СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Основы православной культуры

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Основы православной культуры

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Основы православной культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа № 12"


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №12»

Старикова И.В. _______________

«__»_________________2017г.










ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Основы православной культуры

4 Б класс









Подготовил:

Егоров И.А.















2017-2018 уч. год.

Пояснительная записка


Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.


«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:


  1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632),

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р,

  3. Писма Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2016-2017 учебном году.

  6. Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 12

  7. Программа составлена с учетом учебного плана МБОУ СОШ № 12 на 2017-2018 учебный год. в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 35 часа.\




Настоящая программа внеурочного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской учебной программы «Кураева А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.». «Просвещение», 2010.

Порядок уроков и их тематика ориентированы на рекомендации автора учебника Кураева А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» - учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – Москва «Просвещение», 2014. Предмет ОРКСЭ охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ОРКСЭ


Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерели­гиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необ­ходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, духовные традиции и гуманизм.

Учебный курс модуля является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю­щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Модуль «Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.(А.В. Кураев. – .-М.: Просвещение, 2014.-144 с.)

  • Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» (ЗАО «Образование-медиа» М.: Просвещение, 2014.)

  • Рабочая тетрадь http://www.orkce.org/method-cabinet


Цель программы внеурочной деятельности — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного мо­дуля, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Задачи:


  • знакомство обучающихся с основами православной культуры и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.






Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Родителями обучающихся выбраны модули курса: основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Выбор закреплён заявлением родителей обучающихся.


Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания


Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект

- анкетирование

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

-разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

-ролевая игра;

-продуктивный труд.

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме. Экскурсии.



Рекомендации к домашним заданиям:

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

- Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.


Для проверки выполнения требований содержания могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.


Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам.





Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

8. Православные традиции русской семьи.


Темы для исследовательских работ

1. Как христианство пришло на Русь.

2. Христианское отношение к природе.

3. Святые в отношении к животным.

4. Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора

Ушакова, Александра Суворова или других)

5. Святой, прославившийся в нашем крае


Темы сочинений


1. Крещение Руси как начало великой русской культуры.

2. Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

3. Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

4. Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

5. Возможен ли подвиг в мирное время?

6. Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

7. В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

8. Что мне понравилось и запомнилось из урока: «Основы православной культуры»


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕМЕТА ОРКСЭ

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (35 ч, 1ч в неделю).

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Внеурочный предмет «Основы православной культуры» рассчитан на 35 часов, в неделю – 1 час.

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах. Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;

  • об основателях религий мира,

  • о священных книгах религий мира;

  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,

  • имена основателей религий мира,

  • названия основных праздников религий мира,

  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять творческую деятельность;

овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Примеры контрольных заданий

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Содержание учебника построено с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;

  • новизны и особенностей содержания курса;

  • культурологической направленности курса;

  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;


Содержание внеурочного предмета.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч..)

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Введение в православную духовную традицию (18ч)

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.

Православие в России (16ч)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года

  2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

  3. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.

  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.


Интернет-ресурсы:


  • Электронная гуманитарная библиотека – http://www.gumfak.ru.;

  • Государственный музей истории религии – http://www.gmir.ru.;

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://www.fcior.edu.ru.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-сollection.edu.ru

  • orkce.arkpro.ru

  • www.arkpro.ru.conect/view/2498/625

  • www.firo.ru

  • www.prosv.ru/umk/ork/detault.aspx

  • www.patriarchia.ru

  • www.otdelro.ru















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся на уроке

Домашнее задание

По плану

По факту

Первая четверть

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

05. 09.17


Россия – наша Родина.




Работа с учебником, картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Читать урок 1. С. 4–5. Составить предложения со словами: Родина, Отечество, Россия.

Введение в православную духовную традицию (18 часов)

2

12. 09.17


Культура и религия.



Презентация. Работа с рисунками. Беседа о различных религиях.

Читать урок 2. С. 6-7 Нарисовать рисунок на тему «Мой культурный мир»

3

19. 09.17


Человек и Бог в православии

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Чтение рубрики «Это интересно» и «Обсудим вместе».

Читать урок 3. С. 8–12. Ответить на вопросы и выполнить задания

4

25. 09.17



Православная молитва



Просмотр фильма «Детская молитва» из цикла «Купелька» обсуждение фильма.

Читать урок 4. С. 12–15. Ответить на вопросы и выполнить задания

5

03. 10.17


Библия и Евангелие

Презентация, беседа по картинам.

Читать урок 5. С. 16–19. Подготовить доклад «О чем рассказывает Библия»

6

10.

10.17


Проповедь Христа

Презентация. Чтение отрывков из священных книг с проповедью Христа. Обсуждение смысла этих отрывков

Читать урок 6. С. 20–23. Ответить на вопросы и выполнить задания

7

17.

10.17


Христос и Его Крест

Презентация. Работа с рисунками. Чтение рубрики «Это интересно» и «Обсудим вместе».

Читать урок 7 С. 24–27. Ответить на вопросы и выполнить задания

8

24.

10.17


Пасха

Презентация о религиозных праздниках. Беседа по иллюстрациям.

Читать урок 8. С. 28–31. Сделать рисунки на тему «Пасха красная»

Вторая четверть



Пасха

9

07.

11.17



Православное учение о человеке

Презентация, беседа по иллюстрациям, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Чтение рубрики «Это интересно» и «Обсудим вместе».

