СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика для всех"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике "Математика для всех"»

























Программа внеурочной деятельности

по математике

«Математика для всех»

для 8 класса






























Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса «Математика для всех» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях.

Новизна состоит в том, что данная программа с одной стороны дополняет и расширяет математические знания, с другой позволяет повысить образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне ближайшего развития.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • научить правильно применять математическую терминологию;

  • подготовить учащихся к участию в олимпиадах;

  • совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;

  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы;

  • воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;

  • формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

  • развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

  • созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • выявлению одаренных детей;

  • развитию интереса к математике.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм обучения, адекватных возрастным возможностям учеников 8 классов: игры, конкурсы, беседы, участие в математических олимпиадах, оформление математических газет, брошюр и пособий, творческая работа в группах, проективная работа, экскурсии.

Основные методы: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия, информационные технологии.

В программу включены викторины, игры, проблемные задания, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, сертификатов участия в конкурсах, грамот.

По окончании курса предполагается выполнение проектных работ (индивидуальных или коллективных) и их защита.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.



2. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.


Предметные

Обучащийся научится:

  • решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий;

  • решать задачи повышенной сложности; применять различные способы разложения на множители при решении задач; решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными; решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики;

  • строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.

  • распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры; уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры; решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей.


Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин; с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

  • научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки, спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме;

  • познакомиться с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет.


Содержание программы


    1. Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

    2. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

    3. Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

    4. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

    5. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.


    1. Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.

Примерная тематика проектов:


Роль математики в архитектурном творчестве.

Архитектура – дочь геометрии.

Симметрия знакомая и незнакомая.

Пропорции человеческого тела. Золотое сечение.

Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.

Логические задачи – мой задачник.

Дерево решений - применение для вероятностных задач.

Приложение теории графов в различных областях науки и техники.

Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.

Квадратные уравнения – многообразие методов решения.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.

Элементы математической логики. Теория чисел.

7

2.

Геометрия многоугольников.

9

3.

Геометрия окружности.

3

4.

Теория вероятностей.

4

5.

Уравнения и неравенства.

6

6.

Проекты.

5


Итого

34 часа












Календарно- тематическое планирование курса


Дата

Тема занятия

Форма и вид деятельности

Примечание



Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел.




Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

Беседа-лекция, Решение занимательных задач



Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними.

Беседа. Практическая работа в группах



Задачи на комбинации и расположение.

Решение задач, индивидуальная работа



Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач.

Мини-лекция, «Конкурс знатоков»



Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители.

Решение задач, работа в группах



Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах.

Решение задач, работа в группах



Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

Мини-лекция Решение задач, работа в группах




Тема 2. Геометрия многоугольников.




Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции.

Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах



Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части.

Практическая работа в группах



Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.

Практическая работа в группах, «Математический КВН»



Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.

Беседа. Просмотр фрагментов фильма. Оформление математической газеты, работа с источниками информации.



Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней Индии.

Мини-лекция . Беседа. Оформление математической газеты, работа с источниками информации.



Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

Творческая работа в группах



Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

Решение занимательных задач, Творческая работа в группах



О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.

Творческая работа в группах, диагностическая работа в виде викторины «Своя игра»



Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

Мини-лекция Практическая работа




Тема 3. Геометрия окружности




Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

Беседа. Просмотр фрагментов фильма. работа с источниками информации, игра «Конкурс знатоков»



Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач



Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач



Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование.

Мини-лекция. Выполнении е коллективного мини проекта.




Тема 4. Теория вероятностей.




Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности.

Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах



Геометрическая вероятность.

Мини-лекция. «Математический КВН»



Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Творческая работа в группах. Решение олимпиадных и занимательных задач



Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия



Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

Проективная работа, индивидуальная работа над проектами, экскурсия




Тема 5. Уравнения и неравенства.




Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.

Мини-лекция. Решение заданий в парах.



Разложение на множители.

Беседа. Практическая работа в группах.



Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»

Мини-лекция Практическая работа в парах.



Решение уравнений и неравенств.

Решение задач, работа в группах Участие в математическом конкурсе



Решение уравнений и неравенств.

«Конкурс знатоков»,

работа с источниками информации, ресурсами Интернет.



Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия




Тема 6. Проекты.




Работа над проектами.

Работа с источниками информации. Беседа.



Защита проектов.

Конференция



Защита проектов. Заключительное занятие.

Конференция, викторина «Своя игра»