Олимпийские старты
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в 1–4 классах.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно актуально в современных условиях нашей страны. Олимпийское образование – одно из направлений современных наук, которое призвано воспитывать в человеке патриотические качества, чтить и прославлять традиции русского народа, изучать историю развития спорта и физической культуры, гордиться героями олимпийских игр.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование двигательных качеств, оценки физического развития и овладение современными здоровьесберегающими технологиями.
Факторы, определяющие актуальность предлагаемого вида деятельности:
Снижение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся;
Низкий уровень развития патриотических качеств у школьников;
Недостаточная образованность детей и их родителей в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.
Новизна педагогического опыта определяется несколькими обстоятельствами:
цель и содержание программы являются новыми, ранее не рассматриваемыми в системе общего образования, так как олимпийское образование – новое, малоизученное направление культуры, которое является частью общемировой физической культуры во многих государствах;
сопряженность с содержанием основной части предмета физическая культура и содержанием с другими обязательными предметами школьного курса: биология, история, обществоведение и др.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию олимпийской культуры обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемые результаты основного общего образования;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
1.2 Общая характеристика учебного предмета, курса
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского образования – формирование у детей и молодежи знаний, интересов, умений и навыков, которые ориентируют их на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, не допускать их антигуманного применения. В образовательном плане эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
Цель конкретизирована следующими задачами:
Формировать олимпийскую культуру у обучающихся.
Пропагандировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.
Развивать массовую физическую культуру и спорт на основе олимпийских ценностей, выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.
Выявление и развитие новых форм образовательной деятельности в области физкультуры и спорта в сельской местности.
Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.
1.3. Эти задачи полностью соответствуют целям и задачам ООП НОО, реализуемой в нашем учреждении и решаются через вовлечение в олимпийские старты как можно больше учащихся, учителей, родителей, медицинских работников, а также администрацию, привлечение внешних партнеров; грамотное и профессиональное решение задач по организации и реализации учебного процесса, внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
1.4 Основные принципы, на которых базируется программа:
Учет возрастных особенностей школьников. Информация, преподносимая обучающимся должна быть доступна, понятна, интересна.
Научная обоснованность. Информация, которая используется для работы с детьми, должна быть достоверной и иметь научное обоснование.
Практическая целесообразность. Все формируемые навыки и умения должны быть востребованы в повседневной жизни обучающихся, находить практическое применение.
Культурологическая сообразность подразумевает формирование олимпийской культуры человека, с учетом культурных традиций народа и страны в целом.
Расширение межпредметных связей. Интеграция в вопросах изучения олимпизма с другими учебными дисциплинами (история, биология, литература, изобразительное искусство и др.)
1.5 Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности «Олимпийские старты» состоит из нескольких модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию, как теоретических знаний, так и практических навыков.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность которых соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Практические занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке, занятия по теоретической подготовке - в учебном кабинете, в библиотеке с использованием ИКT. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Каждый из модулей направлен на разные виды деятельности, реализация которых способствует формированию знаний и умений, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Используя предложенные формы работы, педагог может самостоятельно выстроить план действий воспитательной деятельности. При этом порядок реализации модулей определяется самим педагогом.
Здесь возможны два варианта: первый, когда в течение учебного года каждый из модулей реализуется последовательно, и второй, при котором происходит неоднократное обращение к каждому из модулей.
1.6 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно плану внеурочной деятельности на изучение программного материла внеурочной деятельности «Олимпийские старты» отводится 1 учебный час в неделю, итого 33 часа в год в 1 классе, 35 ч в год 2-4 классах.
1.7 Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Учебно-тематический план спортивно-оздоровительного курса «Олимпийские старты» 1 класс |
№ п/п | Наименование разделов и занятий | теория | Практика | Всего часов |
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | | 1ч |
3 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
4 | Символика Олимпийских игр | 1ч | | 1 ч |
5 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт). Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | | 16 ч | 16 ч |
| Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | | 8 ч | 8 ч |
6 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | | 2 ч | 2 ч |
7 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | | 1 ч | 1 ч |
8 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года |
9 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года |
| Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года |
Итого: | 6 ч | 27 ч | 33 ч |
2 класс |
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | | 1ч |
3 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
4 | Символика Олимпийских игр | 1 ч | | 1ч |
5 | Победители и призеры Олимпийских игр | 1 ч | | 1ч |
6 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт). Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | | 16 ч | 16 ч |
7 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | | 10 ч | 10 ч |
8 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | | 2 ч | 2 ч |
9 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года |
11 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года |
12 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года |
Итого: | 7 ч | 28 ч | 35 ч |
3 класс |
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | | 1ч |
3 | Символика Олимпийских игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы «Фэйр плэй» | 1 ч | | 1ч |
4 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
5 | Победители и призеры Олимпийских игр | 1 ч | | 1ч |
6 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт); зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | | 18 ч | 18 ч |
7 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | | 9 ч | 9 ч |
8 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | | 2 ч | 2 ч |
9 | Понятие «Олимпийская культура»; Победители и призеры Олимпийских игр. | | 1ч | 1ч |
10 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года |
11 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года |
12 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года |
Итого: | 6ч | 29 ч | 35 ч |
4 класс |
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | | 1ч |
3 | Символика Олимпийских игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы «Фэйр плэй» | 1 ч | | 1ч |
4 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | | 1ч |
5 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт); зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | | 18 ч | 18 ч |
6 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | | 9 ч | 9 ч |
7 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | | 3ч | 3 ч |
8 | Понятие «Олимпийская культура»; Победители и призеры Олимпийских игр. | | 1ч | 1ч |
9 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года |
10 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года |
11 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года |
Итого: | 6 ч | 29 ч | 35 ч |
№ п/п | Содержательный модуль | Содержание модуля | Форма реализации |
1 | «Знатоки олимпизма» | Освоение теоретических знаний по следующим вопросам: Древние Олимпийские игры; Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения; Символика Олимпийских игр; Современные Олимпийские игры; Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы «Фэйр плэй»; Понятие «Олимпийская культура»; Победители и призеры Олимпийских игр. | Мини-лекции с презентацией; «Олимпийский урок»; «Олимпийский час» с использованием различных методических материалов, включая кино и видеофильмы; с приглашением известных спортсменов и почетных работников физической культуры; Экскурсия в музей; Посещение библиотеки; Семинары, диспуты, дискуссии; Конференции; КВН по олимпийской тематике; Спортивный квест; Спортивная лотерея. |
2 | Олимпийские виды спорта | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт; Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). Модуль включает в себя как теоретические занятия, так и практические, на которых дети имеют возможность освоить олимпийские виды спорта. | Мини-лекции с презентацией; Занятия практической направленности по овладению двигательными действиями; Веселые старты; Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; Игры на основе видов спорта. |
3 | «Быстрее, выше, сильнее!» | Модуль, который предусматривает организацию соревновательной деятельности на гуманной основе, т.е соблюдение олимпийского принципа: «Главное не победа, а участие!» | Соревнования по разным видам спорта; «Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «На олимпийской волне», «Малые Олимпийские игры»; Спартакиада; Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; Игры на основе олимпийских видов спорта. |
4 | Пропаганда идей олимпизма на основе творческой и проектной деятельности обучающихся | Данный модуль представляет собой систему культурно – спортивной работы, которая призвана обеспечить целостное, позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических, культурных задач применительно к различным группам населения. | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику; Организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; Организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам; Оформление стендов и фотовыставок. |
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Олимпийские старты»
2.1 Личностными результатами освоения обучающихся данной программы по являются:
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,
технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы являются:
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
ИКТ-компетентности обучающихся:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Способность выполнения индивидуального итогового проекта.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
2.2 Описание требований к УУД, которые должны быть сформированы в процессе занятий по программе:
Личностные:
-мотивационная основа на занятиях по олимпийскому движению;
-учебно-познавательный интерес к занятиям олимпийских уроков.
Регулятивные:
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств при освоении олимпийских видов спорта;
- планировать свои действия при занятиях физической культурой, при выполнении комплексов упражнений с предметами и без;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательные:
-осуществлять анализ выполненных упражнений;
-активно включаться в процесс выполнения заданий по физической подготовке
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и обучающимися;
-участвовать в коллективном обсуждении выполненных упражнений.
2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Низкий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий. Средний уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности. Высокий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта
2.4 Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
3.1 Материально – техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
3.2 Учебно – методическое обеспечение:
1.
22