Программа внеурочной деятельности
по математике
«Математика для всех»
для 8 класса
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса «Математика для всех» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
Новизна состоит в том, что данная программа с одной стороны дополняет и расширяет математические знания, с другой позволяет повысить образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне ближайшего развития.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
научить правильно применять математическую терминологию;
подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
формировать навыки самостоятельной работы;
воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
выявлению одаренных детей;
развитию интереса к математике.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм обучения, адекватных возрастным возможностям учеников 8 классов: игры, конкурсы, беседы, участие в математических олимпиадах, оформление математических газет, брошюр и пособий, творческая работа в группах, проективная работа, экскурсии.
Основные методы: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия, информационные технологии.
В программу включены викторины, игры, проблемные задания, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, сертификатов участия в конкурсах, грамот.
По окончании курса предполагается выполнение проектных работ (индивидуальных или коллективных) и их защита.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
2. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
Обучащийся научится:
решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий;
решать задачи повышенной сложности; применять различные способы разложения на множители при решении задач; решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными; решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики;
строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.
распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры; уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры; решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин; с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки, спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме;
познакомиться с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет.
Содержание программы
Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.
Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.
Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.
Примерная тематика проектов:
Роль математики в архитектурном творчестве.
Архитектура – дочь геометрии.
Симметрия знакомая и незнакомая.
Пропорции человеческого тела. Золотое сечение.
Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.
Логические задачи – мой задачник.
Дерево решений - применение для вероятностных задач.
Приложение теории графов в различных областях науки и техники.
Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.
Квадратные уравнения – многообразие методов решения.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Элементы математической логики. Теория чисел. | 7 |
2. | Геометрия многоугольников. | 9 |
3. | Геометрия окружности. | 3 |
4. | Теория вероятностей. | 4 |
5. | Уравнения и неравенства. | 6 |
6. | Проекты. | 5 |
| Итого | 34 часа |
Календарно- тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема занятия | Форма и вид деятельности | Примечание |
| | Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. | | |
| | Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. | Беседа-лекция, Решение занимательных задач | |
| | Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. | Беседа. Практическая работа в группах | |
| | Задачи на комбинации и расположение. | Решение задач, индивидуальная работа | |
| | Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. | Мини-лекция, «Конкурс знатоков» | |
| | Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. | Решение задач, работа в группах | |
| | Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. | Решение задач, работа в группах | |
| | Графы в решении задач. Принцип Дирихле. | Мини-лекция Решение задач, работа в группах | |
| | Тема 2. Геометрия многоугольников. | | |
| | Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. | Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах | |
| | Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. | Практическая работа в группах | |
| | Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. | Практическая работа в группах, «Математический КВН» | |
| | Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. | Беседа. Просмотр фрагментов фильма. Оформление математической газеты, работа с источниками информации. | |
| | Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней Индии. | Мини-лекция . Беседа. Оформление математической газеты, работа с источниками информации. | |
| | Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Творческая работа в группах | |
| | Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Решение занимательных задач, Творческая работа в группах | |
| | О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. | Творческая работа в группах, диагностическая работа в виде викторины «Своя игра» | |
| | Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. | Мини-лекция Практическая работа | |
| | Тема 3. Геометрия окружности | | |
| | Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. | Беседа. Просмотр фрагментов фильма. работа с источниками информации, игра «Конкурс знатоков» | |
| | Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач | |
| | Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач | |
| | Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. | Мини-лекция. Выполнении е коллективного мини проекта. | |
| | Тема 4. Теория вероятностей. | | |
| | Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. | Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах | |
| | Геометрическая вероятность. | Мини-лекция. «Математический КВН» | |
| | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач | |
| | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия | |
| | Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. | Проективная работа, индивидуальная работа над проектами, экскурсия | |
| | Тема 5. Уравнения и неравенства. | | |
| | Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. | Мини-лекция. Решение заданий в парах. | |
| | Разложение на множители. | Беседа. Практическая работа в группах. | |
| | Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» | Мини-лекция Практическая работа в парах. | |
| | Решение уравнений и неравенств. | Решение задач, работа в группах Участие в математическом конкурсе | |
| | Решение уравнений и неравенств. | «Конкурс знатоков», работа с источниками информации, ресурсами Интернет. | |
| | Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. | Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия | |
| | Тема 6. Проекты. | | |
| | Работа над проектами. | Работа с источниками информации. Беседа. | |
| | Защита проектов. | Конференция | |
| | Защита проектов. Заключительное занятие. | Конференция, викторина «Своя игра» | |