СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» для обучающихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  «Юный исследователь» для обучающихся 3 класса составлена на основе авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь» (34 часа)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» для обучающихся 3 класса»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности в 3 классе общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО, планом внеурочной деятельности и Положением о рабочей программе МАОУ НОШ № 53.

Программа разработана на учебный год (34 ч).

1.Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

  • У ученика будут сформированы: мотивация к обучению, стремление к саморазвитию.

  • У ученика будут развиты познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, элементы критического и творческого мышления.



Метапредметные результаты

Ученик научится:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить проект;

  • выбирать тему для исследования;

  • проводить наблюдения, эксперименты, исследования в процессе работы над проектом.


2. Содержание учебного предмета



«Тренировочные занятия» (12 ч)

 «Наблюдение и экспериментирование» (2 ч)
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. 
Раздел «Методы исследования» (1 ч)
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. 
«Наблюдение и наблюдательность» (2 ч)
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными дли наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. 
«Совершенствование техники экспериментирования» (2 ч)
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». 
«Интуиция и создание гипотез» (1 ч)
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. 
«Правильное мышление и логика» (1 ч)
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. 
«Искусство делать сообщения» (1 ч)
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. 
«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» (1 ч)
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. 
«Семинар «Как подготовиться к защите» (1 ч)
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.


«Исследовательская практика» (13 ч)
«Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» (1 ч)
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). 
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 ч) 
Каждый ребенок работает в своей тетради «Я - исследователь»

 «Коллективная игра-исследование» (2 ч)
«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» (2 ч)
Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. 
«Семинар» (2 ч)
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. 
«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» (4 ч)
Подготовка детских работ к публичной защите.


«Публичная презентация» (9 ч)

 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» (2 ч)

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. 
«Подготовка собственных работ к защите» (4 ч)
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. 
«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» (2 ч)
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.


3. Тематическое планирование


№n/n

Раздел программы

Количество часов

Содержание деятельности обучающихся

1.

Тренировочные занятия

12 ч

Наблюдение и экспериментирование, думать самостоятельно, уметь спросить у другого человека, построение вопросов, поиск ответов, используя анализ, синтез, классификацию. Знакомство с некоторыми способами изучения природы и общества, проведение наблюдений в природе, постановка опытов, поиск и объяснение некоторых причинно-следственных связей в окружающем мире. Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера. Высказывать содержательно свою мысль, идею

2.

Исследовательская практика

13 ч

Использование коммуникативных, прежде всего речевых, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов.

3.

Публичная презентация

9 ч

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учиться презентовать свою работу


4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • тематический контроль;

  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;

  • итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).



Формы представления результатов деятельности:

  • выставки творческих работ

  • защита проектов

  • мини конференция

  • выступление на школьной НПК

5.Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет - ресурсы

  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011          

  2. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011

  3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011

  4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2011



6. Список литературы

  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях