СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3
1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности 3
1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. 3
Содержание программы внеурочной деятельности. 4
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. 8
3.1. Личностные результаты. 8
3.2. Метапредметные результаты. 9
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности. 10
Описание материально-технического обучения внеурочной деятельности. 12
5.1. Технические средства 12
5.2. Список литературы 12
5.3. Электронно-образовательные ресурсы 14
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26
1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»
В воздействии по логопедической ритмике выделяются два основных направления работы:
развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);
развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объёма, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).
Все упражнения по логопедической ритмике обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса параллельно с формированием правильного произношения звуков; координированную работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими средствами.
В процессе реализации коррекционного курса «Логопедическая ритмика» решаются следующие задачи:
развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
развитие дыхания и голоса;
развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;
воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
развитие творческой фантазии и воображения;
структурирование целостного взаимодействия систем восприятия;
коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
2. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа «Логопедическая ритмика» – первая программа по логопедической ритмике для детей с нарушениями речи школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, программы по логопедической ритмике включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально – волевых качеств личности.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.
Если ребенок не говорит или говорит плохо – есть смысл попробовать заниматься логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика, полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
В результате использования логопедической ритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логопедической ритмике включают следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На занятиях по логопедической ритмике совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение задач по логопедической ритмике.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
3.1. Личностные результаты
1 .Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
6. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения.
7. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов.
8. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
9. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
3.2. Метапредметные результаты
Практическая значимость. Программа предназначена для учителей-логопедов, музыкальных руководителей и педагогов специальных классов (коррекционных). Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.
Необходимых условие для получения хороших результатов – взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сценическая речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логопедической ритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.
Логопедическая ритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя, логопеда, дефектолога, хореографа и музыкального руководителя в работе по коррекции различных нарушений речи.
Занятия по логопедической ритмике направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логопедическая ритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с тяжёлыми нарушениями речи с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
2А
№ | Тема занятий | Коли-чество часов | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
| Вот и лето прошло! | 1 | Динамическое упражнение , дыхательное упражнение , подвижная игра, познавательная деятельность |
| Тучка по небу гуляла | 1 | Динамические упражнения , логоритмические игры, пальчиковая гимнастика, познавательная деятельность |
| Отправляемся в поход | 1 | Динамическое упражнение , логопедическая гимнастика , песня , мультимедийная презентация |
| Сегодня мы спортсмены | 1 | Общеразвивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика , познавательная деятельность |
| Путешествие в мир танца | 1 | Динамические упражнения, творческая деятельность, стихи,песни |
| Собираемся на бал | 1 | Общеразвивающий комплекс упражнений, пальчиковая гимнастика , мультимедийная презентация |
| На балу у золушки | 1 | Динамическое упражнение , пальчиковая гимнастика , творческая деятельность, танец |
| Хоровод у берёзки | 1 | Общеразвивающие упражнения, массаж , динамическое упражнение , подвижная игра , творческая деятельность |
| Прогулка в осенний лес | 1 | Динамическое упражнение, пальчиковая гимнастика , творческая деятельность, танцы и стихи |
| Первые заморозки | 1 | Динамические упражнения , фонопедическое упражнение , дыхательное упражнение, творческая деятельность, подвижные игры |
| Музыкальные ступеньки | 1 | Динамические упражнения , фонопедическое упражнение , чистоговорки, творческая деятельность, подвижные игры |
| Вечер у камина | 1 | Комплекс общеразвивающих упражнений, динамическое упражнение , познавательная деятельность |
| Встанем в хоровод | 1 | Общеразвивающие упражнения, гимнастика для глаз , пальчиковая гимнастика , познавательная деятельность |
| Здравствуй, зимушка-зима! | 1 | Динамические упражнения , логопедическая гимнастика , творческая деятельность, дидактические игры |
| Здравствуй, Новый год! | 1 | Общеразвивающие упражнения, фонопедические упражнения , динамическое упражнение , познавательная деятельность, мини-рассказ |
| Новогодний хоровод | 1 | Динамическое упражнение , дыхательная гимнастика , творческая деятельность, танцы и стихи |
| Госпожа Метелица | 1 | Динамическое упражнение , новогодний хоровод , творческая деятельность |
| Проказы зимы | 1 | Динамические упражнения , артикуляционная гимнастика, распевки, творческая деятельность |
| Зимние забавы | 1 | Динамическое упражнение , логопедическая гимнастика, творческая деятельность, мини-спектакль |
| Карнавал животных | 1 | Динамическое упражнение , творческая деятельность, инсценировка , чистоговорки |
| Маленькие утята | 1 | Динамическое упражнение, логопедическая гимнастика , творческая деятельность, подвижная игра, песня |
| Стойкий оловянный солдатик | 1 | Динамическое упражнение , ритмическая игра , дыхательная гимнастика, мультимедийная презентация, познавательная деятельность |
| Милая мама моя! | 1 | Комплекс упражнений , логопедическая гимнастика , пальчиковая гимнастика , мини-лекция, познавательная деятельность |
| Первый подснежник | 1 | Ритмическая игра , дыхательное упражнение ,творческая деятельность, инсценировка |
| Весна идёт! | 1 | Комплекс упражнений , пальчиковая гимнастика , логопедическая гимнастика , творческая деятельность, русская игра |
| Путешествие в музыкальный зоопарк | 1 | Динамическое упражнение , логопедическое и мимическое упражнения, творческая деятельность, стихи и песни |
| Птицы прилетели | 1 | Динамическое упражнение, логопедическая гимнастика, танец-игра , творческая деятельность |
| Удивительное путешествие | 1 | Комплекс упражнений , пальчиковая игра, динамическое упражнение, мультимедийная презентация, познавательная деятельность |
| В гостях у лесных гномов | 1 | Комплекс общеразвивающих упражнений, динамическое упражнение, творческая деятельность ,танцы |
| На лесной поляне | 1 | Комплекс упражнений , логопедическая гимнастика , чистоговорка , песни и танцы ,творческая деятельность |
| Музыкальные загадки | 1 | Динамическое упражнение ,артикуляционная гимнастика, мини-лекция ,познавательная деятельность |
| Весенние посиделки | 1 | Творческая деятельность, стихи ,песни, танцы |
| Солнышко и тучка | 1 | Творческая деятельность, стихи ,песни, танцы |
| Всем нужны друзья | 1 | Творческая деятельность, стихи ,песни, танцы |
| Всем нужны друзья | 1 | Творческая деятельность, стихи ,песни, танцы |
5. Описание материально-технического обучения внеурочной деятельности.
5.1. Технические средства
1. Персональный компьютер с принтером.
2. Экспозиционный экран.
3. Мультимедийный проектор.
4. Аудиопроигрыватель.
Коммуникативные средства
1. Набор карточек.
2. Иллюстрации сказочных героев.
3. Игрушки, мячи.
5.2. Список литературы
Волкова Г.Н. Логопедическая ритмика. – М., 2016.
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
Методические пособия по логопедической ритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М.: Издательство «Гном и Д», 2016.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТПО-ПРЕСС, 2016.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 7-8 лет. – М.: Сфера, 2016.
Дурова Н.В. Фономатика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: «Мозайка-синтез», 2012.
Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей коррекционных групп. Образовательная область «Познавательное развитие», практическое пособие для воспитателей, педагогов родителей», по ФГОС. – Воронеж: «Метода», 2014.
Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкально-пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – М.: Детство-пресс, 2009.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Издательство «АСТ», 2016.
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 2017.
Сведения по УМК.
Учебно-методический комплект
№ п/п | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1. | Волкова Г.Н. | Логопедическая ритмика | 2016 | Просвещение |
2. | Кузнецова Е.В. | Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 2016 | Гном и Д |
5.3 Электронно-образовательные ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/
Учительский порталhttp://www.uchportal.ru/
Завуч. Инфо.http://www.zavuch.info/
13