СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "От Руси до России"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "От Руси до России"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А. Н. Неверова

Дзержинского района города Волгограда»

Введена в действие Утверждена

приказом директора МОУ лицея №9 экспертным советом МОУ лицея №9

от «____» _______2015г. №______ протокол от «_____» ____________ 2015г. №____

________________ Жигульская И.В.

«____» ____________








Программа


внеурочной деятельности


«От Руси до России»


1 класс


на 2015-2016 уч. г.






Автор: Стецык Г.С.

учитель начальных классов












2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность – духовно–нравственное воспитание.

Актуальность (педагогическая целесообразность):

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей.

Цель: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения младших школьников.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи учащимся в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «От Руси до России»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.


Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе внеурочной деятельности «От Руси до России» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе занятий; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Содержание программы «От Руси до России»

1 класс

«Мы и наша культура» – 33 часа


Раздел 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.


Раздел 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 6 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.


Раздел 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.


Раздел 4. «НАША РОДИНА» – 12 ч.

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.


Раздел 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.


Раздел 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.


Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).





Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников


По окончании изучения курса внеурочной деятельности «От Руси до России» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области православной культуры, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать со справочной литературой для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


Оценка результатов изучения курса


Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе занятий путём устного опроса, обсуждения темы.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания;

— усвоивших элементарные знания;

— овладевших основным содержанием;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих.

На первом году обучения необходимы словесные поощрения и только положительные оценки работы учащихся.


























Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «От Руси до России» 1 класс


п/п

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

Раздел 1

КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ



3

3


1

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.


1


2

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры.


1


3

Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.


1


Раздел 2

ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ

6

4

2

4

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.


1


5

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.


1


6

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».


1


7

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.



1

8

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния



1

9

Представление о единстве культуры России.


1


Раздел 3

ВСЕГДА ЖИВОЕ

6

4

2

10

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.


1


11

Иконы. Назначение иконы. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры.


1


12

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий».


1


13

Особенности внешнего устроения храма.



1

14

Общее представление о внутреннем устроении православного храма.



1

15

Представление о православном богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.


1


Раздел 4

НАША РОДИНА

12

9

3

16

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.


1


17

Древнейшие города России.


1


18

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Поэты и художники России – о Москве.


1


19

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.


1


20

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.


1


21

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.


1


22

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.



1

23

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».


1


24

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.


1


25-27

Коллективный проект «Святые земли русской»


1

2

Раздел 5

СПАСИТЕЛЬ

3

3


28

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.


1


29

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».


1


30

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.


1


Раздел 6

СЕМЬЯ

3

2

1

31

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.


1


32

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.



1

33

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.


1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.


ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е, испр. М.: ОПК, 2005, 2007.

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.


Справочная литература


5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.


Демонстрационные пособия для работы в классе


6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы (1 часть программы)


1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22. Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.

33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.

34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.

35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.

38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.

39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.

40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!