СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "От А до Я: искусство эффективного общения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для гармоничного развития подростка общение является основным условием, важнейшим фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности человека, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "От А до Я: искусство эффективного общения"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 180

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района СПб













ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«От А до Я: искусство эффективного общения»


для обучающихся 5-7 классов






Автор:

Дмитрук Л.Е.

Зам по ВР















Санкт-Петербург, 2017


Пояснительная записка


«Самая большая роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери.


Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Как личность, так и любая общность - продукт их внутреннего и внешнего общения, результат, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Это же относится и к предметной деятельности, которая предполагает благоприятное, стимулирующее общение как условие своей эффективности. И это применимо не только к групповой, но и к индивидуальной, в том числе и творческой, активности. Последняя предполагает достаточно высокий уровень внутренней гармонии (или дисгармонии) в общении индивида с самим собой.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающие в результате общения.

Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т.д.

Вербальное общение - это общение с помощью словесной, языковой системы передачи информации, осуществляется посредством речи. В вербальном общении обычно применяют два варианта речи: устная и письменная.

Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, усиливать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Общительность - черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны: легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе.

Общение является глубочайшей потребностью личности, а, следовательно, и условием, и средством ее удовлетворения.

В общении удовлетворяются 3 потребности:

· потребность в самовыражении и в каких-либо достижениях,

· потребность во взаимопонимании,

· потребность в признании личности, в укреплении позиции, в уважении.

Важно правильно оценивать различные ситуации общения. То, что является естественным в одной ситуации общения (например, дружеской), может оказаться недопустимым в другой (например, в деловой).

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. 

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция общения - это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.


Для гармоничного развития подростка общение является основным условием, важнейшим фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности человека, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

· формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

· познание людьми друг друга.


Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «От А до Я: искусство эффективного общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.


Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

· обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

· благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

· вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

· потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

· потребность в активной деятельности;

· потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель и задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.


Формы занятий:

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),

  • этические беседы,

  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

  • дебаты,

  • тематические диспуты,

  • проблемно-ценностные дискуссии,


Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

  • упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  • поведенческий тренинг,

  • лекции с обратной связью,

  • психологические игры,

  • решение коммуникативных речевых задач,

  • работа в парах,

  • метод интервью,

  • проблемное обучение.


Программа деятельности «От А до Я: искусство эффективного общения» рассчитана на обучающихся 5-7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часа (34 часа в год).



Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «От А до Я: искусство эффективного общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.


1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.


Результаты освоения программы


1. Информационный уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации (дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.



Перечень оборудования для реализации программы


Для обеспечения программы «От А до Я: искусство эффективного общения» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:

  • комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;

  • реквизит для сюжетно-ролевых игр;

  • компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

  • мультимедийный комплекс;

  • проектор и экран;

  • фото/видео камера.


Учебно-тематический план. Содержание программы


5 класс


№ занятия

Тема

теория

практика

1.

Этикет.

Виды этикета.

Ритуал. Обрядовые церемонии. Этикет.

Виды этикета: Общегражданский; Присутственный; Религиозный; Брачный; Семейный; Печальный; Спортивный; Этикет путешествий; Светский;  Гендерный;  Деловой;  Корпоративный; Воинский; Дипломатический;

Этикет сервис; Сетевой этикет (этикет цифровой коммуникации); Этикет электронной корреспонденции.

Тест «Насколько вы общительны»


2.

Речевой этикет.


Общение на «ты». Виды обращений. Что такое «дурной тон».

Коммуникативно значимые жесты.

Зоны общения (интимная, социальная, публичная).


3.

Как вести себя в школе.

Правила поведения в классе, на перемене, в столовой.

Деловой дресс-код для школьника.


4.

Как вести себя в новом коллективе.

Правила поведения в новом коллективе. Общественное мнение.

Противостояние плохому влиянию.

Тест «Какой вы в общении»

5.

Знакомство.

Правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве. Представление. Первое впечатление.


6.

Правила общения в гостях.

«Можно и нельзя»: поведение за столом.



У тебя в гостях друг.

Чем занять гостя. Игры и развлечения. Прощание с гостем.

Тест «Умеете ли вы поддерживать разговор»

7.

Как правильно дарить подарки.


8.

Вежливый юмор.

Ролевая игра в “Идем в гости”.

9.


Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость»

10.

Правила приветствия и прощания

Утреннее приветствие. Прощание перед сном.


11.

