Элективный курс по решению физических задач.
(физика 9 класс)
Пояснительная записка.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём заключается их работа. Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения (составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения. С введением ЕГЭ необходимость в умении решать задачи возросла. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Курс поможет определиться с дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.
Цель курса:
Научить учащихся решать расчётные и качественные физические задачи. Повысить интерес к предмету, т.к. предмет начинает нравиться тогда, когда его понимаешь. Решать олимпиадные задачи, готовить к сдаче ЕГЭ и помочь в правильности выбора профиля в старших классах.
Задачи курса:
1.Повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить полученные знания
2. Познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.
3. Продолжить формирование логического мышления учащихся.
4. Научить решать олимпиадные задачи.
5. Работа с одарёнными детьми.
Содержание курса:
Урок№1.Физические величины и их измерения. Точность измерений и вычислений.
Урок№2. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. Алгоритм решения задач. Умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде.
Урок№3 Теория МКТ. Решение качественных задач.
Урок№4 Решение задач на тему «Тепловое расширение тел».
Урок№5 Плотность вещества. Решение качественных задач.
Урок№6 Решение задач на тему «Плотность вещества».
Урок№7 Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.
Урок№8 Решение задач на тему «Относительность движения».
Урок№9 Вычисление средней скорости движения. Проанализируй реальность полученного результата.
Урок№10 График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения..
Урок№11 Инертность тел. Явление инерции. Причины изменения скорости тел. Первый закон Ньютона. Решение качественных задач.
Урок№12 Ускорение при равноускоренном движении. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения. Решение задач на нахождение скорости и ускорения по закону движения..
Урок№13 График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. Проанализируй реальность полученного результата.
Урок№14 Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость. Проанализируй реальность полученного результата.
Урок№15 Решение задач на тему «Вес тела невесомость». Проанализируй реальность полученного результата.
Урок№16 Давление твёрдых тел, газов и жидкостей. Решение качественных задач.
Урок№17 Решение задач на тему «Давление».
Урок№18 Атмосферное давление. Решение качественных задач.
Урок№19 Архимедова сила. Решение качественных задач.
Урок№20 Решение задач на тему «Архимедова сила».
Урок№21 Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
Урок№22 Решение задач на тему «Работа и мощность».
Урок№23 Решение задач на тему «Механическая энергия».
Урок№24 Решение задач на тему «Закон сохранения энергии».
Урок№25 Простые механизмы. Момент сил. Правило моментов. Решение качественных задач.
Урок№26 Решение задач на тему «Правило моментов, КПД механизмов».
Урок№27 Внутренняя энергия. Способы изменения Виды теплопередачи. Решение качественных задач.
Урок№28 Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».
Урок№29 Уравнение теплового баланса. Решение качественных задач.
Урок№30 Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».
Урок№31 Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычислении сопротивления цепи.
Урок№32 Решение задач на тему «Законы постоянного тока».
Урок№33 Решение задач на тему «Работа и мощность тока».
Урок№34 Решение задач на тему «Электрический ток».
Урок: №35 Итоговое занятие.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
-
Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
-
Запиши условие в буквенном виде.
-
Вырази все значения в системе СИ.
-
Выполни рисунок, чертёж, схему.
-
Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
-
Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
-
Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
-
Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
-
Проанализируй реальность полученного результата.
Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:
1. Объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;
2.Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
3.Формирование навыков решения определенных групп задач, включая задания с элементами конструирования, и качественные задачи. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения.
4. Повышение результатов в районных олимпиадах.
Контроль результативности:
1.Проведение контрольных работ у учащихся в начале и по завершении курса.
2.Контроль состояния текущей успеваемости по предмету; результатами тестирования с включением заданий базового уровня и заданий по программе элективного курса (результаты тестирования для учащихся носят ориентировочный характер).
3.Выполнение учащимися заданий творческого характера; отслеживание выбора учащимися профиля и успешностью обучения по этому профилю.
Литература.
1. Лукашик. В. И. Физическая олимпиада.
2. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.
3. Тульчинский. М. Е. Сборник качественных задач по физике.
4. Пинский Физика 7,8 класс.
5. В.С.Горяинов, Г.В. Карайчев, М.И. Коваленко «Школьные олимпиады».
6.В.А.Шевцов Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах. Законы Ньютона