | Загадки Дона | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки | Составление загадок о Доне и его жителях | Знание фольклора донского края | | |
4 | Сказы. былички, байки Дона | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров | Выразительное чтение по ролям | Знание фольклора донского края | | |
5-7 | Сказки жителей Дона различных национальностей | 3 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ | Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?» | Знание фольклора донского края | | |
8-10 | Народные сказки казаков Дона Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона | 3 | Урок закрепления изученного | Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ | Составление сказок о Доне и его жителях | Знание фольклора донского края | | |
11-13 | Сказки казаков-некрасовцев | 3 | Урок закрепления изученного | Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ. | Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки | Знание фольклора донского края | | |
14-15 | А.П.Чехов «Наивный леший» | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного | Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки» | Знание писателей-классиков Дона | | |
16-18 | П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» | 3 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок | Защита читательского дневника | Знание писателей Дона | | |
19- 20 | Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей» | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» | Знание писателей Дона | | |
21-22 | П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь» | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев | Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни» | Знание писателей Дона | | |
23-24 | Н.А.Суханова «Многоэтажная планета» | 2 | Урок усвоения новых знаний | Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора | Беседа по вопросам | Знание писателей Дона | | |
25-26 | Н.А.Суханова «Сказка о Юппи» | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки | Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?» | Знание писателей Дона | | |
27 | А.С.Пушкин «Дон» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение | Чтение наизусть | Знание творчества великих русских писателей о Донском крае | | |
28 | Л.Н. Толстой «Метель» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев | Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа» | Знание творчества великих русских писателей о Донском крае | | |
29 | А.П.Чехов «Умный дворник» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе | Инсценирование рассказа | Знание писателей-классиков Дона | | |
30 | А.П.Чехов «Дорогая собака» | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник» | Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?» | Знание писателей-классиков Дона | | |
31 | А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение, выявление особенностей речевой характеристики героя, определение авторской позиции. Сопоставление героя с другими чеховскими героями | Письменный ответ на вопрос: «Какой из рассказов Чехова показался мне самым смешным и почему?» | Знание писателей-классиков Дона | | |
32 | М.Шолохов «Федотка» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям | Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?» | Знание писателей-классиков Дона | | |
33 | А.Г.Гарнакерьян «Над Доном - рекой» (сборник) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение стихотворения. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок, поэтический прием (одушевление, метафора) | Чтение наизусть стихотворения одного по выбору | Знание писателей Дона | | |
34 | В.И.Фролов. Стихотворения о Доне | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение. Выявление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения | Подбор стихотворений о Доне для сборника | Знание писателей Дона | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | Урок контроля | Выполнение теста | Тестовая работа | Знание теоретического материала курса | | |
Мониторинг качества обученности.
Таблица по видам контроля.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 Четверть | 4 Четверть | Год | итого |
Административный контроль знаний, умений и навыков | | | | | | |
Количество плановых контрольных работ | | | | | | |
Количество самостоятельных работ | | | | | | |
Количество других видов работ | | | | | | |
Количество экскурсий | | | | | | |
Карта-схема проверки рабочей программы
Дата | Учитель | Предмет | Класс | Содержание программного материала | Выполнение программ | Организация повторения пройденного материала | Количество контрольных работ | Резерв времени | Выводы и предложения | Примечание |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Подпись _____________
«С выводами ознакомлен»:__________________________________________________
« __»_________________
Информация о корректировке рабочей программы
Учитель _____________________________
Класс ______________
Предмет _____________________________
Причина невыполнения программы
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество часов отставания ________________________________________
Способ корректировки календарно-тематического планирования (объединение уроков, сжатие тем, комбинирование предметов и т.д.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________