Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»
_____________С.В. Вязовова
Приказ №____от___________2017г.
Программа
внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Удивительный английский» для 5 класса на 2017-2018 уч.г. Срок реализации – 1 год
Составитель:
учитель английского языка
Бочарова Е.А.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало английский язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Английский язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Социальная сущность английского языка заключается в передаче детям творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека.
Использование английского языка в качестве средства передачи и приема информации об окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора детей.
Программа кружка предназначена для учащихся 5 классов, проявляющих интерес к изучению английского языка. В условиях нового учебного плана единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, поддерживать интерес к изучению английского языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм.
Задача учителя – организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала ребят, увлекла их. Работа кружка строится на принципах добровольности, активности и интереса учащихся. Вместе с тем основная роль в организации работы принадлежит учителю английского языка. При планировании работы кружка учитывается, прежде всего, связь тематики занятий кружка с информацией, в упражнениях и текстах учебников для 5 класса: тематическое объединение этой информации, готовится список справочной литературы, которую могут использовать члены клуба при подготовке к занятиям.
Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо, помимо владения иностранным языком, хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии той страны, язык которой он изучает. Поэтому в основе данного курса заложен лингвострановедческий принцип, направленный на раскрытие и объяснение специфических черт британского и американского образов жизни, истории и культуры средствами русского и английского языков. Для расширения кругозора и эрудиции учащихся в программе кружка заложена возможность активизировать умственную деятельность путем проведения различных соревнований, викторин, конкурсов, составление сценариев, чтение произведений и участия в различных проектах и подготовки презентаций. У учащихся формируется умение участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народа стран изучаемого языка и воспитывающих уважение к нему. В программе кратко описаны цели и задачи работы кружка. Определена тематика занятий, описано содержание и формы работы. Также даны некоторые методические указания по формам работы кружка.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные;
Задачи:
Развивать познавательные интересы учащихся в области страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников в США и Великобритании формировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.
Развивать у обучающихся общеязыковые, интеллектуальные, познавательные, психические процессы, лежащие в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств детей, их готовности взаимодействия и к общению, культуру общения в различных видах коллективного труда.
Расширять общеобразовательный кругозор учащихся. Наполнять содержание обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, опираться на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке, и сопоставление этого опыта с приобретенными на занятиях английского языка знаниями, умениями и навыками. Все это призвано сформировать у ребенка широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.
Развивать организаторские, артистические способности, навыки выступления перед аудиторией.
Способствовать созданию в коллективе кружка “Удивительный Английский” обстановки доброжелательности, сопереживания, коллективной взаимопомощи.
Расширять страноведческий кругозор учащихся и их общую эрудицию.
Воспитывать осознанное мотивированное отношение к изучению иностранного языка, толерантности по отношению к своим сверстникам за рубежом, потребности в практическом использовании английского языка
Развивать интерес к чтению иностранной художественной литературы.
Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей.
Место программы в образовательном процессе
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Стрелецкая СОШ» на внеурочную деятельность «Удивительный Английский» отведено в 5 классе -34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
понимание роли языка как средства выражения чувств, эмоций, основы мышления, самореализации и социализации;
представление о целостности мира, при всей его многополярности, поликультурности и многоязычии;
установление контактов, взаимопонимания в процессе межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме с учетом специфики возраста и возможных контекстов деятельности школьников данного возраста;
приобщение к ценностям мировой культуры с использованием иностранного языка как средства познания, получения информации, а также через участие в школьных образовательных обменах (очных и дистанционных), форумах, в познавательных поездках
Продолжительность занятий
Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45минут.
Методы деятельности
Беседы, игры-викторины, подвижные игры, просмотр видеоматериалов.
Виды деятельности
слушание и анализ выступлений своих товарищей.
самостоятельная работа с учебником.
работа с научно-популярной литературой.
отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
написание рефератов и докладов.
просмотр учебных фильмов.
анализ проблемных ситуаций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный английский» являются:
чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в процессе учения;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный английский» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- работать по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами реализации программы курса «Удивительный английский» является формирование следующих знаний и умений.
Формы подведения итогов работы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция.
Содержание программы внеурочной деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы
Литература
Голицынский, Ю.Б. Соединенные Штаты Америки: Пособие по страноведению. – СПб.: КАРО, 2008. – 448 с.
Нестерова, Н.М. Страноведение: Великобритания. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005. – 368 с.
Березина, О.А. Упражнения по грамматике. Структура английского предложения: Учебное пособие. – СПб.: ООО «ИнЪязиздат», 2005. – 160 с.
Миловидов, В.А. Справочные материалы по английскому языку для подготовки к экзаменам. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 383 с.
Боярская, Ю.А. Английский язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель Профиздат, 2005. – 334 с.
Ваулина Ю.Е., Дули Дженни «Английский в фокусе» (издательство Просвещение 2017г.)
Паон М, Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
Лычко, Л., Новоградская-Морская Н., Халецкая, А. Английский язык. – Д.: Сталкер, 2001. – 416 с.
УМК «Английский язык» (5класс) авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение»)
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2013г.)
«Facts and Faces From the History of English-Speaking countries». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2015г)
«Об англоязычных странах кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2011г
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2014г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2014г.)
Словари:
Большой англо-русский и русско-английский словарь / Составители А.П. Алексеев, Т.В. Яшкова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 767 с.
Переводчик Google: translate.google.ru
Электронный мультиязыковой словарь ABBYY Lingvo.
Художественная литература:
Джером К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки» роман; на англ.яз. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009. – 160 с.
Блайтон Э. «Тайна дверного молотка» книга для чтения на английском языке. – СПб.: КОРОНА принт, КАРО, 2004. – 240 с.
Стивенсон Р.Л. Новые арабские ночи (Приключения принца Флоризеля): Книга для чтения на англ.яз. – СПб.: КОРОНА принт, КАРО, 2004. – 144 с.
Ресурсы на электронных носителях:
Образовательный фильм Города мира «Лондон»
Официальный сайт издательства «Просвещение»: www.prosv.ru
Отрывок из фильма «Гарри Поттер»
Мультфильм «Alice in Wonderland» («Алиса в стране чудес»)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Описание содержания занятия | Кол-во час. |
1 | Знакомство. Представление себя. | Правила чтения, 4 типа слога. Лексика по теме. | 1 |
2. | Черты характера. Внешность. | Правила чтения, 4 типа слога. Лексика по теме. | 1 |
3. | Во дворе дома. Мой дом, комната. Ванная. | Глагол to be. Конструкция there is/ are. Лексика по теме. | 1 |
4. | Кухня. Еда, продукты. Разговор за столом. | Глагол to have (to have got). Лексика по теме. | 1 |
5. | Одежда, аксессуары, прически. Поход по магазинам. | Present Simple. Лексика по теме. | 1 |
6. | Свободное время. Поход в кино, театр. | Местоимения: личные, неопределенные, отрицательные. Лексика по теме. | 1 |
7. | Кафе, ресторан. | Местоимения: личные, неопределенные, отрицательные. Лексика по теме. | 1 |
8. | Хэллоуин – день всех святых. Традиции. | Past Simple. Наречия в английской языке. Лексика по теме. | 1 |
9. | Путешествия. Достопримечательности. Регистрация в гостинице. | Present and Past Continuous. Географические названия. Лексика по теме. | 1 |
10. | Общая информация о США, Соединенном Королевстве, Канаде и Австралии. | Present and Past Continuous. Географические названия. Лексика по теме. | 1 |
11. | Страны, столицы и национальности. | Present and Past Continuous. Географические названия. Лексика по теме. | 1 |
12. | Символы Великобритании и России. | Present Perfect. Лексика по теме. | 1 |
13. | Школа. Школьные предметы. Расписание уроков. | Present Perfect. Лексика по теме. | 1 |
14. | Кино, мультфильмы, видеоигры. Музыка и музыканты. | Артикль: определенный, неопределенный и нулевой. Лексика по теме. | 1 |
15. | Праздники. Приглашения и открытки. Поздравления с праздниками. | Прилагательные в английском языке. Порядок прилагательных. Лексика по теме. | 1 |
16. | Рождество в англоязычных странах. | Прилагательные в английском языке. Порядок прилагательных. Лексика по теме. | 1 |
17. | Компьютер. Комплектующие. Безопасность в интернете. | Future Simple. Способы выражения будущего действия. Термины. Лексика по теме. | 1 |
18. | Английские народные сказки, стишки, рифмовки. | Множественное число существительных. Исключения. Лексика по теме. | 1 |
19. | День Святого Валентина. История праздника. | Множественное число существительных. Исключения. Лексика по теме. | 1 |
20. | Э. Лир «Лимерики». Чтение стихотворений. | Выразительное чтение стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть. | 1 |
21. | Транспорт. Поездка в автобусе. На вокзале, в аэропорту. | Past Simple. Наречия в английской языке. Лексика по теме. | 1 |
22. | Пасха в англоязычных странах. | Present Simple. Лексика по теме. | 1 |
23. | П. Трэверс «Мэри Поппинс» | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
24. | П. Трэверс «Мэри Поппинс» часть 2 | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
25. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
26. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» часть 2 | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. Заучивание стихотворения наизусть. | 1 |
27. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» просмотр мультфильма | Просмотр видео с пониманием основного содержания. Лексика по теме. | 1 |
28. | Домашние животные. Дикие животные. | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
29. | Части тела, места обитания животных. | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
30. | Описываем любимое животное. | Закрепление лексики по теме. Создание рисунка с подписями на английском языке. | 1 |
31. | Растения: цветы, овощи, фрукты, деревья. | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
32. | Серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. | Чтение с полным пониманием содержания. Лексика по теме. | 1 |
33. | Просмотр фильма о Гарри Поттере. | Просмотр видео с пониманием основного содержания. Лексика по теме. | 1 |
34. | Конференция «Страноведение англоязычных стран» | Подготовка докладов, проектов. Выступление. | 1 |
| | | 1 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»
_______________ С.В. Вязовова
«____»____________2017г.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Удивительный английский»
(5 класс)
на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| план | факт |
1. | Знакомство. Представление себя. | 1 | | | |
2. | Черты характера. Внешность. | 1 | | | |
3. | Во дворе дома. Мой дом, комната. Ванная. | 1 | | | |
4. | Кухня. Еда, продукты. Разговор за столом. | 1 | | | |
5. | Одежда, аксессуары, прически. Поход по магазинам. | 1 | | | |
6. | Свободное время. Поход в кино, театр. | 1 | | | |
7. | Кафе, ресторан. | 1 | | | |
8. | Хэллоуин – день всех святых. Традиции. | 1 | | | |
9. | Путешествия. Достопримечательности. Регистрация в гостинице. | 1 | | | |
10. | Общая информация о США, Соединенном Королевстве, Канаде и Австралии. | 1 | | | |
11. | Страны, столицы и национальности. | 1 | | | |
12. | Символы Великобритании и России. | 1 | | | |
13. | Школа. Школьные предметы. Расписание уроков. | 1 | | | |
14. | Кино, мультфильмы, видеоигры. Музыка и музыканты. | 1 | | | |
15. | Праздники. Приглашения и открытки. Поздравления с праздниками. | 1 | | | |
16. | Рождество в англоязычных странах. | 1 | | | |
17. | Компьютер. Комплектующие. Безопасность в интернете. | 1 | | | |
18. | Английские народные сказки, стишки, рифмовки. | 1 | | | |
19. | День Святого Валентина. История праздника. | 1 | | | |
20. | Э. Лир «Лимерики». Чтение стихотворений. | 1 | | | |
21. | Транспорт. Поездка в автобусе. На вокзале, в аэропорту. | 1 | | | |
22. | Пасха в англоязычных странах. | 1 | | | |
23. | П. Трэверс «Мэри Поппинс» | 1 | | | |
24. | П. Трэверс «Мэри Поппинс» часть 2 | 1 | | | |
25. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» | 1 | | | |
26. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» часть 2 | 1 | | | |
27. | Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» просмотр мультфильма | 1 | | | |
28. | Домашние животные. Дикие животные. | 1 | | | |
29. | Части тела, места обитания животных. | 1 | | | |
30. | Описываем любимое животное. | 1 | | | |
31. | Растения: цветы, овощи, фрукты, деревья. | 1 | | | |
32. | Серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. | 1 | | | |
33 | Просмотр фильма о Гарри Поттере. | 1 | | | | |
34 | Конференция «Страноведение англоязычных стран» | 1 | | | | |
| | | | | | |