Читать урок 9. С. 32–36. Написать небольшое сочинение на тему «Человек в православии»

10

14.

11.17



Совесть и раскаяние

Презентация. Беседа по иллюстрациям, устный рассказ на тему. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 10 С. 36–39. Ответить на вопросы и выполнить задания

11

21.

11.17



Заповеди.

Презентация. Беседа по иллюстрациям, устный рассказ на тему. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 11. С. 40–41. Ответить на вопросы и выполнить задания

12

28.

11.17



Милосердие и сострадание.

Презентация. Беседа по иллюстрациям, устный рассказ на тему. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 12 С. 42–45. Написать небольшое сочинение на тему: «Как можно помочь ближним»

13

05.

12.17



Золотое правило.

Презентация. Работа с иллюстративным материалом. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 13 С. 46–47. Ответить на вопросы и выполнить задания

14

12.

12.17



Храм

Просмотр фильма «православный храм». Обсуждение фильма. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 14 С. 48–51. Сделать рисунки «Храмы нашего города»

15

19.

12.17


Икона

Презентация. Работа с иллюстративным материалом. Чтение рубрики «Это интересно».

Читать урок 15 С. 52–55. Ответить на вопросы и выполнить задания

16

26.

01.17



Творческие работы учащихся


Творческие работы детей

Читать урок 16 С. 56–57. Ответить на вопросы и выполнить задания

Третья четверть

17

16.

01.18



Как христианство пришло на Русь

Работа с картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Читать урок 17 С. 58–61. Подготовить доклад на тему «Крещение Руси».

18

23.

01.18



Подвиг

Просмотр фильма «Герои нашего времени» обсуждение фильма, устный рассказ на тему.

Читать урок 18 С. 62–63. Подготовить рассказ о героях нашего времени.

19


30.

01.18


Заповеди блаженств

Презентация. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Читать урок 19 С. 64–63. Ответить на вопросы и выполнить задания

20

06.

02.18




Заповеди блаженств

Чтение отрывков из Евангелия с заповедями блаженства Христа. Обсуждение, с приведением примеров в наше время.

Читать урок 20 С. 64–67. Выбрать одно из заповедей блаженств и подготовить доклад о том, как вы понимаете эту заповедь.

21

13.

02.18




Зачем творить добро?

Презентация Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Читать урок 21 С. 68–45. Написать небольшое сочинение на тему: «Как мир сделать добрее».

22

20.

02.18



Чудо в жизни христианина

Презентация: «Чудеса в православии» Беседа на тему, работа с иллюстративным материалом.

Читать урок 22 С. 70–71. Подготовить доклад о чудесах в православии.

23

27.

02.18


Православие о Божьем суде

Презентация. Устный рассказ на тему. работа с иллюстративным материалом.

Читать урок 23 С. 72–75. Ответить на вопросы и выполнить задания

24

06.

03.18


Таинство причастия

Презентация о Таинствах церкви. Беседа на тему.

Читать урок 24 С. 76–79. Рисунок на тему: «Таинство церкви»

25

13.

03.18



Монастырь

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Читать урок 25 С. 80–83. Ответить на вопросы и выполнить задания

26

20.

03.18



Отношение христианина к природе

Презентация. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.


Читать урок 26 С. 84–85. Ответить на вопросы и выполнить задания

Четвертая четверть

27



03.

04.18



Христианская семья

Презентация: Дружная семья. Обсуждение понятий: любовь, верность, терпение целомудрие.

Читать урок 27 С. 86–87. Сделать на ватмане «генеалогическое древо» вашей семьи.

28


10

04.18


Защита Отечества

Презентация. Беседа о защитниках отечества в наше время. Встреча с ветераном локальной войны.

Читать урок 28 С. 88–91. Ответить на вопросы и выполнить задания

29

17.

04.18



Христианин в труде

Презентация. Обсуждение понятий, таких, как свобода, долг, труд, ответственность. Беседа по картинам учебника.

Читать урок 29 С. 92–93. Ответить на вопросы и выполнить задания

30


24. 04.18



Любовь и уважение к Отечеству

Презентация. Устный рассказ на тему - Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм.

Читать урок 30 С. 94–95. Нарисовать композицию «Я люблю свое Отечество!»


31



15. 05.187


Подготовка творческих проектов


Обсуждение творческих проектов

Подготовиться к презентации своего проекта

32

22. 05.18



Итоговая презентация проектов обучающихся


Обсуждение творческих проектов

Задание на лето. Чтение литературы духовно-нравственного содержания

33

29.

05.18


Резерв

Сочинение на тему «Что мне запомнилось и понравилось из урока: Основы православной культуры»


34



Резерв

Экскурсия в православный храм


35



Резерв

Встреча беседа с православным священником


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

  1. Общие положения

    1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», на основании Инструктивно-нормативного письма Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 08-250 от 22.08.2012г.

    2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе.

    3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся.


  1. Организация системы оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения.

    1. Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные.

    2. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет-незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности.

    3. Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии портфолио.

    4. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

    5. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

    6. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

    7. По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)

    8. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.










«Согласовано» «Согласовано»

Заместитель директора школы Методическое объединение

по УВР МБОУ СОШ №12 учителей начальных классов

____________________________ Протокол №__________

«__»____________2017 г. от «___»_______________2017 г






30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!