Телефонный этикет

Вы звоните. Вам звонят. Обращение в справочную. Срочный звонок. «Громкая» связь. «Это неприлично».


12.

О вежливости

Об уступчивости.

Тест «Насколько вы вежливы»

13.


Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.

14.

Культура общения в общественных местах

Поведение в общественном транспорте.


15.

Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.


16.

Поведение в поликлинике, парикмахерской.


17.

Поведение в детской библиотеке.

Тест «Умение вести себя на людях»

18.

Поведение в магазине.


19.


Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения.

20.

Правила общения в семье.

Нормы поведения дома.

Тест «Ты глазами родителей»

21.

Как избежать ссор с родителями.

Тест «Я и конфликты»

22.

У меня есть брат (сестра)!


23.

Общение с прекрасным.

Как слушать музыку.


24.

Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия)


25.

Умение понимать другого.


26.

Правила общения в моей жизни

Как писать письма, поздравления.


27.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома.


28.

Культура общения с телом – гигиена.


29.

Поведение в лесу. Общение с природой.


30.

Мое поведение.

Тест «Человек с хорошими манерами»

31.


Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».

32.


Коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях».

33.


Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения

34.

Итоговое занятие.

Поведение человека и культура общения.

Тест «Какой у вас стиль общения»
















6 класс


занятия

Тема

Теория

Практика

1.

Правила общения.

Для чего быть вежливым. Умение слушать. Умение вежливо отказать.


2.

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.


4.


Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…»

5.

Искусство поздравления.

Комплименты. Искусство делать комплименты.

Тренинг «Подари другу комплимент»

6.


Ролевая игра в “Семейное торжество».

7.

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.


8.

Культура общения.

Неловкие ситуации.


9.

Черты характера и внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?»

10.


Диспут «О чем говорит твой портфель».

11.

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.


12.

Как сформировать полезные привычки.


13.

Общение с природой. Экология природы и человека.


14.

Что такое дружба, товарищество.


15.

Правила хорошего тона. Как воспитать у себя хороший вкус.


16.

Поведение в общественных местах и на природе.


17.


Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе»

18.

Культура гостеприимства.

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.


19.

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».

20.

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.


21.

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.


22.

Красен человек статью.


23.


Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».

24.


Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».

25.

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.


26.

Мы такие разные.


Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

27.

О чем говорит внешний вид.


28.

Выглядеть умным: работа над собой.


29.


Дискуссия «Мужественность и женственность».

30.

Деловой этикет.

Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций»

31.

Общение в путешествии.

Умение вести себя в путешествии.


32.

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.




Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».

33.

Мы такие разные, но мы вместе.


34.

Итоговое занятие.

Личность как самоценность в процессе общения.



7 класс


занятия

Тема

теория

практика

1.

Эмоциональная окраска общения.

Эмоциональность как свойство личности.


2.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».


3.

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.


4.

Пути саморегуляции.

Тренинг «Психоэмоциональная саморегуляция».

5.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

6.

Эмоциональная культура личности.

Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».

7.

Коммуникативная культура личности

Общение и его функции.


8.

Коммуникативная культура личности.


9.

Культура общения. Виды общения.

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!»

10.

Стили общения. Нормы этикета.


11.


Диспут «Конфликты: их причины и последствия».

12.

Средства и способы передачи информации в общении.


13.

Механизмы взаимопонимания.


14.

Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.


15.

Группа и ее законы.


16.

Конфликты в группе и пути их преодоления.

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

17.

Слушать и слышать.

Роль умения слушать в личностном общении.

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

18.

«Эффективные» слушатели.


19.

Умение слушать как метод восприятия информации.


20.

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».


21.

Речь говорящего и понимание слушателя.


22.

Барьеры между говорящими и слушателями.


23.


Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».

24.

Преодоление барьеров в общении.


25.

Совершенствование навыков «слушания».


26.

Совершенствование навыков устной речи


Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

27.

Как научиться красиво говорить


28.

Совершенствование навыков устной речи. Полилог


29.


Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

30.

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия


31.

Проблемно-ценностная дискуссия


32.

Этика речевой коммуникации.

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь»

33.

Этика и виды речевой деятельности


34.

Итоговое занятие.

Поведение человека и культура общения



Список информационных источников


  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.

  3. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.

  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.

  5. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  7. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.

  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)

  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).

  10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.

  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения

  12. 12. Общение как фактор социализации http://studopedia.org/8-107849.html

  13. Правила хорошего тона http://www.knigge.ru/deti_etiket.html



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!