Программа внеурочной деятельности
“Мир чтения” в начальной школе
Пояснительная записка
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению “Мир чтения” состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
Прогнозируемый результат реализации программы:
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Занятия внеурочной деятельности “Мир чтения” способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели и задачи:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Ценностные ориентиры содержания занятий:
Содержание программы внеурочной деятельности “Мир чтения” создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В результате освоении программы внеурочных занятий “Мир чтения” формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Место занятий в учебном плане:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 часа.
Формы организации занятий:
- Чтение произведение, обсуждение прочитанного
- Литературные игры
- Конкурсы-кроссворды
- Библиотечные уроки
- Путешествия по страницам книг
- Встречи с библиотекарем
- Уроки-спектакли
Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуация
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником
Практические: рисунки, раскраски, поделки
Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов
Исследовательские: поиск и отбор материала
Методическое обеспечение: книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет ресурсы.
Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, плакаты; бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски.
Содержание программы:
Здравствуй, книга! (1ч.)
Из истории создания книг. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Писатели о родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги. В.Бианки “Синичкин календарь ”, Е.Чарушин.
Писатели - детям (3 ч).
Книги детских писателей-классиков. Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”, А.П.Чехов “Ванька”.
Книги советских писателей – А.П.Гайдар “Горячий камень”.
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Народная мудрость (2ч).
Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Жанр “Былины” (история создания, особенности) Творческая работа “Придумай былину”.
По страницам произведений Р.Киплинга (1ч).
Биография Р.Киплинга. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”.
Русские народные сказки (2ч).
Происхождение сказок. Книги-сборники “Русские народные сказки”. Группы сказок (волшебные, о животных, бытовые). КВН “Народные сказки”.
Сказки народов мира (2 ч.).
Сказки ближнего зарубежья. Сказки дальнего зарубежья.
Мы любим сказки! (1 ч.)
Игра “Что? Где? Когда?”.
9. Советские поэты - детям (2ч).
В.Маяковский – детям, “Конь-огонь”. Д.Хармс. Выставка книг. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов.
10. Русские поэты о любви к Родине (2ч).
Стихотворения Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина о судьбе России, о природе России.
Выставки рисунков. Конкурс чтецов.
11. Юмор в литературе для детей (2ч).
Рассказы М.Зощенко для детей. Герои книг М.Зощенко – Лёля и Минька. В.Драгунский “Денискины рассказы”.
12. Авторские сказки зарубежных писателей (2ч).
Книги сказок: Г.-Х.Андерсен, братья Гримм.
13. Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники: А.Барто, С.Михалков.
Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”.
14. Дети – герои книг (2ч).
В.Катаев “Цветик-Семицветик”. В. Осеева “Печенье”.
15. Книги о животных (2ч).
Произведения Г.Скребицкого. Рассказ“Лесное эхо”. Произведения Н.Сладкого. Сказка “Бюро лесных услуг”. Конкурс рисунков “Жизнь природы.
16. Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне (2 ч.)
Писатели о войне и поэты о войне. День Победы.
17. Детская периодическая печать (1 ч.)
Из истории создания детских периодических изданий. Современные журналы. Стиль, тематика, разделы.
18. Детские энциклопедии (2 ч.)
Что такое энциклопедия? Создание собственной мини-энциклопедии.
15. Обобщение изученного (1 ч.)
Викторина “Книга – мой друг”.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Названия темы занятия | Количество часов | Дата |
| |
1 | Здравствуй, книга! | 1 | |
1 | Из истории создания книг. Правила работы с книгой. Правила работы с книгой | 1 | |
2 | Писатели о родной природе. | 2 | |
2 | В.Бианки “Синичкин календарь” | 1 | |
3 | Е.Чарушин – писатель и художник. | 1 | |
3 | Писатели - детям | 3 | |
4 | Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”. | 1 | |
5 | А.П.Гайдар “Горячий камень”. | 1 | |
6 | А.П.Чехов “Ванька”. | 1 | |
4 | Народная мудрость | 2 | |
7 | Былины. | 1 | |
8 | Творческая работа “Сочини былину”. | 1 | |
5 | По страницам произведений Р.Киплинга | 1 | |
9 | Биография. Сказка “Рикки-Тикки-Тави” | 1 | |
6 | Русские народные сказки | 2 | |
10 | Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.. | 1 | |
11 | КВН “Русские народные сказки”. | 1 | |
7 | Сказки народов мира | 2 | |
12 | Сказки ближнего зарубежья. | 1 | |
13 | Сказки дальнего зарубежья. | 1 | |
8 | Мы любим сказки! | 1 | |
14 | Игра “Что? Где? Когда?”. | 1 | |
9 | Советские поэты - детям | 2 | |
15 | В.Маяковский “Конь-огонь”. | 1 | |
16 | Д.Хармс – необычное в обычном. | 1 | |
10 | Русские поэты о любви к Родине | 2 | |
17 | Ф.И.Тютчев о судьбе России. | 1 | |
18 | С.А.Есенин о русской природе. | 1 | |
11 | Юмор в литературе для детей | 2 | |
19 | М.Зощенко. Сборник “Лёля и Минька”. | 1 | |
20 | В.Драгунский “Денискины рассказы”. | 1 | |
12 | Авторские сказки зарубежных писателей | 2 | |
21 | Г.-Х.Андерсен “Ромашка” | 1 | |
22 | Братья Гримм “Сказки”. | 1 | |
13 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 | |
23 | Авторы: А.Барто, С.Михалков. | 1 | |
24 | Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях” | 1 | |
14 | Дети – герои книг | 2 | |
25 | В.Катаев “Цветик-Семицветик” | 1 | |
26 | В.Осеева “Печенье”. | 1 | |
15 | Книги о животных | 2 | |
27 | Г.Скребицкий “Лесное эхо” | 1 | |
28 | Н.Сладков “Бюро лесных услуг” | 1 | |
16 | Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне. | 2 | |
29 | Писатели и поэты о Великой Отечественной войне. | 1 | |
30 | День Победы (конкурсы стихов и рисунков). | 1 | |
17 | Детская периодическая печать | 1 | |
31 | “Детские журналы вчера, сегодня, завтра” | 1 | |
18 | Детские энциклопедии | 2 | |
32 | Что такое энциклопедия? | 1 | |
33 | Составление и оформление своей мини-энциклопедии. | 1 | |
19 | Обобщение изученного | 1 | |
34 | Викторина “Книга – мой друг” | 1 | |
| Всего: | 34 | |
23