Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» для обучающихся 3 класса»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в 3 классе общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, планом внеурочной деятельности и Положением о рабочей программе МАОУ НОШ № 53.
Программа разработана на учебный год (34 ч).
1.Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У ученика будут сформированы: мотивация к обучению, стремление к саморазвитию.
У ученика будут развиты познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, элементы критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность научиться:
строить проект;
выбирать тему для исследования;
проводить наблюдения, эксперименты, исследования в процессе работы над проектом.
2. Содержание учебного предмета
«Тренировочные занятия» (12 ч)
«Наблюдение и экспериментирование» (2 ч)
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Раздел «Методы исследования» (1 ч)
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
«Наблюдение и наблюдательность» (2 ч)
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными дли наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
«Совершенствование техники экспериментирования» (2 ч)
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».
«Интуиция и создание гипотез» (1 ч)
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
«Правильное мышление и логика» (1 ч)
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
«Искусство делать сообщения» (1 ч)
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» (1 ч)
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
«Семинар «Как подготовиться к защите» (1 ч)
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.
«Исследовательская практика» (13 ч)
«Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» (1 ч)
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 ч)
Каждый ребенок работает в своей тетради «Я - исследователь»
«Коллективная игра-исследование» (2 ч)
«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» (2 ч)
Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
«Семинар» (2 ч)
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» (4 ч)
Подготовка детских работ к публичной защите.
«Публичная презентация» (9 ч)
«Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» (2 ч)
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
«Подготовка собственных работ к защите» (4 ч)
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» (2 ч)
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
3. Тематическое планирование
№n/n | Раздел программы | Количество часов | Содержание деятельности обучающихся |
1. | Тренировочные занятия | 12 ч | Наблюдение и экспериментирование, думать самостоятельно, уметь спросить у другого человека, построение вопросов, поиск ответов, используя анализ, синтез, классификацию. Знакомство с некоторыми способами изучения природы и общества, проведение наблюдений в природе, постановка опытов, поиск и объяснение некоторых причинно-следственных связей в окружающем мире. Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера. Высказывать содержательно свою мысль, идею |
2. | Исследовательская практика | 13 ч | Использование коммуникативных, прежде всего речевых, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов. |
3. | Публичная презентация | 9 ч | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учиться презентовать свою работу |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль;
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тематический контроль;
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).
Формы представления результатов деятельности:
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. | Интернет - ресурсы Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011 М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011 А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011 Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2011 |
6. Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях